Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

История санкций

№89 май 2022

Сегодня о санкциях слышно со всех сторон, но мало кто знает, что они существуют с незапамятных времен

Говоря о санкциях, важно понимать: во-первых, они всегда вводятся государством или под его давлением, а во-вторых, преследуют не экономические, а политические цели. Поэтому к ним нельзя отнести многочисленные примеры торгового протекционизма – запрета вывоза из страны или, напротив, ввоза в нее каких-либо товаров. Тут цели чисто экономические: помочь своим производителям и затруднить доступ на внутренний рынок чужим.

Первым примером санкций часто считают введенный в 432 году до н. э. афинским стратегом Периклом запрет торговать с купцами из соседнего города Мегары. Поводом было похищение мегарцами двух рабынь гетеры Аспазии, возлюбленной Перикла, а истинной причиной – вступление Мегар в союз с враждебной Афинам Спартой. Впрочем, счастья Периклу это не принесло. Уже на следующий год разразилась Пелопоннесская война, в которой афиняне были разбиты. Это стало первым примером того, что санкции порой ведут совсем не к тому результату, для которого их вводят.

 

«Мирные блокады»

Пока главным средством решения межгосударственных споров оставались войны, санкции ушли в тень. Только в XVIII веке о них вспомнили в Северной Америке, где британцы при помощи высоких пошлин на ходовые товары, включая чай, попытались отбить у американских колонистов стремление к отделению. Результат снова оказался неожиданным: сперва колонисты сбросили обложенный налогом чай в море, устроив так называемое «Бостонское чаепитие», а потом сами приняли Континентальную ассоциацию – документ, запрещающий покупку английских товаров и продажу Англии своих. Тогда английский флот в 1774 году блокировал побережье Америки, и колонистам пришлось завозить необходимые товары контрабандой. Позвав на помощь французский флот, они смогли разомкнуть кольцо блокады и свести эффект санкций на нет.

Англичане снова попытались ввести морскую блокаду в 1793-м – на этот раз против революционной Франции. Впрочем, пришедший вскоре к власти Наполеон в 1806-м начал континентальную блокаду уже против Великобритании, запретив союзным и завоеванным им странам вести торговлю с англичанами. К блокаде подключилась вся Европа, в том числе и Россия: по замыслу императора Франции это должно было лишить Англию необходимых товаров, вызвать голод и опустошить казну. Теперь уже англичане прибегли к помощи контрабандистов, а кроме того, увеличили торговлю с другими континентами (включая ту же Америку), получая оттуда все необходимое. Блокада навредила Франции не меньше, чем Англии: французское судостроение и другие отрасли промышленности пришли в упадок, как и порты Бордо, Гавр, Ла-Рошель, ориентированные на торговлю с британцами. Прекратились поставки таких колониальных товаров, как шелк и сахар, и Наполеону пришлось самому нарушать собственную блокаду, выдавая лицензии на их покупку у англичан и их союзников.

Тем не менее в XIX веке «мирные блокады» получили широкое распространение – они сводились к пресечению поставок в какую-либо страну военных и других грузов. Так, в 1827-м корабли Великобритании, Франции и России блокировали побережье Греции, где шла война с турками. Это должно было помешать находившимся там турецким войскам получать оружие и подкрепление. Попытка Турции сопротивляться привела в том же году к потоплению ее флота союзной эскадрой в Наваринской бухте, что помогло грекам добиться независимости. В 1855-м блокада была применена уже против России: после начала Крымской войны англо-французская эскадра подошла к берегам Крыма, не позволяя русской армии получать помощь с моря. В 1861-м президент США Авраам Линкольн вслед за отделением южных штатов ввел блокаду их побережья, известную как план «Анаконда». Целью было помешать южанам завозить из Европы оружие и боеприпасы и продавать туда свои главные товары – табак и хлопок. Хотя флот северян был невелик, к 1865 году ему удалось взять под контроль порты Юга, что сделало его поражение неминуемым.

После этого морская блокада имела успех только против слаборазвитых стран: например, Франция, заблокировав в 1885 году поставки риса в Китай, заставила его признать аннексию французами Вьетнама. А вот французская блокада Германии в 1870–1871 годах и русская Японии в 1904–1905 годах результата не дали – обе страны проиграли войну и на суше, и на море.

 

Всем миром за мир

После Первой мировой была создана Лига Наций, призванная не допускать новых войн и беречь мир – в том числе наказанием «стран-агрессоров». В статье 16 устава Лиги предписывалось введение коллективных экономических санкций против государства, которое прибегло к войне в нарушение того же устава, требовавшего решать споры мирным путем. За время существования Лиги санкции вводились четыре раза: в 1921 году против Югославии, в 1925-м против Греции, в 1932–1935-м против Парагвая и Боливии из-за Чакской войны (каждый раз безрезультатно). Самым неудачным оказался четвертый раз, в 1935–1936 годах, когда Великобритания предложила ввести санкции против напавшей на Эфиопию Италии. Санкции ввели, но другие страны Европы, прежде всего нацистская Германия, отказались их соблюдать, и итальянцы благополучно «проглотили» Эфиопию, убив сотни тысяч ее жителей. После этого санкции грозили Германии за поддержку мятежников в Испании и СССР – за нападение на Финляндию, но обе страны просто вышли из Лиги.

Когда после Второй мировой на смену Лиге Наций пришла ООН, в главе 7 ее устава также было закреплено право введения санкций. Но в условиях блокового противостояния им чаще всего препятствовали СССР или США посредством вето. За 45 лет ООН сумела принять санкции только дважды – против расистских режимов ЮАР (в 1962-м) и Южной Родезии (в 1966-м), от которых требовалось поделиться властью с черным большинством. Эти меры давления не мешали западным компаниям полулегально торговать с «изгоями», равно как и другие санкции, введенные Штатами «понарошку» против союзных им режимов Парагвая, Бразилии, Никарагуа и т. д. Например, санкции против Южного Вьетнама в 1963 году длились два месяца, пока диктатор Нго Динь Зьем, против которого они были направлены, не был заменен другой американской марионеткой. Часто их вводили лишь символически: так, в 1956-м Соединенные Штаты ввели эмбарго на поставки военной продукции своему главному союзнику – Великобритании, требуя от нее вывода войск из зоны Суэцкого канала в поддержку резолюции ООН. На деле поставки не прекратились ни на день, но британцы вняли сигналу и войска вывели.

Гораздо более жесткими были санкции США против левых режимов Латинской Америки – Чили, Перу и особенно Кубы, торговля с которой была полностью запрещена в 1960 году. Кубинцев, чья экономика до этого была тесно связана с американской, спасли поставки всего необходимого из СССР. Столь же неудачными оказались в 1961-м советские санкции против Албании, которую поддержали идейно близкие китайцы. А вот экономическое давление на Финляндию в 1958-м дало эффект: эта страна согласилась воздержаться от вхождения в европейские структуры. Страны третьего мира в тот период применяли санкции редко, но метко: к примеру, члены Лиги арабских государств в 1973 году ввели нефтяное эмбарго против США, требуя отказаться от поддержки Израиля. В результате цены на нефть выросли почти в четыре раза, погрузив Запад в длительный кризис.

Серия марок «Бостонское чаепитие», выпущенная в 1973 году в США

Во время нефтяного кризиса 1973 года в США и Европе многие автозаправочные станции долгое время оставались закрытыми

 

Специально для России

Россия всегда была неудобным соседом для Запада, который пытался бороться с ней то военным, то дипломатическим путем. Еще в XVI веке европейские страны блокировали отправку на Русь оружия и опытных мастеров: например, в 1548 году 123 ремесленника, нанятых по поручению Ивана Грозного, были арестованы в Любеке по просьбе воевавшего с царем Ливонского ордена. После Петровских реформ Россия стала слишком сильна, и о санкциях против нее долго никто не помышлял. Только после революции 1917 года страны Антанты запретили торговлю с Советской Россией, требуя от нее продолжить участие в мировой войне. Санкции были отменены в 1925-м, но их сменила «золотая блокада»: США, Великобритания, Франция и ряд других стран отказались торговать с СССР за золото и потребовали расплачиваться за промышленное оборудование зерном и другими товарами.

О санкциях против Советского Союза снова заговорили в начале холодной войны. В марте 1948-го Министерство торговли США ограничило экспорт стратегических материалов, оборудования и вооружений в СССР. Годом позже был создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), в который вошли 17 стран. Его целью было закрепление технического отставания СССР от Запада. Комитет бдительно следил, чтобы передовые технологии попадали в соцстраны не раньше чем через четыре года после их серийного выпуска или не попадали вообще. В 1970-е, на волне разрядки, враждебность к Советскому Союзу понадобилось обосновать, поэтому конгресс в 1974-м принял поправку Джексона – Вэника, согласно которой товары из стран «с нерыночной экономикой» ставились «вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий либо коммерческих соглашений». Иными словами, облагались драконовскими пошлинами. Также ограничивался экспорт в эти страны высоких технологий из США. Советский Союз был наказан за ограничение прав своих граждан на эмиграцию, прежде всего в Израиль. И хотя в конце 1980-х СССР снял все ограничения на въезд и выезд из страны, формально поправка Джексона – Вэника была отменена лишь в конце 2012 года. При этом другие страны, в которых ситуация с правами человека явно была еще хуже, чем в СССР (например, пиночетовская Чили, где при поддержке США был установлен свирепый диктаторский режим), никаким ограничениям не подверглись – с ними торговля велась без всяких препятствий.

С приходом к власти в США Рональда Рейгана в 1981 году экономическая война с СССР приобрела системный характер. Была поставлена задача помешать экспорту советских нефти и газа в Европу, для чего американцы ввели запрет на поставку оборудования для строительства нефте- и газопроводов. Однако европейцы, нуждавшиеся в советских энергоносителях, не поддержали Штаты, что позволило достроить газопровод Уренгой – Помары – Ужгород. Но Америка тут же нашла новый повод: в 1983-м советские ПВО сбили возле Сахалина залетевший в воздушное пространство страны южнокорейский лайнер. Уже на следующий день Федеральное управление гражданской авиации США запретило «в интересах безопасности» полеты американских самолетов над территорией СССР. Впрочем, уже через два месяца из-за протестов авиакомпаний, терпевших серьезные убытки, запрет был отменен.

Сочетая экономическое давление с раздуванием гонки вооружений, все более разорительной для советского бюджета, власти США ослабляли СССР, но не смогли побудить его к каким-либо уступкам. Решающий удар по советскому строю был нанесен изнутри, хотя американцы до сих пор без всяких оснований приписывают эту заслугу себе.

Горящий Белград после налета авиации НАТО. 1999 год

Новая эра санкций

В начале 1990-х СССР распался, и США на время стали бесспорным гегемоном в мире. Несмотря на это, санкции применялись все чаще – особенно по линии ООН, которая за 10 лет ввела намного больше запретов, чем за все предыдущие годы. Первым примером стало введение в 1990-м санкций против Ирака, оккупировавшего Кувейт. Россия на этот раз не возражала, но воздействовать на режим Саддама Хусейна санкции не могли: несмотря на падение уровня жизни, его все равно поддерживало большинство иракцев. Также санкции не смогли остановить гражданские войны в Либерии, Сомали и Сьерра-Леоне или прекратить репрессии в Сальвадоре и Гватемале. Успешными оказались разве что санкции ООН, введенные в 1991-м против Гаити после очередного военного переворота. Три года спустя военные вернули власть свергнутому ими президенту Жан-Бертрану Аристиду, но очень скоро он погряз в коррупции и снова был свергнут.

В 1991 году вспыхнула гражданская война в Югославии, в которой Запад сразу же обвинил только одного из участников – сербов. Против Сербии были введены санкции ООН, США и ЕС, запрещавшие поставки не только вооружений, но и любых товаров. В итоге уровень жизни в стране серьезно упал; падению режима это не способствовало, но сербам пришлось отказаться от независимости своих анклавов в Хорватии и Боснии. В 1992-м были введены санкции ООН против Ливии, которую объявили виновной во взрыве американского самолета над шотландским городком Локерби четырьмя годами раньше – тогда погибло 270 человек. Хотя вина ливийцев не была точно доказана, страну лишили права экспортировать нефть – главный источник доходов. В 1999-м лидер Ливии Муаммар Каддафи согласился выдать двух подозреваемых во взрыве и уплатить семьям каждого из погибших по 10 млн долларов в обмен на снятие санкций, но они были отменены только в 2003-м.

В 1993 году та же ООН ввела санкции против Северной Кореи, которая занималась производством ядерного оружия. Они действуют до сих пор, как и введенные уже в новом тысячелетии международные санкции против Афганистана, Ирана, Ирака и Судана, обвиненных в поддержке терроризма. В эти страны запрещено продавать оружие и другую военную продукцию, а их активы в банках других государств подлежат заморозке. При всем размахе санкций ООН Соединенные Штаты, являясь обычно их главным инициатором, все чаще вводили собственные. Так, в 1996 году они потребовали от Колумбии, своего давнего союзника, остановить трафик кокаина, а в 1998-м от Югославии – прекратить операции против албанских сепаратистов в Косово. В обоих случаях санкции не помогли, но во втором они стали прологом военной операции США и НАТО, позволившей в конечном счете поставить у власти прозападный режим.

Глядя на американцев, к санкциям все активнее стали прибегать и другие страны. Например, Греция в 1994-м ввела торговое эмбарго против Македонии, требуя от нее сменить название страны (теперь это Северная Македония), а Турция в 1998-м объявила бойкот Италии, чтобы та выдала лидера курдских повстанцев Абдуллу Оджалана. Вводила санкции и Россия – против Латвии, Казахстана, Туркменистана и других республик, где нарушались права русскоязычных жителей. Впрочем, к какому-либо ощутимому результату это не привело. Именно тогда – в 1990-е годы – утвердилось мнение, что бояться нужно только санкций, исходящих от США и их союзников. Сегодня в мире многое меняется – возможно, уйдет в прошлое и этот стереотип.

40-й президент США Рональд Рейган был уверен, что введенные им санкции внесли свою лепту в крушение СССР

 

Первым примером санкций часто считают введенный в 432 году до н. э. афинским стратегом Периклом запрет торговать с купцами из соседнего города Мегары. Впрочем, счастья Периклу это не принесло

 

 

В 1990-е годы утвердилось мнение, что бояться нужно только санкций, исходящих от США и их союзников. Сегодня в мире многое меняется – возможно, уйдет в прошлое и этот стереотип

 

 

 

«Баба-яга против!»

На ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 года страны Запада ответили экономическими санкциями, включая запрет продажи в СССР зерна из США и Канады. Однако подорвать этим самодостаточную советскую экономику не удалось, и Штаты решили действовать «асимметрично» – сорвать намеченные на июль 1980-го Олимпийские игры в Москве. Международный олимпийский комитет выступил против переноса Олимпиады в другое место, заявив, что спорт вне политики. Тогда американцы стали давить на олимпийские комитеты зависимых от них государств, из-за чего 64 страны объявили о неучастии в Играх. Правда, некоторые из них, включая Англию и Францию, позволили своим олимпийским комитетам послать спортсменов в Москву. Праздник спорта состоялся, а в 1984-м СССР бойкотировал Олимпиаду в Лос-Анджелесе в знак протеста против вторжения США на Гренаду. Во время московских Игр советское ТВ показывало мультфильм «Баба-яга против!» – о тщетных попытках злых героев сказок, в которых все видели страны Запада, навредить олимпийскому Мишке.

 

 

 

Блокада Ирака

Новый этап применения санкций начался после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 года. Резолюция ООН № 661 потребовала от всех стран мира прекратить торговлю с Ираком, пока он не выведет войска из Кувейта и не возместит ему ущерб. Когда в следующем году Кувейт был освобожден международной коалицией, санкции, вопреки ожиданиям, не отменили: теперь от Ирака требовали ликвидировать оружие массового поражения, не веря утверждениям иракских властей, что такого оружия у них нет. Новая резолюция ООН № 687 разрешала поставки в Ирак только ограниченного количества лекарств и продовольствия в обмен на нефть. В итоге нефтяной экспорт Ирака сократился в шесть раз, а 25% оставшейся выручки выплачивалось Кувейту. Доход на душу населения упал в восемь раз, многие тысячи граждан (прежде всего дети) умерли от голода и нехватки медикаментов, что вызвало протесты в мире и в самой ООН. Санкции против страны были отменены только в 2003 году после ее оккупации американцами и их союзниками. Репарации Кувейту Ирак выплачивал до 2022 года.

 

 

 

Против России

В 2015-м Барак Обама заявил, что благодаря американским санкциям «экономика России разорвана в клочья»; в 2022-м Джо Байден уверял всех, что рубль «превратился в щебень» и за 1 доллар дают «200 российских рублей». И то и другое было явным преувеличением

 

Хотя после распада СССР Россия была объявлена «партнером» США, санкции против нее продолжали сохраняться. Вскоре к ним добавились новые

 

Уже в 1991 году был введен запрет на поставку в РФ электронных систем, оптических волокон, аэронавигационной техники, реактивных двигателей и других товаров двойного применения. В 2012-м начал раскручиваться новый виток санкций, что было связано с недовольством США самостоятельной политикой России. «Закон Магнитского», принятый конгрессом, вводил санкции против российских официальных лиц, виновных, по мнению США, в нарушении прав человека. В 2016-м президент Барак Обама придал этому закону глобальный статус, позволив американским властям вводить санкции по всему миру против всех, кого они сочтут неугодными.

Более масштабные санкции начали вводиться после воссоединения Крыма с Россией. Их первый пакет, принятый в апреле 2014 года, был направлен на «предотвращение въезда физических лиц, ответственных за действия, которые подрывают территориальную целостность Украины». Кроме США их поддержали страны Евросоюза, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Когда санкции не возымели действия, был принят второй пакет санкционных мер, направленный уже не только против физических лиц, но и против 17 компаний, прежде всего имеющих отношение к ВПК. При этом Европейский союз, получавший немалые выгоды от торговли с Россией, не был настроен на ужесточение санкционного режима, заявляя, что «по-прежнему готов отменить свои решения и вновь взаимодействовать с Россией, когда она начинает активно и недвусмысленно вносить свой вклад в поиск решения украинского кризиса».

Многое изменилось после крушения в зоне донбасского конфликта в июле 2014 года малайзийского «Боинга-777», в котором немедленно обвинили Россию. Евросоюз расширил санкции еще на 15 физических и 18 юридических лиц, среди которых были крупнейшие российские компании и банки. После заключения Минских соглашений в Европе пошли разговоры об ослаблении санкций, что было не в интересах США. Хотя в январе 2015-го президент Обама заявил, что санкции «порвали экономику России в клочья», американские власти понимали, что это не так. Для сохранения и усугубления санкционного давления они использовали фактически любое событие – не только в России, но и далеко за ее пределами. После президентских выборов 2016 года в США был раздут скандал вокруг «русских хакеров», которые якобы помогли победить республиканцу Дональду Трампу. Ложные (как потом выяснилось) обвинения не только сковали руки новому президенту, но и позволили весной следующего года ввести санкции против еще 13 российских чиновников и компаний.

Новый повод для санкций дало «дело Скрипаля» – попытка отравления неизвестным ядом в марте 2018-го беглого офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери, проживавших в Великобритании, в причастности к чему тут же были обвинены российские спецслужбы. Под этим предлогом в августе США ввели санкции против космических и оборонных компаний России, а из Европы и Америки было выслано около 150 российских дипломатов.

В 2020 году новой жертвой санкций стал газопровод «Северный поток – 2»: США и их союзники всячески затрудняли его строительство, а после начала спецоперации РФ на Украине проект был закрыт. Вскоре санкции достигли беспрецедентного в истории размаха, что практически прервало все отношения между Россией и странами Запада.

Митинг на площади Нахимова в Севастополе. Крым, 23 февраля 2014 года

 

 

Работают ли санкции?

 

Статистический анализ доказывает: экономические санкции нечасто достигают своей цели, больно ударяя по тем, кто их вводит

 

Такой вывод делает в совместном с коллегами исследовании крупнейший специалист по санкциям, профессор Института международной экономики Петерсона в Вашингтоне Гэри Клайд Хафбауэр.

Книга Хафбауэра и других ученых «Переосмысление экономических санкций» (Economic Sanctions Reconsidered) впервые вышла в 1985-м, но чаще цитируется по сильно пересмотренному и дополненному изданию 2007 года. На нее ссылаются все, кто изучает роль санкций в современной мировой экономике и то, как они превратились в орудие навязывания воли Запада остальному миру.

 

«Ужасное лекарство»

Рассматривая 204 случая применения санкций после Первой мировой войны, авторы книги делают интересный вывод: подавляющее большинство санкций (более 90%) вводилось Соединенными Штатами и их союзниками, причем чаще всего с подачи США. Долгое время это делалось под прикрытием таких международных организаций, как Лига Наций и ООН, а начало этому положил американский президент Вудро Вильсон. Выступая в 1919 году в Индианаполисе, он сказал: «Приложите экономические, мирные, тихие, смертельные меры, и в применении силы не будет необходимости. Это ужасное лекарство – от него никто не гибнет за пределами бойкотируемого государства, но оно создает давление, которого, на мой взгляд, не может выдержать ни одна современная страна».

Санкциями, по определению Хафбауэра, считаются «преднамеренные меры правительства по прекращению (или угрозе прекращения) существующих торговых или финансовых отношений с какой-либо страной, имеющие политические цели». Санкции применяются в том случае, когда дипломатическое давление бессильно, а военная операция может оказаться слишком дорогой – как из-за больших потерь, так и по финансовым причинам. Чтобы они достигли цели, вводящие их страны должны быть сильными в экономическом и политическом плане. Иначе санкции могут просто не заметить, как не заметила Великобритания санкций, введенных против нее в 1960 году Испанией из-за Гибралтара.

Впрочем, часто санкции вводятся без практической цели – для удовлетворения стран-союзниц или собственных избирателей. В США, по мнению авторов, «политическая система вынуждает президентов драматизировать свое отношение к поступкам других стран» и они должны демонстрировать свою решимость, особенно перед выборами. Так были введены громкие, но почти не имевшие эффекта санкции США и их союзников против Китая после разгона демонстрантов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году или против Бирмы (Мьянмы) после военного переворота 1988-го.

 

Цели санкций

В книге выделены пять возможных целей санкций с оговоркой, что иногда преследуется несколько целей сразу. Первая цель (43 случая) – изменение политики какой-либо страны в определенной сфере, особенно в случаях нарушения прав человека. Такие санкции обычно накладывались на союзников США – Колумбию, Никарагуа, Гаити и др. – и приводили, по мнению авторов, к успеху: после них местные режимы практиковали убийства и пытки уже не так открыто.

Вторая цель (80 случаев) – смена политического режима. Здесь прежде всего вспоминаются санкции против Саддама Хусейна в Ираке в 1990–2003 годах. Но особенно часто США применяли эту меру против левых режимов Латинской Америки – Фиделя Кастро на Кубе, Сальвадора Альенде в Чили, Уго Чавеса в Венесуэле. Такого рода санкции часто имели успех, но только в сочетании с военным переворотом или прямой агрессией. Без оных, как показывает опыт Кубы или Венесуэлы, ожидаемого эффекта санкции не достигали.

Третья цель (19 случаев) – прекращение военных действий. Такие санкции вводились, например, во время агрессии Италии против Эфиопии в 1935 году, индо-пакистанской войны 1971-го и турецкого вторжения на Кипр в 1974-м (во всех случаях – безрезультатно).

Четвертая цель (29 случаев) – снижение военного потенциала страны, которая является стратегическим соперником Штатов или вызывает их недовольство. На это были направлены санкции против СССР и современной России, против Ирака, Ирана, Югославии, а также против современного Китая. Сюда же относятся санкции США, препятствующие созданию ядерного оружия в таких странах, как ЮАР, Бразилия, Тайвань, Пакистан.

Пятая цель (33 случая) – желание добиться конкретного действия, например вывода войск Ирака из Кувейта в 1990-м. Часто санкции вводились, чтобы вынудить власти той или иной страны – Нигера, Камеруна, Малави и др. – провести выборы. Накладывались они и на страны, заподозренные (обычно без явных доказательств) в «поддержке терроризма», – Кубу, Северную Корею, Сирию, Иран и т. д.

Разделив все случаи санкций на успешные и неуспешные, Хафбауэр с коллегами установил, что наиболее успешными являются санкции для достижения первой цели (51% успеха), а наименее – третьей (21%). В среднем же успешность санкций достигает 30%, причем они эффективнее, когда направлены против дружественных стран (50% успеха), которые зависят от Запада политически и экономически. Санкции против враждебных стран успешны всего в 19% случаев, а иногда даже ухудшают ситуацию. При этом прекращения военных действий враждебными странами они не помогли добиться ни разу.

Гэри Клайд Хафбауэр

 

Налог на амбиции

Хафбауэр со товарищи перечисляет причины, по которым санкции не достигают успеха. Первая из них – нехватка возможностей, недостаточность усилий, выступление против санкций внешних партнеров или лоббистов внутри страны. Вторая – мобилизация страны, подвергшейся санкциям, население которой вместо того, чтобы сбросить ненавистного Западу правителя, начинает еще больше поддерживать его. Примеры – Ирак, Куба, Северная Корея и т. д. Третья причина – появление у страны влиятельных союзников, готовых компенсировать издержки, чтобы насолить стране-санкционеру. По этой причине не достигли цели американские санкции против Кубы, которую поддержал СССР, и советские против Югославии в 1948–1955 годах, которой, напротив, помог Запад.

Особенно пагубным для санкций может оказаться недовольство бизнеса внутри страны и за рубежом. В 1980-м бизнесмены смогли навязать правительству Великобритании закон «О защите коммерческих интересов», запрещающий поддерживать санкции США, наносящие ущерб британским компаниям. Тогда же страны Западной Европы отказались поддержать американские санкции против советских газопроводов в Европе (благодаря чему много лет имели дешевый газ).

«По сути, – говорится в книге, – экономические санкции для налагающей их страны являются особым видом налога для финансирования внешнеполитической деятельности». И жителей такой страны никто не спрашивает, готовы ли они платить этот налог, тем более когда санкции (особенно против России) приобретают немыслимый размах, бумерангом поражая тех, кто их вводит.

Иван ИЗМАЙЛОВ

 

 

Наиболее эффективны санкции, направленные против дружественных Западу стран (50% случаев), которые зависят от него политически и экономически. Санкции же против враждебных Западу стран достигли успеха лишь в 19% случаев

 

Успешность экономических санкций в 1914–2007 годах

 

Цели санкций

Количество

% успешности

Ограниченное изменение политики

43

51

Смена политического режима

80

31

Прекращение военных действий

19

21

Снижение военного потенциала

29

31

Другие политические изменения

33

30

Все цели

204

34

 

Источник: Gary Clyde Hufbauer, Jeffrey J. Schott, Kimberly Ann Elliott. Economic Sanctions Reconsidered. Washington, 2007. Р. 159

 

 

 

Фото: ©ГАЛКИН & ГАЛКИН, 1982, GETTY IMAGE, EPA/ТАСС, LEGION-MEDIA, ЮРИЙ ЮГАНСО



 

Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук