Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Возвращение «Науки»

№117 сентябрь 2024

федосеенков.jpg

В этом году по решению президента старейшее в России издательство вернулось под эгиду Российской академии наук.
Постоянный читатель нашего журнала, директор издательства Николай ФЕДОСЕЕНКОВ рассказал «Историку» о планах «Науки»

 

В 2027 году издательству исполнится 300 лет. Сколько раз за это время оно менялось – трудно сосчитать! «Наука» в кавычках, как и сама академическая наука, не может стоять на месте. «Перемены нужны и сегодня, и мы активно над этим работаем», – говорит Николай Федосеенков.

 

 

По замыслу Петра

– Издательство «Наука» возвращается в Академию наук. Что это значит?

– По сути, мы вернемся к замыслу основателя Российской академии – Петра Великого. Он не представлял академию без типографии (уже в те времена она выполняла функции издательства), и в XVIII веке именно Академическая типография печатала русскоязычную научную и научно-популярную литературу. Разве может развиваться наука без публикации трудов? Типография Академии наук действовала с 1727 года и выпускала уникальные книги. Существовала продуманная издательская политика, в ней активно участвовали сотрудники академии, такие как Михаил Ломоносов, Степан Крашенинников. Например, первый «Атлас Российский» увидел свет в Академической типографии, с создания которой мы ведем свою историю. В XIX веке наши предшественники, привлекая замечательных ученых той эпохи, начали публикацию первых академических собраний сочинений русских писателей – и эта традиция продолжается. Важный импульс научное книгоиздание получило в 1923 году, когда в Петрограде было основано Издательство Российской академии наук. Даже в те трудные времена находились люди, которые не бросали фундаментальную науку.

 

– Книги, которые выходили в типографии и издательстве, были популярны?

– Некоторые из них – безусловно. Причем с самых первых изданий, с XVIII века. Хотя, конечно, тогда читательские и научные круги в России были еще достаточно невелики. Трудно переоценить помощь, которую оказала типография первым поколениям русских ученых. В ней трудились лучшие специалисты – граверы, корректоры, переводчики. Действовали школы, где получали квалификацию все работники книжного дела. У типографии были лавки в обеих столицах, в которых работали люди, готовые свободно поговорить о книгах, об их авторах, исполнить заказ знатока. Академическая типография успешно участвовала в ярмарках по всей России. Сегодня мы вернулись к этой традиции – бываем не только в нашей стране, но и там, куда прежде не добирались: в Иране, Китае, а также в Минске, Астане. Так складывается и постепенно расширяется среда читателей научной литературы. В последние десятилетия ХХ века в «Науке» выходили книги, которые вызывали большой интерес и неоднократно переиздавались. Перечислять их можно часами – и, поверьте, все это настоящие бестселлеры того времени, в общественных библиотеках за ними выстраивались очереди. Достаточно вспомнить научно-популярную серию. А сколько было подсерий, которые охватывали не один десяток наук – от истории России до взаимодействия человека с окружающей средой.

 

 

Журнальный бум

– Сегодня «Наука» взвалила на себя, казалось бы, неподъемную ношу – выпуск всех академических журналов.

– По распоряжению правительства «Наука» стала единственным поставщиком научных книг и журналов Российской академии наук. Мы вновь превратились в крупнейшего издателя отечественной научной периодики. Налаживается постоянное творческое взаимодействие с разными подразделениями академии. Мы для них уже не просто партнеры, а коллеги и соратники. Сейчас у нас готовится к выпуску более 140 журналов, а в ближайшие два года планируем увеличить это количество до 300 – по всем отраслям науки.

 

– А что это за журналы?

– Это все периодические издания Президиума РАН. Кроме того, мы хотим снять издательские функции с тех академических институтов, которые самостоятельно выпускают журналы. В их число уже входят Институт всеобщей истории РАН и Институт мировой экономики и международных отношений РАН. Для нас издание журналов – основная, профильная деятельность. Мы сможем работать быстрее и эффективнее, конечно сохраняя уникальные творческие коллективы, которые там работают. Думаю, коллеги почувствуют плюсы уже в течение этого года. Очень важно, чтобы российские ученые публиковались в отечественных журналах и не сомневались, что их работы переведут на иностранные языки и будут читать во всем мире. Но для этого нужны слаженные, системные действия, к которым мы приступили. И разумеется, без серьезной, продуманной государственной поддержки здесь не обойтись.

 

– Вы видите миссию издательства в том, чтобы помочь российским ученым получить трибуну?

– Это важно, но дело не только в этом. Мы должны стать конкурентоспособными, а со временем и суверенными на международном рынке научной периодики. Нам необходимо самостоятельно начать переводить все журналы на иностранные языки. Только сформировав большой пакет изданий, которые интересны ученым, мы сможем выйти на международный рынок как сильный самостоятельный игрок.

 

– Мне кажется, это почти неподъемная задача…

– Задача непростая, но, уверен, она нам под силу. За годы, прошедшие после распада СССР, оказалась разрушена система государственной поддержки научного книгоиздания. Научных монографий выпускается все меньше: за последние 10 лет их число снизилось на 63%. Это данные по стране, однако у нас в издательстве показатели растут. Будем над этим работать и дальше, в том числе решая вопросы с финансированием. Повод для оптимизма есть, надеюсь, что крупные проекты потянут за собой и другие, не столь масштабные, но необходимые.

 

наука.pngМноготомная «История России» – исторический труд, который не имеет аналогов.
Этот проект был бы невозможен без усилий коллектива Института истории РАН, поддержки президента России и ПАО «Транснефть»

 

 

История – среди приоритетов

– О масштабных проектах хотелось бы поговорить особо. Издательство приступило к выпуску 20-томной «Истории России» в 30 книгах. Расскажите об этом подробнее.

– Идею создания современного труда по истории России с древнейших времен до наших дней еще 12 лет назад поддержал президент Владимир Путин. Это обобщающий просветительский и научный проект, который не имеет аналогов. По крайней мере, полвека ничего подобного не издавалось, да и прежде такого не припомню. Авторы издающегося многотомника – ученые из Института российской истории РАН. 30 томов по 1000 страниц (а в процессе их может оказаться и больше) – целая солидная библиотека по истории. Труд масштабный и очень значимый – не только для исторической науки, но и для всей нашей культуры. Признаюсь, нам вряд ли удалось бы набрать такую скорость в работе над «Историей России», если бы не помощь ПАО «Транснефть» и лично Николая Петровича Токарева, который не только помогает ученым, но любит русскую историю, много делает для ее популяризации.

Мы готовим эти книги и стараемся не подвести тех, кто в нас поверил. Накопив опыт в издании академической литературы, наш коллектив сумел взять на себя редактуру, оформление и выпуск томов «Истории». Здесь не всегда нужно торопиться, но самое важное, что проект не иллюзорный, что это объективный взгляд на прошлое России историков (а это более 400 крупнейших российских ученых!), которые провели скрупулезную работу.

 

– Когда книги дойдут до читателя?

– Три книги уже вышли, еще около восьми мы рассчитываем издать до конца года и в ближайшие два года собираемся практически ежемесячно выпускать по одной или две книги разных томов проекта, в зависимости от степени их готовности. Надеюсь, что их будут читать и историки, и учителя, и писатели. И что люди будут возвращаться к ним и 100, и 200 лет спустя, как мы сегодня возвращаемся к самым ярким историческим трудам XVIII–XIX веков. Но мы видим свою задачу не только в выпуске этих томов, уникальных и по фундаментальности, и по синтезу разных научных направлений, и по художественному оформлению. Мы стараемся, чтобы эти книги оказались в библиотеках, чтобы мимо них не прошли ни российские, ни зарубежные ученые, а также чтобы об «Истории России» узнали не только академические круги. Эта задача – одна из важнейших.

 

книги1.png
В советское время дважды предпринимались попытки создать обобщающий рассказ об истории страны.
На фото: многотомники «История СССР с древнейших времен до наших дней» (1966–1980) и «Очерки истории СССР» (1953–1958)

 

– Как бы вы оценили интерес современных читателей к исторической литературе?

– Могу предположить, что он сейчас выше, чем прежде. Сегодня многие ищут себя в будущем, обращаясь к урокам прошлого. В научно-популярном жанре история – среди лидеров читательских (и, признаюсь, моих личных) предпочтений. Это сказывается и на издательской политике «Науки». К историографии мы обращаемся часто. Читатели заметили нашу серию «Библиотека всемирной истории», в которой вышли работы Антона Горского, Игоря Курукина, Михаила Свердлова, Валентины Болт. Кроме академических изданий у нас появилась еще и новая серия – «История для юных и не очень юных». Там вышла, например, «История Англии для юных» Чарльза Диккенса. Это классика. Но мы публикуем и начинающих исследователей. Второй год «Наука» совместно с Российским историческим обществом проводит конкурс на издание трудов молодых ученых-историков – и мы выпускаем работы победителей. Надеюсь, эта традиция укоренится надолго, а книги получат широкий резонанс в научном мире.

Конечно, это не единственное, что мы можем предложить книжному рынку. Я бы добавил, что «Наука» продолжает миссию издания академических собраний сочинений русских классиков. За последнее время мы активизировали несколько проектов, которые, казалось, почти угасли. Это многотомники Николая Гоголя, Льва Толстого, Леонида Андреева и некоторые другие, уникальные и по содержанию, и по трудоемкости их подготовки.

 

Научные серии и сети

– Издательство «Наука» всегда славилось своими сериями, уважаемыми в книжном мире. Для историков наиболее интересны были «Литературные памятники» и «Памятники исторической мысли».

– Мы возвращаем «Литературные памятники» в «Науку», ведь серия и замышлялась в недрах Академии наук, среди ее инициаторов был Сергей Иванович Вавилов, тогдашний президент АН СССР. Полвека в редакции «Литпамятников» трудился академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он когда-то поставил перед авторами и издателями такую задачу: «приобщить широкого читателя ко всем "тайнам" и особенностям научного понимания памятника; отнестись к широкому читателю с полным уважением». Мне кажется, эта мысль не устарела. Книги этой серии непросто готовить к выпуску, но они всегда востребованы, и многие из них читатели не забывают десятилетиями.

Серия «Памятники исторической мысли» тоже любимое детище «Науки». Она началась в 1972 году с «Истории» Геродота и поныне не исчерпала историографическую классику, с которой мы стараемся знакомить читателя.

 

– А что издано в этих сериях в последнее время и каких ждать новинок?

– Из «Литпамятников» каждая книга заслуживает долгого разговора. Но даже перечисление о многом скажет читателю. В прошлом году увидели свет шекспировский «Король Ричард III», «Шумеро-аккадский эпос Нинурты», стоявший у истоков мировой литературы, в нынешнем – «Жизнь Ивана Васильевича, великого князя Московии» Пауля Одерборна. А готовим мы «Хронику» Титмара Мерзебургского, «Беседы о чудесах» Цезария Гейстербахского, «Историю о Трое» Биндуччо делло Шельто. Из уже вышедших новых «Памятников исторической мысли» я бы выделил начало издания «Истории Гражданских войн во Франции» Энрико Давилы, которая, кстати, уже распродана. В будущем году выйдет второй том. Интересный проект – выпуск книги советского историка Николая Ерофеева «Что такое история» из архива «Науки» середины 1970-х годов. Прошло полвека – и мы, на мой взгляд, обоснованно называем ее памятником исторической мысли.

 

6364622983-1.jpg
Серия «Литературные памятники» издается с 1948 года по настоящее время

 

– В Советском Союзе всем была известна сеть магазинов «Академкнига». Планируете ли вы ее возрождать?

– Мы ее, к счастью, до конца не потеряли, хотя в годы безвременья она поредела. И сегодня нам просто необходима книготорговая сеть, рассчитанная на думающего читателя, а не только на научных работников. В пору расцвета «Академкниги» ее завсегдатаями были и студенты, и просто люди, интересующиеся той или иной темой – от космических полетов до книжной графики. Действует магазин в наукограде Пущино. Есть книжная лавка и в нашем офисе, в московском Шубинском переулке, и в Санкт-Петербурге, на 9-й линии Васильевского острова. Точечно сеть будет расширяться. Планируем открыть магазин в здании Президиума РАН, на Ленинском, 32а. Откроется после ремонта любимый москвичами магазин на улице Вавилова, в традиционно академическом районе – один из старейших столичных книжных. Действуем в этом направлении. Притом что мы значительно расширили наше присутствие в интернете, в том числе на популярнейших онлайн-платформах. Рад, что наши издания интересуют тех, кто за последние годы привык делать покупки в Сети. Кстати, продажи на маркетплейсах превзошли наши изначальные ожидания.

 

– Как «Наука» планирует отпраздновать свой 300-летний юбилей в 2027 году? Какие цели вы ставите перед собой на ближайшие годы?

– Мы работаем над тем, чтобы «Наука» к этому времени вошла в топ-20 научных издательств Европы – в особенности в отношении периодики. Для этого нужно наращивать пакет журналов, активно сотрудничать с академическими институтами и задействовать IT-технологии. Это касается как сугубо издательских задач, то есть распространения электронных версий, сервисов для авторов, редакционно-издательской системы, так и задач более широких, имеющих большое значение для идентичности российской науки, например наукометрических инструментов.

Современное научное издательство – это всегда холдинг. Все наши журналы издаются «в бумаге», но мы делаем акцент и на электронном распространении, которое прочно и безальтернативно вышло на первый план. Мы запустили конвейер. Как мы знаем, самая сильная сила трения – это сила трения покоя. Чем больше толкаешь груз, тем легче. Это физика. Например, за 64 рабочих дня мы выпустили 164 научных журнала, и в работе еще одновременно 170 – на разных этапах. Мы подготовились к этой задаче, и сейчас нам немного легче, чем в самом начале. У нас трудится целое управление из 130 человек. Это команда, которую мы собрали, чтобы обеспечить качественный бесперебойный процесс.

К юбилею мы готовим книгу о многолетней просветительской работе издательства, которая не прерывается почти 300 лет. Это наш фундамент. В целом же само возрождение издательства «Наука», его активная деятельность на современном уровне должны стать главным подарком для всех к этой знаменательной дате. Уверен, что мы оправдаем надежды, которые возлагаются на нас руководством страны, Минобрнауки России, РАН и нашими уважаемыми читателями.

Беседовал Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ