Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Новое летосчисление

№121 декабрь 2024

Триста двадцать пять лет назад, в самом начале своего реформаторского пути, Петр Великий коренным образом изменил всю хронологию русской жизни

 

 

Наталья Болотина, кандидат исторических наук

 

 

Время правления Петра I насыщено реформами, которые позволили России занять ведущее место на международной арене, кардинально изменили облик страны и жизнь россиян. Недаром крупнейший историк XIX века Михаил Погодин писал о том, что «нынешняя Россия, то есть Россия Европейская – дипломатическая, политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, Россия школьная, литературная, – есть произведение Петра Великого». По словам Погодина, «какое бы явление в сих сферах гражданской жизни ни стали мы рассматривать, о каком бы учреждении ни стали мы рассуждать, все подобные исследования доводятся непременно до Петра Великого, у которого в руках концы всех наших нитей соединяются в одном узле».

Это касается и нашего календаря, который Петр I по возвращении с Великим посольством из зарубежного путешествия во многом привел в соответствие с практикой, принятой в соседних европейских странах. Его указами в России были введены христианская эра – от Рождества Христова – вместо эры от Сотворения мира и счет месяцев года с января вместо сентября. Именно благодаря Петру I, постановившему с 1700 года широко отмечать Новый год 1 января, мы получили самый любимый зимний праздник.

masquerades_of_Peter.png

Маскарады Петра I. Худ. М.С. Иванова-Очерет. 2003 год

Указ Петра I о праздновании Нового года 1 января. [Декабрь 1699 г.]. РГАДА.png

Записка о праздновании Нового года с 1 января 1700 года. Автограф Петра I

 

 

«Действо нового лета»

Как известно, юлианский календарь попал на Русь после принятия христианства через Византию. Вместе с ним вошла в употребление и византийская мировая эра, относившая Сотворение мира к 5508 году до н. э. Однако начало календарного года у наших предков, в отличие от византийцев, долгое время приходилось на весну – 1 марта.

С конца XV века счет месяцев года на Руси тоже стали вести с сентября. Немецкий путешественник Адам Олеарий, в 1630–1640-х годах несколько раз побывавший в Москве, писал: «1 сентября русские торжественно справляли свой Новый год. Они ведь считают свои годы от Сотворения мира и уверены, подобно некоторым старинным еврейским и греческим писателям, с которыми и иные наши ученые согласны, что мир начался осенью». Тут было на что посмотреть: в этот день совершалась особая церковная служба, именуемая «действом нового лета» или «чином летопроводства». Поскольку 1 (14) сентября православная церковь чтит память преподобного Симеона Столпника, в народе святого стали называть Симеоном (Семеном) Летопроводцем, а 1 сентября – Семеновым днем, днем летопроводства или летопрошения. В Москве «действо нового лета» с конца XVI века оформилось в целую государственно-религиозную церемонию, описания которой сохранились в дворцовых разрядах (разрядных книгах) и мемуарах иностранных дипломатов, которые всегда обращали внимание на народные обычаи и праздники. Олеарий сообщал об участии в торжественной процессии в Кремле государя, патриарха, почти 400 священников и более 20 тыс. человек.

Цари-соправители Петр I и его брат Иван Алексеевич не раз присутствовали на такой церемонии. Например, известен рассказ о празднике 1 сентября 1690 года: «А великие государи из… церкви изволили притить на то ж место и знаменатца у святых икон. А потом великие государи изволили у святейшаго патриарха принять благословение и стали на своем государском месте. А святейший патриарх стал на своем патриаршем месте, по левую сторону их государского места. А после того по благословению святейшаго патриарха власти с соборяны начали действо нового лета по чиновной книге. А по совершении действа великим государем, царем и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцем, поздравлял великий господин святейший кир Адриан, патриарх Московский и всеа России и всех северных стран и власти, а речь говорил святейший патриарх по письму». Затем цари-братья поздравляли придворных и весь народ, пришедший на Соборную площадь в Кремле.

О летосчислении от Рождества Христова в России знали и даже прибегали к нему при делопроизводстве светских и духовных властей пограничных территорий. Так, еще во времена царствования Алексея Михайловича, отца Петра I, митрополит Великого Новгорода и Великих Лук Питирим в грамоте Соловецкому монастырю одновременно указывал на год и от Сотворения мира, и от Рождества Христова: «В лета от создания мира 7173-го, а от воплощения Господа нашего Иисуса Христа 1665-го, генваря в 17 день».

Сам Петр I – вероятно, в результате тесного общения с жителями Немецкой слободы – не использовал отсчет лет от Сотворения мира, а также буквенное обозначение года. В одном из его писем матери царице Наталье Кирилловне из Переславля-Залесского стоит дата: «апреля в К 1689», то есть день (20-е число) здесь обозначен по традиции буквой, а вот год – арабскими цифрами и от Рождества Христова. Таким же образом молодой царь ставил даты в письмах генералу Патрику Гордону: «июня в КА [21] д[ень] 1695». Во время пребывания с Великим посольством за границей Петр I, состоявший в постоянной переписке с корреспондентами в Москве, приводил даты уже полностью по европейскому образцу: в частности, в письме патриарху Адриану из Амстердама – «сентября в 10 д[ень] 1697», думному дьяку Андрею Виниусу – «апреля в 21 день 1698».

Побывавший в России в конце XVII века австрийский дипломат Иоганн Георг Корб оставил свидетельство о том, что в связи с постоянными отлучками Петра из столицы прежняя торжественная государственно-церковная церемония по случаю новолетия практически изжила себя. Он описал одно из последних, уже несколько европеизированное празднество 1 сентября 1698 года: «Набожность предков, дозволявшая связывать царское величество столькими священными обрядами, казалась ныне уже слишком религиозной. Впрочем, первый день нового года проведен был весело в пиршестве, устроенном с царской пышностью воеводой [Алексеем] Шеиным, куда собралось невероятное почти множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также явилось большое число матросов; к ним чаще всего подходил царь, оделял яблоками и, сверх того, каждого из них называл "братом". Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий».

Inconnu_d'après_J.-M._Nattier,_Portrait_de_Pierre_Ier_(musée_de_l’Ermitage).png

Портрет Петра I. Худ. Ж.-М. Натье (?) 1717 год

 

 

«В знак того доброго начинания»

Реформа летосчисления стала одной из первых после возвращения царя из поездки по европейским странам, в которой он участвовал под именем десятника Петра Михайлова. Рождество, Святки и Новый, 1698 год Петр I встретил в Амстердаме, где работал на верфи Ост-Индской компании. Известно, что он присутствовал на рождественском богослужении, которое состоялось в посольской походной церкви. По-видимому, царь гулял по украшенным улицам Амстердама и стал свидетелем народных увеселений, посвященных Новому году. Путешествуя по Европе, он присматривался ко всему – не только к организации управления государством и иному образу жизни, но и к существовавшим там календарным правилам и традициям.

В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) хранится уникальный автограф Петра I. «Сего генваря перваго дни начать Новой год праздновать 1 генваря, которой пред сим отправляли сентября 1» – эти три строки, написанные собственноручно царем-реформатором, являются документальным свидетельством того, как он повернул хронологию государственной жизни новым курсом и ветер стал наполнять паруса корабля по имени Россия. Впрочем, есть альтернативная версия происхождения этого документа: возможно, речь идет не об указе, а о кратком сообщении, составленном царем значительно позже – для внесения в текст «Гистории Свейской войны» (приведенные выше три строки предваряют слова: «О Новом годе внесть, где пристойно»). В сочинении о войне со шведами столь важное сообщение выглядит следующим образом: «По окончании ж сего 1699 году определено торжество Новаго года генваря с 1 числа, а прежнее сентября с 1 числа отставлено».

Так или иначе, в конце 1699 года дьяки подготовили два именных указа – от 19 и 20 декабря, которые и были разосланы во все государственные учреждения. Первый повелевал с 1 января 1700 года использовать летосчисление от Рождества Христова, а второй – отмечать Новый год 1 января. В них говорилось о введении новшеств по примеру соседних европейских христианских государств: «А то указали мы, великий государь, учинить для того, что во многих христианских окрестных народех, которые православную христианскую восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова. А буде кто похочет писать и от Сотворения мира, и им писать оба те лета, от Сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно». Отметим, что юлианский календарь был при этом сохранен, хотя многие страны Западной Европы уже давно жили по григорианскому.

В указе о праздновании Нового года особо предписывалось «в знак того доброго начинания» украсить дома и улицы: «…людям скудным каждому хотя по древцу или ветви [елей, сосен] на вороты или над храминою своею поставить». Украшения должны были стоять до 7 января. И все эти дни народу повелевалось весело отмечать Новый год: сначала «на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет», а потом знатным москвичам следовало «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов», а «по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы».

10.png

Новогодний фейерверк 1720 года. Фемида с завязанными глазами. Гравюра. 1720 год

 

 

«Фейверк на Красной площади»

Справщик Московского печатного двора Федор Поликарпов был очевидцем первого празднования Нового года 1 января 1700 года в Москве и спустя много лет описал это знаменательное событие. Печатный двор находился в самом центре столицы – на Никольской улице. Возможно, Поликарпов наблюдал за гуляньями москвичей из окон типографии или был непосредственным участником только что учрежденного праздника. Он рассказывал: «…как то действительно начало свое восприняло с 1700 году. И для того торжества в Москве была литургия в соборной Успенской церкви и предика [проповедь. – «Историк»] чрез рязанского архиерея Стефана при благодарственном молебном пении по обычаю новому лету, и потом была троекратная пушечная стрельба и фейверк на Красной площади. И в знатных местах зделаны были ворота наподобие триумфальных, також у многих знатных домов украшены были ворота ветвями от разных дерев и иллуминациями». Причем на другом листе справщик отредактировал собственную запись, добавив детали: «Литургия была в соборной Успенской церкви в присутствии его императорского величества… а по дворам ворота украшены зелеными ветвями и древами с разными светы эмблемами и симболами». Возможно, рядом с Петром на литургии были и члены его семьи – любимая сестра царевна Наталья Алексеевна и сын и наследник престола царевич Алексей.

После переезда царского двора в новую столицу – Санкт-Петербург, как свидетельствуют «Повседневные записки делам князя Александра Меншикова», порядок празднования Нового года был сохранен. По окончании литургии в Троицкой церкви вельможи отправлялись в гости, поздравляли друг друга, «бавились», а вечером любовались фейерверками и иллюминацией. Так, например, 1 января 1718 года Меншиков после литургии «прибыл во дворец и, быв в комнатах у государя царевича и царевен государынь и поздравя, прибыв в нижние покои, изволил кушать». В одном из дел Кабинета Петра I хранится гравюра с изображением грандиозного фейерверка, ознаменовавшего наступление 1720 года. На ней мы видим Фемиду с завязанными глазами, стоящую на скале посреди моря, и рядом надпись: «Помощию ничто успеют», а внизу: «Генваря в 1 день 1720». Смысл этой аллегории заключался в том, что, хотя Англия и Франция вынудили Швецию прервать начавшиеся мирные переговоры с Россией, правда на стороне последней.

Встреча Нового года 1 января прочно вошла в обиход петровской элиты. Накануне праздника все обязательно обменивались поздравительными письмами, желали друг другу долгих лет жизни и благополучия в наступающем году – «счастливого и приятного нового года». Традиция сохраняется и до наших дней, только бумажные письма и открытки сменили посты в социальных сетях и краткие поздравления в мессенджерах.

Смирнов Владимир Праздник в Кремле холст, масло, 70x120 см, 2010.png

Праздник в Кремле. Худ. В.Б. Смирнов. 2010 год

 

 

Новый год до Петра

 Описание немецким путешественником Адамом Олеарием новолетия, отмечавшегося в Москве 1 сентября 1634 года

«Процессия, которую устроили русские, справляя этот праздник, была очень красива на вид. На Кремлевской площади собрались более 20 тыс. человек, молодых и старых. На верхнюю площадь вышел патриарх со всем клиром, с почти 400 попами в священническом убранстве, с очень многими хоругвями, иконами и раскрытыми старыми книгами. Они вышли из церкви, лежащей по правую руку, если подниматься вверх. Его царское величество, со своими государственными советниками, боярами и князьями, вышел с левой стороны площади. Великий князь с обнаженной головой и патриарх в епископской митре, оба поодиночке, выступили вперед и поцеловали друг друга в уста. Патриарх также подал его царскому величеству, чтобы тот мог приложиться, крест, с пядень длиною, осыпанный большими алмазами и другими драгоценными камнями. Затем он во многих словах произнес благословение его царскому величеству и всей общине, а также пожелал всем счастья к Новому году. Народ кричал в ответ: "Аминь!"».

Adam_Olearius_(1603-1671)_01.png

 

 

По воле государя

 Память Разрядного приказа в Посольский о царском указе писать в документах даты от Рождества Христова с 1 января 1700 года

Лета 7208-го [1699] декабря в 22 день по указу великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца, думному дьяку Емельяну Игнатьевичю Украинцову с товарыщи.

Сего ж декабря в 19-м числе великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец, указал в Розряде и во всех приказех и в городех в своих, великого государя, указех о всяких делех, и в грамотах, и в приказных, и на площадях, и во всяких письмах писать лета от Рождества Христова генваря с 1 числа 1700 году, и потом месяц и число для того, что во иных христианских окрестных государствах лета пишут от Рождества Христова. А буде кто похочет писать и от Сотворения мира, и им писать те оба летописания, от Сотворения мира и от Рождества Христова.

И сей свой, великого государя, указ в Посольском, и в Великороссийском, и в Малороссийском, и в приказе княжества Смоленского, и в Новгородцком, и в Володимерском, и в Галицком, и в Устюжском приказех ж записать в книгу. И по указу великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца, думному дьяку Емельяну Игнатьевичю Украинцову с товарыщи учинить о том по его, великого государя, указу. Дьяк Федор Замятнин.

 

 

Указ Петра I о праздновании Нового года

 7208 году [1699] декабря в 20 день великий государь указал сказать

 …Известно ему, великому государю, не только, что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал великий государь впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людям скудным каждому хотя по древцу или ветви на вороты или над храминою своею поставить; и то бе то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день в знак веселия, друг друга поздравляя [с] Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки и, наполня соломою или хворостом, зажигать; а перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению по их рассмотрению быть же.

042264.png

Наталья Болотина, кандидат исторических наук