Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что почитать и что увидеть в сентябре?

№105 сентябрь 2023

Горский А.А.

Политическое развитие средневековой Руси

М.: Наука, 2023

IMG_1629.png

Издательство «Наука» в серии «Библиотека всемирной истории» опубликовало новую книгу доктора исторических наук, профессора, замдиректора Института российской истории РАН Антона Горского. В предисловии он отмечает, что «при всех спорах для описания политического развития русских земель в исторической литературе традиционно используется определенный, устоявшийся набор понятий». В рамках этого набора у восточных славян сначала существовали «племена» или «союзы племен», затем сложилось государство «Киевская Русь» (или «Древнерусское государство»), которое с определенного момента распалось на «княжества» или «уделы» («удельные княжества»). Наконец, в XIV–XV веках произошло объединение удельных княжеств в новое государство со столицей в Москве. Эти термины «производят впечатление древних слов, из-за чего может возникнуть иллюзия, что они бытовали в тех же значениях, в которых ныне используются наукой, и в изучаемую эпоху, но это далеко не так», подчеркивает Антон Горский.

Например, слово «племя» было известно в раннем Средневековье, но оно никогда не применялось к догосударственным славянским общностям: в «Повести временных лет» оно встречается в значении «потомки» – прежде всего в изложении библейских сюжетов («племя Афетово», «племя Хамово»). При этом восточнославянские группировки, о расселении которых подробно рассказывает летопись, этим термином не обозначались. Интересно, как автор прослеживает употребление понятия «княжество». По его мнению, слово, «ставшее в историографии самым популярным обозначением русских средневековых политических образований», впервые упоминается в источниках только в конце XIV века. Да и то изначально на галицко-волынских землях, принадлежавших в тот период литовским и польским князьям. А первый известный случай использования термина «княжество» по отношению к Московской Руси и вовсе приходится на 1494 год. Понятие «государство» в значении, близком современному, начинает употребляться еще позже – лишь в XV веке. Наконец, пишет Антон Горский, «эпитет "Киевская" по отношению к Руси появляется только в историографии XIX столетия (а популярность приобрел лишь в веке ХХ)».

Таким образом, делает вывод исследователь, «для описания этапов политического развития Руси применяются термины, либо являющиеся анахронизмами (удел, княжество, государство, эпитет "Киевская"), либо имевшие в Средневековье иное значение (племя)». Поэтому, отмечает он, цель работы – «рассмотреть ключевые проблемы политического развития Руси эпохи Средневековья с опорой на терминологию источников». Первая часть книги посвящена домонгольскому периоду. Во второй части излагаются принципы наследования княжеской власти и княжеская титулатура. В третьей части речь идет о переменах, случившихся в эпоху ордынского владычества в Восточной Европе, о политической преемственности между Киевом, Владимиром и Москвой, а также о факторах, приведших московских князей к верховной власти.

 

Визель М.Я., Степанян Г.Л.

Пушкин. Наше время. Встречи на корабле современности

М.: Бослен, 2023

2986984_2.jpg

«Пушкин – наше все»: что означает эта фраза поэта Аполлона Григорьева? В каждом российском поколении находятся те, кто хотел бы сбросить Пушкина с корабля современности. Но положение поэта во все времена непоколебимо. Гуманизм, милосердие, свобода – то, что он провозглашает залогом бессмертия, – никогда не устаревают. И через сто, и через двести лет его биография будет давать пример того, как человек может сопротивляться давлению обстоятельств и смотреть на них как на ветер, наполняющий паруса, откуда бы он ни дул. Усилиями Пушкина, создавшего русский литературный язык, громада отечественной литературы двинулась вперед и плывет, рассекая волны. Авторы – журналист, переводчик Михаил Визель и писатель, лектор, преподаватель РУДН Гаяне Степанян – написали книгу-диалог и приглашают читателя присоединиться к разговору о роли Пушкина в современном мире. Беседа журналиста и писателя часто превращается в дискуссию – Визель и Степанян по-разному смотрят на большинство затрагиваемых вопросов, за исключением главного: оба автора считают, что Пушкин совершенно современен. Особое внимание они уделили изучению того, о чем думал и писал поэт в последние годы. 

 

Иванов Ф.Н.

Рекрутская повинность в Российской империи (XVIII–XIX вв.)

СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023

rekrutskaya_povinnost_v_rossijskoj_imperii_xviii-xix_vv_auto_auto_jpeg_5_100.jpg

В работе кандидата исторических наук Федора Иванова рассматривается история рекрутской повинности в России в период с 1699 по 1874 год, дается ее периодизация, подробно описывается государственная политика в этой сфере, разбираются вопросы подготовки и проведения рекрутских наборов. На примере одного из исторических регионов страны – Европейского Севера – раскрывается организация рекрутчины в губерниях и определяется ее влияние на социально-экономические процессы, демографическую ситуацию в стране и благосостояние населения.

 

Парфирьев Д.С.

Украинское движение в Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны. Между Веной, Берлином и Киевом. 1914–1918

М.: Центрполиграф, 2023

2023parfirev.jpg

В книге показано, как Первая мировая война катализировала развитие украинского национального движения в империи Габсбургов. Обострение конфронтации с поляками, разгром русофильского движения, уступки имперского центра и поддержка со стороны Германии свелись к тому, что украинский национальный проект стал безальтернативным для русинского населения Галиции и Буковины. Главным средством экспансии украинского движения была национальная мобилизация, охватившая русинов на передовой, в тылу и на прифронтовых территориях. Украинские политики, чьей целью до самого распада Австро-Венгрии была автономия в составе империи, не заметили, как чаяния населения опередили их намерения: к концу 1918 года на местах господствовала идея независимого украинского государства.

 

Яковлев Е.Н., Дюков А.Р., Джабара Карлей М., Симиндей В.В.

Нацизм на оккупированных территориях Советского Союза

СПб.: Питер, 2023

ml1K2GZhQ_k.jpg

«Речь о борьбе на уничтожение… Эта война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке сама жестокость – благо для будущего» – с такими словами за три месяца до нападения на Советский Союз обратился Адольф Гитлер к 250 германским генералам – высшему командованию вермахта, к тем, кто в ближайшее время должен был возглавить армии Третьего рейха в походе на Восток. Многие аспекты нацистской истребительной политики на оккупированных территориях СССР до сих пор являются предметом научных дискуссий. Были ли совершенные там преступления результатом последовательно осуществлявшегося плана? Чем руководствовались нацисты – расовыми предрассудками или казавшимися рациональными экономическими и военными соображениями? Какие категории населения СССР становились целью беззаконных действий нацистов и почему? Кто участвовал в злодеяниях – только айнзацгруппы и другие формирования полиции и СД или также представители вермахта? Ответы на эти и другие вопросы дают историки из России, Германии, Великобритании, Канады, Латвии и Белоруссии. В приложении опубликованы подлинные документы, многие из которых впервые переведены на русский язык, к примеру «План голода» или «Проект решения еврейского вопроса».

 

Виды Санкт-Петербурга конца XVIII – начала XX века из собрания Исторического музея

М.: ГИМ, 2023

prevyu.jpg

Начало изобразительной летописи Санкт-Петербурга было положено в XVIII веке. К середине XIX столетия новая столица Российского государства превратилась в один из красивейших городов мира. Ее богатой иконографией мы обязаны многочисленным русским и иностранным художникам. Собрание графики из фондов Исторического музея, представленное в книге, дополняет видовую летопись града Петрова и его окрестностей. Особый интерес вызывают работы, на которых запечатлены исторические памятники, не сохранившиеся до наших дней.

 

Хорст В.

Отдых и еда на ВДНХ. Архитектурно-гастрономическое путешествие. 1939–1989

М.: Бослен, 2023

001.jpg

Книга Василия Хорста – обширное исследование истории советского общепита и культуры обслуживания на примере торговых павильонов, ресторанов, кафе и столовых Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и Выставки достижений народного хозяйства СССР. Читатели познакомятся с ассортиментом и рецептурой блюд, которые могли попробовать посетители, а также с работой поваров и официантов, считавшейся образцом советского сервиса. Большое внимание автор уделил архитектуре ВДНХ, особенностям каждого павильона или киоска, в которых располагались заведения общепита и торговли.

 

Бевинс В.

Метод «Джакарта». Антикоммунистический террор США, изменивший мир

М.: Альпина нон-фикшн, 2023

c973b2234359278e8fad838e9a28380c.jpg

Американский журналист Винсент Бевинс обнаружил, что между 1945 и 1990 годами Соединенные Штаты тайно поощряли программы массовых убийств коммунистов, диссидентов и гражданских лиц и что только благодаря чудовищным репрессиям им удалось скорректировать в выгодную для себя сторону вектор политического развития сразу на нескольких континентах. Самый яркий пример – события в Индонезии 1965–1966 годов, когда политики и спецслужбы иностранной державы сознательно обучили своих союзников государственному террору. Книга дает ключ к пониманию той модели внешней политики, которая позволила США выиграть холодную войну и создать американоцентричный мир.

 

6 сентября – 11 декабря

Новороссия

Государственный исторический музей

Москва, Красная площадь, 1

1.jpg

Выставка знакомит с историей обширного региона в Северном Причерноморье, вошедшего в XVIII веке в состав Российской империи. Созданная 22 марта 1764 года Новороссийская губерния поначалу занимала всего лишь полосу по границе России и Крымского ханства. В течение последующих 30 лет поэтапно в состав Новороссии включались обширные земли, на южных рубежах империи появлялись порты и новые города, степи превращались в распаханные плодородные поля. В начале XIX столетия в состав Новороссийского края входили три губернии – Екатеринославская, Херсонская и Таврическая. К началу ХХ века Новороссия, будучи важным индустриальным центром и житницей страны, превратилась в одну из наиболее развитых в социально-экономическом и культурном отношении территорий России. Революция 1917 года и Гражданская война коренным образом изменили судьбу Новороссии. С 1923-го термин «Новороссия» исчез из употребления, но сам регион в советское время продолжил стремительное развитие. Термин «Новороссия» вновь вернулся в общественное пространство в 2014 году в связи с острым политическим кризисом на Украине, вызванным государственным переворотом в Киеве. Экспозиция состоит из трех разделов: «Новороссия в составе Российской империи»; «Новороссия в составе Украинской ССР»; «Новороссия в огне». Проект позволяет осознать глубокое историческое родство Новороссии и сегодняшней России и понять, почему так важна для нас эта земля. Журнал «Историк» выступил информационным партнером выставки.

 

30 августа – 22 октября

«О главном в моей жизни». К 175-летию со дня рождения императрицы Марии Федоровны

Выставочный зал федеральных архивов

Москва, Большая Пироговская улица, 17

Maria_Fyodorovna_portret_1883.jpg

Выставка приурочена к юбилею российской императрицы Марии Федоровны (1847–1928) – жены императора Александра III и матери последнего императора Николая II. Экспозиция открылась в год 530-летия установления дипломатических отношений между Россией и Данией – страной, принцессой которой Мария Федоровна была по рождению. Основные экспонаты –документы из личного фонда императрицы, хранящегося в ГА РФ: ее дневники, письма, рисунки, фотографии, многие из которых доступны публике впервые. Они показывают неформальную, домашнюю жизнь царской семьи. Всего представлено около 300 документов. 

 

17 августа – 22 октября

Энергия цвета. Архетипы авангарда

Государственная Третьяковская галерея, Приморская государственная картинная галерея

Владивосток, Алеутская улица, 12

5qjzcwvbwikfdat0rgnvzp2om93jh0ke.jpg

Выставка предлагает по-новому взглянуть на русский авангард, соединив искусство художников начала XX века с популярной теорией архетипов. Архетипы – это структуры в коллективном бессознательном, которые существуют в глубинах нашей психики. Они обусловливают ценности человека, его модель поведения, восприятие мира. Взгляд на искусство через призму архетипов дает возможность проникнуть во внутренний мир художника на качественно новом уровне. Он позволяет понять, какие психологические паттерны двигали мастером, почему он создавал именно такие работы. В состав проекта вошли произведения Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Марка Шагала и других выдающихся мастеров авангарда.

 

25 августа – 5 ноября

Под солнцем Карфагена. Александр Рубцов

Новая Третьяковка

Москва, улица Крымский Вал, 10

idsw4xsrba6mudvygwbepllit3kq63p9.jpg

Третьяковская галерея представляет выставку произведений Александра Рубцова (1884–1949). По окончании Императорской академии художеств он получил право на пенсионерскую поездку. Совершив турне по европейским городам, в 1914 году живописец оказался в Тунисе, где решил остаться. Рубцов много путешествовал по Северной Африке. Важнейшее место в его творчестве занимала тема Востока. Его вдохновляли североафриканские пейзажи, мавританский фольклор, арабский быт и декоративно-прикладное искусство. Эклектичная манера художника вобрала в себя различные пластические системы. В экспозицию вошли 85 произведений живописи и графики Александра Рубцова, а также работы Василия Кандинского, проживавшего в Тунисе в 1904 и 1905 годах, и Яна Ционглинского – учителя Рубцова. 

 

25 августа – 23 октября

Станислав Юлианович Жуковский

Русский музей, Строгановский дворец

Санкт-Петербург, Невский проспект, 17

2.jpg

Имя Станислава Жуковского (1875–1944) неразрывно связано с расцветом лирического пейзажа в эпоху Серебряного века. Ученик Василия Поленова и Исаака Левитана, Жуковский развивал в своем творчестве традиции реалистического пейзажа второй половины ХIХ столетия, обогатив отечественный «пейзаж настроения» достижениями импрессионизма, проявил себя как незаурядный колорист. Его волновали состояния природы на грани смены времен года и часов дня. В годы, когда рушилась насчитывавшая несколько веков старая усадебная культура, художника более чем кого-либо из русских живописцев волновали мотивы старинных дворянских гнезд. В интерпретации Жуковского усадебные пейзажи то звучат оптимистично, то пронизаны предчувствием утрат, отражая сложные переживания людей начала ХХ века. 

Варвара Рудакова