Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События сентября

№105 сентябрь 2023

375 лет назад

«Увеселительный съезд панов»

Богдан Хмельницкий разгромил польское войско под Пилявцами

Победы, одержанные под Желтыми Водами и при Корсуни, окрылили запорожцев, начавших освободительную войну против поляков. Гетман Богдан Хмельницкий формировал новые полки, снаряжая их захваченным у неприятеля оружием.

На руку гетману сыграла кончина короля Владислава IV. Раздираемый дрязгами сейм направил против казаков 90-тысячное войско с тремя командующими – маршалом (председателем) сейма Николаем Остророгом, магнатами Домиником Заславским и Александром Конецпольским. 

Противники встретились 11 (21) сентября 1648 года у селения Пилявцы на Подолье. Историк Николай Костомаров так охарактеризовал настрой шляхты: «Польский военный лагерь сделался сборным пунктом, куда поляки ехали не драться с неприятелем, а повеселиться и пощеголять».

Сказалось в ходе битвы и отсутствие единого командования у поляков. Их отряды вступали в бой по своему усмотрению. А когда появился слух, что на помощь казакам пришли крымские татары, паны стали беспорядочно отступать, преследуемые кавалерией Хмельницкого. Позже польские историки признали случившееся «самым постыдным в истории Речи Посполитой поражением». В руки гетмана попали богатые трофеи – около ста орудий и более тысячи возов с серебром, продовольствием и оружием. Казна Хмельницкого значительно пополнилась. Для повстанцев был открыт путь вглубь Польши – ко Львову и Замостью. После этой победы по всей Малороссии и на земле Войска Запорожского Хмельницкого воспринимали как лидера, а в России – как достойного союзника.

Битва_під_Пилявцями.jpg
Битва под Пилявцами. Худ. М.В. Добрянский. 2008 год

 

300 лет назад

Врата в Азию 

Россия отвоевала у персов Дербент и Баку

В начале XVIII века в Петербург прибыло армянское посольство и обратилось к Петру I с просьбой о содействии в борьбе с Персией. Русский самодержец пообещал поддержку по окончании войны со шведами. Понимая значимость Каспийского моря для развития торговли с азиатскими странами – прежде всего с Индией, Петр решил сам отправиться на кавказский берег Каспия. Боевые действия он начал летом 1722 года после известия о грабительском нападении на русских купцов в Дагестане, входившем в Персидскую империю. Получив прошения о принятии в подданство от ряда дагестанских владетелей, государь во главе 30-тысячной армии при поддержке военной флотилии двинулся вдоль побережья Каспийского моря к Дербенту. Поход закончился удачей: в августе русский император занял Дербент, а его союзник, картлийский царь Вахтанг VI, начал кампанию против персов в Карабахе. Спустя год русские войска под командованием генерал-майора Михаила Матюшкина вошли в Баку. Одновременно, без сговора с Россией, Персии объявили войну османы. Иранский шах Тахмасп II был вынужден направить в Петербург посольство для заключения мира. По Петербургскому мирному договору, подписанному 12 (23) сентября 1723 года, Персия признавала за Россией города Дербент, Решт и Баку, а также провинции Гилян, Ширван, Мазендеран и Астрабад – все западное и южное побережье Каспия. 

Россия отворила «врата в Азию». На новой территории развивалась торговля, строились порты и форпосты, наиболее значимым из них стала крепость, вокруг которой позже возник город Махачкала. В этой войне армия и флот, созданные Петром, доказали, что могут успешно и согласованно действовать за тысячи верст от столиц, защищая интересы империи. Поход предопределил будущее доминирование России на Кавказе и освобождение христианских народов этого региона, попавших под персидское и османское владычество.

«Пётр I у стен Дербента, 1722 год» Художники Мурад и Мухтар Камбулатовы.jpg
Петр I у стен Дербента, 1722 год. Худ. Мурад и Мухтар Камбулатовы. 1996 год

 

110 лет назад

Мертвая петля

Летчик Петр Нестеров первым в мире выполнил сложнейшую фигуру высшего пилотажа

Обессмертивший его «воздушный аттракцион» Нестеров продемонстрировал 9 сентября 1913 года на глазах у многочисленной публики, собравшейся на Сырецком аэродроме в Киеве. После того как его «Ньюпор» взмыл в небо на 800–1000 метров, летчик отключил двигатель и начал пикировать, а на высоте около 600 метров вновь запустил мотор. Самолет устремился вверх, потом лег на спину, описал вертикальную петлю и с выключенным двигателем ушел в пике. Затем машина выровнялась и, спускаясь по плавной спирали, приземлилась. Это стало мировой сенсацией. Считалось, что при выполнении такой петли гибель пилота неминуема – поэтому она называлась мертвой. Свидетели события восприняли увиденное как чудо. Маневр вскоре стали именовать петлей Нестерова. Общество воздухоплавания присудило летчику золотую медаль. Героя произвели в штабс-капитаны и назначили начальником авиационного отряда. Со всего света летели поздравительные телеграммы. Более других порадовало аса послание из Нижнего Новгорода от начальника кадетского корпуса: «Корпус восторженно приветствует своего славного питомца с блестящим успехом на гордость русской авиации».

Основатель высшего пилотажа родился в семье офицера Николая Нестерова, преподававшего в Нижегородском кадетском корпусе. В августе 1897 года туда был зачислен и Петр. Во время обучения он проявил способности к математике, физике, черчению, увлекался спортом, рисовал, пел и играл на мандолине. В аттестационном журнале о 16-летнем кадете было сказано: «Чрезвычайно настойчив в принятых решениях, проявляет характер, полностью унаследованный им от покойного отца». Отцу не довелось стать свидетелем славы сына, он умер в возрасте 27 лет. Столько же было и Петру Нестерову, когда он погиб в 1914 году, в Первую мировую, во время сражения в Галиции, совершив воздушный таран австрийского аэроплана, летевшего на разведку русских позиций.

1267158.jpg
Настольная медаль «Петр Николаевич Нестеров. Мертвая петля», выпущенная в 2017 году в Санкт-Петербурге

 

90 лет назад

«Мои первые книжки»

В СССР создано Детское государственное издательство

После закрытия кооперативных издательств, расцветавших в годы нэпа, в начале 1930-х нарком просвещения Андрей Бубнов принял решение о создании главного государственного издательства, которое выпускало бы литературу для детей. Идея нашла поддержку и в обществе, и во власти. 9 сентября 1933 года вышло постановление ЦК ВКП(б) об учреждении Детского государственного издательства (Детгиз), главным редактором которого стал знаменитый поэт и драматург Самуил Маршак. Отделения Детгиза открылись в Москве, Ленинграде и Новосибирске. Маршаку удалось привлечь к работе лучших редакторов, переводчиков, художников, а главное, писателей разных поколений – Корнея Чуковского, Аркадия Гайдара, Алексея Толстого, Даниила Хармса. Уже в первый год работы новое издательство выпустило 168 книг для детей и юношества общим тиражом 7 млн 744 тыс. экземпляров. В 1937-м Детгиз был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже – за лучшие книги для детей. В 1963 году издательство получило название «Детская литература». Среди его крупнейших достижений – издание фундаментальной 50-томной «Библиотеки мировой литературы для детей», которая славилась высоким полиграфическим уровнем. В то же время в «Детской литературе» массовым тиражом выходили недорогие серии небольших иллюстрированных книг в мягком переплете, по которым учились читать миллионы советских детей, – «Для маленьких», «Читаем сами», «Мои первые книжки». В 1991 году издательство разделилось: ленинградское отделение стало самостоятельным и получило исконное название – «Детгиз», а в Москве продолжило работу издательство «Детская литература», которое остается лидером на книжном рынке, ориентированном на юную аудиторию. Среди самых популярных проектов последних лет – «Азбука русских художников», приоткрывающая для школьников мир искусства, и новое издание «Рассказов о Екатерине Великой» Сергея Алексеева. 

00 030.jpg145610446_1010027_original.jpg

145610489_1010427_original.jpg

a02ba60ac76980180563eac80fd7b3af.jpgМаршак-книжка.jpg

 

80 лет назад

Беседа в Кремле

Иосиф Сталин встретился с иерархами Русской православной церкви

Русская православная церковь с первых дней войны поддержала борьбу против гитлеровцев. Одновременно практически прекратилась государственная атеистическая пропаганда, но положение церкви в СССР было тяжелым. В стране оставалось крайне мало действующих храмов, что вызывало недовольство верующих. После смерти патриарха Тихона в 1925-м государство не позволяло провести выборы нового предстоятеля. Патриаршим местоблюстителем с 1936 года был митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский).

С лета 1943-го в окружении Иосифа Сталина обсуждали необходимость либерализации политики в отношении церкви. Власти рассчитывали, что этот шаг поможет сплочению общества и произведет благоприятное впечатление на зарубежных союзников.

4 сентября 1943 года митрополита Сергия по телефону пригласили на встречу с главой государства. В Кремль были вызваны и два других крупнейших иерарха Русской православной церкви – митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич). В начале беседы Сталин дал высокую оценку патриотической деятельности Церкви и просил высказаться митрополитов о назревших проблемах. Среди тем, которые обсуждались в тот вечер, – проведение Архиерейского собора для избрания патриарха, открытие новых церквей и духовных учебных заведений, издание ежемесячного православного журнала. Митрополит Сергий заговорил и о резиденции для патриархии. Сталин предложил выделить для этой цели особняк в Чистом переулке, в котором до войны располагался посол Германии. Беседа затянулась до двух часов ночи. Утром о ней сообщила вся советская пресса. Уже 8 сентября состоялся Собор, избравший митрополита Сергия патриархом всея Руси. В своем первом патриаршем послании святейший призвал верующих «всемерно участвовать в общенародном подвиге противостояния захватчикам». Через несколько дней вышел и первый номер «Журнала Московской патриархии». В 1944 году открылись Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы в Москве. 

Патриарх_Сергий_в_полный_рост_в_патриаршем_куколе,_с_посохом_в_правой_руке.jpg
Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). 1943–1944 годы

 

70 лет назад

Высотный университет

В Москве состоялось торжественное открытие новых корпусов МГУ имени М.В. Ломоносова

Сейчас в это трудно поверить, но в 40-е годы прошлого столетия в столице СССР не было высотных зданий, а в центре возвышались лишь колокольня Ивана Великого и гостиница «Москва». В 1947-м, в день 800-летия Москвы, были заложены восемь «сталинских высоток» (один из проектов реализовать не удалось). Планировалось построить один 32-этажный, два 26-этажных и пять 16-этажных «небоскребов». Самый грандиозный собирались возвести на живописном холме на Ленинских (ныне Воробьевы) горах, разместив там гостиницу и жилые квартиры. Но в марте 1948 года было принято решение сделать объект еще более значимым – отдать сооружение под главный корпус Московского университета. Над проектом трудилась большая команда архитекторов и инженеров во главе с зодчим Борисом Иофаном, которого вскоре сменил Лев Руднев. Скульптурным оформлением фасадов занималась мастерская Веры Мухиной. В работе активно участвовали студенты и аспиранты: так, летом 1949 года на площадку были направлены 1740 учащихся. Будущие университетские корпуса также возводили военно-строительные части и бригады заключенных. В центральной части высота храма науки составила 239,5 метра. Изящный с виду шпиль весит 12 тонн, его каркас собирали внутри здания и поднимали на лебедках. Объект считался всесоюзным: Грузия и Узбекистан поставляли мрамор, Украина – гранит, Белоруссия – стройматериалы и столярные изделия, Челябинск – металлические конструкции, Ленинград и Рига – электрооборудование, Харьков – керамику…

1 сентября 1953 года прошел торжественный митинг в честь открытия главного здания МГУ. Красную ленточку у входа перерезал министр культуры Пантелеймон Пономаренко. В тот же день начались занятия в новых корпусах, где разместились химический, физический и биологический факультеты. До 1990 года здание, ставшее одним из символов Москвы, оставалось самым высоким в Европе.

1(749756)(37).jpg
Торжественное открытие главного здания МГУ имени М.В. Ломоносова на Ленинских горах. 1 сентября 1953 года

Варвара Рудакова