Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Мегаполис на Днепре

№120 декабрь 2024

О старых и новых находках археологов у деревни Гнёздово «Историку» рассказала руководитель Смоленской археологической экспедиции Государственного исторического музея, кандидат исторических наук Вероника Мурашева

 

 

Беседовала Варвара Рудакова

 

 

Археологи начали исследовать окрестности деревни Гнёздово под Смоленском после того, как в 1867 году при строительстве Орловско-Витебской железной дороги рабочие, возводившие насыпь, случайно наткнулись на богатейший средневековый клад. Императорское Русское археологическое общество немедленно выкупило находку, а спустя пять лет, в 1872-м, ученые приступили к изучению местности. Они обнаружили несколько тысяч курганов, большинство из которых и по сей день хранят в себе уникальные артефакты, относящиеся к дохристианскому периоду истории Древней Руси. В этом году исполнилось 150 лет с начала раскопок.

 

 

P9SZX9XTYnI.png

Вероника Мурашева

 

 

 

Застывшее прошлое

– В чем уникальность Гнёздовского археологического памятника?

– Пожалуй, это самый крупный и лучше всего сохранившийся памятник начального периода русской истории. Гнёздово можно назвать «мегаполисом» Средневековья. Такими были и другие древние русские города – Полоцк, Киев, Чернигов. Но все они остались на том же месте, где располагались в начальный период своей истории, и в результате более поздние постройки уничтожали более ранние. Гнёздово же сохранилось.

На современной территории древних городов самые ранние остатки культурного слоя очень фрагментарны. Даже в Новгороде, основанном чуть позже, чем Гнёздово: он хоть и славится уникальной сохранностью культурного слоя, но не может многого поведать о своем древнейшем периоде. Другие же города и вовсе, можно сказать, «съели» сами себя, в процессе развития и расширения жизнедеятельности уничтожили самые древние культурные слои. Гнёздово в этом смысле – уникальное место. В начале XI века по не вполне понятным причинам этого города не стало, поэтому до сих пор там, под землей, все сохранилось так, как было в то далекое время – более тысячи лет назад. Сохранилось и городище, укрепленное валом и рвом, сохранились и курганы.

 

 

– Гнёздово – название более позднее?

– Да. На этой территории в XVII веке появилась деревня Гнёздово, которая дала название археологическому памятнику, и, к счастью, ей не удалось уничтожить все, что было. В результате – и это самое поразительное – в Гнёздове сохранился огромный некрополь, самое крупное языческое кладбище Европы. Не потому что оно изначально было самым большим, а потому что сохранилось лучше остальных.

 

 

– Обнаружить памятник помогло строительство железной дороги. Это счастливая случайность?

– Это действительно счастливая случайность. Она же и несчастливая, потому что железная дорога очень многое уничтожила. Но тем не менее был обнаружен знаменитый Большой Гнёздовский клад. В его состав входили серебряные украшения, массивные шейные гривны и прочие ювелирные изделия удивительной красоты. Клад был передан в Эрмитаж, где и пребывает до сих пор. Прошло более полутора веков, но сопоставимого по размеру клада найдено не было.

На находку обратило внимание ученое сообщество, прежде всего граф Алексей Уваров (1824–1884), один из основателей Исторического музея. Он выступил инициатором раскопок, которые начались в 1874 году. И конечно, первым делом специалисты приступили к исследованию курганов: они были видны невооруженным глазом, среди них выделялись очень большие насыпи высотой до 7–9 метров. Раскопки поразили научную общественность. И не только научную, но и околонаучную: именно они явили миру облик древнерусской дружины. Были извлечены на свет мечи, шлемы, копья, фрагменты кольчуг. Это стало основой для книжной графики, для иллюстраций детских сказок.

Гездово раскопки 1898-1901 г.png

Археологические раскопки у деревни Гнёздово. Смоленская губерния, 1898–1901 годы

4-mechi-karolingskogo-tip.png

Мечи каролингского типа из курганов Гнёздова. X век

 

 

На середине пути

– Что мы знаем сегодня о древнем поселении, существовавшем на территории Гнёздова?

– Это был крупный город. Вероятно, именно он упоминается как Смоленск в ранних письменных источниках. У византийского императора Константина Багрянородного (905–959) он встречается под названием «крепость Милиниски». Археологический материал говорит о том, что поселение в Гнёздове являлось ключевым пунктом торгового пути из варяг в греки, то есть маршрута из варварской периферии Северной и Восточной Европы к центрам тогдашней цивилизации, в первую очередь к Царьграду. Путь был непростой и состоял из двух частей. Северная часть – это реки, впадающие в Балтийское море. Чтобы плыть по ним на юг, нужно было грести против течения. Потом преодолеть междуречье Западной Двины и Днепра по малым речкам и через волоки. Именно здесь, после системы волоков, возникает Гнёздово. Отсюда открывалась прямая дорога на Царьград, ведь Днепр в конечном счете впадает в Черное море, и тут уже не надо было грести против течения.

Теперь, по итогам полутора столетий исследований, мы точно знаем, что Гнёздово было, во-первых, крупным торговым, а во-вторых, крупным ремесленным центром. О том, что это был развитый центр торговли, нам говорит огромное количество монет, найденных на территории поселения, и не просто монет, а арабских дирхемов – международной валюты той эпохи. Причем это не только целые монеты, но и их фрагменты, что очень важно. Монета принималась прежде всего на вес: ее просто рубили на части, если нужна была сдача. Огромное число разрубленных монет говорит о том, что торговые операции совершались здесь постоянно. Также мы обнаруживаем много «импортных» вещей – в частности, привезенных из Византии. Это для нас невероятно ценно, потому что оттуда доставляли ткани, вино, масло, которые практически не сохраняются. Если же фрагменты ткани сохранены – это счастливый случай, а нам даже известны целые наряды того времени: в Гнёздове уцелело – вдумайтесь! – китайское платье, и оно изумительное. Еще мы находим фрагменты амфор – сосудов для вина или масла, тончайших стеклянных сосудов, изредка – ярких поливных сосудов. Все это говорит о высочайшем уровне международной торговли.

2017  в курганной камере погребения Сновид.png

Извлечение меча из погребальной камеры кургана Сновид. 2017 год

 

 

– Были ли здесь постоянные местные жители и сколько их было? И сколько было тех, кто лишь делал здесь временную остановку на пути из варяг в греки?

– Это, конечно, невозможно сказать точно, но были сделаны подсчеты. Тамара Пушкина (1945–2020), которая много лет руководила Смоленской экспедицией МГУ, полагала, что численность постоянного населения достигала тысячи человек, что много для раннего Средневековья. А уж сколько здесь было приезжих – тех, кто использовал это место для отдыха, как перевалочный пункт, – сказать невозможно. Но мы знаем, что в начале XX века было зафиксировано более 4,5 тыс. курганных насыпей. Это говорит о том, что огромное количество людей здесь умерло. Кто из них сюда только доплыл и погиб, а кто тут осел, жил долго и счастливо и затем умер – трудно сказать.

 

 

– Когда на территории Гнёздова жили люди и почему поселение оказалось заброшенным?

– Мы исследуем культурный слой около внутреннего озера Бездонка. Именно там, на заболоченном берегу, хорошо сохраняется органика, дерево, что давало нам надежду получить радиоуглеродную или дендродату. И вот благодаря довольно сложной методике несколько лет назад нам удалось выяснить раннюю дату возникновения Гнёздова. Она оказалась неожиданной. На протяжении многих десятилетий шел спор, когда же появилось Гнёздово – в начале X века или в конце IX. Но дата оказалась иной – конец VIII – начало IX столетия, что удревнило и археологический памятник, который мы изучаем, и сам путь из варяг в греки. Потому что здесь в самых ранних слоях были найдены корабельные детали и небольшие фрагменты византийских товаров гораздо более раннего времени, чем мы предполагали. Что же касается расцвета Гнёздова, то он пришелся на вторую половину X века, и тогда площадь поселения превышала 30 гектаров. Это тоже очень много, тем более что площадь городища, то есть укрепленной части, в тот период составляла всего 2 гектара.

Можно точно сказать, что какая-то часть местного населения преуспевала, потому что мы находим большое количество кладов, которые содержат изумительные украшения. Например, серебряные предметы женского убора второй половины X столетия. Но эти клады говорят не только о том, что люди были богаты, но и о том, что их жизнь была неспокойной. Вероятно, были ситуации, когда надо было скрыть свое добро в земле, значит, существовала некая угроза.

шлем третья четверть x в.png Идол. X в..pngнаконечники.pngТопор. Курган Ц-160..png

стеклянные шашки.pngКапторга X Гнездовский клад Эрмитаж.pngсолид императора Александра (912-913 гг.) из раскопок 1940 г.png

Находки, сделанные в разное время на территории Гнёздова

 

 

– И люди ушли отсюда на другое место?

– Это предмет научных споров. Есть гипотеза, что помимо Гнёздова невдалеке росло другое поселение, которое было связано с местными племенами и которое теперь называется Смоленском. И в какой-то момент Гнёздово просто не выдержало конкуренции. Хотя лично мне кажется, что такое невозможно, потому что это был слишком крупный город, чтобы взять и вдруг исчезнуть. Думаю, дело в какой-то беде. Что конкретно произошло, не берусь сказать, но в этом году во время раскопок недалеко от озера Бездонка, на небольшом участке подъема от озера в сторону центрального городища, мы нашли очень большое скопление древних стрел. Я не исключаю, что это следы штурма…

 

 

Люди на лодках

– Каким было население Гнёздова? Кто были эти люди?

– Население Гнёздова было полиэтничным. В 1990-е годы провели исследование погребальных памятников и подсчитали, что не менее четверти населения Гнёздова – это выходцы из Скандинавии, которые составляли элиту гнёздовского общества. Все самые большие курганы однозначно интерпретируются как погребения скандинавов. И это естественно, потому что роль викингов, которые у нас назывались варягами, была очень велика в то время: они были самыми настоящими пассионариями – мореходами, строителями, корабелами. Путешествовали по рекам, прокладывая трансъевропейские пути, в том числе путь из варяг в греки, который вел в сторону Византии, и Великий Волжский путь, который вел на Восток. И дело тут не в любви к путешествиям. Нет, их интересовали богатство и слава, это были основные ценности той эпохи. Прежде всего они стремились на Восток, где можно было очень выгодно продать белых женщин, рабов и получить за товар вожделенное арабское серебро. Соответственно, их привлекал и другой путь – из варяг в греки, в Византию, где можно было купить великолепные одеяния, вино, предметы роскоши. Естественно, часть выходцев из Скандинавии оседала на реках Восточной Европы. Не стало исключением и Гнёздово.

Конечно, кроме скандинавов на этой территории жили местные славянские племена, что документировано в первую очередь местными формами керамики. 99% найденной посуды – это местная славянская посуда. Мы находим и украшения, характерные для местного славянского племени кривичей: есть определенные формы украшений, которые любили женщины этого племени. Совершенно точно их делали на территории Гнёздова. Попадаются и бракованные отливки, и недоделанные вещи, что говорит не только о высоком уровне ремесленного производства, но и о том, что славяне составляли существенную часть населения Гнёздова.

IMG_2620 (1).png

Знак на месте найденного в 1874 году железного меча конца IX – начала X века с клеймом Ulfberth

 

 

– Что сегодня известно о викингах из Гнёздова?

– Здесь встречаются практически все элементы материальной культуры, которая характерна для Скандинавии того времени, причем большая часть из них находит аналогии в Средней Швеции. Однако некоторые указывают на Готланд и Норвегию. Надо сказать, что, оседая здесь, викинги вскоре принимали формы местной материальной культуры. Быстро складывался смешанный комплекс вооружения, который включал в себя и скандинавские, и восточные черты. Здесь они впитывали детали всаднической кочевой культуры. Кроме того, видимо, они любили экзотику, приспосабливая чужие изделия под себя, могли переделывать, например, хазарские пояса в женские украшения.

 

 

– Что известно о кораблях, которые использовали те, кто добирался до Гнёздова?

– Из письменных источников, прежде всего из трактата Константина Багрянородного «Об управлении империей», известно, что по пути из варяг в греки ходили моноксилы. Это лодки-долбленки, то есть однодеревки. Но не просто лодки-долбленки, как в эпоху неолита и мезолита, а специфические ладьи, у которых долбленой была лишь основа, а к ней в клинкерной системе надстраивались дополнительные борта. Клинкер – это скандинавская традиция кораблестроения, когда доски скреплялись внахлест. Считается, что использование данной технологии стало одной из причин невероятных военных успехов скандинавов: благодаря ей создавались легкие, очень упругие суда, способные ходить по морю и по реке. Однако по нашим рекам такой корабль не прошел бы, потому что там были волоки, пороги – Волховские и Днепровские. Так что, скорее всего, здесь передвигались небольшие суда с выдолбленной основой и клинкерной обшивкой.
курганы лесной группы.png

Курганы Лесной группы Гнёздовского археологического комплекса

scale_1200-1.png

Курган Л-217 Лесной группы (вид сверху). Июль 2022 года

 

 

Новое в старом

– Известно, что в наше время возобновились раскопки тех курганов, на которых уже побывали археологи. Зачем вновь копать там, где уже когда-то копали?

– Это касается только погребальных памятников, потому что особенность археологии заключается в том, что в процессе работы она уничтожает объект исследования. Мы раскопали фрагмент поселения – и его больше нет. Все, что остается, – это наша документация, фотографии, чертежи, аналитика. Второй раз раскопать культурный слой невозможно.

Если же говорить о курганах, то методика постоянно совершенствуется. Даниил Авдусин перестал копать их «колодцем», как это делали до него, а стал исследовать всю насыпь. В настоящее время методика не изменилась, но тщательность исследования увеличилась, появились новые естественно-научные методы.

Сейчас мы стали использовать полную промывку кострищного слоя, и благодаря этому количество находок существенно возросло. Кроме того, возникли некоторые вопросы к ранее раскопанным и недокопанным курганам. Например, в этом году отряд нашей экспедиции во главе с Сергеем Каиновым перераскапывал курган, исследованный еще в 1950 году. Во-первых, была идея просеять и промыть старые отвалы с целью выявления пропущенных, из-за несовершенства методики, находок. Во-вторых, проверить форму этого кургана, для чего надо было найти ровики. Ровики – это маленькие рвы по контуру кургана, своего рода граница погребальной насыпи, которая отделяет мир живых от мира мертвых. Раньше никому не приходило в голову после того, как раскопали курган, насыпать его назад. А с конца 1970-х мы стали заново возводить насыпь, потому что очень жалко испортить древний ландшафт нашими изысканиями. Хочется сохранить курганы в том виде, в каком они были нам оставлены. Во время такой реконструкции в этом году под одним из отвалов был найден маленький курган, не замеченный ранее, и его тоже удалось исследовать.

Клад 2001 г Москва ГИМ фото С Авдусиной и АМ Красниковой .png

Клад X века, обнаруженный на Восточном селище Гнёздова в 2001 году

 

 

– Какие наиболее интересные находки удалось совершить в результате новых исследований уже раскопанных курганов?

– Например, в этом году был найден небольшой серебряный амулет, очень редкий, в виде женской руки. Но дело не только в отдельных находках. Долгое время считалось, что в Гнёздове основной погребальный обряд – это кремация. Исследователи 1950–1960-х годов не предполагали, что под курганом может быть погребальная яма, они ее просто не искали. Позже возникла гипотеза, что в некоторых курганах имелись такие ямы, а археологи их не заметили. Были проведены раскопки остатков курганов, где обнаружились удивительные находки: в частности, была найдена огромная погребальная камера, очень глубокая, и в ней набор игральных шашек – стеклянных, разноцветных. Уникальная вещь, которая сейчас переходит от одной выставки к другой. Причем это изделие привозное – возможно, такие стеклянные шашки изготовлялись в Византийской империи.

 

 

– Сколько на сегодняшний день исследовано курганов?

– В начале XX века были посчитаны курганные насыпи – их было около 4,5 тыс., однако на протяжении XX столетия деревня активно работала над уничтожением курганов. К сожалению, многие насыпи исчезли в ходе хозяйственной деятельности: в них делали погреба или просто разрушали. На данный момент исследовано около 1300 насыпей – это подсчеты на 2019 год. Но многие насыпи в XIX веке были раскопаны «колодцем», о котором я говорила, и их приходится исследовать еще раз, теперь уже полностью.

 

 

– Какую площадь занимает весь памятник?

– Общая его площадь – 400 с лишним гектаров. Между тем это не значит, что вся она занята археологическими объектами, просто памятник расположен вдоль Днепра на протяжении около 5 км. Это и различные части некрополя, и поселения. Мы до сих пор не понимаем, как здесь все было устроено: такая растянутость говорит о сложной инфраструктуре этого участка речного пути. Некоторые части некрополя расположены достаточно далеко от центрального городища, и многие наши усилия были направлены на поиски поселений, связанных с этими удаленными курганными группами. Но не могу сказать, что поиски были успешны. Возможно, что-то было уничтожено при изменении русла Днепра, которое произошло за последнюю тысячу лет. Что-то погибло в ходе хозяйственных работ. На дальних подступах, например в районе Ольшанского городища, располагалось древнее селище, и оно оказалось практически погублено карьерными разработками в позднесоветское время. Не будем забывать, что только в 2011 году был образован музей-заповедник «Гнёздово», и ему удалось закрепить за собой часть территории, которая теперь не подлежит хозяйственному использованию. Сейчас сотрудники музея занимаются охраной памятника, а прежде Гнёздово было практически беззащитно.

 

 

Задачки со звездочкой

– Одна из самых известных находок в Гнёздове – шпора, изготовленная на территории Каролингской империи…

– О, это целая история! Курган, о котором уже шла речь, был исследован в 1950 году и перераскопан в 2024-м. В нем обнаружен очень богатый инвентарь, в том числе шпора, сделанная на территории Каролингской империи, золотая монета византийского императора Феофила и множество других артефактов. Монета Феофила и каролингская шпора заставили предположить, что в этом кургане был похоронен один из участников посольства «хакана росов». Первое известие о росах-русах зафиксировано в знаменитом средневековом источнике – так называемых Бертинских анналах. Там говорится, что император Феофил (813–842) отправил в Ингельгейм, столицу Людовика Благочестивого (778–840), группу неких людей, которые называли себя росами и были подданными некоего «хакана росов». Император Людовик Благочестивый произвел разыскание о том, кто такие эти росы, и выяснил, что они являются свеями – то есть шведами.

Наличие шпоры с территории Каролингской империи вкупе с монетой навело на мысль, что сюда добрался один из представителей упомянутого посольства, которое прошло через Восточную Европу, через Византию и было отправлено императором Феофилом в столицу Каролингской империи. Необходимо полностью изучить инвентарь из этого погребения и получить более точную его датировку, потому что неизвестно, действительно ли комплекс относится к середине-концу IX века. Мог ли тут быть похоронен посол из этой знаменитой истории или нет? Пока есть лишь гипотезы, и обнаруженные нами материалы требуют дальнейшего изучения.

император Феофил.png

Император Феофил. Хроника Иоанна Скилицы. XII век

Из Бертинских анналов (середина IX века)

В лето от Воплощения Господня 839-е. Посольство к Людовику I. <…> Прибыли также греческие послы, направленные императором Феофилом. <…> С ними он прислал еще неких людей, утверждавших, что они, то есть народ их, называются рос (Rhos) и что король их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы. В упомянутом послании он [Феофил] просил, чтобы по милости императора и с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться, так как путь, которым они прибыли к нему в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путем, дабы не подверглись при случае какой-либо опасности. Тщательно расследовав цель их прибытия, император узнал, что они из народа свеев, и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет. Об этом он через упомянутых послов, а также через собственное послание не замедлил сообщить Феофилу.

 

 

– Одна из самых знаменитых находок Гнёздова – амфора с надписью, которая читается по-разному, «гороушна» или «гороуна», есть и другие варианты прочтения. Что значит эта надпись и что означает сама находка?

– Это 1949 год – первый год исследований молодого аспиранта Даниила Авдусина. Он раскопал один из курганов и нашел там разбитую амфору. Ничто в его дальнейшей исследовательской деятельности так и не превзошло по известности эту находку.

В процессе реставрации амфоры обнаружилось граффити – процарапанная надпись, которой посвящена обширная литература. Обычно ее читают как «гороушна», и существуют разные варианты интерпретации этого слова. Кто-то считает, что это какая-то горькая пряность – не горчица в современном смысле, но что-то горькое. А может быть, в этой амфоре была какая-то горючая смесь типа «греческого огня». Но самая общепринятая версия, что это южнославянское имя Гарун. Поскольку погребение скандинавское (по крайней мере, весь инвентарь и обряд свидетельствуют, что здесь похоронен скандинав), мы можем придумать целую историю о том, как он путешествовал в Константинополь. На территории современной Болгарии он, возможно, купил вино у южнославянского винодела и привез его в амфоре сюда, на территорию своей новой родины, в Гнёздово, где она и была рядом с ним погребена.

Как бы то ни было, это самая древняя кириллическая надпись на территории Восточной Европы. Потому что комплекс датируется примерно второй четвертью X века, а Крещение Руси произошло в 988 году, и вместе с Крещением пришла грамотность. А эта надпись говорит о том, что кто-то на Руси умел читать и писать еще за полвека до принятия христианства. Кстати, несколько лет назад при исследовании пойменной части поселения были найдены орудия для письма – стилосы, или писáла. В Новгороде это обычная находка, их там очень много. В Гнёздове никто не предполагал их увидеть. Когда обнаружилось первое из них, я не поверила, но, когда нашли второе и третье, стало очевидно, что это действительно писáла. И это говорит о том, что грамотные люди на территории Гнёздова были. Возможно, правда, что это уже все-таки вторая половина X века, потому что они найдены в финальном горизонте поселения. Но можно предположить, что здесь жил грамотный миссионер, который входил в состав первой христианской общины. Дело в том, что есть и другие находки, которые свидетельствуют о том, что в языческом Гнёздове, в конце его истории появились первые христиане.

IMG_2623 (1).png

Монумент на месте обнаружения сосуда с древнейшей русской надписью «гороушна». 2008 год

02.png

Прорисовка надписи на глиняном кувшине, найденном археологом Даниилом Авдусиным в 1949 году. X век

В Гнёздове была обнаружена самая древняя кириллическая надпись на территории Восточной Европы, относящаяся ко второй четверти X века

Варвара Рудакова