Между прошлым и будущим
№117 сентябрь 2024
Государственный центральный музей современной истории России, бывший Музей революции, отмечает вековой юбилей.
О его прошлом и настоящем «Историку» рассказала директор ГЦМСИР Ирина ВЕЛИКАНОВА
Музей рассказывает о самом интересном и самом противоречивом периоде нашей истории – бурном ХХ и начале нынешнего, XXI века. У старожилов столицы его прежнее название, Музей революции, до сих пор на слуху, хотя история русских революций – давно уже не главная его тема. Сегодня не меньшее внимание, чем прошлому, уделяется истории последних десятилетий – периоду распада СССР и становления новой российской государственности.
Герб Союза Советских Социалистических Республик.
Снят с фронтона здания Верховного Совета СССР в дни августовского путча 1991 года
Красная Москва
– Когда и при каких обстоятельствах возник Музей революции?
– Многие ошибочно полагают, что идея его создания впервые возникла после Октябрьской революции, но на самом деле это случилось раньше. Мысли об открытии подобного учреждения зародились в кругах российской интеллигенции после падения самодержавия в марте 1917 года. В Москве было образовано «Общество Музея революции», участниками которого стали такие выдающиеся деятели культуры, как Валерий Брюсов, Иван Бунин, крупные историки Юрий Готье, Александр Кизеветтер и другие. Потом к власти пришли большевики, началась Гражданская война, разруха, и к идее вернулись лишь в 1922-м. Тогда уже появилось множество организаций, изучавших историю революции, часто на дилетантском уровне, и в итоге было решено централизовать этот процесс.
Выставка «Красная Москва», приуроченная к пятилетию Октябрьской революции, открылась в бывшем Английском клубе в 1922 году, и здесь не нужно искать какого-то символизма в духе «старое и новое». Просто этот особняк XVIII века находился в самом центре Москвы и оставался (в отличие от многих) в хорошем состоянии. Впечатляющая анфилада его залов позволяла эффектно представить экспозицию. После громадного успеха выставки ее объединили с выставкой по истории революционного движения в России, организованной еще в 1921-м Истпартом [Комиссия по истории Октябрьской революции и российской коммунистической партии при ЦК РКП(б). – «Историк»] и Центрархивом, и 9 мая 1924 года решением ЦИК особняк Херасковых – Разумовских превратился в Музей революции. Первых посетителей он принял в октябре 1924-го. Собственно, мы считаем, что именно с этого момента музей и ведет свою историю.
Музейная экспозиция, посвященная революционным событиям 1917 года
– Откуда брались экспонаты музея в советское время?
– Формировать фонды музея было довольно сложно – многое погибло или пропало в огне Гражданской войны. К тому же в партии большевиков шла внутриполитическая борьба, и какие-то эпизоды и фигуры ее истории в разные периоды становились нежелательными для показа. Тем не менее экспозиция активно пополнялась благодаря подвижничеству сотрудников, которые повсюду искали и находили интересные экспонаты. Одним из первых был «московский пряник» – так называли самодельные бомбы, которые мастерили восставшие рабочие в 1905 году. Старые большевики передавали уникальные предметы, например футляр для скрипки с двойным дном, в котором перевозили нелегальную литературу. Знаменитая «фурия революции» Розалия Землячка презентовала музею зеркало с тайником, с его помощью она перевезла через границу в Россию обращение Владимира Ленина «К партии». Среди подарков также были ключи от комнат Царскосельского дворца, где содержали под арестом царскую семью, кобура револьвера главного цареубийцы – Якова Юровского. Для нас сегодня довольно дико, что он и другие участники казни Романовых писали воспоминания об этом в целях воспитания подрастающего поколения. Эти заметки тоже хранятся у нас в музее, и не так давно к ним обращался Следственный комитет, когда занимался воссозданием обстоятельств екатеринбургского расстрела.
Командующий Черноморским флотом ВМФ России в 1991–1992 годах
адмирал Игорь Касатонов выступает в Музее современной истории России
Зеркало времени
– Как менялась концепция Музея революции от 1920-х к 1990-м?
– Если в советское время экспозиция выстраивалась в соответствии с линией партии, то сегодня мы стараемся дать посетителям как можно больше информации, чтобы они сами могли сформировать объективное мнение. Надо сказать, что не все довольны таким подходом: одним кажется, что он слишком критичен по отношению к советскому прошлому, другим – что недостаточно критичен, мало рассказывает про репрессии и другие темные страницы истории…
От репрессий пострадали и работники нашего музея. В начале 1930-х годов сюда нагрянула комиссия, посчитавшая, что многие события революционного прошлого освещаются неверно, в итоге несколько человек поплатились своими должностями, а их места заняли комсомольцы и партийцы, часто не имевшие исторического образования. За семь лет сменилось семь директоров, один из которых, большевик с дореволюционным стажем Яков Ганецкий, был расстрелян. Но даже в тех условиях сотрудники смогли сохранить запрещенные документы, определив их в спецхран. Так были спасены брошюры Льва Троцкого и Николая Бухарина, плакаты Белого движения и многое другое. Потом, в годы перестройки, Музей революции стал первым музеем, открывшим свой спецхран.
Музей всегда был настоящим зеркалом времени, отражавшим все происходившие в стране события, и наши сотрудники реагировали на них так же чутко, как журналисты. С первых дней Великой Отечественной они занимались комплектованием связанных с ней материалов и уже в июле 1941-го провели в стенах музея первую посвященную войне выставку. Они побывали в блокадном Ленинграде, в только что освобожденном от врага Сталинграде, шли вслед за солдатами по Европе, собирая бесценные свидетельства эпохи.
– Были ли в советское время официальные решения о сдаче в музей определенных вещей и документов?
– Никаких постановлений или официальных документов на этот счет не было. Но в каждом конкретном случае принимались свои отдельные решения о передаче предметов, будь то частные вещи, награды знаменитых людей или важные государственные документы, в фонды музеев. Что касается нашего учреждения, то самый известный и показательный пример – подарки, присланные к 70-летию Иосифа Сталина, которые здесь демонстрировались еще при его жизни. Выставку организовала директор музея Анастасия Толстихина, возглавлявшая его с 1946 по 1977 год. Секретариат Сталина и ранее передавал сюда некоторые подарки – например, уникальный кувшин, который вождю прислала в память о своем визите леди Нэнси Астор, приезжавшая в Москву вместе с Бернардом Шоу. Этот сосуд, с намеком на события 1812 года, изображал русского медведя, державшего в лапах французского солдата. Почему Сталин решил передать этот подарок в Музей революции – еще одна загадка.
Музей встречает перемены
– В 1990-е ваш музей вообще предлагали закрыть как инструмент коммунистической пропаганды. Как этого удалось избежать?
– Тогда и у московского правительства, и у руководства Российской Федерации хватило мудрости понять, что наш музей – совершенно особая институция, необходимая обществу, и что освещать события современного периода истории необходимо, но иначе, чем другие периоды.
Впрочем, когда я пришла в музей в 2014 году, меня поразило, что он называется Музеем современной истории, а экспозиция обрывается на эпохе перестройки. Одним из немногих свидетельств последующих событий был стоявший у входа троллейбус, разбитый в дни августовского путча 1991-го, и то незадолго до этого его передали в Музей транспорта Москвы. Как раз тогда к нам приехал президент, который посмотрел выставку плакатов красных и белых, а потом отклонился от маршрута и оказался в маленьком зале, посвященном 1990-м годам. Он огляделся и спросил: «А дальше что, ничего не было?» Я сказала: «Владимир Владимирович, мы все поправим». После этого мы с коллективом разработали новую концепцию развития музея, где предлагалось рассказать более подробно о 1990-х и, конечно, о дальнейших событиях. Сегодня по нашим экспонатам можно проследить, какой огромный путь прошла страна за это время – от реальной угрозы утраты государственности до возрождения экономического и военно-политического могущества.
Простреленная дорожная вывеска «Донецк»
По нашим экспонатам можно проследить, какой огромный путь прошла страна за это время – от реальной угрозы утраты государственности до возрождения экономического и военно-политического могущества
– Откуда сегодня поступают новые экспонаты, как пополняются фонды музея?
– В основном, как и раньше, из материалов научных экспедиций, поступлений от частных лиц, героев и участников исторических событий. Это очень важно, поскольку история должна быть персонифицирована, и экспозиция много рассказывает о героях нашего времени. Нам, к примеру, передал свой мундир адмирал Игорь Касатонов, который в 1991–1992 годах не допустил передачи Украине Черноморского флота. Специально для нас он записал свои воспоминания, их теперь могут прослушать посетители музея. Свой архив предоставил соратник президента Бориса Ельцина Геннадий Бурбулис, а семья Евгения Примакова подарила музею некоторые его вещи, включая портфель, с которым он совершил в 1999 году свой знаменитый «разворот над Атлантикой», и легендарный примус – ироничный подарок его друзей на юбилей. Есть у нас и, скажем, вещи Бориса Немцова, который в свое время работал на высоких постах в правительстве России, а потом стал одним из лидеров оппозиционного движения. Поэтому странно слышать, когда нас упрекают в какой-то однобокости. Мы стараемся комплектовать фонды так, чтобы у наших потомков было максимально объективное представление о том, что происходило в стране.
В ногу с веком
– Какие выставки последних лет вы считаете самыми интересными?
– Можно вспомнить выставку «1917. Код революции», посвященную столетию двух российских революций, и последующую – «Три цвета правды», устроенную к столетию начала Гражданской войны. Там мы старались показать, что у трех сил – красных, белых и зеленых – была своя правда, все они хотели благоденствия своей стране, но очень по-разному это понимали, что и привело к кровавому противостоянию. Языком документов мы стремились донести до людей, что без примирения не может быть консолидации в обществе, оно не сможет двигаться вперед. В 2019 году открылась выставка «Путь к Победе: исторические источники свидетельствуют», посвященная 75-летию освобождения Восточной Европы от нацизма. Тексты экспозиции были переведены на 11 иностранных языков и представлены в российских посольствах 20 стран. Выставка познакомила посетителей со множеством новых архивных материалов и была направлена против той реабилитации нацизма, которая совершается сегодня на Западе. В 2020-м прошла актуальная выставка «Нюрнбергский набат. Без срока давности», посвященная 75-летию Нюрнбергского процесса. Как известно, результаты этого тщательного и объективного судебного разбирательства в современной Европе пытаются пересмотреть.
– Отражается ли в экспозиции музея тема специальной военной операции?
– Вообще-то Музей современной истории России комплектовал историю Донбасса всегда! Напомню, что это был музей союзного значения. У нас тысячи предметов по истории региона, особенно много – периода Гражданской войны, довоенного развития угольной промышленности, всенародного восстановления хозяйства Донбасса в 1940–1950-е годы. Есть даже отбойный молоток Алексея Стаханова – знаменитого ударника и основателя социалистического соревнования, одного из самых массовых в мире. Могу смело утверждать, что на основе наших экспонатов можно собрать полную мозаику из истории культуры, становления и развития этого региона. Я много раз упоминала про главный принцип пополнения фондов музея – «по горячим следам». Именно так у нас сформировалась коллекция предметов о беспримерных подвигах жителей Донбасса в годы Великой Отечественной войны, и так же она формируется сейчас – благодаря постоянным экспедициям сотрудников в этот регион начиная с 2017-го, в том числе в зоны боевых действий. Сегодня мы продолжаем эту работу в составе Межмузейной рабочей группы Министерства культуры РФ по комплектованию материалов по истории СВО, действующей под эгидой Российского исторического общества.
Мы долгое время планировали создать масштабную экспозицию о Донбассе, и в 2022 году благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив нам удалось организовать первый мультимедийный выставочный проект «Донбасс – Россия: история и современность». Его важность была отмечена Министерством культуры РФ, и благодаря этой поддержке он путешествовал еще в семь регионов России. У нас есть абсолютно уникальные вещи из этих поездок – например, детские игрушки из разрушенных украинской артиллерией домов, в которых все погибли. Или скульптурные композиции знаменитого донецкого мастера Виктора Михалева, сделанные из осколков снарядов, которыми ВСУ обстреливают мирные кварталы Донецка. Есть и привезенная оттуда украинская литература, дающая представление о том, как людей с пеленок воспитывали в ненависти к России и всему русскому, как из них выращивали неонацистов, которые сегодня демонстрируют абсолютно зверские способы ведения войны.
Президент России Владимир Путин и директор музея Ирина Великанова во время осмотра экспозиции. Ноябрь 2014 года
Компас для посетителей
– Если говорить об экспонатах музея, то какие из них, по вашему мнению, обязательно нужно увидеть?
– Могу высказать только личное мнение о том, что меня особенно впечатляет. Это, например, чешско-русский словарь, изданный в конце 1930-х годов. История этого экспоната удивительна. В 1941-м на крышу педагогического института в Москве упала бомба и не взорвалась. Оказалось, что внутри нее вместо заряда песок, а в нем – чешско-русский словарик. То есть бомба была сделана в Чехословакии, и рабочие давали знать советским людям, что солидарны с ними. Этот словарик хранится в нашем музее, напоминая, что и сегодня в Европе далеко не все разделяют ту ненависть к России, которую навязывают народам современные западные политики.
Если говорить о временах революции, то у нас хранится первый, как считается, национализированный большевиками ткацкий станок. Или изготовленный на заре советской власти бюст Владимира Ленина: обычно его изображают добрым дедушкой, а здесь он яростный, кричащий, неканонический, поэтому, наверное, много лет пролежал в запасниках. Художник «Ленфильма» Александр Блэк передал музею потрясающую серию своей графики, созданной в первую блокадную зиму, – он заставлял себя рисовать каждый день, пока не был вывезен из города в полумертвом состоянии. Его работы долгое время не демонстрировались, а теперь они в числе самых востребованных на выставках, посвященных блокаде. Еще один интересный предмет – белый халат студента медицинского вуза, на котором в апреле 1961-го, когда Москва встречала Юрия Гагарина, написали красной гуашью: «Космос наш!» Тогда наши сотрудники встретили студента и чуть ли не силой содрали с него этот халат, уже зная: теперь он принадлежит истории.
А когда в наш музей приехал президент России, я попросила у него только одну вещь – ручку, которой в 2014 году он подписывал документ о вхождении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. Еще один невероятный экспонат, отражающий дух происходящего в те дни в Крыму, – российский флаг, который развевался над автобусом народного ополчения крымчан. Что примечательно – его передал в музей сам водитель автобуса. Мы занимались комплектованием и во время эпидемии COVID-19: у нас есть, например, пропуск, позволявший тогда ходить и ездить по Москве, и записанная на видео экскурсия по «красной зоне» Института Склифосовского. Это ведь забывается, стирается из памяти, и я очень рада, что мы вместе со «Склифом» сняли такой ролик.
В завершение вспомню еще один, самый старый экспонат музея – зеркало, висящее здесь еще со времен Английского клуба. К той же эпохе относятся редчайшие книги, хранящиеся в библиотеке, ее мы в дальнейшем хотим открыть для публики. Так прошлое соединяется с настоящим и будущим в нашем музее, который входит в свое второе столетие, продолжая обновляться.
Ручка, которой Владимир Путин подписал Договор о воссоединении Крыма с Россией. Москва, 18 марта 2014 года
– Уже скоро – в октябре – музей будет отмечать 100-летие со дня основания. Как вы готовитесь встретить юбилей?
– Одним из самых значимых событий юбилейного года я бы назвала полную реконструкцию постоянной экспозиции, посвященной XXI веку. Это необходимая работа, так как кардинально изменилась за последние десятилетия политическая и экономическая ситуация в стране, международная обстановка, произошли сдвиги в общественной жизни, в состав России вошли Донецкая и Луганская Народные Республики, Запорожская и Херсонская области, ведется специальная военная операция. Новая постоянная мультимедийная интерактивная экспозиция «Россия. XXI век» откроется уже в ноябре этого года.
Всего же в юбилейный год музей реализует масштабную выставочную программу – 28 выставок! Их могли посетить жители Москвы, Сочи, Хабаровска, Костромы, Казани, Махачкалы, Екатеринбурга, Саратова, Комсомольска-на-Амуре, Дмитрова, Дербента, Торжка, Владивостока, Благовещенска, Ярославля, Тулы.
Не могу не сказать и о первом большом издании – четырехтомном альбоме, посвященном истории и коллекциям Музея современной истории России. Каждый том – самостоятельная книга. В первом томе «Сто лет и каждый день» – подробный рассказ о создании музея и его развитии на протяжении ста лет, о его сегодняшнем дне, а также удивительная история особняка графа Разумовского на Тверской, где в XIX веке размещался легендарный Московский Английский клуб. Кроме того, представлены филиалы и отделы ГЦМСИР – «Пресня», «Подпольная типография 1905–1906 гг.», «Квартира Г.М. Кржижановского», «Музей-галерея Е. Евтушенко» в Переделкине. Заключительный материал – о работе реставрационной мастерской, самого «музейного» подразделения.
Следующие три тома представляют коллекции музея. «Товарищ время» посвящен нашей гордости – собранию живописи 1920–1930-х годов, «История на письменном столе» – это знакомство с разными эпохами отечественной истории через уникальные письменные приборы из собрания ГЦМСИР. «Музей год за годом» – рассказ об уникальных музейных материалах из коллекции документальных фондов, выстроенных в хронологическом порядке.
В конце нашей беседы приоткрою один секрет. Совместно с московским театром «Геликон-опера» мы решились на смелый эксперимент – показать на сцене историю музея на фоне событий ХХ века. Спектакль «Тайна дома со львами» – уникальное театрально-музыкальное представление. Это будет впервые и в практике мирового музыкального искусства, и в истории международного музейного дела. Премьера состоится 24 октября в театре «Геликон-опера» на Большой Никитской.
Беседовал Вадим ЭРЛИХМАН