Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Флаг над Ледовитым океаном

№105 сентябрь 2023

Неудачный ход Русско-японской войны заставил правительство обратить внимание на изучение северных морей, навигация по которым могла бы усилить Тихоокеанский флот. В 1906 году морской министр Алексей Бирилев поручил адмиралу Владимиру Верховскому возглавить комиссию «из опытных морских офицеров», способных «совершенно объективно и всесторонне» выработать план освоения Арктики.

3_hr_img058__2.jpg
Поднятие флага на Земле Николая II. 4 сентября 1913 года

 

Команда ГЭСЛО

Известные полярники Александр Колчак и Федор Матисен составили программу экспедиции, рассчитанную на несколько лет. Их активно поддержал влиятельный начальник Главного гидрографического управления Андрей Вилькицкий, не раз участвовавший в полярных походах. Перед моряками стояла фантастическая по тем временам задача – пройти из Владивостока до Архангельска по еще не изученному Северному морскому пути. Назвали этот проект Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО). На Невском заводе в Петербурге в рекордно короткие сроки построили два «ледорезных парохода» – «Таймыр» и «Вайгач», специально предназначенные для плавания в северных широтах. Они могли ломать лед до 60 см толщиной, были оборудованы новейшими техническими средствами, в том числе радиостанцией, позволявшей держать связь на расстоянии до 150 миль.

Руководил ГЭСЛО генерал-лейтенант Иван Сергеев, маститый гидрограф, участник многих путешествий в арктических широтах. Первым командиром «Вайгача» стал Колчак, «Таймыра» – молодой гидрограф Борис Давыдов. Моряки провели суда из Кронштадта на Дальний Восток по южным морям – и к середине лета 1910 года все было готово для первого похода.

Во Владивостоке к экспедиции присоединился военврач Леонид Старокадомский, потерявший левую руку еще в 1903-м, но оставшийся на службе. Он мечтал об арктических исследованиях. При знакомстве с доктором, который азартно излагал собственные методы борьбы с цингой, Колчак даже не заметил, что вместо руки у него протез. Сохранилась легенда, что потом, доказывая свою пригодность для опасного путешествия, Старокадомский на одной руке, вниз головой спустился по трапу. Свои обязанности в походах он исполнял безукоризненно.

В августе исследователи отправились в первое арктическое плавание, которое считалось разведывательным. Они проследовали вдоль берегов Камчатки и через мыс Дежнева вышли в Северный Ледовитый океан. Поход продолжался недолго. Суда причалили к берегу в районе поселка Уэлен на Чукотском полуострове. Полярники уточняли карту побережья, проводили съемки местности, но из-за сильного снегопада в октябре были вынуждены вернуться во Владивосток.

В следующее плавание экспедиция отправилась через год и в новом составе. Место отозванного в Петербург Колчака занял другой морской офицер с боевым опытом – Константин Ломан. На этот раз они дошли до устья Колымы, составили карту Чукотского моря, провели множество топографических съемок. Впрочем, за первые три года работы команде ГЭСЛО не удалось совершить прорыва к западным рубежам северного побережья. Экспедиция буксовала.

В начале 1913 года умер Андрей Вилькицкий, а в апреле его сына – капитана 2-го ранга Бориса Вилькицкого – назначили командиром «Таймыра». К 28 годам он был кавалером нескольких боевых орденов, один из которых получил после тяжелого ранения при защите Порт-Артура.

В 1913-м «Таймыр» и «Вайгач» наконец должны были пройти путь от Владивостока до Белого моря. На суда загрузили запасы продовольствия в расчете на полярную зимовку. 26 июня пароходы покинули порт Владивостока, а через две недели слег с инсультом начальник экспедиции. Его высадили в Петропавловске-Камчатском. Кто заменит Сергеева? Моряки дождались приказа из Петербурга. Адмирал Иван Григорович, ставший к тому времени морским министром, передал бразды правления своему бывшему адъютанту – капитану 2-го ранга Вилькицкому. Под его руководством экспедиция должна была двигаться по прежнему курсу – вдоль северных берегов России, в Архангельск.

Опытные морские волки поначалу не принимали молодого капитана, считали его выскочкой – адмиральским сынком и генеральским зятем (младший Вилькицкий к тому времени успел жениться на дочери начальника штаба Омского военного округа). Обстановка накалялась, в дальнем путешествии распри между офицерами могли привести к самому печальному исходу. Но Вилькицкий проявил себя настоящим дипломатом, не подавлял инициативу полярников, и плавание в Чукотском море, а затем в море Лаптевых прошло плодотворно. Новому начальнику ГЭСЛО удалось значительно расширить зону изысканий, когда он решился на раздельное плавание судов. Исследователи с «Вайгача» занялись подробным описанием острова Врангеля, а «Таймыр» бороздил океан в районе Новосибирских островов. Радиосвязь помогала капитанам действовать согласованно.

avtroil-volkitskiy.jpg
Капитан 2-го ранга Борис Вилькицкий. Санкт-Петербург, 1910 год

 

«Открыть земли, о которых никто не думал»

Пароходы воссоединились возле острова Преображения в Хатангском заливе. Подойти к мысу Челюскин – северной оконечности полуострова Таймыр и всей Евразии – они не смогли. Помешали плотные льды. 2 сентября 1913 года моряки увидели землю – сравнительно небольшой остров, которому присвоили имя цесаревича Алексея (сегодня он известен как Малый Таймыр). Но наступали решающие дни путешествия, и главные открытия ожидали моряков впереди. Старокадомский вспоминал: «В полдень… ледоколы пошли параллельно кромке льда курсом норд. Вот тут и произошли события, которые принесли нашей экспедиции мировую известность. Часа через три впереди, несколько справа от курса вырисовалась низменная полоса земли, полузанесенная снегом. Появление земли было полной неожиданностью». Доктор бросился в каюту капитана: «Борис Андреевич, впереди открылся берег!» Вилькицкий взбежал на капитанский мостик и, вглядываясь в даль, увидел высокие скалы. Это и был необитаемый архипелаг, еще не нанесенный на географические карты, а точнее – один из его крупнейших островов, который ныне носит название Октябрьской Революции. В вахтенных журналах обоих судов появились записи. На «Таймыре»: «5 часов 20 минут. Открыли землю на северо-западе. Подпись: мичман Гейнинген-Гюне». На «Вайгаче»: «Идем в кильватер транспорту "Таймыр" между льдинами в полыньях переменными курсами, близкими к западу и юго-западу… 3 часа 55 минут. Открылся в северо-западном направлении берег, высокий и обрывистый. Подпись: лейтенант Евгенов».

Вилькицкий, понимая важность момента, провел торжественную церемонию. «В 6 часов пополудни я объявил собравшимся экипажам кораблей экспедиции о присоединении новооткрытой земли к владениям его императорского величества и поздравил команду с открытием, после чего при криках "ура" на мачте был поднят национальный флаг. В этот день команда получила по чарке, которой не получает обычно в Ледовитом океане, и был сделан улучшенный ужин», – вспоминал капитан.

Обследовав остров с моря, полярники высадились на сушу. Командир «Вайгача» Петр Новопашенный, которого Вилькицкий называл «главной научной силой экспедиции», определил координаты: 80 градусов 04 минуты северной широты и 97 градусов 12 минут восточной долготы. 4 сентября моряки установили в каменистом грунте большой столб с обозначением даты и названием экспедиции, а неподалеку укрепили высокий флагшток. Знамя Российской империи поднялось над загадочной землей. Ее территория – 37 тыс. кв. км льдистой пустыни – превосходила по масштабам некоторые европейские страны, например Бельгию и Нидерланды. Сначала архипелаг (впрочем, моряки сперва решили, что открыли один крупный остров) нарекли Тайвай – по первым слогам названий двух пароходов, которые доставили путешественников в северные широты. Участники экспедиции постарались как можно подробнее описать восточное побережье острова, задержавшись там почти на сутки.

Увлекшись открытиями, полярники чуть не упустили конец навигации. Пароходы должны были следовать на запад, в Баренцево море, но путь им перекрыли льдины. Главную задачу похода выполнить не удалось… Пришлось возвращаться, следуя в противоположную сторону – к берегам Аляски. В порту Святого Михаила они сделали остановку, чтобы пополнить запасы топлива и продовольствия. И там рассказали американским газетчикам о своем открытии. Вилькицкому пришла в голову идея объявить, что новый архипелаг решено назвать Землей Николая II – в честь 300-летия династии Романовых. Многие полагали, что начальник ГЭСЛО превысил свои полномочия, но Петербург его поддержал, и 10 января 1914 года вышел приказ адмирала Григоровича, в котором говорилось, что самодержец, выслушав доклад морского министра, «высочайше повелеть соизволил: присвоить земле, расположенной к северу от мыса Челюскина, наименование: Земля Императора Николая II».

В октябре, когда путешественники остановились в Петропавловске-Камчатском, Вилькицкий направил в Петербург телеграмму с подробным описанием похода. «Нам удалось достигнуть мест, где еще не бывал человек, и открыть земли, о которых никто не думал», – писал капитан. Этот отчет произвел настоящую сенсацию: стало ясно, что российские моряки совершили выдающееся открытие. Некоторые ученые (например, географ, историк и знаменитый анархист Петр Кропоткин) и раньше предполагали, что к северу от полуострова Таймыр может располагаться некая «большая земля», но никаких сведений о ней не имелось.

Пока весь мир обсуждал открытия «русских Колумбов», экспедиция продолжалась. На следующее лето «Таймыр» и «Вайгач» покинули бухту Золотой Рог и отправились в плавание, чтобы снова попытаться пройти Ледовитый океан с востока на запад до Архангельска. Решить эту задачу в одну навигацию не удалось, поход затянулся на 14 месяцев, включая многомесячную зимовку во льдах. Но они первыми из российских мореплавателей сумели пройти Северным морским путем и первыми в мире покорили этот маршрут. В сентябре 1915 года весь Архангельск встречал героев на Соборной пристани – с оркестром и артиллерийским салютом. Для Вилькицкого и его соратников наступило время заслуженных награждений и чествований.

Капитан был удостоен золотых медалей Русского и Французского географических обществ, Шведской академии наук. Кроме того, Вилькицкого зачислили в императорскую свиту флигель-адъютантом с правом ношения царского вензеля. Вся команда получила памятные серебряные знаки, на которых выгравировали путь «Таймыра» и «Вайгача» в арктических морях.

Через год правительство обратилось к «союзным и дружественным державам» с нотой о включении вновь открытых земель во владения Российской империи. К тому времени почти все отважные путешественники получили назначения на боевые корабли и участвовали в сражениях, ведь, пока они штурмовали льды, началась Первая мировая война.

229046254.jpg
Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» в Арктике. 1913 год

Схема плавания Гидрографической экспедиции Северного ледовитого океана в 1913 г..jpg
Схема плавания Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1913 году

 

Послесловие к подвигу

Многие первооткрыватели-гидрографы в будущем стали известными полярными исследователями. Вахтенный начальник «Таймыра» Алексей Лавров в советское время побывал в десятках арктических экспедиций, стал инженер-контр-адмиралом и кавалером орденов Красного Знамени и Красной Звезды. Штурман с «Вайгача» Николай Евгенов во время плавания вел метеорологические исследования, а затем составил карту Земли Николая II. В годы Гражданской войны он работал в Комитете Северного морского пути при правительстве Колчака. В 1919-м его арестовали, но ненадолго. Евгенов руководил первой советской арктической экспедицией к устьям рек Лены и Оленека, после которой были изданы атласы этих труднодоступных мест. На его счету путешествия на Новую Землю и первый разведывательный полет над Арктикой с авиатором Борисом Чухновским. Евгенова считали лучшим лоцманом Севморпути. В 1938-м он оказался под арестом по ложному доносу, через пять лет был условно-досрочно освобожден и смог вернуться к научной работе. Место, где находился «Вайгач» в момент открытия архипелага, на картах обозначено как пролив Евгенова.

А что же Вилькицкий? В начале Гражданской войны он возглавлял советскую гидрографическую экспедицию, занимался северными перевозками хлебных грузов, но потом примкнул к белым, получил звание контр-адмирала, а в 1920 году оказался в эмиграции. Через несколько лет по приглашению советского правительства организовал две экспедиции в Карском море. И хотя Вилькицкий не собирался переезжать в СССР, после этих походов на родине к нему относились не совсем как к белоэмигранту. Фамилия Вилькицких девять раз встречается на карте Арктики. Семь раз этой чести удостоен Андрей Ипполитович и два раза его сын Борис Андреевич, первооткрыватель Северной Земли.

…Вскоре после окончания Гражданской войны активисты сибирских Советов предлагали назвать архипелаг «именем какого-либо наиболее отличившегося Сибирского партизанского отряда». Но власть остановилась на политически нейтральном варианте. Постановлением ВЦИК от 11 января 1926 года Землю Николая II переименовали в Северную Землю.

 

Земля капитана Татаринова

Многие из нас узнали о Северной Земле из романа Вениамина Каверина «Два капитана». Капитан Иван Татаринов – собирательный образ, в котором находят черты и Бориса Вилькицкого, и Георгия Седова. Но главный прототип каверинского капитана – Владимир Русанов, полярный исследователь, возглавлявший экспедицию на боте «Геркулес», которая пропала без вести в Карском море в 1912 году. В 1934-м на островке, расположенном неподалеку от Северной Земли, нашли деревянный столб с надписью «Геркулес 1913» и некоторые вещи участников погибшей команды. Каверина вдохновила идея, что Русанов открыл архипелаг раньше Вилькицкого и только гибель во льдах не позволила ему поведать об этом миру. Уже после написания романа, в 1947 году, на Северной Земле, на острове Большевик, нашли свидетельства чьей-то стоянки – кострище, пустые консервные банки. Некоторые исследователи полагают, что русановцы все-таки побывали на архипелаге. Поиски следов этой экспедиции продолжаются и в наше время.

вынос книга два капитана.png

 

Что почитать?

Визе В.Ю. Моря Российской Арктики. Очерки по истории исследования. В 2 т. М., 2008

Старокадомский Л.М. Через Ледовитый океан из Владивостока в Архангельск. М., 2012

Арсений Замостьянов, кандидат филологических наук