Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События декабря

№120 декабрь 2024

260 лет назад

Императорский уголок

В Санкт-Петербурге основан музей Эрмитаж

Зимний дворец начали возводить по указу Елизаветы Петровны, но дочь Петра I не успела поселиться в главной императорской резиденции. Она не дожила до окончания строительства, а работы принимал уже Петр III. Однако по-настоящему дворец расцвел после его свержения. При Екатерине II Зимний стал центром политической и культурной жизни: там проходили приемы, хранились сокровища и диковинные вещицы, принадлежавшие государыне. Именно в дворцовых залах она нашла место для своей галереи живописи. Первые экспонаты Екатерина приобрела у берлинского коммерсанта Иоганна Эрнста Гоцковского. Тот собирал коллекцию для Фридриха II, но из-за Семилетней войны и финансовых затруднений прусский король смог оплатить лишь несколько полотен. Сам Гоцковский тоже влез в долги, для картин пришлось искать нового покупателя. В 1764-м 317 произведений фламандских, голландских и итальянских художников доставили в Россию. Среди них выделялись холсты Рембрандта Харменса ван Рейна, Питера Пауля Рубенса, Франса Хальса. В том же году императрица распорядилась пристроить к Зимнему дворцу павильон «для уединения», назвав его Эрмитажем (от фр. ermitage – «уединенный уголок, пустынь, жилище отшельника»). Днем основания музея назначили праздник святой Екатерины – 24 ноября (7 декабря). Государыня проводила там вечера в узком кругу гостей. Позднее для разросшегося собрания, которое правительница считала своим долгом пополнять, возвели новое здание – Большой (Старый) Эрмитаж, а за прежним закрепилось наименование Малый Эрмитаж. Для посетителей императорскую коллекцию открыли в 1852 году по указу внука Екатерины Николая I, когда для кратно увеличившейся экспозиции был сооружен третий, Новый Эрмитаж. Сегодня Государственный Эрмитаж – один из крупнейших и самых посещаемых музеев мира.

Основание Эрмитажа Екатериной II екатерина калиновская 2004.png

Основание Эрмитажа Екатериной II. Худ. Е.М. Калиновская. 2004 год

 

 

115 лет назад

Храм науки

Открыт Саратовский университет

Университет, учрежденный по инициативе Петра Столыпина, который с 1903 по 1906 год занимал пост саратовского губернатора, открыли в здании основательно перестроенной бывшей Фельдшерской школы, созданной по проекту зодчего Алексея Салько. Большой лекционный зал, доска с передвижным полотном, проекционный прибор – после ремонта все там соответствовало университетскому уровню.

С согласия императора Николая II саратовскому храму науки присвоили его имя, а потому официальное открытие состоялось в Николин день – 6 (19) декабря 1909 года. Это был десятый по счету и последний университет царской России.

Ректором учебного заведения, в состав которого входил поначалу лишь один факультет – медицинский, стал хирург Василий Разумовский. В первый год было зачислено около ста студентов, заработали кафедры анатомии, физиологии, хирургии, ботаники, зоологии, физики и химии. При университете действовала научная библиотека – ее приобрели у петербургского ученого-физика и педагога Ореста Хвольсона. В 1917 году распахнули двери физико-математический, историко-филологический и юридический факультеты. В 1923-м вуз получил имя уроженца Саратова литературного критика и философа Николая Чернышевского.

В наше время в структуру Саратовского государственного университета входят 13 факультетов, 8 образовательных институтов и филиал, расположенный в городе Балашове. Среди выдающихся ученых, работавших здесь в разные годы, – медик Сергей Миротворцев, физик Владимир Зернов, биолог Николай Вавилов, филолог Виктор Жирмунский, историк Николай Троицкий.

Saratov_State_University_1909.png

 

 

100 лет назад

«Велик был год и страшен»

В журнале «Россия» началась публикация романа Михаила Булгакова «Белая гвардия»

Михаил Булгаков родился и вырос в Киеве в семье профессора духовной академии. Окончил медицинский факультет университета, во время Первой мировой стал военврачом. Служил в этом качестве и в белой, и в Красной армии, видел Гражданскую войну со всех сторон. В 1921-м он переехал в Москву и спустя несколько месяцев трудился фельетонистом в газете «Гудок». Журналистика приносила ему заработок, но главным делом жизни 30-летний Булгаков считал писательство. Он задумал большой автобиографический роман о Киеве, о смутном и кровавом времени, когда городом овладели петлюровцы. «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй» – такими словами открывается произведение, которое по мере написания превратилось в широкую панораму начала Гражданской войны. Это была первая столь масштабная попытка осмысления революционных событий в советской прозе. Впрочем, в романе нет ни белых, ни красных в классическом понимании, главные сражения еще впереди. Но ключевые герои Булгакова – царские офицеры, которые в будущем составят костяк белых армий. Автор видел свою миссию в уврачевании ран от страшного противостояния. «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор» – таков лейтмотив повествования. Булгаков перебрал несколько названий – «Полночный крест», «Белый крест», но остановился на более эффектном – «Белая гвардия».

27 декабря 1924 года вышел номер журнала «Россия» с семью первыми главами. Увы, издание прекратило существование, не доведя публикацию «Белой гвардии» до конца. Однако роман и в сокращенном виде получил широкий резонанс. Мнение левых критиков лапидарно выразил Александр Орлинский: «"Белая гвардия" – это политическая демонстрация, в которой Булгаков перемигивается с остатками белогвардейщины». Между тем в Художественном театре Булгакову предложили написать инсценировку романа. Пьеса «Дни Турбиных», созданная в 1925 году, имела долгий и прочный успех и идет на сцене до сих пор.

Rizhskoe-izdanie-romana-M.A.-Bulgakova-Belaya-gvardiya-.-1927.png

 

 

75 лет назад

«Кухня дьявола»

На суде в Хабаровске вынесли приговор японским военным преступникам

В начале 1930-х в Маньчжурии японские захватчики создали секретные объекты, на базе которых позже сформировали отряд № 731, расположившийся в районе станции Пинфань в 20 км от Харбина, и отряд № 100, обосновавшийся в местечке Могатон в 10 км южнее города Чанчуня. Японцы называли эти подразделения «кухней дьявола». Они занимались выращиванием возбудителей чумы, холеры, сибирской язвы и брюшного тифа, разрабатывали методы отравления населенных пунктов, пастбищ и водоемов. Ученые-душегубы заражали пограничные с СССР реки и ставили эксперименты над «бревнами» – китайцами, монголами, корейцами и советскими военнопленными. В числе жертв были женщины и дети. У живых людей вырезали внутренние органы, проводили опыты по замене человеческой крови кровью обезьян и лошадей.

Организатор и руководитель «кухни дьявола» генерал Исии Сиро в 1945-м сдался американцам. Вручив им материалы чудовищных экспериментов, он не только сохранил жизнь, но и обеспечил себе хорошо оплачиваемую работу в США. Судьба японских извергов, взятых в плен советскими войсками, была иной. В декабре 1949 года в Хабаровске в окружном Доме офицеров Советской армии состоялся открытый судебный процесс над 11 военнослужащими отряда № 731 и бывшим командующим Квантунской армией генералом Отодзо Ямадой. Обвиняемые признали вину. Поскольку смертная казнь в СССР тогда была отменена, за свои злодеяния генералы Ямада, Рюдзи Кадзицука, Такаацу Такахаси и Киёси Кавасима получили по 25 лет исправительно-трудовых лагерей, а их соучастники – от 2 до 20 лет. Один из преступников умер в заключении, генерал Томио Карасава покончил с собой. Полностью отбыли наказание лишь ефрейтор Норимицу Кикути и санитар Юдзи Курусима, осужденные на два и три года. Остальных освободили в 1956 году и вместе с другими японскими военнопленными переправили в Токио.

Подсудимый генерал Ямада произносит последнее слово.png

Генерал Отодзо Ямада, бывший командующий Квантунской армией, произносит последнее слово. Хабаровск, декабрь 1949 года

 

 

60 лет назад

«Золотая шайба»

Учрежден турнир юных хоккеистов

Рождению детско-юношеского хоккейного турнира предшествовала громкая победа сборной СССР на IX зимних Олимпийских играх в Инсбруке в феврале 1964 года. В заключительном матче подопечные Анатолия Тарасова одолели сборную Канады, решающую шайбу забросил нападающий Вениамин Александров. На победной волне возник замысел создать турнир детских хоккейных команд. Вскоре в редакцию «Пионерской правды» прибыл «десант» олимпийских чемпионов, в качестве символического подарка они привезли с собой ту самую шайбу, ставшую поистине золотой. Александров вручил ее журналистам, у которых родилась идея назвать клуб юных хоккеистов и турнир детских и юношеских хоккейных команд «Золотой шайбой». 8 декабря «Пионерская правда» вышла с призывом: «"Золотая шайба" зовет! На старт, друзья!» Председателем клуба стал легендарный тренер Тарасов.

Первый турнир на приз клуба «Золотая шайба» был проведен зимой 1965 года. В баталиях на льду участвовали тысячи команд. В завершающую часть пробились 16 лучших хоккейных дружин – победители областных, краевых и республиканских турниров. Главный трофей – клюшка с автографами знаменитых хоккеистов – достался команде «Шайба» ЖЭКа № 11 Куйбышевского района Москвы, обыгравшей в финальном поединке в ледовом дворце «Сокольники» команду «Ангара» (Ангарск) со счетом 2:0. Обе шайбы забросил Сергей Коротков, будущий защитник московского «Спартака» и сборной СССР, серебряный призер чемпионата мира 1976 года. Клуб «Золотая шайба» привлек к занятию спортом миллионы мальчишек и помог раскрыть таланты Александра Мальцева, Валерия Харламова, Владислава Третьяка, Вячеслава Фетисова, других блистательных чемпионов. Практически все они пришли в большой спорт из дворового хоккея.

TASS_615323.png

Анатолий Тарасов среди юных хоккеистов на финальном турнире на приз клуба «Золотая шайба» в Рыбинске. Март 1979 года

Медаль_ЗОЛОТАЯ_ШАЙБА.png

Медаль победителя детского хоккейного турнира «Золотая шайба» на приз газеты «Пионерская правда». 1960-е годы

 

 

35 лет назад

«Саммит с морской болезнью»

Михаил Горбачев и Джордж Буш на Мальте объявили о завершении холодной войны

В 1989-м после череды «бархатных революций» исчез с карты Европы восточный блок союзников СССР. Президент США Джордж Буш и генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев решили провести встречу на высшем уровне до окончания этого бурного года, приехав на Мальту 2 декабря. Для Горбачева это был шанс показать, что он не чувствует себя проигравшим и по-прежнему оказывает влияние на мировую повестку дня. Американская администрация считала необходимым подчеркнуть свое глобальное лидерство. Несмотря на огромную популярность в мире, Горбачев прибыл на Мальту в контексте экономического и политического кризиса, охватившего Советский Союз. Встреча глав государств состоялась в море, на борту советского лайнера «Максим Горький». Два дня Буш и Горбачев обсуждали стремительные изменения на политической карте мира. Море было неспокойно – и некоторые встречи отменили из-за шторма. Журналисты прозвали мальтийские переговоры «саммитом с морской болезнью».

Участники встречи сошлись на том, что холодная война завершена. Буш заверил советского лидера, что Штаты не заинтересованы в ослаблении СССР, и даже пообещал Москве экономическую поддержку. Горбачев заявил, что мир вступает в новую эпоху и нужно отказаться от устаревшего конфронтационного мышления: «США и СССР обречены на диалог и сотрудничество. Иного не дано». Он гарантировал невмешательство Москвы в политическую жизнь восточноевропейских государств. Схожих обещаний ждали и от Буша, но тот предпочел отмолчаться. Во время дальнейших контактов Москвы и Вашингтона в 1990–1991 годах СССР тщетно пытался получить гарантии, что НАТО не будет расширяться за счет бывших социалистических стран. Голос Москвы звучал все слабее, а Америка примеривалась к роли единоличного мирового лидера.

000_ARP2343266.png

Президент США Джордж Буш и генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев во время пресс-конференции на борту советского круизного судна «Максим Горький». Мальта, 3 декабря 1989 года

Варвара Рудакова