Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Освободитель Праги и Кракова

03 Апреля 2020

Сегодня в Праге совершено предательство по отношению к памяти одного из маршалов Победы, освободителя и почётного гражданина Праги Ивана Конева. В Европе накануне 75-летия Победы продолжается кампания лжи, кампания, направленная на дискредитацию воинов-освободителей. 

Вспомним о славном полководце Великой Отечественной и о его роли в освобождении Чехословакии от нацизма. 

Прославленный советский полководец Иван Степанович Конев родился в деревне Лодейно Никольского уезда Вологодской губернии (ныне Подосиновский район Кировской области). С ранних лет судьба испытывала его на прочность. В двухлетнем возрасте он остался без матери, с детства познал крестьянский труд, о котором всегда отзывался с уважением.

Военную карьеру он делал поступательно, не перепрыгивая через ступени. В годы Великой Отечественной войны, приняв участие во многих важнейших сражениях, Конев проявил себя как незаурядный военачальник. 5 декабря 1941 года ведомые им войска Калининского фронта первыми перешли в контрнаступление под Москвой, а затем участвовали в долгом сражении за Ржев. В Курской битве Конев успешно командовал войсками Степного фронта. Под его командованием войска 2-го Украинского фронта освобождали Украину. В нач. 1944 года в ходе Корсунь-Шевченковской операции Конев одолел известных военачальников Третьего рейха — генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна и генерала Вильгельма Штеммермана.

С мая 1944-го и до конца войны Иван Степанович командовал войсками 1-го Украинского фронта. В его послужном списке значатся Львовско-Сандомирская, Карпатско-Дуклинская и Висло-Одерская операции, взятие Берлина, спасение Кракова и картин Дрезденской галереи. Всюду войскам фронта сопутствовал успех.

Хорошо знавший Конева член Военного совета 1-го Украинского фронта генерал-полковник Константин Крайнюков свидетельствовал: «Обладая даром предвидения, он почти всегда безошибочно разгадывал намерения противника, упреждал их и, как правило, выходил победителем».

 

Чехи в годы Второй мировой

Под занавес войны бойцы маршала Конева освободили Прагу и спасли жизни десяткам тысяч её жителей. К маю 1945-го территория бывшей Чехословакии более шести лет находилась под оккупацией. Нелишне напомнить, что прологом ко Второй мировой войне стал «Мюнхенский сговор». 29–30 сентября 1938 года главы правительств Великобритании, Франции и Италии Невилл Чемберлен, Эдуар Даладье и Бенито Муссолини решили отдать Германии Адольфа Гитлера Судетскую область Чехословакии. Мнением народов ЧСР «цивилизованные европейцы» не поинтересовались.

Несмотря на то что в 1938 году чехословацкая армия являлась одной из сильнейших в Европе, граница ЧСР с Германией — хорошо укреплённой, а Красная армия была готова прийти на помощь ЧСР, руководители Чехословакии испугались и капитулировали. Народы Чехословакии  горевали, а не сопротивлялись. Даже после того, как в марте 1939 года немцы оккупировали оставшуюся часть Чехии (Словакия получила «независимость», став сателлитом Германии), чешский народ не нашёл в себе сил подняться на борьбу с захватчиками.

Более того, всю войну чехи усердно трудились на Германию, производя оружие. Из него гитлеровцы убивали наших дедов и прадедов, разрушали советские города и сёла. Вплоть до мая 1945-го Чехия, называвшаяся тогда протекторатом Богемия и Моравия, утверждает историк Леонид Маринский, «являлась настоящей оружейной кузницей вермахта. Там производилась бронетехника, артиллерийские установки, стрелковое вооружение, авиационные моторы, самолёты, автомашины, боеприпасы… На пражском предприятии ЧКД было разработано и выпускалось в огромных количествах противотанковое орудие "Хетцер", признанное специалистами "идеальным оружием ближнего боя". От метких попаданий этой чисто чешской разработки сгорели сотни наших танков».

Осенью 1941-го на танках чешского производства немцы рвались к Москве, преодолевая сопротивление солдат Конева. Тогда же, пишет историк Константин Семёнов, «чехи выступили с предложением сформировать добровольческий легион для отправки на Восточный фронт, но немцы решили пока отказаться от привлечения в ряды Вермахта чехов и белоэмигрантов. Однако несколько сотен чехов из национал-социалистического движения "Влайка" ("Флаг") в индивидуальном порядке вступили в ряды Вермахта». В 3-й танковой дивизии СС «Мёртвая голова» служил сын «чешского Квислинга» Эммануэля Моравца — Игорь. Он был награждён Железным крестом 2-го класса и отправлен в офицерскую школу СС.

В то же время лучшие сыны чешского и словацкого народов не покорились нацистам и воевали с ними. Несколько человек было удостоено звания Героя Советского Союза. В их числе надпоручик Отакар Ярош, погибший 8 марта 1943 года в бою у села Соколово Харьковской области. Героями Советского Союза стали поручик Антонин Сохор и надпоручик Рихард Тесаржик, а также русин по национальности поручик Степан Вайда (посмертно). В составе партизанского соединения под командованием Александра Сабурова воевал словак Ян Налепка. Он пал в бою за Овруч Житомирской области УССР 16 ноября 1943 года.

Под командованием Конева сражались бойцы 1-го Чехословацкого отдельного корпуса. В сентябре 1944 года в ходе Карпатско-Дуклинской операции Конев заменил бригадного генерала Яна Кратохвила «как не справившегося с командованием корпусом, не умеющего организовать и твёрдо руководить войсками» генералом Людвиком Свободой (с марта 1968 года до мая 1975 года он был президентом ЧССР). И тот не подвёл. По словам Конева, «Свобода отвечал тем требованиям, которые предъявлялись на войне к лицам, возглавлявшим крупные войсковые соединения. Он был твёрд, способен настоять на выполнении своих приказов, что не мешало ему весьма учтиво относиться к подчинённым».

 

На помощь восставшей Праге

Поднять восстание чехи отважились только 5 мая 1945 года, когда Красная армия уже взяла Берлин, а Гитлер покончил жизнь самоубийством. Восставшие сразу же по радио обратились за помощью к Советскому Союзу.

И помощь быстро пришла. Как позже утверждал маршал Конев, «все армии наступали на Прагу высокими темпами, но то, что туда ринулось десять танковых корпусов — 1600 танков 1-го Украинского фронта, было решающим фактором». Хотя в Пражской операции принимали участие войска ещё двух фронтов — 2-го Украинского Маршала Советского Союза Родиона Малиновского и 4-го Украинского генерала армии Андрея Ерёменко, главный удар по группе армий «Центр» генерал-фельдмаршала Фердинанда Шёрнера нанесли войска Конева, наступавшие через труднопроходимые Рудные горы.

9 мая в 3 ч. утра доблестные советские танкисты 10-го гвардейского Уральского добровольческого корпуса 1-го Украинского фронта первыми ворвались в Прагу. За ними последовали и другие части. В этот исторический день Конев в течение нескольких часов не мог получить информации о том, что происходило в городе, так как ни одна из отправленных в Прагу групп офицеров на связь не вышла. Маршал вспоминал: «Что Прага освобождена, было ясно, но ни одного вразумительного доклада ни от одного из командующих армиями так и не было. Как выяснилось потом, причиной тому было ликование пражан. На улицах шли сплошные демонстрации. При появлении советского офицера его немедленно брали в дружеский полон, начинали обнимать, целовать, качать. Один за другим попали все мои офицеры связи в окружение — поцелуи, угощения, цветы...»

Освобождение братского славянского народа от германского ига дорого обошлось советскому народу. На территории Чехословакии погибло 140 тыс. солдат и офицеров Красной армии. В «Записках командующего фронтом» Конев с горечью писал: «Когда я бываю на Ольшанском кладбище в Праге, где покоится прах наших солдат и офицеров, погибших в дни Пражской операции, я с горестным чувством читаю на надгробьях украшенных цветами могил дату "9 мая". В сущности, война уже кончилась, а эти люди погибли здесь, на пражских окраинах, когда вся наша страна уже праздновала Победу, погибли в последних схватках с врагами, бесстрашно доводя до конца начатое дело».

 

Неблагодарные потомки спасённых Коневым пражан

Сразу после окончания Второй мировой войны маршала Конева избрали почётным гражданином столицы Чехословакии. На ратуше установили доску, на которой на чешском и русском языках было написано: «9-го мая 1945 года стремительным ударом войска 1-го украинского фронта доблестной Красной армии под командованием Героя Советского Союза маршала Ивана Степановича Конева освободили восставшую против немецких оккупантов Прагу. В благодарность маршал И.С. Конев избран почетным гражданином города Праги». В Праге появилась улица, названная в его честь. А в 1980 году в честь 35-й годовщины освобождения города от нацистов на площади Интербригады в пражском районе Дейвице установили памятник маршалу Коневу скульптора Зденека Крыбуса.

Увы, но нынешний юбилей Конева омрачён подлыми провокациями недоброжелателей России. 23 ноября они осквернили памятник маршалу Коневу. Неблагодарные потомки спасённых Коневым чехов начертали на постаменте красной краской даты: 1956, 1961, 1968 и 2017. Кощунственная акция получила поддержку пражских муниципальных властей. Староста 6-го муниципального округа чешской столицы Олдржих Коларж в письме в посольство России в Чехии набрался наглости заявить, что памятник «не отвечает нынешним реалиям» и должен быть убран с площади Интербригад, например, на территорию посольства РФ.

МИД РФ выразил возмущение осквернением памятника, подчеркнув то, что «оскорблена память не только советского военачальника, под командованием которого войска 1-го Украинского фронта освободили столицу Чехословакии в мае 1945 года, но и всех павших там в бою с фашизмом». В ответ члены муниципалитета района Прага-6 большинством голосов приняли решение о размещении на памятнике новой таблички. «Заново подготовленный текст таблички на памятнике напомнит о заслугах Конева при освобождении Европы и, в частности, Праги от фашизма, но также и об его роли в кровавом подавлении венгерской революции и участии в подготовке к вторжению войск пяти соцстран в Чехословакию в 1968 году», — заявил заместитель районного старосты Ян Лацина. Слов благодарности юбиляру у Лацины и его подельников не нашлось, что даёт повод вспомнить замечание Александра Дюма-отца: «Бывают услуги настолько бесценные, что отплатить за них можно только неблагодарностью». Утверждение французского писателя не бесспорно, но к неблагодарным потомкам спасённых солдатами Конева чехов подходит.

И вот сегодня совершилось кошунство...

Чувство благодарности спасителю Праги целенаправленно вымарывается из памяти чешского народа. Мнение граждан страны, несогласных с антироссийскими инициативами, чешских русофобов и их американских покровителей волнует не больше, чем Чемберлена и Гитлера интересовало отношение чехов к «Мюнхенскому сговору».

И вот монумент сняли с пьедестала и уложили на газон. Ему уготовано место в некоем музее тоталитаризма. Но это уже будет не памятник, а всего лишь экспонат. А память о герое предана. Стыдно за Чехию. За бездумную позицию пражан. Когда-нибудь и чехам станет больно за своё бездумное отношение к историческому прошлому. История жестоко наказывает за беспамятство. А Иван Конев был, есть и будет достоен памятников — и на центральных площадях городов, освобождённых воинскими частями, которыми он командовал. И в любом городе России — страны, которая помнит своих полководцев, творцов Победы.  

Олег Назаров, Арсений Замостьянов