Всё врут календари?
№121 декабрь 2024
Введя новое для России западноевропейское летосчисление, Петр I не стал отказываться от старого юлианского календаря. Два с лишним века спустя большевики заменили его на григорианский. Чем один лучше другого?
Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук
На заре истории время воспринималось как циклическая смена сезонов – холодных и теплых, дождливых и сухих. Постепенно эта немудреная схема перестала устраивать людей: для хозяйственных работ требовалось более точное определение времени. Первым помощником в этом стала Луна, фазы которой повторяются примерно через 29,5 дня; эти циклы стали называть лунными (синодическими) месяцами. Потом на помощь пришло Солнце, ежегодно совершающее один и тот же звездный маршрут, который позже назвали зодиаком (по-гречески «звериный круг»), поскольку звезды на нем были объединены в созвездия, получившие имена в честь животных и мифических героев.
Промежуток между днями, в которые Солнце занимает одно и то же положение среди звезд, образует астрономический (солнечный, тропический) год. Его примерную продолжительность – 365 дней и 6 часов – первыми вычислили древнеегипетские жрецы. В Египте, как и во многих других странах древнего мира, год делили на 12 месяцев, а вот его длина везде оказывалась разной.
Пришел, увидел, учредил
Составляя первые календари, народы древности каждый по-своему соединяли лунные месяцы с солнечными годами. Одни руководствовались синодическими месяцами, не считаясь с реальной длиной года. Так возник, например, исламский лунный календарь, в котором продолжительность года составляет 354 или 355 дней, а начало его путешествует по всем сезонам, то есть может приходиться на лето, потом через некоторое время на осень, зиму и т. д. Другие делали упор на годовой цикл, создавая солнечные календари с четко зафиксированной начальной датой и не обращая внимания на фазы Луны. Третьи изобретали сложные лунно-солнечные календари: таким стал еврейский, продолжительность года в котором имеет шесть вариаций – от 353 до 385 дней.
Лунным был и календарь Древнего Рима с годом длиной в 355 дней, и, чтобы совместить его с тропическим годом, в календарь по решению жрецов периодически добавлялись дополнительные дни, получившие название месяца мерцедония. Это создавало путаницу, из-за которой, по словам Вольтера, «римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это случилось». Вдобавок римляне не нумеровали дни месяца, а отсчитывали их от особых вех – календ, нон и ид. Первые дни месяца – календы (calendae) – были также днями возвращения долгов, и должников заносили в списки, именовавшиеся «календарем» (calendarium). Современное значение это слово приобрело лишь много веков спустя, хотя в Древнем Риме уже были таблицы с днями года (их высекали на каменных досках и выставляли в храмах как святыню).
Возглавивший Римскую державу Гай Юлий Цезарь сумел провести долгожданную реформу, учредив новый календарь, впоследствии названный юлианским. Главной задачей разработавших его астрономов было пристроить к 365 дням года те самые 6 часов, которые требовались для его совмещения с тропическим годом. Для этого они предложили раз в четыре года вставлять в календарь дополнительный день – шестой до мартовских календ. Чтобы не путать два получавшихся в году таких дня, второй из них стали называть «дважды шестым» (bissextus), откуда и пошло наше слово «високосный». Одновременно решили начинать год 1 января – раньше счет месяцев вели с марта. В этот день, близкий к знаменательному дню зимнего солнцестояния, римляне особо поминали двуликого бога Януса, полустарца-полуюношу, которого можно признать, пожалуй, лучшим символом смены лет. Новый календарь вступил в действие 1 января 45 года до н. э., в новолуние, поскольку фазы Луны оставались важными для жителей Рима.
В благодарность Цезарю сенаторы (те самые, что через год его убили) переименовали месяц «квинтилис» («пятый», ведь раньше счет вели с марта), когда он родился, в его честь – «юлиус», или июль. Шестой месяц позже назвали именем его наследника Октавиана Августа, остальные назывались как прежде: с седьмого по десятый – по номерам, а прочие – в честь богов Януса, Фебрууса (забытого ныне хозяина царства мертвых), Марса, Майи и Юноны. Особняком стоял апрель, название которого происходит от слова aperire («раскрываться»), потому что в этом месяце распускаются первые цветы и раскрываются почки на деревьях.
Прорисовка древнеримского каменного календаря. Наверху изображены боги, управляющие днями недели. III–IV века н. э.
Стили и реформы
Юлианский календарь оказался таким удобным, что им на протяжении многих столетий пользовались не только в Риме, но и в остальной Европе. Правда, в какой-то момент появилось одно важное новшество – летосчисление от Рождества Христова. Начальная дата истории издавна везде была разной: на Востоке годы считали по периодам правления монархов, греки вели счет от первой Олимпиады (776 год до н. э.), римляне – от основания своего города (753 год до н. э.), евреи – от Сотворения мира (3761 год до н. э.) и т. д. В VI веке монах Дионисий Малый вычислил – весьма условно – дату рождения Христа, и изобретенная им эра спустя два столетия распространилась в Британии и Франции, а к XV веку приобрела общезападноевропейский характер. В Византии, а потом и на Руси (до реформ Петра Великого) годы отмеряли от иной даты Сотворения мира – 5508 год до н. э. Сейчас эра Дионисия под названием новой используется для летосчисления в большинстве стран мира.
Между тем со временем юлианский календарь стал вызывать все больше и больше нареканий. Напомним, год по нему состоял из 365 суток и 6 часов, но истинный астрономический год, согласно более точным расчетам, на 11 минут и 14 секунд короче. Из-за этого каждые 128 лет в юлианском календаре набегали целые «лишние» сутки, а кроме того, возникали сложные споры о надлежащей дате важнейшего христианского праздника Пасхи. Исправляя положение, папа римский Григорий XIII в 1582 году с подачи ученых астрономов изъял из календаря 10 дней. Григорианский календарь, предусмотревший особую систему високосных лет, оказался значительно точнее. Несмотря на это, он утвердился даже в пределах Европы далеко не сразу по религиозным причинам: не всем хотелось признавать новинку, исходившую из католического Рима. В Великобритании, например, григорианский календарь был введен лишь в 1752 году, в Болгарии – в 1916-м, в России – в 1918-м, в Греции – в 1923-м. Саудовская Аравия, со времени своего возникновения в ХХ веке принципиально пользовавшаяся лунным исламским календарем, перешла на григорианский в 2016-м.
С появлением папского стиля тема изменения календаря не была закрыта. Революционеры Нового времени стремились убрать из него имена богов и императоров, а заодно уравнять число дней в месяцах, разное со времен Цезаря. В 1793 году французские якобинцы разделили год на 12 месяцев по 30 дней, при этом месяцы получили названия в честь природных явлений и сельскохозяйственных занятий. Так появились осенний брюмер (от слова «туман»), зимний плювиоз («дождливый»), весенний флореаль («цветущий»), летний мессидор (от слова «жатва») и т. д. Оставшиеся 5 дней (в високосные годы – 6), необходимые для согласования с тропическим годом, добавляли в конце каждого республиканского года и объявили их праздничными, назвав «санкюлотидами» в честь бунтарей-санкюлотов. Началом новой эпохи (и нового летосчисления) стал день провозглашения республики (22 сентября 1792 года), совпавший с днем осеннего равноденствия (равенство дня и ночи символизировало равенство граждан). Этот календарь продержался всего 13 лет, после чего французы с облегчением вернулись к старым дням и месяцам.
Великолепный часослов герцога Беррийского. Февраль, март, май, декабрь. Худ. братья Лимбург. XV век
Дионисий Малый. Икона. ХХ век
«Время, вперед!»
В России уже после нововведений Петра I, коснувшихся лишь летосчисления и начала календарного года, не раз задумывались о переходе на григорианский календарь, но этому сопротивлялись власть и церковь. Так, в 1830 году Императорская академия наук предложила осуществить календарную реформу, но министр народного просвещения Карл Ливен в докладе Николаю I писал, что это может «произвести нежелательные волнения и смущения умов». Царь с этим согласился, и вопрос о реформе был надолго отложен. В 1899 году в рамках работы комиссии при Русском астрономическом обществе Дмитрий Менделеев предлагал ввести не григорианский, а еще более точный календарь, который разработал на основе юлианского астроном Иоганн фон Медлер. Однако все инициативы комиссии снова отвергли: обер-прокурор Синода Константин Победоносцев объявил календарную реформу «неблаговременной».
С приходом к власти большевиков григорианский, новый стиль был введен так же быстро, как многие другие новшества, – «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». 23 января (5 февраля) 1918 года советское правительство рассмотрело два проекта реформы. Первый предусматривал постепенный переход с юлианского календаря: каждый год следовало убирать по одному дню, что заняло бы 13 лет. Второй, более радикальный, предлагал убрать все 13 дней накопившейся между старым и новым стилем разницы разом.
Конечно, большевики, вечно торопившие время, выбрали второй путь. Уже на следующий день, 24 января, Совет народных комиссаров принял декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Главный его пункт гласил: «Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день считать 15-м и т. д.» Чтобы граждане не путались, до 1 июля предписывалось указывать даты и по новому, и по старому стилю. Всем получавшим зарплату надлежало выдать ее в конце февраля – с вычетом суммы за 13 дней. Правда, из-за стремительного развала экономики эта зарплата казалась довольно сомнительной. Как и сама затея с календарем тоже, поскольку значительная часть бывшей империи не собиралась подчиняться большевистской власти и ее декретам. Эта реформа оказалась примечательным исключением: «незалежная» Украина стала жить по новому стилю уже с 1 марта, а Закавказье (Грузия, Азербайджан и Армения) – с 1 мая. За старый стиль держались белогвардейцы, видя в нем наследие былой России. Отказалась от новшества и Русская православная церковь, которая до сих пор живет по юлианскому календарю.
Впрочем, простая замена старого стиля новым не удовлетворила некоторых российских революционеров. Они, как и их французские предшественники, требовали радикально перекроить календарь и убрать из него «поповские» названия вроде субботы и воскресенья. Некий А. Певцов направил в газету предложение разделить год на 36 декад (десятидневок) и дополнительную полудекаду (5 или 6 дней). Каждый день декады получал свое название – начиная с «дня свободы» и заканчивая «днем воспоминаний». В других прожектах предлагалось переименовать январь в «лениний», а сентябрь – в «коминтерний» или начать вести счет лет с 1917 года. Все эти идеи не прижились, но подобный реформаторский зуд ожил кое-где после распада СССР. Например, в Туркмении в 2002 году тогдашний президент Сапармурат Ниязов переименовал январь в «туркменбаши» (в честь себя самого, носившего такой титул), а апрель получил имя его матери Гурбансолтан-эдже. Нововведение, понятное дело, продержалось недолго.
До сентября 1929 года дни религиозных праздников в СССР были нерабочими. При этом возникла странная ситуация: поскольку церковь не перешла на григорианский календарь, Рождество сместилось на 7 января, а 25 декабря, когда церковь ничего не отмечала, было выходным днем
Календарный лабиринт
Сегодня почти повсеместно правит бал григорианский календарь, но некоторые страны, народы и церкви сохраняют верность другим, зачастую собственным календарям. У одних новый год начинается в январе, у других – в марте, у третьих – с первого дня «плавающего» лунного цикла. Сохраняется разнобой и с летосчислением: наступивший 2025 год у иудеев – 5785-й, у мусульман – 1446-й, в Эфиопии – 2017-й, а в Японии – 7-й год эры Рэйва. Разобраться во всем этом может только календарь – не виртуальный, а бумажный. Тот самый, про который еще у Грибоедова говаривала старуха Хлёстова: «Всё врут календари», – а его по-прежнему покупают и читают. И находят массу полезного, как в одном из первых российских светских календарей, который был издан в Москве в 1709 году Яковом Брюсом. Там были и святцы, и таблица расстояний между главными российскими и зарубежными городами, и «таблица исчисления лет праотцов от потопа до Иакова». А главное – астрологические предсказания на все случаи жизни, благодаря которым «Брюсов календарь» переиздавался с обновлениями целых 200 лет. Сегодня у таких календарей-энциклопедий, как и раньше, немало поклонников, хотя популярны и яркие карманные календарики, которые даже собирают особые коллекционеры – филотаймисты.
Между тем в мире то и дело звучат голоса недовольных григорианским календарем. В нем ведь тоже год длиннее астрономического, хоть и совсем ненамного, на секунды, и ошибка в одни сутки накапливается примерно за 3300 лет. Больше всего его критикуют за то, что месяцы в нем длятся от 28 до 31 дня и содержат неравное количество недель. В последние два века родились десятки проектов календарной реформы. Один из самых серьезных предложил еще в 1888 году французский астроном Гастон Армелин: год в нем делится на 4 квартала, в каждом из которых один месяц с 31 днем и два – с 30 днями. Все дни недели привязаны к определенным числам. Один день, дополнительный, который вставляется после 30 декабря, – это праздник мира и дружбы народов, а в високосный год появляется еще и дополнительный день после 30 июня. В 1950-е годы этот проект всемирного календаря одобрили многие страны, но его обсуждение в ООН закончилось провалом. Воспротивились приверженцы разных религий: все они имеют свои циклы священных дней, которые новый календарь неминуемо разрушит.
Правда, все эти тонкости волнуют лишь специалистов. Простому обывателю по-прежнему мил привычный календарь со всеми его недостатками – странное соединение святцев, гороскопов, а порой и революционных праздников, может быть, не слишком логичное, но давно ставшее родным.
Что почитать?
Селешников С.И. История календаря и хронология. М., 1970
Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990
Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук