Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Крах капитализма

№117 сентябрь 2024


Знаменитый экономист середины XX столетия венгр Карл Поланьи в своем главном труде описал драматическую историю возникновения и утверждения капитализма

 

«Строй свободных собственников», провозглашенных тогдашними Фукуямами венцом творения и счастливым концом человеческой истории, рухнул под собственной тяжестью и сгорел в огне двух мировых войн. И произошло это не по каким-то внешним причинам, а в результате органического саморазвития «свободного капитализма». На его руинах возникла совершенно другая государственно-монополистическая модель экономики. Ей суждено было просуществовать около полувека – и тоже пасть. Сегодня мы живем в рамках третьей модели, которая уже дала течь. Как видим, капитализм непрестанно меняется, движимый внутренними противоречиями. Его новые фазы порой напоминают предыдущие. Так, современный «турбокапитализм» в некоторых важных моментах вернулся к истокам: свел на нет профсоюзы, критически ослабил социальное законодательство, подорвал социальные связи, снял иммиграционные ограничения, выхолостил прогрессивное налогообложение. Такое «возвращение в детство» капитализма сопровождается возрождением в новой оболочке либеральных мифов, скрывающих суть этого общественного строя.

В высшей степени полезно вернуться к текстам Поланьи, чтобы понять, насколько далеки эти мифы от реальных процессов утверждения капитализма и его внутренней трансформации. Цивилизация XIX века, напоминал он, бесславно рухнула. Потерпели крушение все ее основные институты: система равновесия сил, международный золотой стандарт, саморегулирующийся рынок и либеральное государство. Идея саморегулирующегося рынка оказалась настоящей утопией: «подобный институт не мог бы просуществовать сколько-нибудь долго, не разрушив при этом человеческую и природную субстанцию общества». Уже около 1900 года ввиду резкого обострения соперничества различных группировок международного финансового капитала начался распад мировой экономики. Он и стал причиной быстрого роста политической напряженности, в конце концов вылившейся в две мировые войны, похоронившие прежний порядок.

 

ромас утро первой пятилетки 1934.jpgУтро первой пятилетки. Худ. Я.Д. Ромас. 1956 год

 

В итоге свободный рынок был вытеснен новыми формами экономической организации и подвергся крупномасштабной государственной регуляции, золотой стандарт сменили фиатные валюты, а «равновесие сил» уступило место разделу мира между США и СССР. К моменту написания «Великой трансформации» новая модель еще не устоялась, шла борьба за то, какой она будет. Но прежняя модель уже пала, и это было абсолютно закономерно, считал Поланьи, поскольку «первопричины катастрофы лежат в утопической попытке экономического либерализма создать саморегулирующуюся рыночную систему». Рыночную цивилизацию сломали те самые механизмы, которые должны были обеспечивать рост материального благосостояния. Золотой стандарт лишил национальные правительства возможности легитимно защищать собственные рынки. Разрушительное воздействие рыночных сил пытались ограничить решениями центральных банков и таможенными тарифами. Протекционизм заставлял капиталистов искать политически незащищенные рынки, что привело к колониальному разделу мира между самыми сильными державами. Протекционизм же способствовал превращению конкурентных рынков в монопольные – как внутри, так и вовне национальных границ. Рынки земли, труда и денег все в меньшей степени были свободными, и равновесие на них требовало поддержки уже не экономическими, а политическими методами. Итак, рынок съел сам себя.

 

СССР, искусственно изолированный Западом от мировой экономики, вынужден был искать свой вариант развития, который оказался достаточно успешным

 

jmo5hlhfml91m86lhx8dmu6zt4rhg6rq.jpgПоланьи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2018

 

В целом рыночная цивилизация XIX века, по мнению Поланьи, была слишком «экономической», чтобы выжить. Она представляла собой странное исключение из человеческой истории, в которой экономические мотивы всегда находились на втором или третьем месте по сравнению с социальными. Капитализм перевернул все с ног на голову, и люди, естественно, всегда пытались и будут пытаться поставить на его пути заслоны и преграды. Чем успешнее капитализм будет бороться против социальных институтов, защищающих людей от него, тем быстрее он уничтожит собственно человеческое общество. Чем сильнее будет сопротивление людей, тем больше будет подорвана свобода рынка, определяющая суть «свободного капитализма». В обоих случаях борьба людей против свободного рынка ведет к его краху и приближает создание новой, регулируемой модели, где рыночные силы оказываются подчинены другим императивам. Это совершенно не означает уничтожения индустриальной цивилизации, она будет только поставлена на службу человеку, тогда как утопический эксперимент либералов XIX века превратится всего лишь в ужасное воспоминание. «Рыночная система перестанет быть саморегулирующейся, даже в теории, ибо она уже не будет включать в себя труд, землю и деньги».

Поланьи видел несколько вариантов такой системы. Начнем с тоталитаризма, подчиняющего экономику абсолютной власти, избавленной от любых демократических ограничений. Это тоже способ лечения проблем свободного рынка, но такой, что ведет от болезни к смерти. Фашистская версия тоталитаризма, полагал ученый, будущего не имеет, силу и влияние она получила ситуативно – благодаря стремлению униженной Версальским договором Германии воспользоваться моментом и восстановить статус великой державы. Гитлер старался ускорить гибель старого мира, «рассчитывая получить фору перед конкурентами». Напротив, СССР, искусственно изолированный Западом от мировой экономики, вынужден был искать свой автаркичный вариант развития. Он оказался достаточно успешным, поскольку его строительство шло рука об руку с распадом системы свободного рынка и отнюдь не противоречило главному тренду общемирового развития. Здесь мы тоже видим всего лишь ситуативность. Наиболее же перспективен, с точки зрения автора, третий вариант – «социализм», под которым имеются в виду европейская социал-демократия, британский лейборизм и американский «Новый курс». Такой социализм есть «присущее индустриальной цивилизации стремление к выходу за рамки саморегулирующегося рынка путем целенаправленного подчинения его демократическому обществу». Именно он имеет наибольшие шансы загнать в бутылку капиталистического джинна, уничтожающего все вокруг своим духом абсолютного эгоизма, и стабилизировать мировое сообщество на новых – а на самом деле вполне традиционных и всегда присущих человеческому обществу – началах.

Валерий ФЕДОРОВ, генеральный директор ВЦИОМ