Одноглазый великан
№117 сентябрь 2024
Князь Григорий Александрович Потемкин – одна из самых известных миру фигур русской истории. И это вполне заслуженно
Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа, академик РАН
Известность эта рождена как восхищением его талантами и достижениями, так и анекдотами и злыми карикатурами на него, созданными завистниками и недоброжелателями князя – прежде всего за границей, в Англии. Имя Потемкина неотделимо от имени его возлюбленной, повелительницы, тайной супруги и царицы одновременно – Екатерины Великой. В сегодняшнем мире равноправия полов история женщины-правительницы и ее отношений с разного типа фаворитами, пример блестящего сочетания чувства и расчета, страсти и твердой веры в себя, умения совмещать удовольствие с государственным интересом, талант сохранять дружбу там, где нет любви, представляются скорее наставительным чтением, чем развлекательным чтивом. И отношения между государыней и генералом очень полезны для понимания сложной механики русской, да и прочей истории.
В мировом наборе стереотипов о России едва ли не первое место занимают пресловутые «потемкинские деревни» – образ фальшивых изображений якобы существующих достижений. Истоки навета известны – те иноземные дипломаты, которых не взяли в знаменитую поездку Екатерины в Крым. Путешествие, призванное показать миру, а не только самой императрице размах и перспективы новых территориальных приобретений России, было, конечно же, как принято не только у нас, украшено праздниками, концертами, пирами, демонстрацией будущих построек. Сейчас это называется пиаром или проектным планированием. А за этим стояло виртуозное мирное покорение Крымского ханства, основание городов – Херсона, Севастополя, Симферополя и многих других. За этим стояло принципиальное изменение геополитической карты Европы.
Все это и представлялось с присущей XVIII веку и вкусу Екатерины II театральностью. Вот в путевом дворце на морском берегу во время пира внезапно открывается занавес, служивший как бы стеной. А за ним – в Севастопольской бухте – только что созданный Черноморский флот, мечта и гордость России. Он начинает парад, за которым следит императрица в мундирном костюме, сшитом по форме адмирала военно-морского флота. Это платье хранится в нашем музее.
Присоединение Крыма и других земель, освоение некогда диких степей и морских побережий, победоносно завершенные войны – все это Потемкин. А еще Потемкин – это праздник. Чего стоят, например, петербургские торжества в честь взятия Измаила! Многочисленные сохранившиеся в собрании Эрмитажа вещи иллюстрируют поразившую участников празднеств почти варварскую роскошь, достойную на самом деле исторического значения этой победы и опять же типичную для театральной натуры самого князя, что не мешало ему быть неутомимым воином и искусным политиком.
В нем сочеталось, казалось бы, несочетаемое. Потемкин был политическим стратегом и одновременно создавал стеклянный завод и налаживал производство часов. Кстати, он очень любил музыку и музыкальные механические диковины, среди которых знаменитые часы «Павлин», выставленные у нас в Павильонном зале (сейчас это одна из визитных карточек Эрмитажа), а также музыкальные люстры, которым наши реставраторы некоторое время назад вернули голос.
Вообще наш музей – это очень «потемкинское» место. Князь жил тут когда-то в своих апартаментах дома, на месте которого теперь находится Эрмитаж. Он ходил по дворцовым залам в мундире и в халате. Он здесь любил, интриговал, продвигал свои идеи и перебирал драгоценности. Сами стены Эрмитажа, его залы, паркеты и окна являются частью своеобразной постоянно действующей выставки об этом замечательном человеке, чья судьба пробуждает в нас не только удивление, но и мысль.
Принято говорить об образе человека эпохи Возрождения – цельного и многостороннего. Для нашей истории важен образ человека эпохи Просвещения, любящего и значение, и действие. Это прежде всего сама Екатерина Великая и ее сподвижники, из которых первый – Потемкин, одноглазый великан в рыцарском доспехе.
Михаил ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа, академик РАН