За нашу и вашу свободу
№89 май 2022
Вспоминая героев антифашистского движения Сопротивления, европейцы часто забывают, что немалую их часть составляли советские граждане
К борьбе с фашизмом на территории европейских стран начали готовиться в Советском Союзе задолго до 1941 года. Однако во время Большого террора 1930-х погибли тысячи активистов зарубежных компартий и Коминтерна – главные потенциальные союзники в будущей войне. Серьезно пострадали и кадры советской разведки за границей, подготовленные к партизанской и диверсионной работе. В результате к началу 1940-х годов многие резидентуры бездействовали, а большинство оставшихся нацистам удалось раскрыть и уничтожить.
Лишь после нападения Германии на Советский Союз перед европейскими коммунистами была поставлена задача организовать партизанское движение для оттягивания на себя части вражеских сил. В выполнении этой непростой задачи антифашистам в Европе помогли не столько власти СССР, сколько его простые граждане, волею судеб оказавшиеся на чужбине.
Жертвы, ставшие героями
Тяжелые поражения Красной армии в 1941 году привели к появлению в Европе миллионов советских военнопленных, обреченных на рабский труд и голодную смерть. Понимая это, они при любой возможности пытались сбежать из лагерей или, что было легче, из тех мест, куда их отправляли на работы. За время войны, большей частью в ее конце, из нацистского плена бежало около 300 тыс. красноармейцев. Поскольку они не могли ни пробиться к своим, ни надежно укрыться в иноязычной среде, многие из них старались примкнуть к местному движению Сопротивления, а если такового не было – создавали его сами. Недаром в большинстве оккупированных стран Сопротивление началось только после прибытия в них советских пленных на рубеже 1941–1942 годов.
В самих концлагерях заключенные образовывали подпольные группы для организации массовых побегов и саботажа. Это движение возросло после Сталинградской битвы, когда вера в поражение нацизма окрепла, а охранный корпус лагерей, напротив, ослаб из-за необходимости восполнения потерь на Восточном фронте. Весной 1943 года в лагерях Южной Германии была создана широкая подпольная сеть под названием «Братское содружество военнопленных», имеющая целью подготовку всеобщего восстания узников и подневольных рабочих из разных стран. Лишь через 10 месяцев нацистам удалось случайно раскрыть ее и уничтожить. А в октябре 1943-го в лагере смерти Собибор, располагавшемся в Польше, вспыхнуло восстание заключенных, которое возглавил советский офицер Александр Печерский. В результате около 300 узников сумели бежать, но большинство их вскоре были выданы оккупационным властям или просто убиты коллаборационистами. Спаслись только 53 человека, включая Печерского.
Прибытие эшелонов с евреями в лагерь смерти Собибор
Опыт показал, что побеги и другие формы сопротивления пленных чаще приводили к успеху там, где им загодя удавалось наладить контакты с местными антифашистами. Например, в Норвегии кузнец Рейнгольд Эстрем и его жена Мария сумели спасти из лагеря возле Бергена до 500 советских солдат и офицеров и переправить их к партизанам. Партизанские отряды на севере страны, в Финнмарке, состояли в основном из наших военнопленных, а один из них – подполковник Василий Новобранец – в 1945 году, вместе с товарищами захватив оружие охраны, смог освободить узников не только своего лагеря, но и других. Постепенно он сформировал целую армию, которая вступила в освободительную борьбу в Норвегии и не спешила разоружаться даже после войны, пока советские представители не вывезли ее на родину.
Подпольщики действовали и среди «остарбайтеров», навербованных или насильно угнанных с оккупированной территории СССР на работы в Европу. Под влиянием антифашистов многие присоединялись к кампаниям саботажа или уходили к местным партизанам. Немцам приходилось опасаться даже коллаборационистов, служивших в антисоветских формированиях, – в конце войны и в их рядах поднимались восстания в целях отмыться от сотрудничества с врагом.
Организатор восстания в Собиборе Александр Печерский
Славянское братство
Особенно активно советские люди участвовали в антифашистской борьбе в Восточной Европе, что объяснялось не только ее близостью к СССР, но и «славянским братством», облегчавшим боевое взаимодействие. Даже в Польше, где отношение к русским всегда было сложным, многие местные жители давали кров и еду бежавшим советским пленным, хотя немцы грозили за это расстрелом. В конце 1941 года, когда в лесных краях начали формироваться отряды коммунистической Гвардии Людовой (позже Армии Людовой), в их состав сразу же вошли наши бывшие военнопленные, а некоторые сумели стать командирами партизан. Так, в декабре в Люблинском воеводстве возник «отряд Фёдора» – советского офицера Теодора Альбрехта (кстати, немца по национальности). Отряд имени Гловацкого, действовавший в районе Кракова, возглавил офицер Николай Слугачев («Тадек Русский»), отряд «Мститель» близ Пулав – Павел Вишняков. Действия партизан со временем становились все смелее: в декабре 1942-го «отряд Фёдора» отбил атаки вдесятеро превосходящих его сил карателей и ненадолго захватил город Острув-Любельски.
На территории Украины в партизанских соединениях Александра Сабурова и Алексея Федорова были созданы польские отряды, которые перебрасывались на запад вместе с оружием и боеприпасами. Помогали полякам и белорусские партизаны, сформировавшие летом 1943 года отряд имени Тадеуша Костюшко во главе с Чеславом Климом. В июне 1944-го против советских и польских партизан в районе Люблина были брошены большие силы с артиллерией, танками и самолетами, но сражение окончилось победой союзников. Им удалось избежать окружения, нанеся врагу большие потери. Вскоре партизаны Люблинщины, чьи силы выросли до 20 тыс. человек, выдержали новое наступление гитлеровцев и помогли Красной армии освободить регион.
Мехти Гусейн-заде (партизан «Михайло»). 1944 год
Бежавшие из лагерей советские военнопленные сыграли большую роль в создании первых чехословацких партизанских отрядов осенью 1942 года. Однако местное движение Сопротивления стало активным только летом 1944-го, когда на чешские и словацкие земли стали забрасывать организаторские группы из СССР. В Словакии такая группа, которую возглавил старший лейтенант Петр Величко, смогла наладить контакт с местными антифашистами и приняла активное участие в подготовке Словацкого национального восстания, вспыхнувшего 29 августа. Когда восстание, несмотря на поддержку советских партизан и десантов Красной армии, было подавлено, повстанцы продолжали действовать в горах, сковывая крупные силы немцев. В Чехии отряды во главе с советскими партизанами весной 1945-го освобождали целые города, например Пршибрам близ Праги. Там партизанское соединение «Смерть фашизму» под командованием Евгения Олесинского до утра 13 мая отбивало атаки эсэсовцев, пытавшихся прорваться на запад и сдаться американцам или англичанам.
В партизанской войне в Югославии – крупнейшей по масштабам за пределами СССР – огромную роль сыграли «русские» роты и батальоны, сформированные из бывших советских пленных после 1943 года. До этого недавние узники сражались в составе югославских отрядов, но командование партизан во главе с Иосипом Броз Тито, отметив их боевые качества, решило создать особые подразделения. Одним из них стала рота в 3-й словенской партизанской бригаде «Иван Градник», состоявшая в основном из азербайджанцев (попав в плен к немцам, они вступили в ряды «тюркской» дивизии вермахта, но, как только представилась возможность, перешли на сторону местных партизан). Комиссаром роты был Мехти Гусейн-заде, прославившийся под именем «Михайло» как отчаянный диверсант. На его счету – похищения немецких офицеров, взрывы казарм, подрыв кинотеатра в пригороде Триеста, где погибло больше сотни оккупантов. В ноябре 1944-го, взорвав склад боеприпасов, он попал во вражескую засаду и последним выстрелом покончил с собой, посмертно получив звание Героя Советского Союза.
Всего в 1944 году было сформировано 13 «русских» рот и 7 батальонов, воевавших во всех регионах Югославии. Большинство их бойцов с приходом советских войск влились в состав Красной армии, но были и те, кто женился на местных девушках и остался в стране (в период разрыва отношений между Югославией и СССР почти все они были репрессированы). В общей сложности в этой партизанской войне участвовало более 10 тыс. советских граждан, 500 из которых были награждены югославскими орденами и медалями.
Чехословацкие партизаны из соединения Евгения Олесинского. Май 1945 года
Отдельный батальон советских партизан имени И.В. Сталина во Франции. Сентябрь 1944 года
Красные маки
Партизанское движение во Франции, известное под названием «маки», началось вскоре после оккупации страны в 1940 году. Его участники, в первую очередь коммунисты, помогали бежать советским военнопленным и подневольным рабочим, большинство которых вступало в партизанские отряды. Один из таких беглецов Борис Стариков позже вспоминал, как первый же встреченный им французский крестьянин накормил его и отдал свои ботинки вместо тяжелых лагерных сабо. Весной 1944-го Стариков уже сражался в рядах партизан в департаменте Юра, громивших на горных дорогах немецкие колонны. Тогда во Франции насчитывалось 35 советско-французских отрядов. Командир одного из них, носившего имя В.И. Чапаева, рапортовал командованию: «В боях с немцами русские отличаются стойкостью, храбростью, выносливостью и дисциплиной. Было бы желательно, чтобы все солдаты отряда действовали так же, как русские».
В конце 1943 года при поддержке местной компартии был создан Центральный комитет советских пленных во Франции, который занимался освобождением узников лагерей и формированием из них партизанских отрядов. Для этого эмиссары комитета отправились в разные регионы: например, лейтенант Владимир Постников оказался в Лотарингии, где беглецы из лагерей сформировали несколько отрядов маки. Летом 1944-го, когда внимание немцев было отвлечено открытием второго фронта, партизаны перешли в решительное наступление, освобождая целые города. В августе советский отряд «Сталинград» под командованием лейтенанта Георгия Пономарева принял участие в освобождении Парижа, водрузив красный флаг над зданием советского посольства на улице Гренель.
Во французском Сопротивлении участвовали не только граждане СССР, но и русские эмигранты, решившие в трудный час поддержать свою родину. Еще в 1940-м, когда Шарль де Голль лишь создавал армию «Свободной Франции», одним из первых в нее записался русский дворянин Николай Вырубов. Ему довелось воевать в Тунисе, Италии и самой Франции. Изучая историю Сопротивления, он позже составил список из 242 эмигрантов, павших за Францию. Многие из них состояли в различных подпольных организациях, например в кружке, который создали в Париже сотрудники Музея человека Борис Вильде и Анатолий Левицкий, печатавшие антифашистские листовки и в феврале 1942-го расстрелянные гестапо. «Красная княгиня» Тамара Волконская укрывала и лечила в своем доме в Дордони раненых партизан, а потом с оружием в руках помогала освобождать окрестные города. Другая аристократка, княжна Вера (Вики) Оболенская, собиравшая для подпольщиков сведения о силах оккупантов, была гильотинирована в немецкой тюрьме. Дочь знаменитого композитора Ариадна Скрябина также стала участницей Сопротивления вместе с мужем, еврейским поэтом Довидом Кнутом и погибла от рук коллаборационистов в Тулузе в июле 1944-го.
Участник французского Сопротивления Николай Вырубов
Всего за освобождение Франции сражалось более 5000 советских граждан – не считая эмигрантов. За один только 1944 год они уничтожили 3500 оккупантов и их пособников, пустили под откос 65 воинских эшелонов, уничтожили 76 паровозов и свыше 1000 вагонов. Среди них были представители многих народов СССР. Так, в отряде «Сталинград» начал боевой путь армянин Мисак Манушян, вскоре создавший свою подпольную группу. Ею было совершено более 30 дерзких нападений на немецких офицеров, включая коменданта Парижа Эрнста Шаумбурга и штандартенфюрера СС Юлиуса Риттера, ответственного за отправку французов на работы в Германию. В группе Манушяна участвовало до 30 человек, в основном армяне, и большинство их были арестованы гестапо в ноябре 1943-го и казнены после зверских пыток. А в июле 1944 года против немцев восстали бойцы сформированного ими Армянского легиона, бывшие пленные: объявив себя 1-м Советским партизанским полком, они освободили город Ним. После освобождения Франции воины полка были награждены французскими орденами и медалями, а на родине их ждала другая «награда» – сибирские лагеря.
Польские партизаны – бойцы Армии Людовой. 1944 год
Под небом Италии
После того как летом 1943 года немецкие войска захватили север Италии, там развернулось массовое партизанское движение против оккупантов и их союзников – итальянских фашистов. В него охотно включились многие бывшие узники, сумевшие бежать из лагерей. Так, лейтенант Владимир Переладов создал близ Модены русский партизанский отряд (позже Русский ударный батальон), который в мае 1944-го основал в горах партизанскую республику Монтефьорино. Вскоре он со своими бойцами уничтожил карательный отряд, убив 60 эсэсовцев, после чего за его голову назначили 300 тыс. лир. В июле немцы двинулись в атаку на маленькую «республику», защитникам которой вместе с мирными жителями пришлось уйти в горы. В декабре бойцы Русского батальона перешли к американцам, которые разоружили их и отправили в Одессу. На родине Переладов, как и многие его товарищи, оказался в ГУЛАГе, но потом, когда приехавшие в СССР итальянские партизаны захотели увидеть своего «капитано руссо», его срочно доставили в Москву. Позже он получил множество орденов и описал свои приключения в «Записках русского гарибальдийца».
Непросто сложилась судьба и самого известного русского партизана в Италии – рядового Федора Полетаева. Летом 1942 года он попал в плен под Харьковом и в конце концов оказался в рабочем лагере в Италии, откуда бежал в 1944-м. Вступив в партизанскую бригаду «Орест», он быстро заслужил уважение товарищей. Бывший партизан Роберто Батталья весьма поэтично писал о нем: «Федор – один из самых мужественных борцов партизанского движения в Лигурии. Он был огромный, как дуб, настоящий Геркулес, добрый и смелый. Он был самый лучший из нас». В бою с отрядом карателей у Канталупо в феврале 1945-го он первым поднялся в атаку и был сражен пулей. Его торжественно похоронили в Генуе под искаженной фамилией Поэтан и только много лет спустя сумели отождествить с Полетаевым, которого на родине считали сдавшимся в плен предателем. В 1962 году ему присвоили звание Героя Советского Союза – посмертно.
Как и во Франции, в ряды итальянских партизан и подпольщиков вступило немало русских эмигрантов. Одним из них был дворянин Алексей Флейшер, в 1942 году работавший метрдотелем в посольстве Сиама (Таиланда) в Риме. Когда после высадки на юге Италии войск союзников и немецкой оккупации Рима дипломаты покинули столицу, Флейшер остался и превратил пустующее здание посольства в штаб итальянских антифашистов. Во многом он опирался на советских военнопленных, получив от них прозвище «Червонный». Так, лейтенант Алексей Коляскин вспоминал, что «этот честный и смелый человек помогал своим соотечественникам бежать на волю и снабжал их всем необходимым, включая оружие». К организации Флейшера примкнули и другие эмигранты – князья Александр Сумбатов и Сергей Оболенский, потомок знаменитого рода Илья Толстой, художник Алексей Исупов. Всего им удалось освободить 186 русских узников, работавших в окрестностях Рима, – и они стали основой возникших здесь партизанских отрядов.
В районе Палестрины был создан отряд во главе с тем же Коляскиным, в районе Монтеротондо – два отряда, объединенные под началом сибиряка Анатолия Тарасенко, бывшего продавца сельпо. В самом Риме действовал «молодежный» отряд, возглавляемый другим сибиряком, Петром Конопелько. Выдавая себя за глухонемого итальянца, он руководил переправкой беглых военнопленных в горы к партизанам или прятал их в сиамском посольстве. Сам Флейшер, прекрасно говоривший по-немецки, передвигался по городу в мундире гитлеровского офицера, поддерживая связь с помогавшими ему итальянцами. Один из них – профессор медицины Оскаро ди Фонцо, организовавший в церкви Сан-Джузеппе подпольный госпиталь для партизан. Другая – Маддалена Руфо, прятавшая у себя в подвале пленных несмотря на то, что в ее доме жили немецкие офицеры. После войны они и еще шестеро помощников Флейшера были награждены советским орденом Отечественной войны.
В самом начале лета 1944 года командование местных партизан поручило Флейшеру создать объединенные советские партизанские силы для помощи союзникам в освобождении Рима. 6 июня отряды Коляскина и Тарасенко вступили в бой с немцами, отступавшими из Монтеротондо, обстреляв из пулемета колонну автомобилей и техники. Было подбито два танка, убито более 100 немцев и 250 взято в плен. Партизаны освободили городок, подняв над ратушей трехцветный итальянский флаг вместе с красным – его Флейшер наскоро изготовил из флага Сиама. Когда в освобожденный Рим прибыли представители советского правительства, большинство партизан попросились обратно на фронт. Сам Алексей Николаевич вернулся на родину в годы оттепели, жил в Ташкенте и умер в 1968-м. Он упоминается (правда, без имени) в известном стихотворении Евгения Евтушенко «Итальянские слезы», посвященном Тарасенко – тому тоже пришлось побывать в ГУЛАГе…
Советские солдаты и офицеры участвовали в итальянском партизанском движении вплоть до полного освобождения страны от фашизма в мае 1945 года. Более 15 тыс. из них погибли в боях и похоронены на местных кладбищах – часто под именем «неизвестный русский». Такие же могилы разбросаны по всей Европе как память о тех, кто оказался там не по своей воле, но добровольно включился в борьбу против коричневой чумы, одинаково ненавистной – во всяком случае, тогда – и европейцам, и жителям Советского Союза.
Командир Владимир Переладов (стоит, третий справа) с бойцами Русского ударного батальона в Италии
В Европе за время войны из нацистского плена бежало около 300 тысяч красноармейцев. Многие из них старались примкнуть к местному движению Сопротивления, а если такового не было – создавали его сами
Во французском Сопротивлении участвовали не только граждане СССР, но и русские эмигранты, решившие в трудный час поддержать свою родину
Что почитать?
Тимофеев А.Ю. Русский фактор. Вторая мировая война в Югославии. 1941–1945. М., 2010
Талалай М.Г. Русские участники итальянской войны 1943–1945: партизаны, казаки, легионеры. М., 2015
Фото: РИА НОВОСТИ, HISTRF.RU, WIKIPEDIA.ORG, SMOLBATTLE.RU, ©ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, ©МУЗЕЙ ВОЙСКА ПОЛЬСКОГО В ВАРШАВЕ, ФОТО ИЗ КНИГИ МАССИМО ЭККЛИ «СОВЕТСКИЕ ПАРТИЗАНЫ В ИТАЛИИ»
Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук