Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Пути зерна

№117 сентябрь 2024

 

Если первое окно в Европу прорубил Петр I, то второе, южное, – Екатерина II и Потемкин. Через это окно на Запад хлынули российские товары, прежде всего пшеница

 

Николаев._Портъ-Элеваторъ.jpg
Николаев. Порт-элеватор. Начало ХХ века

 

До 1780-х годов Россия почти не экспортировала зерно: при малой урожайности и частых недородах его с трудом хватало и своему населению. К тому же у нас выращивалась главным образом рожь, а ржаной хлеб не слишком любили за границей. Присоединение Северного Причерноморья дало империи плодороднейшие земли, где прекрасно росла пшеница. Еще раньше этот злак стали культивировать на Дону, а позже – на заселенной русскими Кубани. Наконец был достигнут такой успех, что потребовалось срочно налаживать хлебный экспорт. Первым портом, откуда пшеница отправилась за рубеж, стал Таганрог, потом к нему присоединился Херсон. Русский флот на Черном море еще только создавался, и вывозом зерна занимались турецкие и итальянские суда. В 1794 году началось строительство Одессы, купцы которой получили невиданные торговые льготы. Это позволило им перетянуть на себя экспорт пшеницы и многих других товаров, и в 1802-м Одесский порт – безусловно, во многих отношениях более удобный по сравнению с Таганрогским и Херсонским – стал главным в России по вывозу зерна.

Зарубежные коммерсанты быстро оценили нового поставщика: уже в 1782 году русскую пшеницу стала закупать Франция, в 1787-м – Португалия, в 1788-м – Неаполитанское королевство, а за ним и другие итальянские королевства и герцогства. Достаточно дешевый русский хлеб произвел в Италии настоящую «кулинарную революцию»: благодаря ему здесь массово распространились пицца и спагетти, завоевавшие потом весь мир. За последнюю четверть XVIII века оборот азово-черноморских портов вырос в 11 раз, причем к концу столетия 59% экспорта по стоимости составлял хлеб (на втором месте было железо с 11%, а на третьем – икра с 8%). В течение следующего века оборот увеличился еще в 10 раз, а доля зерна в русском экспорте оставалась такой же высокой.

Рост хлебного вывоза особенно усилился после 1846 года, когда Англия и ряд других стран начали постепенно снижать пошлины на ввоз зерна. Это была вынужденная мера: население Европы быстро росло, ему не хватало продовольствия. Россия фактически спасала (пусть и небескорыстно) жителей континента от голода. Всего за три года российский хлебный экспорт увеличился втрое, а нарастить его еще больше помогли отмена крепостного права и строительство железных дорог, ускоривших поставки зерна в порты.

В середине XIX века 90% пшеницы Россия экспортировала через черноморские порты – Одессу, Николаев, Херсон, Новороссийск. В тот период наша страна была главным поставщиком зерна на планете, контролируя 33% мирового рынка пшеницы, 86% – ржи, 63% – овса, 40% – ячменя. Правда, потом ее потеснили на пшеничном рынке США, Канада и Аргентина, но накануне Первой мировой войны она все еще продавала четверть всей пшеницы в мире. Оборотной стороной этой торговли, приносившей громадные прибыли помещикам и купцам, была нищета: скупая и вывозя за рубеж зерно, экспортеры сокращали его потребление внутри страны, что периодически приводило к голоду и стало, по мнению ряда историков, одной из причин революционных событий начала ХХ века.

Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук