Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

От Руси до Украины

№121 декабрь 2024

Патриарх украинской историографии Петр Толочко посвятил свою последнюю книгу восстановлению исторической правды, которая оказалась погребена под грудами лжи

 

5983201.png

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ

 

 

«В Украине практически в продолжение всего периода независимости осуществляется стерилизация исторической памяти об украинской истории, общей с российской. Она подменяется плачем о трудной судьбе Украины в составе Российской и Советской империй». На самом же деле «историки, оплакивающие горькую судьбу украинцев, знают, что особо унижаемыми они никогда не были. Их положение (в империях) было не хуже, а часто и значительно лучше, чем положение русских». Наряду с русскими украинцы «принимали активное участие в строительстве общего государства, становились канцлерами, министрами, крупными военачальниками и даже первыми руководителями страны». Скрывая это, авторы украинских учебников истории практикуют «бесконечное обращение к негативному опыту, муссирование тем колониальной зависимости от России, запугивание сограждан возможностью возвращения прошлого». По мнению академика Петра Толочко (1938–2024), такой подход отражает «комплекс этнического меньшинства, которое не отождествляет себя с государственностью, в которой оно находилось на протяжении столетий». И этот комплекс искусственно навязывается новым поколениям украинцев! Им отказывают в исторической субъектности, представляют их вечными жертвами и неудачниками.

Настоящим же комплексом неполноценности страдает не украинский народ, а его элиты и власти, которые открыто и «добровольно отказались от своего национального суверенитета». Более того, они стремятся сменить цивилизационную принадлежность украинцев, которые вместе с русскими и белорусами создали общую восточнославянскую православную цивилизацию. Эта цивилизация и есть демонизируемый украинскими националистами Русский мир. Толочко прослеживает происхождение этого понятия со времен Древней Руси. «Руский мир» (автор предлагает придерживаться именно такого написания) не был уничтожен монголо-татарским нашествием, но был им разделен на три части. Тем не менее все они вплоть до XVII века именовались Русью вне зависимости от государственной принадлежности. Воссоединение Украины с Россией легализовало понятие «Малая Русь», которое пришло не из Москвы, а с Украины. До 1939 года Русью именовалась даже Галичина – Украиной этот край стал только после присоединения к СССР.

Высшей точкой развития Украины Толочко считает не независимость, а советский период. Именно в рамках СССР и благодаря ему стало возможным собрать практически все населенные украинцами земли в единое государство и даже расширить его за этнические пределы (речь о Крыме). Украинские националисты, обливающие грязью все советское, должны быть по гроб жизни благодарны советской власти за это. А еще – за «Украину соборную», то есть за создание единой украинской нации, которой до СССР тоже не было. Были две нации – восточноукраинская православная и западноукраинская униатская, разделенные еще в XVI столетии. Они существовали в разных государственных рамках и все более отличались друг от друга – вплоть до взаимного непонимания языка, не говоря уже об идеалах и ценностях. Именно большевики осуществили «украинизацию» городского населения, что не удалось ни украинской творческой интеллигенции XIX века, ни неудачливым «незалежникам» 1917–1920 годов. В условиях царизма право наций на самоопределение не могло быть осуществлено никаким образом, такую возможность дала – и реализовала – только советская власть. Хотя украинизация была свернута после Великой Отечественной войны, все последующие советские руководители Украины активно поддерживали национальную культуру, историю и образование. Благодаря таким политикам, как Леонид Брежнев, Петр Шелест и Владимир Щербицкий, к 1991 году Украина, считает Толочко, «входила в первую десятку развитых стран Европы. Такой Украина никогда не была прежде и, судя по всему, не будет и в будущем».

Одна из причин этого в том, что независимая Украина стремится «в будущее без прошлого», а это и невозможно, и вредно. Вся официальная идеология националистов построена на лжи и абсурде. Независимостью они называют фактический протекторат со стороны США! «Чуть ли не с первых дней самостоятельности политическая элита Украины… начала лихорадочно искать нового хозяина, которому можно было бы препоручить свою государственную суверенность. Вскоре и нашли». Началось судорожное искоренение исторической памяти о советском периоде. По логике националистов, все решения того периода были незаконными и антиукраинскими: возведение Днепрогэса, создание мощнейшего промышленного и энергетического потенциала, образование УССР, собирание украинских земель, присвоенных Польшей, Чехией, Румынией, и т. д. Националисты истово «проклинают дарителя и со спокойной совестью пользуются его дарами». Статус государственной политики страны получили «искоренение и деформация ее исторической памяти». Как результат, «на ложных исторических посылах в Украине вырастает уже второе поколение». Происходит злокачественная переделка украинской нации, которая в нынешнем виде Европе совершенно не нужна – она нужна только «как полный цивилизационный антипод России. Это давняя европейская мечта, осуществление которой связывалось с галицким мессианством».

original.png

Толочко П.П. От Руси до Украины. Пути исторической памяти. М., 2020

«Чуть ли не с первых дней самостоятельности политическая элита Украины начала лихорадочно искать нового хозяина, которому можно было бы препоручить свою государственную суверенность»

 

На деле же и сегодня три восточнославянские страны не утеряли своего цивилизационного единства. Именно против этого единства и направлена идеология украинского национализма, взятая на вооружение киевскими и львовскими элитами. Технологическое отставание от Запада эта идеология объясняет «меньшими структурообразующими возможностями православия по сравнению с католицизмом и протестантизмом». Это ложное объяснение – хотя бы потому, что «более четырех столетий наши предки находились в евро-католическом мире. И ничего в нем не обрели. Ни социального благополучия, ни высокой культуры, ни собственного политического развития. Вполне реальной была потеря этнической и духовной идентичности». Только благодаря восстанию Богдана Хмельницкого украинцам удалось вырваться из «европейского цивилизационного выбора» и вернуться в материнский им Русский мир. Украина состоялась как государство и как нация именно в этом Русском мире, все другие возможности оказались иллюзорными и бесплодными. И напротив, «проблемы и даже беды Украины возникают тогда, когда она пытается выйти из Руского мира и встроиться в чужой». Что мы сегодня с огромной горечью и наблюдаем.

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ