Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Советский проект

№120 декабрь 2024

В ХХ веке этот край стал главной экономической опорой страны. Сбылись слова Михаила Ломоносова о том, что могущество России будет прирастать Сибирью

 

 

кузнецкий металлургический им Сталина.png

Кузнецкий металлургический комбинат имени И.В. Сталина. Конец 1930-х годов

 

 

Как и вся страна, после Гражданской войны Сибирь переживала разруху. Объемы промышленного производства составляли четверть от довоенного уровня, аграрного – половину. На восстановление ушло почти десятилетие. Но уже в середине 1920-х годов в крае, который прежде славился охотниками, рыбаками, сплавщиками и крестьянскими хозяйствами, начали закладывать основы индустрии.

 

 

Будни великих строек

Курс на форсированную индустриализацию, провозглашенный в СССР, изменил судьбу Сибири. Со второй половины 1920-х важной энергетической базой страны стал Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн, расположенный на юге Западной Сибири, в основном на территории нынешней Кемеровской области, в межгорной котловине. В 1913 году здесь добыли 774 тыс. тонн угля, а в 1929-м – 2,8 млн тонн. С тех пор добыча росла постоянно – вплоть до 1988 года, когда Кузбасс дал стране 159,4 млн тонн угля. Такое богатство нужно осваивать. Поэтому в угольном районе появились профильные предприятия – и первым стал коксохимический завод в Щегловске (ныне Кемерово), начавший работу в 1924 году. Металлургический кокс – топливо для доменных печей. Завод выпускал и литейный кокс, необходимый для плавления чугунных чушек и лома в вагранках при отливке изделий.

Важнейшим объектом первой пятилетки считался Кузнецкий металлургический завод (позже комбинат), возведение которого воспел Владимир Маяковский: «Через четыре года здесь будет город-сад!» Благодаря настойчивости выдающегося металлурга Ивана Бардина решение расширить промышленную площадку приняли еще на стадии строительства: выпуск продукции увеличился с проектных 400 тыс. до 1,5 млн тонн. Комбинат, вступивший в строй в 1932 году и получивший имя Иосифа Сталина, стал одним из самых мощных в советской металлургии: тут работали доменные и мартеновские печи, прокатный цех.

В Сибири форсированно развивалась тяжелая промышленность. Ее удельный вес к концу 1930-х годов составлял две трети в индустрии края. Накануне Великой Отечественной в Новосибирской области уже действовали угольные, металлургические и химические предприятия. В других сибирских регионах преобладала лесозаготовительная, деревообрабатывающая и пищевая промышленность. Оборонная индустрия практически отсутствовала.

 

 

Опора тыла

В годы войны, когда производственные центры европейской части страны оказались под оккупацией или под ударом захватчиков, сибирские города стали опорой советской военной промышленности. Только к осени 1941-го в Новосибирскую область вывезли оборудование шести авиазаводов, которые уже в первые месяцы следующего года начали поставлять фронту самолеты. Всего за военное время в Сибирь было эвакуировано более 500 предприятий. Их приняли в первую очередь Новосибирск, Кемерово, Омск, Барнаул, Томск, Красноярск, Иркутск – города, где существовала производственная инфраструктура.

Запуск эвакуированного оборудования, а по сути, строительство новых предприятий – эта задача без преувеличений потребовала трудовых подвигов. Полуголодные, изможденные люди в самые тяжелые дни войны создавали индустрию для фронта. Николай Пикуза, в те годы комсомолец-бригадир, работавший на артиллерийском заводе имени К.Е. Ворошилова, который эвакуировали в Красноярск из Коломны, вспоминал: «Работали месяцами без выходных. А выходным считался пересменок, то есть работали с восьми утра до одного часа ночи, с одного часа ночи до восьми утра – выходной. По месяцам не выходили с завода, были на казарменном положении: уснешь за станком на три-четыре часа – и опять мастер будит на такое же время работать. Голодные, грязные. Суп и 700 граммов пайки хлеба выкупишь в столовой, съешь это – и до следующего дня».

Развивать производство приходилось в условиях острейшего дефицита инженеров и рабочих. К тому же не хватало ни времени, ни капиталовложений для строительства транспортных магистралей. В Красноярск в военные годы прибыло оборудование 25 крупных заводов и фабрик. На базе эвакуированных из Орджоникидзеграда (город Бежица) мощностей возник Красноярский паровозостроительный завод (ныне «Сибтяжмаш»), производивший не только паровозы и металлургические краны, но и снаряды, минометы, гранаты. Кинопленку и фотобумагу для аэроразведки, заряды к минам и пленку, предотвращающую запотевание стекол противогазов, поставлял фронту красноярский завод, созданный на базе вывезенной фабрики из Шостки.

Основа боеприпасов – это порох и другие взрывчатые вещества. К осени 1941-го наша страна потеряла 60% мощностей, на которых выпускалась эта стратегически важная военная продукция. Центрами производства нитроглицериновых порохов и тротила с 1943 года стали Кемерово и Красноярск.

Уникальный «номерной» 69-й завод имени В.И. Ленина эвакуировали из подмосковного Красногорска в Новосибирск. Он выпускал оптические приборы – артиллерийские, танковые, винтовочные прицелы, зенитные морские бинокли. В апреле 1942-го завод достиг «красногорских» объемов производства. Вместе с оборудованием в Новосибирск прибыло и конструкторское бюро, в котором только за второй год войны разработали 4 новых прибора, остро необходимых фронту. В 1943-м таких новинок было уже 11, в 1944-м – 17. В том же 1944 году здесь удалось увеличить выпуск прицелов для тяжелой артиллерии в три раза, а для мелкокалиберной – в пять раз.

В кратчайшие сроки – к августу 1942-го – вступил в строй Алтайский тракторный завод в Рубцовске, куда доставили оборудование из Харькова, Одессы и Сталинграда. На тот момент он оказался единственным предприятием в СССР, производившим трактора для нужд армии и тыла, а также танкетки и тягачи.

В начале 1943 года в Сталинске (ныне Новокузнецк) выплавили первый сибирский алюминий. К концу Великой Отечественной при производстве каждого четвертого самолета в стране использовалась продукция Сталинского алюминиевого завода (ныне «Русал Новокузнецк»). Предприятие стало опытной площадкой для модернизации в алюминиевой отрасли, на нем впервые в СССР отрабатывалась автоматизация многих производственных процессов.

Война изменила и культурную жизнь Сибири. Многие столичные театры в 1941-м эвакуировали подальше от линии фронта – за Уральский хребет. Вахтанговский театр и Щукинское училище на два года обосновались в Омске. Вахтанговцы делили с коллегами сцену Омского драматического театра – и зал неизменно был переполнен. Первым спектаклем, который здесь дали московские актеры, стала шекспировская комедия «Много шума из ничего» с популярными песнями Тихона Хренникова на стихи Павла Антокольского. Но в те дни, когда немцы приближались к Москве, куда больший отклик у зрителей вызвала патриотическая постановка «Фельдмаршал Кутузов». А в феврале 1942 года вахтанговцы сыграли для омичей премьеру, которая прошла с шумным успехом. Заглавный герой романтической пьесы «Олеко Дундич», рыцарь Гражданской войны в исполнении Рубена Симонова трогал сердца. Москвичи не только репетировали и давали спектакли, но и проводили занятия по сценической речи и актерскому мастерству. Недаром после войны Омск стали называть театральной столицей Сибири. И сегодня Омский академический театр драмы продолжает вахтанговские традиции.

Сборка паровозов на Красноярском паровозостроительном заводе, 1945 год.png

Красноярский паровозостроительный завод. 1944–1945 годы

Алтайский тракторный завод.png

Алтайский тракторный завод. 1944–1945 годы

PP0961_master.png

 

 

Великая сокровищница

После войны в Сибири начался бум добывающей и энергетической промышленности. В 1953 году геологи открыли Западно-Сибирскую нефтегазоносную провинцию. Это случилось в Березове. 21 сентября, в 21 час 30 минут, на скважине буровой партии произошел газоводяной выброс. Скважина стала давать 1 млн кубометров природного газа в сутки. За следующие 10 лет в Березовском районе открыли 22 месторождения газа с общими запасами в 150 млрд кубометров.

В начале 1960-х в Тюменской области нашли и первую сибирскую нефть. Шаим, Мегион, Усть-Балык, Сургут, Вата… Наконец, в 1965 году экспедиция под руководством Владимира Абазарова открыла крупнейшее в России Самотлорское нефтяное месторождение, окруженное непроходимыми болотами. Через шесть лет последовало еще одно открытие – крупное Федоровское месторождение под Сургутом. А геологи уже искали и находили залежи нефти и газа на Крайнем Севере Сибири – Новый Порт, Уренгой, Пурпе, Медвежье.

С 1965 по 1977 год за счет Западной Сибири добыча нефти в СССР выросла в 2,2 раза. В середине 1970-х страна вышла на первое место в мире по добыче нефти, а через 10 лет – и по добыче газа. Тогда появилось даже такое выражение – «работать на северах»: приходилось не только трудиться на самих месторождениях, но и создавать на прежде пустынных землях необходимую инфраструктуру. Условия нелегкие, температура зимой порой достигает минус 50 °С, а потому кадры привлекали повышенными зарплатами и льготами.

Развитие месторождений и предприятий невозможно без энергетической основы. Помогли сибирские реки. В середине 1950-х началось строительство мощных Братской ГЭС на Ангаре и Красноярской ГЭС на Енисее. В 1963 году пришел черед Саяно-Шушенской ГЭС, которая по многим показателям превзошла своих предшественниц. Ее первый агрегат дал ток в 1978 году, а в 1985-м здесь работали уже 10 агрегатов. Сибирь получила дешевую электроэнергию, что позволяло форсировать индустриальное строительство, развитие городов и транспортной системы, разработку новых месторождений нефти, газа, металлов.

Для доставки углеводородов в центральные области страны и в Европу потребовались магистральные трубопроводы. Уже в 1965-м шаимское черное золото потекло по первому сибирскому нефтепроводу в Тюмень и оттуда – по железной дороге – в Омск, где был создан один из крупнейших в стране нефтеперерабатывающих заводов. Через четыре года трубная артерия Александровское – Нижневартовск связала нефтеносный район в Томской области с транспортной инфраструктурой тюменских месторождений. А в начале 1970-х в числе главных строек оказалась магистраль Александровское – Анжеро-Судженск. На этой трассе применили сразу несколько новейших технологий: впервые в мире использовались трубы диаметром 1220 мм и насосы высокой производительности. В какой-то момент жесткие планы строительства оказались на грани срыва. Трубы пришлось вести по крупнейшим в Евразии Васюганским болотам. Почти непреодолимой преградой для строителей стала река Ильяк: конструкцию, проложенную по ее дну, монтировали дважды. Последний, «красный стык» нефтепровода сварили в марте 1972-го – точно в срок. Примечательно, что уже через год сибирская нефть, преодолев по магистральным трубопроводам Урал, пошла в европейскую часть страны и на Запад.

Первый крупный газопровод в Сибири связал Нижневартовск с промышленным Кузбассом. Благодаря этой трассе, протянувшейся на 1162 км, газ получили три области и Алтайский край. Газопровод заработал в 1977-м. Через несколько лет был завершен уникальный проект – строительство одного из крупнейших в мире газопроводов Уренгой – Помары – Ужгород протяженностью почти 4,5 тыс. км, по которому голубое топливо из Западной Сибири доставлялось к европейским границам Советского Союза. Он пересекает Уральский хребет и более 600 рек. США старались помешать этому проекту, считая, что с помощью газовых поставок Москва политически поработит Европу. Но ни Франция, ни Германия, ни Италия не присоединились к американским санкциям – и в январе 1984 года по трубопроводу пошел первый газ.

Почти одновременно с богатейшими залежами нефти и газа геологи открыли в Сибири «бриллиантовую сокровищницу». Первый алмаз нашли в августе 1949-го в Якутии, у села Крестях Сунтарского улуса. А в 1954 году экспедиция Наталии Сарсадских обнаружила первое в стране коренное месторождение алмазов – кимберлитовую трубку, которой дали название «Зарница». Геологи пешком и по воде, на лодках, в поисках драгоценного камня преодолели за три сезона более 1900 км. Вторым открытием стала кимберлитовая трубка «Мир», на которой в 1973 году был найден уникальный и по красоте, и по размерам алмаз (232,10 карата), который назвали «Звездой Якутии». А крупнейшим из найденных в советское время стал алмаз в 342,57 карата, который обнаружили в 1980-м и нарекли в честь грядущего партийного съезда – «ХXVI съезд КПСС». Отрасль развивалась по прогнозу Ломоносова, говорившего о сибирских краях: «Станем искать металлов, золота, серебра и прочих; станем добираться отменных камней, мраморов, аспидов и даже до изумрудов, яхонтов и алмазов».

TASS_1230733 (1).png

Строительство газопровода Уренгой – Помары – Ужгород. 1983 год

В январе 1984 года пошел первый газ по трубопроводу Уренгой – Помары – Ужгород. Его протяженность – 4451 км, он пересекает Уральский хребет и более 600 рек

 

 

Новосибирский академгородок

Инициатива о создании комплекса научных учреждений, который будет способствовать развитию Сибири и Дальнего Востока, принадлежала выдающемуся математику, академику Михаилу Лаврентьеву. Он был одним из основателей Московского физико-технического института, но в середине 1950-х заболел идеей образования мощного научного центра подальше от столичной суеты и больших начальников – в Сибири, перспективы которой в то время уже было невозможно переоценить. Его сразу поддержали несколько маститых коллег-академиков – математик Сергей Соболев, механик Сергей Христианович.

В ответ на предложение ученых в мае 1957 года вышли постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании Сибирского отделения Академии наук (СО АН) СССР», где задачей нового центра объявлялось усиление научных исследований в области физико-технических, естественных и экономических наук и быстрейшее развитие производительных сил Сибири. Той же осенью первая группа молодых ученых переехала в Новосибирск. Сам Лаврентьев вместе с женой поселился в домике лесника в 20 км от центра Новосибирска, неподалеку от тех мест, где вскоре вырастет академгородок. Его строительство началось в 1958-м, и уже через год было готово здание для Института гидродинамики. Появились тут и первые жилые дома для ученых.

Академик и его единомышленники задумали создать площадку, на которой одновременно развивались бы наука, производство и образование. Лаврентьев вспоминал: «Когда еще возводились здания институтов, бригады ученых СО АН уже выезжали на предприятия и стройки Сибири – в Норильск, Якутию, на Красноярскую ГЭС, на заводы Омска и Кемерова, на шахты и рудники Кузбасса. Читали лекции, давали консультации, устанавливали связи, многие из которых превратились в многолетние, переросли в прочное сотрудничество». Например, на долгие годы заказчиком научных институтов стал Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова. Отрасли требовались прочные и легкие материалы – и ученые решали эту проблему.

К началу 1960-х в Новосибирске уже работали университет и 18 научно-исследовательских институтов. В академгородке царил творческий, свободный дух. Там действовали дискуссионные площадки – кофейно-кибернетический клуб, а потом кафе-клуб «Под интегралом», где о научных проблемах рассуждали с иронией. В Доме ученых проходили выставки художников-авангардистов.

А главное – здесь совершались открытия. Леонид Канторович основал и много лет возглавлял Математико-экономическое отделение Института математики СО АН СССР. Он стал одним из создателей метода линейного программирования. Заслуги выдающегося ученого были отмечены Нобелевской премией по экономике 1975 года «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов».

Сегодня новосибирский Институт ядерной физики имени Г.И. Будкера – крупнейший в Российской академии наук. В 1960-е годы там создали один из первых в мире ускорителей элементарных частиц на встречных пучках – коллайдер. Благодаря работе этой установки ученым удалось совершить десятки открытий. Крупных успехов в области вычислительной математики достигла группа ученых, которую возглавлял академик Гурий Марчук. Новосибирцы сконструировали и испытали мощный гидроимпульсный пресс-молот, штампующий детали сложной формы, предложили новую схему поточной технологии добычи угля.

RIA_38854.HR.png

Академик Михаил Лаврентьев (1900–1980)

Идея создать комплекс научных учреждений, который будет способствовать развитию Сибири и Дальнего Востока, принадлежала выдающемуся математику, академику Михаилу Лаврентьеву

 

 

Дорога в будущее

Последней великой стройкой СССР стала Байкало-Амурская магистраль. У государства имелось немало оснований строить на востоке Сибири, преимущественно в районах вечной мерзлоты, трассу, которая позволила бы оживить практически незаселенный край. Она была незаменима и на случай конфликта с Китаем, отношения с которым в тот период оставались весьма напряженными, и в целях обеспечения потребностей дальневосточных регионов. В еще большей степени решение форсировать ее строительство было связано с открытиями геологов. В окрестностях будущей магистрали обнаружили богатейшие месторождения угля, железной руды, олова, золота, меди, молибдена, нефти и газа. В районе нынешней станции Олёкма нашли большие запасы поваренной соли, разработка которых обещала обеспечить солью рыбную промышленность Дальнего Востока, дававшую Советскому Союзу 35% рыбы и морепродуктов. В марте 1974 года генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев – еще бодрый и решительный – объявил БАМ главным проектом двух ближайших пятилеток. «Строительство этой железной дороги, которая прорежет сибирский массив с его неисчерпаемыми природными богатствами, открывает путь к созданию нового крупного промышленного района: вдоль нее вырастут поселки и города, промышленные предприятия и рудники» – так мотивировал генсек начало самой высокобюджетной стройки в истории СССР.

Ученые надеялись, что через десятилетия этот регион благодаря БАМу по экономической отдаче будет сравним с Западной Сибирью. Во многом эти планы удалось воплотить. В районе магистрали, движение по основной части которой открылось в 1984 году, возникли десятки предприятий. Время показало, что, несмотря на экстремальные условия строительства, игра стоила свеч. В наше время БАМ загружен более чем на 100%, его модернизируют, проводят новые ветки. С ним связано освоение Южно-Якутского угольного бассейна, Чинейского месторождения титаномагнетитовых руд, золоторудного месторождения Сухой Лог. Весной этого года, поздравляя бамовцев с 50-летием начала стройки, президент России Владимир Путин поставил задачу «на всем протяжении магистрали проложить сплошные вторые пути, по сути, ввести в строй более 300 инфраструктурных объектов», что позволит более широко осваивать природные ресурсы в «зоне притяжения» БАМа.

Сегодня в будущее устремлена не только эта трасса, но и вся Сибирь. Опорой российской экономики во многом остаются модернизированные и расширенные объекты «великих строек социализма». Сибирь – это нефть, газ, алмазы, золото. В число мировых лидеров в своих отраслях входят компании «Норильский никель», «Русал», среди предприятий которого крупнейший Красноярский и первый Новокузнецкий алюминиевые заводы, «Транснефть», объединившая, в частности, модернизированные сибирские нефтепроводы. Это становой хребет России.

RIA_25361.HR 1.png

Комсомольцы отправляются на строительство БАМа. 1974 год

 

 

код в Сибирь советскую.png

О строителях нефтепроводов в Сибири и «буднях великих строек» читайте на сайте ИСТОРИК.РФ

 

 

Что почитать?

Мобилизационная стратегия хозяйственного освоения Сибири: программы и практики советского периода (1920–1980-е гг.). Новосибирск, 2013

Савицкий И.М., Романов Р.Е. Рабочие, инженеры и техники оборонной промышленности Западной Сибири – фронту (1941–1945). Новосибирск, 2014

Арсений Замостьянов, кандидат филологических наук