Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Борода Ивана Четвертого

№121 декабрь 2024

Судя по дошедшим до наших дней изображениям, вплоть до очень зрелого возраста Ивана Васильевича принято было рисовать безбородым. Трудно поверить, что в юности первый русский царь брил бороду

 

 

Алексей Сиренов, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН

 

 

Первый русский царь остается для нас фигурой во многом загадочной. Отзывы современников удивляют своей противоречивостью. В разные периоды своей жизни царь предстает то праведником, то злодеем, едва ли не помешанным. Каким был на самом деле создатель крупнейшего в XVI веке христианского государства? Над этим еще будет ломать головы не одно поколение историков. Мы же обратимся к конкретной, но немаловажной черте внешнего облика грозного государя – к его бороде.

Борода в средневековой культуре имела большое значение. Не случайно, когда Петр I издал указ о бритье бород, это вызвало волну протеста по всей стране. Даже приближенные к царю сановники нередко хранили свои отрезанные бороды и завещали положить их в гроб при похоронах. Сейчас трудно сказать, что символизировало наличие бороды у мужчины – возможно, прежде всего принадлежность к православию, поскольку мусульмане, как и католики, зачастую брили бороду. Впрочем, усы без бороды не воспринимались исключительно как признак иноземцев. Так, например, отец Ивана Грозного великий князь Василий III перед вступлением во второй брак с юной Еленой Глинской сбрил бороду и оставил только усы – очевидно, чтобы придать себе моложавый вид.

ИЛ 9 Портрет царя Иоанна Грозного. Гравюра 1585.png

Иван Грозный. Западноевропейская гравюра. XVI век

 

 

Безбородый царь

Как же обстояло дело с Иваном Грозным? В нашем распоряжении имеются немногочисленные портретные изображения первого русского царя. Пожалуй, самым ранним следует считать настенную роспись Архангельского собора Московского Кремля (середина XVI века), на которой запечатлены умирающий Василий III и его жена Елена Глинская с двумя малолетними сыновьями. Старший из них, очевидно, Иван. Здесь будущий царь изображен ребенком: ему едва исполнилось три года, когда умер его отец, так что о бороде пока что речь не идет.

Следующее по времени изображение Ивана Грозного помещено на нижнем поле живописной рамы иконы Тихвинской Богоматери из кремлевского Благовещенского собора. Там мы видим стоящих в молении Василия III с сыном, уже взрослым Иваном IV, а за ними, в группе женщин, жену Ивана Анастасию Романовну с младенцем на руках. Обратим внимание, что Иван все еще без бороды – он юноша, но уже женатый и ставший отцом. В 1551 году на знаменитом Стоглавом соборе Иван IV обращался к церковным иерархам с вопросами относительно церковной жизни. Его седьмой (из ста) вопрос звучал так: «На иконах пишут "Приидете, людие, трисоставному Божеству поклонимся". И в ысподнем ряду пишут цари и князи, и святители, и народи, которые живы суще».

Как видим, здесь описана композиция на нижнем поле иконы Тихвинской Богоматери – это значит, что в 1551 году икона уже существовала. Она находилась в царском домовом храме, и ее ежедневно видели не только Иван IV, но и люди из его окружения. У них-то, видимо, и появились сомнения в каноничности изображения на иконе ныне живущих людей, пусть даже царского сана, что и потребовало разъяснения. Для нас в данном случае важно отметить, что изображение безбородого царя на иконе Тихвинской Богоматери из придворного собора нужно датировать временем не ранее 1551 года.

Уточнить датировку можно, если определить, кто из детей царской четы на руках у царицы Анастасии. Первенцем их, как известно, была дочь Анна, родившаяся 10 августа 1549-го и умершая, не достигнув года. Второй 17 марта 1551-го родилась дочь Мария. Стоглавый собор заседал с 23 февраля по 11 мая 1551 года. Наиболее вероятным представляется, что икона на момент заседаний уже существовала какое-то время, а не писалась во время его работы. Свои вопросы к иерархам царь наверняка готовил заранее, поэтому мы можем датировать раму иконы Тихвинской Богоматери периодом с 10 августа 1549 до лета 1550 года. Ему в это время было 19 лет – получается, что бороды он тогда еще не носил.

Ил. 2. Икона Тихвинской Богоматери.png

Ил. 3  тихвинская Клеймо 15 «Предстоящие в молении чудотворному образу Богоматери Тихвинской».png

Икона Тихвинской Богоматери из Благовещенского собора Московского Кремля. Клеймо. «Предстоящие в молении чудотворному образу Богоматери Тихвинской». XVI век

 

 

Воинство Небесного Царя

Еще одно изображение Ивана IV без бороды мы встречаем на грандиозной (около четырех метров в длину) иконе «Благословенно воинство Небесного Царя». Здесь перед нами предстает триумфальное шествие христианского войска из града земного в Град Небесный – Иерусалим, где праведных воинов встречает сидящая на троне Богоматерь. Среди них различимы фигуры византийского императора Константина, святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Всю эту кавалькаду возглавляет юный безбородый военачальник в шлеме, над которым ангелы держат корону. Вероятно, перед нами еще одно изображение Ивана IV. Но к какому времени оно относится? Икону датируют периодом от 30-х до 50-х годов XVI века, однако не все исследователи согласны с тем, что юный военачальник – это Иван Грозный.

Существует еще одна похожая икона. Она значительно скромнее по размерам и не столь профессионально написана, но сюжет тот же: христианское воинство триумфально движется к Небесному Иерусалиму. Здесь также присутствуют византийский император Константин, равноапостольный князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом и другие святые воины. Во главе опять же юный всадник, но на голове у него не шлем, а подобие монашеского куколя. На верхнем поле иконы написана цитата из Апокалипсиса. Чтобы правильно истолковать эти, безусловно, важные для государственной идеологии России изобразительные памятники, необходимо их датировать и правильно атрибутировать изображенных на них лиц. Нам известно только то, что в 1549–1550 годах Иван Грозный был безбородым, как и юный всадник на иконах. И это может быть дополнительным аргументом в пользу того, что на иконах именно он.

Но когда же у него появилась борода? Возможно, в решении этой загадки смогут помочь несколько западноевропейских гравюр, относящихся ко времени Ливонской войны, то есть к периоду после 1558 года. На них Иван Грозный уже немолод, с окладистой бородой. Некоторые исследователи видят Ивана и в скульптурном изображении московита на пушке, изготовленной поляками в Ливонскую войну. К сожалению, русские изображения царя в зрелом возрасте почти отсутствуют. В стенописи Успенского собора в Свияжске на композиции «Великий Вход» помещены изображения Ивана Грозного, тоже с бородой, и митрополита Московского и всея Руси Макария. Сама стенопись, согласно последним исследованиям, датируется началом XVII века, но повторяет росписи московских храмов более раннего времени. Изображение Макария позволяет датировать возникновение такой иконографии временем до 1563-го, поскольку он умер 31 декабря того года. Таким образом, в это время у Ивана Грозного совершенно определенно была борода.

Известен еще один портрет Грозного. Сейчас он хранится в Национальном музее Дании в Копенгагене, но считается, что написали его в России как надгробное изображение для царской гробницы в Архангельском соборе. Здесь царь также с бородой, однако это изображение можно не принимать в расчет, поскольку имеются серьезные сомнения в его подлинности. Возможно, в Копенгагене хранится поздняя подделка – в таком случае этот портрет никак не отражает внешность первого русского царя.

Ил4.png

ИЛ 5 Благослове́нно во́инство Небе́сного Царя́ фрагмент Иван Грозный.png

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя». XVI век.

ИЛ. 7 Церковь воинствующая фрагмент Иван Грозный.png

ИЛ.6 Благословенно воинство Небесного ЦаряЦерковь воинствующая. третья четверть XVI века.Музеи Кремля.png

Икона «Церковь воинствующая». XVI век

 

 

Загадки Лицевого свода

Для нашего сюжета полезным источником может быть Лицевой летописный свод. Эта иллюстрированная летопись была создана в 70-е годы XVI века, писалась для самого царя, и в ней можно ожидать достоверное изображение реалий того времени, особенно если это касается царского облика. Несколько сотен миниатюр с текстом летописи под каждой из них рассказывают о жизни Ивана Васильевича буквально день за днем, от рождения до 1567 года, на котором повествование Лицевого свода обрывается.

Когда же на миниатюрах у царя появляется борода? Вроде бы ответ на этот вопрос лежит на поверхности. На иллюстрации к известию о послании воевод из Ивангорода к царю с жалобой на обстрелы города со стороны Нарвы царь изображен еще безбородым юношей. Это март 1558 года. А далее рассказывается о том, что в Москву прибыли трофеи, завоеванные в Ливонии: пленные и четыре пушки. Эти события происходят в марте 1558-го. На миниатюре изображен Грозный, принимающий трофеи, – и здесь мы впервые встречаем его с бородой. При описании дальнейших событий в Лицевом своде государя неизменно изображают бородатым.

Казалось бы, вот и установлен момент, когда он отпустил бороду, – это март 1558 года, когда ему было 27 лет. Однако представляется странным, что бороду Иван Грозный стал носить только с этого возраста. Получается, раньше он ее брил? В таком случае непонятно, с какой целью это делалось. В XVI веке у правителей как Запада, так и Востока борода была в моде. Отец Ивана брил бороду, чтобы выглядеть моложе рядом с юной женой, но 20-летний царь, казалось бы, должен быть заинтересован в обратном: ему нужно было выглядеть старше своих лет, солиднее.

Может быть, что-то не так с достоверностью Лицевого свода? Известно, что художники, создававшие миниатюры, достаточно формально относились к задаче достоверного изображения действительности. Их можно понять, ведь работа представляла собой конвейер: один мастер размечал листы под миниатюры, второй карандашом наносил предварительный рисунок, третий обводил рисунок пером с необходимой прорисовкой деталей, четвертый раскрашивал. И так день за днем, десятки листов ежедневно. Не было времени задумываться, вспоминать и расспрашивать очевидцев событий. Поэтому многое из того, что мы видим на миниатюрах Лицевого свода, представляет собой скорее символ, нежели достоверное изображение реальности.

Борода на портрете царя – тоже символ. Она появляется в тот момент, когда Иван принимает решение перейти к активным военным действиям, с которых, собственно, и началась Ливонская война. Первая победа – и царь уже не мальчик, но муж. Следует отметить, что как самостоятельный правитель Иван Грозный проявляется именно с начала Ливонской войны. До этого времени источники рассказывают скорее о ритуалах, в которых участвовал государь: поездки на богомолье, приемы послов и прочее. Ни одна из реформ, проводимых в то время, не связана с именем или инициативой царя. Начав же Ливонскую войну, он обрел индивидуальность. А дальше были опричнина, переписка с изменником Андреем Курбским, конфликт с митрополитом Филиппом (Колычевым). Здесь уже действовал сам царь Иван, все более оправдывая свое прозвище Грозный.

Ил. 12. Царственная книга л 361 обрезано.png

Помета редактора о необходимости изображать Ивана Грозного «старым». Лицевой летописный свод. Царственная книга

 

 

«Царя писать тут надобет стара»

Получается, что Лицевой свод не может помочь в нашем вопросе по причине бездумного характера деятельности работавших над его созданием художников? Это не совсем так. У артели художников был руководитель, который определял, сколько миниатюр следует посвятить тому или иному историческому событию. Просматривая готовые листы, он вносил правку, что-то выбраковывал, исправлял текст летописи. Особенно много таких исправлений мы встречаем на листах, посвященных царствованию Ивана Грозного. По всей видимости, эти листы следовало переделать, но Лицевой свод остался незаконченным, и история царствования дошла до нас не в окончательной редакции.

Одна приписка редактора Лицевого свода, как представляется, напрямую относится к бороде Ивана Грозного. В начале рассказа о первом походе на Казань, который состоялся в 1550 году, помещена миниатюра, где царь изображен безбородым юношей, как на предыдущих и последующих миниатюрах. На верхнем поле почерком редактора Лицевого свода написано: «Царя писать тут надобет стара». Так руководитель работ по созданию свода отметил место, с которого царя следовало изображать с бородой.

Конечно, завоевание Казани являлось не менее важным событием, чем начало Ливонской войны. Появление бороды у царя накануне взятия Казани – это тоже символ возмужания правителя. Но в данном случае важен сам факт правки. Поначалу в Лицевом своде борода у царя появляется в начале Ливонской войны, когда ему было 27 лет. Редактор внес исправление и распорядился изображать царя с бородой начиная с завоевания Казани. Он мог не помнить, когда именно Иван стал носить бороду, однако определенно знал, что в 1550-е годы царь был уже с бородой, а потому приурочил возмужание государя к первому Казанскому походу.

Таким образом, есть все основания полагать, что бороду Иван Грозный носил с юности, соблюдая традиции своего времени и избегая новшеств вроде брадобрития, к которому на Руси и в то время, и позже относились весьма подозрительно.

Ил. 10. Синодальный том с. 472.png

Последнее изображение Ивана Грозного без бороды. Лицевой летописный свод. Синодальный том

Ил. 11. Синодальный том с. 475.png

Первое изображение Ивана Грозного с бородой. Лицевой летописный свод. Синодальный том

2973547-40_b.png

Иван Грозный. Фрагмент росписи собора Успения Пресвятой Богородицы в Свияжском Богородице-Успенском мужском монастыре. Начало XVII века

Алексей Сиренов, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН