Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Отдавай-ка землицу Алясочку!»

№27 март 2017

150 лет назад Россия продала Аляску Соединенным Штатам Америки. Дискуссии о том, было ли это решение правильным, продолжаются до сих пор. Почему император Александр II пошел на такую меру и как ее оценивать с позиций сегодняшнего дня, «Историку» рассказал доктор исторических наук Андрей ГРИНЁВ.

Новоархангельск – главное поселение Русской Америки. Акварель. 1837

Многим Аляску до сих пор жалко: в начале 1990-х годов в России приобрела популярность песня группы «Любэ» под названием «Не валяй дурака, Америка!». «Отдавай-ка землицу Алясочку, отдавай-ка родимую взад!» – пел на всю страну солист группы Николай Расторгуев. Впрочем, кто ж ее «взад» отдаст…

Сейчас представить себе, что Аляска, или Русская Америка, как ее тогда называли, могла бы по сей день принадлежать России, почти невозможно. Однако если бы это было действительно так, то в ХХ веке наша страна получила бы существенные геополитические преимущества. Не говоря уж о природных ресурсах, о которых в момент продажи «землицы Алясочки» даже не догадывались.

Русская Америка

– Что представляли собой в середине XIX века владения Российской империи в Северной Америке?

– Русские владения в Америке состояли из редкой цепи поселений, промысловых поселков, маленьких факторий – их называли «одиночками», так как там часто жил один управляющий, торговавший с местным населением. Единственным городом был Новоархангельск (сейчас Ситка), находившийся на острове Баранова в архипелаге Александра – юго-восточнее основной части Аляски. Эти поселки и фактории располагались главным образом на южном и юго-восточном побережье полуострова, а также на Алеутских островах. А вот проникновение русских в глубину материка было слабым даже к концу существования заокеанских владений империи.

Безусловно, эти принадлежавшие России территории обладали большой ценностью с геополитической и экономической точек зрения. Но в середине 1860-х годов они стали требовать основательной финансовой подпитки. Впрочем, сказать, что колонии были серьезной «обузой», нельзя. Управлявшая ими Российско-американская компания регулярно выплачивала казне деньги даже большие, чем своим акционерам.

Компания эта не являлась чисто коммерческой организацией. Правительство возложило на нее целый ряд административных обязанностей по управлению колониями, содержанию школ, больниц, богаделен, церквей. Все это требовало достаточно существенных затрат, и потому значительная часть доходов Российско-американской компании шла на управление, «социалку», оборону, воспитание креолов (метисов). Если бы она была чисто коммерческой, то проблем у нее было бы меньше.

Незначительная сумма

– Почему Россия решила продать Аляску? Что было главным – политическая или финансовая сторона вопроса?

– Доминировали политические обстоятельства, а не экономика или военная угроза. Россия стремилась столкнуть между собой Великобританию и Америку, где только что закончилась Гражданская война, в которой англичане весьма активно поддерживали Юг. Еще один политический мотив – переориентация России на освоение Приморья и Средней Азии. В 1865 году русские войска взяли Ташкент, и заинтересованность в колонизации далекой Аляски пропала: азиатские рынки были привлекательнее.

Существовал также экономический фактор – выручка определенной суммы от продажи земель. Хотя особой роли он не играл. Сумма в 11,2 млн рублей, полученная за Аляску, была незначительной. Годовой бюджет империи составлял 400 млн рублей. Это несопоставимые цифры!

Немаловажным моментом было и то, что постоянного русского населения на Аляске оказалось ничтожно мало. Территория осваивалась вахтовым методом: работные люди получали паспорт на семь лет, отправлялись туда, работали около пяти-шести лет, а потом возвращались в Россию.

– Кто был инициатором продажи в России?

– Первым вопрос об уступке колоний подняло руководство Российско-американской компании еще в 1845 году, когда организация вошла в очередную полосу кризиса и просила финансовой помощи у государства.

Позже с инициативой продажи Аляски выступил генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьев-Амурский. В 1853-м он предложил продать владения, которые рано или поздно, как он считал, захватят американцы. Наконец, в 1857 году великий князь Константин Николаевич, младший брат императора Александра II, генерал-адмирал, высказал такое же предложение: по его мнению, этот шаг мог избавить Россию от необходимости защищать Аляску в случае возможного нападения американцев. На мой взгляд, это было преувеличением. Во-первых, между США и Аляской находится Канада – американцам пришлось бы сначала с Канадой «разобраться». Во-вторых, границы Аляски были зафиксированы конвенцией 1824 года, и вступать в борьбу за нее после Гражданской войны Соединенным Штатам было не с руки. К тому же отношения между нашими странами тогда были очень хорошими, почти союзническими, и вряд ли Штаты пошли бы на разрыв этих отношений.

А вот ползучая экономическая экспансия была: американские предприниматели строили китобойные суда, промышлявшие в Беринговом и Охотском морях и заходившие даже в Северный Ледовитый океан. Занимались они и контрабандной торговлей с местным населением, в частности с чукчами. Одновременно с востока наступали англичане: британская Компания Гудзонова залива даже основала на территории Русской Америки свою факторию – Форт-Юкон.

Чек на 7,2 млн долларов США, предъявленный для оплаты покупки Аляски

Коррупционная составляющая

– Рассматривались ли иные потенциальные покупатели? Могла Аляска стать, например, британской или чьей-то еще территорией?

– В 1865 году Российско-американская компания сделала неофициальное предложение Компании Гудзонова залива об уступке юго-восточной части Аляски. Пушнины там оставалось уже немного, калан был почти полностью истреблен, а потому особого интереса для русских эта территория не представляла. Однако британская компания отказалась: над ней самой нависла угроза потери территорий, что, кстати, и произошло в 1869 году, когда после образования доминиона Канада она лишилась почти всех эксплуатируемых земель (получив, правда, солидную компенсацию). Так что в 1865-м британцам было не до приобретения новых территорий.

Продавать им Аляску целиком никто не хотел, поскольку во второй половине XIX века Англия считалась главным геополитическим соперником России. Ну а Франции и другим европейским государствам Аляска была неинтересна. Оставались только Соединенные Штаты.

– А что о целесообразности такой покупки думали американские правящие круги?

– Поначалу не было единой позиции. Кто-то активно выступал «за», как, например, госсекретарь Уильям Сьюард, в значительной мере пролоббировавший эту сделку. Были члены правительства и конгрессмены, относившиеся к покупке нейтрально и даже прохладно, так как после Гражданской войны имелись определенные проблемы с финансами (не случайно Россия получила деньги с задержкой).

Однако в целом правящие круги смотрели позитивно на округление территории США. Влиятельный сенатор от штата Массачусетс Чарльз Самнер произнес в конгрессе четырехчасовую речь, доказывая целесообразность приобретения Аляски. Эта речь во многом повлияла на то, что конгрессмены подавляющим большинством голосов утвердили соответствующий акт – против было всего двое человек.

Карта Русской Америки. 1860 год

– Есть версия, что русским пришлось прибегнуть к даче взяток должностным лицам Соединенных Штатов, чтобы те согласились купить Аляску. Это так?

– Да, скорее всего, это правда. Естественно, никто эти факты не афишировал, никто нигде не расписывался, но, согласно косвенным данным, взятки давались членам правительства, видным конгрессменам, влиятельным представителям прессы. На это пошли десятки тысяч долларов.

– Но если они и так были «за», зачем же это понадобилось?

– Именно для достижения результата и понадобилось! Кроме того, сначала американцы предлагали за Аляску лишь 5 млн долларов, и только в ходе переговоров цена возросла до 7,2 млн. Чтобы все это не вызвало возражений, давали взятки. И тем не менее в американской прессе появлялись критические статьи о том, что купили «ненужную территорию», «морозильник», что Россия сбыла бесперспективные территории. Чтобы сделка прошла без сучка и задоринки, прибегли к взяткам: коррупция в США тогда была очень распространенным явлением.

– А кто давал взятки? Правительство или Российско-американская компания?

– Взятки давал посланник в Вашингтоне Эдуард Стёкль, чему есть косвенные подтверждения. А Российско-американскую компанию поставили в известность в самую последнюю очередь: ее правление получило от правительства уведомление об уступке владения уже после того, как газеты всего мира написали о продаже Аляски. И это при том, что годом ранее привилегии компании были продлены еще на 20 лет. Так что продажа Аляски стала для нее громом среди ясного неба.

– Как проходили переговоры и непосредственно процесс передачи территории Соединенным Штатам?

– Переговоры проходили в марте 1867 года в Вашингтоне и были чрезвычайно поспешными. Сам договор заключили еще быстрее. Когда Стёкль получил из Петербурга телеграмму с одобрением продажи Аляски за условленную сумму, он поспешил в Госдепартамент и, встретившись с госсекретарем Сьюардом, сообщил ему об этом. Сьюард предпочел начать процесс немедленно, не дожидаясь следующего дня, и тут же созвал своих сотрудников. Всю ночь они составляли договор, который был готов к утру 30 марта и вскоре подписан со всеми печатями и другими формальностями. Так Аляска перестала быть российской территорией.

Что же касается непосредственно передачи колонии, то она произошла 18 октября 1867 года, когда в Новоархангельске был спущен российский флаг и поднят американский.

– А как проходила передача дел новой администрации?

– Процесс затянулся на несколько месяцев и сопровождался рядом недоразумений. По договору только имущество частных лиц было неприкосновенным, в то время как собственность Российско-американской компании, включая все сооружения, бесплатно передавалась в руки новых хозяев, которые стали занимать дома и выгонять оттуда жителей. Люди были вынуждены переместиться на принадлежавшие компании корабли, стоявшие в бухте. В первые недели после передачи Аляски американские солдаты вели себя совершенно непотребно, пьянствовали и занимались мародерством. Очень незначительная часть русских приняла гражданство США (таких оказалось всего около сотни), большинство же жителей вернулись в Россию, где и растворились на просторах огромной страны. Оставшимся русским пришлось тяжело, многие из них предпочли потом перебраться в Калифорнию.

– Каким в дальнейшем было отношение американской администрации к тому, что осталось от России, к русскому культурному наследию на Аляске?

– В основном негативным. Сохранившие верность православию воспринимались как «нелояльные», на них смотрели косо и старались американизировать, перестроить их сознание.

Не в деньгах счастье

– Что приобрела Российская империя в результате продажи Аляски?

– Ничего, кроме денег. Правда, некоторое время ощущался спад экономической экспансии американских предпринимателей на Дальнем Востоке, пока они были заняты освоением новой территории. Но через два-три десятилетия со стороны американцев возобновились контрабанда, незаконная охота и другие нарушения. Так что особых выгод, кроме весьма скромной суммы, Россия не получила.

– В популярных публикациях можно встретить мнение, будто бы корабль, перевозивший золото, полученное за Аляску, затонул…

– Полная и абсолютная чушь! Неизвестно, откуда пошла эта дезинформация, попавшая даже в вузовские учебники. Это ведь XIX век! Сумма была переведена через лондонский Банк братьев Бэринг векселем – безналичным расчетом. Деньги Россия получила сполна. В основном эти средства были использованы для закупки оборудования Московско-Рязанской и Московско-Курской железных дорог.

– А что приобрели Соединенные Штаты, присоединив эти территории?

– Американцы получили колоссальное геополитическое преимущество. Захватив в 1898 году Гавайские острова, Штаты стали господствовать над всей северной частью Тихого океана, образовав треугольник США – Аляска – Гавайи и поставив под свой контроль огромную акваторию.

Немалые природные богатства Аляски, очень слабо использовавшиеся русскими, были освоены американцами по полной программе: в 1958 году сенатор Джон Ивенс заявил, что от добычи там золота, меди, пушнины, рыбы и леса США получили сумму в 425 раз большую, нежели сумма, потраченная на покупку территории. Не стоит также забывать, что в 1970-е годы там были обнаружены огромные запасы нефти – на миллиарды долларов.

В АМЕРИКАНСКОЙ ПРЕССЕ СРАЗУ ЖЕ ПОЯВИЛИСЬ КРИТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ О ТОМ, ЧТО США КУПИЛИ «МОРОЗИЛЬНИК», ЧТО РОССИЯ СБЫЛА «НЕНУЖНЫЕ ТЕРРИТОРИИ»

Эскимосы Аляски

– Какова была реакция общественности в обеих странах на совершенную сделку?

– Что касается Соединенных Штатов, то там покупка территории оценивалась в целом позитивно. Особенно этот шаг приветствовала бизнес-элита на западе страны. Праздновали победу и экспансионисты в Вашингтоне, в первую очередь госсекретарь Уильям Сьюард: приобретение Аляски он считал главным делом своей жизни. Газетные публикации о «морозильнике» существенной роли не сыграли.

В России столичное общество восприняло произошедшее по большей части негативно. Некоторые представители элиты заявили протест, но он ни к чему не привел, ведь никаких юридических возможностей отменить договор о продаже уже не было. Простой же народ данным вопросом вовсе не интересовался: в условиях отмены крепостного права и других «великих реформ» ему приходилось решать более насущные проблемы.

В России постарались про Аляску забыть. О ней редко вспоминали. После распада СССР в академических кругах появилось мнение о том, что Александр II «не так уж был неправ», продав заокеанские владения. Сейчас наметился обратный тренд. По моему убеждению, это была крупная стратегическая ошибка. Мелкие тактические выгоды меркнут по сравнению с перспективными преимуществами обладания Аляской.

Беседовал Никита Брусиловский

Никита Брусиловский