Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

"Русский язык - это не только правила"

24 Мая 2023

В день славянской письменности и культуры «Историк» задал несколько вопросов главному редактору информационно-справочного портала ГРАМОТА.ру, научному сотруднику Института русского языка им. В.В.Виноградова Владимиру Пахомову.

Праздников, связанных с русским языком, в нашем календаре немало. 24 мая – День славянской письменности и культуры, следом за ним 25 мая – День филолога. 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, отмечается День русского языка. 22 ноября празднуем День словарей и энциклопедий, приуроченный ко дню рождения автора, пожалуй, самого знаменитого нашего словаря – Владимира Ивановича Даля. А 21 февраля в нашем многонациональном отечестве отмечается День родного языка. Большинство праздничных мероприятий в эти дни ориентированы на проверку наших знаний по русскому языку. Но филологи считают, что эти праздники должны стать поводом для того, чтобы взглянуть на русский язык под другим углом.

- Так чем же заключается взгляд на русский язык под другим углом?

- По традиции, мы очень много внимания уделяем правилам. «Десять слов, которые все пишут неправильно», «Двадцать выражений, которые не могут понять иностранцы» - занимательные тесты – это хорошо, но русский язык – это не только правила. Сегодня всем нам очень важно уметь ориентироваться в мире, где на нас ежеминутно обрушивается масса разнообразной информации, и правильно выстраивать общение – и устное, и письменное.

- Человек может знать правила правописания, но не владеть этикетными нормами?

- И это приведет к досадным промахам в общении. Он начинает письмо словом «Здравствуйте!», написанном без единой орфографической ошибки, но допускает грубейшую ошибку в общении, и рискует получить в ответ сердитое: «Меня зовут не «Здравствуйте», а Сергей Петрович!». Между тем, традиции русской эпистолярной культуры предписывают начать послание со слов «Уважаемый Сергей Петрович!» и только после этого приступить к изложению просьбы. 

- Проблемы в общении начинаются отсюда?

- Во многом – да. Общение в интернете, в соцсетях, на работе, с людьми одного с вами статуса и возраста, выше или ниже по положению, старше или младше вас – это разные виды общения, которыми надо сегодня владеть на приличном уровне. В школе им не обучают, и повзрослев, люди, не знающие закономерностей общения, обращаются к разным коучам и бизнес-тренерам. А на наш взгляд этому надо учить в школе.

- Навыкам анализа информации тоже?

- Конечно! Ведь любая информация – это буквы, слова, предложения, тексты – и кому, как не учителям русского языка обучать учеников навыкам такого анализа? К сожалению, мы учим их расставлять знаки препинания в текстах Чехова и Толстого, но не знакомим с современными текстами. Умение их читать, понимать, вычленять смысл надо отрабатывать не только на классических текстах XIX века и советской литературы, но и на текстах современных, причем самых разных жанров – деловых, научных, публицистических и даже рекламных. У многих учителей это вызывает ужас, однако умение понять и проанализировать, скажем, рекламный текст – это же возможность обеспечить собственную информационную безопасность! Во многих до сих пор очень глубоко сидит уверенность, что учиться русскому языку – это учиться музейному языку прошлого. Тем самым мы только подкрепляем убеждение учеников, что в учебниках один русский язык, а обычной жизни – совсем другой. А нам надо показать, что это один язык в разных ипостасях.

- Сегодня многие сетуют – мол, раньше учителя были лучше и, как Надя Шевелева из известного фильма «учили учеников думать и иметь обо всем свое собственное суждение», а сегодня учат правильно ставить галочки в клеточки ЕГЭ. Согласны?

- Любые обобщения мне кажутся неправильными. Во все времена учителя были разными – кто-то шел только по шаблону, кто-то предлагал думать и заглянуть за границы школьного учебника. К тому же в разные эпохи школьное обучение существенно отличалось. Согласитесь, в 1930-е годы учить думать было делом весьма опасным, а в 1960-е в классах царила иная атмосфера. И сегодня я знаю таких, кто от шаблона ни на шаг, и таких, кто заставляет меня завидовать их ученикам и жалеть, что я не могу оказаться на их уроках. Стратегия преподавания зависит от личности педагога.

- Современный учитель – каким, по-вашему, он должен быть?

- Он сам должен находиться в постоянном поиске. Русский язык – это бескрайний космос, жизни не хватит, чтобы все о нем узнать. И главное, педагог должен быть сам увлечен своим предметом, без этого ему своих учеником им не увлечь.

Беседовала Виктория Пешкова