Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Партизанский парад

№89 май 2022

Этот парад отличался от всех известных в истории торжественных военных шествий

К лету 1944 года в белорусских лесах сражались 1255 партизанских отрядов численностью свыше 370 тыс. человек. В июне, перед началом наступательной операции Красной армии «Багратион», партизаны осуществили тысячи диверсий, сковывая действия врага. Их вклад в освобождение Белоруссии от оккупантов невозможно переоценить.

 

Дань уважения и памяти

«В ночь перед общим наступлением русских на участке группы армий "Центр" мощный отвлекающий партизанский налет на все важные дороги на несколько дней лишил немецкие войска всякого управления», – признавал начальник тыловых сообщений группы армий «Центр» полковник вермахта Герман Теске. Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) даже предлагал освободить белорусскую столицу только своими силами. Но операцию все-таки доверили регулярным войскам – и они провели ее блестяще.

К вечеру 3 июля 1944 года Минск был полностью очищен от оккупантов, а через два дня Белорусский штаб партизанского движения отдал приказ «лесным бригадам» взять под охрану Дом правительства, военные склады, прикрыть город от возможного нападения гитлеровцев и… готовиться к расформированию. Однако до этого им предстояло отметить победу над захватчиками.

Идея провести партизанский парад появилась почти сразу после освобождения Минска – как дань уважения живым и дань памяти павшим партизанам, превратившим борьбу с оккупантами в истинно народную войну. Не только в Белоруссии – на всей временно захваченной врагом территории СССР. Эта идея витала в воздухе. Вольнолюбивых лесных героев нужно было наградить так, чтобы это запомнилось всей стране.

К 15 июля в Минск прибыли 30 партизанских бригад и два отдельно действовавших отряда – 30 тыс. человек. Никогда в истории в одном месте не собиралось столько партизан. Их обеспечили продовольствием с армейских баз, многим выдали сапоги или просто подлатали гимнастерки и рубахи. Тысячам героев в тот день вручили медали «Партизану Отечественной войны». А воскресным утром 16-го в излучине реки Свислочь на широкой площади городского ипподрома, которую накануне разминировали сами партизаны, начался парад. Посмотреть его пришли почти все жители белорусской столицы и ее окрестностей. Разрушенный город украсили транспарантами, портретами советских вождей и цветами. Торжественный марш – возможно, самый необычный в истории – открыл председатель исполкома Минского горсовета Константин Бударин. С уважением смотрел на героев-партизан генерал армии Иван Черняховский, командующий 3-м Белорусским фронтом, войска которого освободили Минск. Всегда подтянутый, франтоватый, он понимал, что именно эти бородачи, многие из которых шкандыбали после ранений, три года не давали покоя оккупантам и подготовили решающий удар по гитлеровской группе армий «Центр». С трибуны приветствовал партизан и начальник ЦШПД Пантелеймон Пономаренко.

 

Шествие героев

После кратких речей над притихшим ипподромом грянуло: «Парад, смирно! Равнение направо. Поотрядно, шагом марш!» Право открыть парад досталось бригаде «Народные мстители», носившей имя Василия Воронянского – партизанского командира, погибшего в 1943 году. Это партизанское соединение отличилось в недавних боях, прорвав немецкую оборону в районе деревень Жердяжье и Околова. В составе колонны отряда «Борьба» вместе с партизанами шел их любимец – козел по кличке Малыш, на груди которого для потехи болтались гитлеровские ордена. Его еще в 1943-м отбили у немцев во время отчаянного нападения на гарнизон, располагавшийся на станции Куренец, и с тех пор Малыш помогал партизанам. Не обращая внимания на выстрелы и взрывы, он тянул сани с ранеными, тащил по лесным дорогам тяжелую поклажу, сумки с медикаментами, а нередко и трофеи. Бойцы отряда не рассчитывали, что Малыш выйдет на главный план, хотели «контрабандно» провести его внутри колонны, но он вырвался вперед, вызвав овацию минчан и громкий смех Черняховского. Малыш остался в истории, попав в объектив кинооператора.

Вслед за «Мстителями» шли бригады имени Н.А. Щорса, В.И. Чапаева, В.П. Чкалова, К.К. Рокоссовского, «Беларусь», «Буревестник»… Каждая – под своим знаменем. Бойцы-партизаны старались держать строй, но нередко сбивались с шага, да и одеты были по-разному. Кто в фуражке, кто в пилотке, кто в штатской кепке, кто вообще без головного убора, при этом некоторые, несмотря на теплую июльскую погоду, щеголяли в ватниках. Партизаны не смогли скрыть улыбку – открыто радовались лету и победе. Почти никто из них никогда не обучался шагистике, не имел представления о красоте строевого шага. Они шествовали среди руин Минска – исхудалые и заросшие. Зато каждый взял на парад свое любимое оружие – это были и испытанные пистолеты-пулеметы Шпагина (ППШ), и видавшие виды винтовки, и захваченные в боях немецкие «шмайсеры», и автоматы, изготовленные местными оружейниками специально для партизан. Шли лесные разведчики, подрывники, пулеметчики – в полном боевом вооружении.

Как положено, участвовала в параде и техника – в основном трофейные пушки и машины. Колонну бригады имени М.И. Калинина замыкал автомобиль со странным сооружением вместо кузова – газогенераторный ЗИС-21, который в первые дни войны захватили гитлеровцы. 12 октября 1943 года партизанские разведчики угнали его из оккупированного Минска. Им помог немецкий солдат Ганс Куляс, попросивший и его принять в партизанский отряд. Лесные кулибины превратили автомобиль в передвижную мельницу. Эту конструкцию бойцы с гордостью продемонстрировали на параде. А завершала парад сводная конная группа, которую зрители встретили шумной овацией. Лошадиные гривы партизаны украсили лесными цветами, но главное – показали искусство выездки.

«Какие гордые, мужественные лица! Сколько достоинства и благородства во всем облике лесных бойцов. Разная одежда, разные возрасты, разнообразное оружие, но общее дело, одна Родина, одна Правда!» – отчеканил в мемуарах один из участников парада, командир спецотряда НКГБ «Местные» подполковник Станислав Ваупшасов, который вместе с соратниками прошествовал по утрамбованной пулями и осколками земле освобожденного Минска.

 

«Они были победителями»

«Их встречали с восторгом, они шагали гордо с наградами на груди! Они были победителями!» – вспоминал боец партизанского отряда «Коммунар» Василий Морохович. А потом – песни под гармони, хмельные чарки, благодарные слова минчан.

Слово «победа» в тот день звучало часто – впервые за несколько лет Белоруссия вздохнула свободно, и казалось, что до Берлина остался последний рывок. Но Красной армии предстояло еще 10 месяцев сражений, она шла на запад. Тысячи партизан пополнили регулярные части. Для них война продолжалась. Остальные возвращались в родные города и деревни, почти сплошь превращенные в пожарища. Теперь им – полуголодным, почти неимущим – нужно было отстраивать свои дома, восстанавливать хозяйства и заводы. Они снова выдержат – возможно, потому, что в их жизни был партизанский парад, настоящий праздник освобождения. Отдушина для героев.

День парада в честь освобождения их родного края для тысяч партизан стал самым счастливым в жизни – каждый год они отмечали его почти наравне с праздником Победы. И в наше время каждый год 16 июля в Минске проходят праздничные шествия в честь героев-партизан.

 

 

16 июля 1944 года в Минске состоялся парад 30 партизанских бригад и двух отдельно действовавших отрядов общей численностью 30 тысяч человек. Никогда в истории в одном месте не собиралось столько партизан

 

 

Фото: USSIANGIANT.RU

Арсений Замостьянов