Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Позывной «Патрон»

№117 сентябрь 2024

 

Накануне нового учебного года московской школе № 1794 присвоено имя ее директора, учителя истории, кавалера ордена Мужества Александра Чуфистова, погибшего в ходе специальной военной операции

 

 фото.png

 

Он ушел на фронт, получив повестку из военкомата, – не считал для себя возможным не откликнуться на зов Родины. Сержант запаса Александр Чуфистов дослужился до звания старшего лейтенанта и должности командира роты. На этом посту он и погиб в феврале 2024-го.

 

Парень из рабочей семьи

Когда знакомишься с судьбой человека, сумевшего найти настоящее призвание в жизни, кажется, будто именно такой путь ему и был уготован с самого детства.

Из автобиографии Александра Чуфистова:

«Родился 24 июня 1987 года в Москве, младший ребенок в многодетной семье рабочих. Коренной москвич, рос в Москве в районе Ховрино».

Люди, хорошо знавшие Александра, говорят, что во многом его сформировала улица. И это неудивительно для мальчишки, чье взросление пришлось на 1990-е годы. Остается только благодарить судьбу за то, что он сумел найти себя в педагогике.

Как рассказывал сам Александр Чуфистов, преподавать он начал еще до того, как окончил вуз: «Так сложились обстоятельства, что в школе, где работала моя учительница Марина Марковна Спорыхина, освободилось немного часов истории и обществознания. И она мне предложила: "Давай попробуем, а там видно будет". Я согласился. Параллельно с учебой в университете начал преподавать историю и обществознание в школе № 134, нагрузка небольшая, но опыт бесценен. Да и совмещать получалось хорошо».

Те, кто узнавал Александра поближе, уверенно говорят: по-другому и быть не могло. Он не просто нашел себя в педагогике, он выбрал тот самый единственный путь, который идеально подходил именно ему. Это отмечали все – и его коллеги, и, главное, дети.

И снова Александр совершил неожиданный для многих шаг. Получив университетский диплом, он… отправился на срочную военную службу! Не стал ни бегать от нее, ни запасаться «нужными» диагнозами.

Из автобиографии Александра Чуфистова:

«Еще до окончания учебы в университете принял для себя решение о срочной службе в рядах Вооруженных сил. С 2010 по 2011 год служил в армии под Выборгом, в гаубичном самоходном артиллерийском дивизионе. Прошел весь путь: заряжающий башни, старший наводчик, заместитель командира взвода артиллерийской разведки. Участвовали в соревнованиях на лучший экипаж в войсковой части. Выиграли».

 

Из историков в директора

Подтянутый «дембель» с университетским дипломом вернулся в школу накануне очередного учебного года – и тут же попал в административный водоворот. Он, как никто другой, подходил под требования к кандидату на должность заместителя директора по обеспечению безопасности. «И тут я начал осваивать еще и ОБЖ, помимо часов истории и обществознания», – писал позднее о себе Александр.

В этом «начал осваивать» – еще одна важная особенность его характера. Когда жизнь подкидывала Чуфистову новую задачу, он не бросался на нее нахрапом и не пытался отгородиться от вызова. Он прежде всего находил возможность получить необходимые знания, после чего неизменно становился одним из лучших в своем деле.

Александру Чуфистову, доказавшему свою способность быстро и глубоко постигать любое новое направление, в школе № 1474 доверили организацию и руководство проектом «Медицинский класс в московской школе». «Освоение новейшего учебного и лабораторного оборудования, авторская разработка элективного курса "Шаг в медицину", подготовка к предпрофессиональному экзамену, помощь в выборе профессии – и все это параллельно с курсами в Первом МГМУ имени И.М. Сеченова. Первый выпуск ребят из медицинского класса был на моих плечах: к тому времени я уже стал их классным руководителем», – напишет он позже.

«Вероятно, потому, что не испугался ответственности в этот важный период, директор школы начала больше привлекать меня и погружать в управленческие моменты, знакомить с деятельностью управленца, наставлять. И снова я ощутил, что моих знаний в этой области не хватает». А раз не хватает, значит, надо их получать! И Чуфистов прошел профессиональную переподготовку с присвоением квалификации «менеджер образования».

Из автобиографии Александра Чуфистова:

«В октябре 2017 года я был назначен на должность директора ГБОУ "Школа № 1794" в районе Восточное Дегунино. Жизнь в районе кипит, и я прикладываю все усилия для того, чтобы ее условия для наших юных граждан улучшались».

 

8b246f7b-1b17-422e-a827-fff22900719c.jpg
Выпускник московской средней общеобразовательной школы № 151 Саша Чуфистов (слева). 2004 год

 

 

1cfd4a6e-92fd-4c84-9b60-96ea57fcbca8.jpg9 мая 2011 года солдат-срочник Александр Чуфистов участвовал в параде в честь Дня Победы на Красной площади в Москве

 

 

Дядя Саша

Как говорят его коллеги, он любил напоминать ученикам: «В школе я для вас – Александр Сергеевич, а вне школы – дядя Саша». В этом не было никакой рисовки, никаких попыток заигрывать с детьми. Чуфистов мог прыгать с девочками в классики или в резиночку, решать с пацанами заковыристые задачки… «Они не смотрели на него как на директора, – подчеркивает друг и коллега Чуфистова Станислав Ганбатын, руководитель ГБОУ «Школа "Бескудниково"». – Он для них был просто друг, даже больше – наставник, тот, кто может прийти и поговорить».

«Поговорить» – это не пара фраз на перемене и не выговор после шалости, это настоящий мужской разговор. «Я однажды был свидетелем такого случая. Cидел у него в приемной, должно было начаться совещание, – вспоминает Ганбатын. – Пятнадцать, тридцать минут прошло, а его нет. И тут Саша выходит из кабинета, а с ним пацаненок, который стоит на учете. Мальчишка оборачивается и говорит: "Александр Сергеевич, меня никто в жизни так не слушал! Я, может, потому и бандит, потому что никто не хочет меня послушать, почему я это делаю…" И я знаю, что для этого пацаненка, уже после того как Саша ушел на фронт, директор стал идеалом, образцом настоящего мужика».

 

u2S-0tvm8tM.jpgДиректор школы № 1794 Александр Чуфистов поздравляет выпускников. 27 июня 2022 года 

 

Одних разговоров для этого ой как мало! Так что никто в школе не удивлялся, когда Александр Сергеевич весной сам лез со сварочным аппаратом на крышу чинить ее после зимы. Как не удивлялись и тому, что, когда нужно, директор мог проявить характер, даже стукнуть кулаком по столу. И всегда по делу. «С ним было легко работать, как мне кажется, – говорит его жена Мария. – Он старался находить подход ко всем. Понятно, что педагоги с ним трудились разные. Были и люди старых устоев, и те, кто идет в ногу со временем. И если у них возникали споры, он их старался мирить и поддерживать. Школе он действительно отдавал себя полностью. И потому им не так было легко принять его решение уйти на СВО. Главным был вопрос: "Когда вы к нам вернетесь?"»…

 

«Я обязан пойти, и я иду»

Про повестку, выписанную ему как служившему в армии и подлежащему мобилизации, Александр узнал раньше, чем она была доставлена ему домой, – и принял решение идти на СВО. О том, что уходит, никому не сообщал до последнего – понимал, что многие постарались бы его удержать, отговорить, убедить, заставить передумать…

 

 c56015e8-77b0-45c9-8ee8-f5bf7774e251.jpg
Александр Чуфистов с женой Марией. Ноябрь 2019 года

 

«За несколько дней до отправки, когда я узнала, что у него повестка, мы с ним обсуждали его решение, – вспоминает Мария Чуфистова. – Он мне говорит: "Ты же прекрасно понимаешь, что я пойду?" Я говорю: "Прекрасно понимаю…" Поэтому я старалась не отговаривать его, а максимально поддерживать. Носилась по всем военторгам, собирала какие-то вещи, что-то покупала, не зная абсолютно, что нужно. Просто чтобы что-то было с собой. Мне кажется, это лучше, чем спорить и ругаться».

Друзья, которых у Александра хватало, заняли такую же позицию. А вот коллеги, как вспоминает Станислав Ганбатын, были, мягко говоря, в шоке: «Некоторые звонили мне: мол, как же так, повлияйте на него, верните! Но даже если бы его кто-то сумел тогда уговорить, Сашка все равно, как цыганенок, убежал бы в армию».

«Это необычная история: он был единственным директором московской школы, который был призван и ушел в зону проведения СВО. И поэтому первая реакция, когда стало известно, что Саша идет служить: "Ну как же так!" – говорит его непосредственный начальник, руководитель Департамента образования и науки города Москвы в 2020–2024 годах Александр Молотков. – На что он сам сказал: "Нет, это мое желание, я понимаю, что я должен быть там". Поэтому реакция была двойственной. С одной стороны – гордость: мол, знай наших! С другой – естественный страх за человека, уходящего воевать. И естественно, очень доброе пожелание вернуться живым».

«Родина – это не место. В первую очередь это люди, которые тебя окружают, которых ты защищаешь, исходя из своих ощущений, а не интересов» – так говорил о своем решении сам Александр Чуфистов.

 

Головинская команда

Полтора месяца спустя, 13 ноября 2022 года, рота, в основном состоявшая из москвичей, мобилизованных Головинским военкоматом, в которой бок о бок служили Валерий Лукачев с позывным «Лука» и Александр Чуфистов с позывным «Патрон», оказалась в Луганской Народной Республике. Как говорит «Лука», «выгрузились в чистом поле, заняли лесополоски, стали окапываться». Вот тут-то в полной мере и проявился характер «Патрона», привыкшего к любой работе.

«Когда-то мне встретилась такая картинка про два типа начальников. Одного тащат на камне, а другой вместе со всеми тащит этот камень, – делится воспоминаниями Мария Чуфистова. – Саша был из тех, кто вместе со всеми тащил камень. Если надо идти копать траншею – он идет вместе со всеми и копает. Если нужно делать землянку – он идет вместе со всеми и делает. Он личным примером показывал: ребята, мы здесь все вместе, у нас есть одна задача, главная цель – выжить. Соответственно, что нам для этого надо? Нам надо для этого окопаться, укрепить землянку, укрепить блиндаж, еще что-то… И раз выжить нужно всем, значит, и работать нужно всем. Себя он в эти "все" обязательно включал».

Долгое пребывание на передовой, под огнем крепко сплачивает людей – или превращает их в неорганизованное стадо, если нет того, кто способен быстро и эффективно гасить неизбежно вспыхивающие в коллективе конфликты. На счастье «головинской команды», у нее такой умелый организатор нашелся. К моменту отправки на линию боевого соприкосновения «Патрон» уже был командиром взвода. А довольно скоро взвалил на себя и обязанности командира роты, за короткий срок сделав ее лучшей в батальоне.

7gnxKZvXpr0.jpg

Он был необычным директором: мог прыгать с девочками в классики или в резиночку, решать с пацанами заковыристые задачки

 

 

Передовые – на передовой

«К нам комбат частенько захаживал, – вспоминает старшина Валерий Лукачев. – Мне кажется, он нашу роту считал лучшей. Оттого ей и доставалось, как я думаю, больше других. И комбат, и те, кто наверху, явно понимали, что на трудное дело нужно отправлять кого-то из нашей роты, поскольку на нас можно было положиться».

В армии тот, кто лучше, пользуется единственной привилегией – делать больше других. Это касается и каждого бойца в отдельности, и целых подразделений. Свое назначение на должность взводного, а потом и ротного он воспринял так же, как некогда выдвижение в руководители школы. Раз больше ответственности, значит, больше возможностей, следовательно, больше шансов стать лучшим – и сделать лучшими других.

Несведущему человеку может показаться, что для этого достаточно просто отдавать правильные приказы. Куда там! Гораздо важнее умение мотивировать подчиненных, позаботиться о них, сделать так, чтобы они сами, по собственной инициативе поддержали твои усилия. И то, что удалось сделать в школе № 1794, удалось и в 4-й мотострелковой роте 1432-го мотострелкового полка. Это только на словах такое управление выглядит просто! «Когда он вернулся к себе из последнего отпуска, прислал сообщение: "Что ж такое, как в детском саду, без меня успели переругаться, теперь вот устраиваем психологическую разгрузку", – вспоминает Мария Чуфистова. – Саша и командиром был таким же, каким учителем и директором. Всегда старался донести до ребят мысль, что мы вместе и, хотя мы разные и у каждого характер свой, особенный, нужно не конфликтовать, а находить компромиссы».

Чтобы добиться этого, командиру, припоминает «Лука», с каждым бойцом в разных ситуациях нужно было говорить по-разному. «Саше как командиру помогало не только высшее образование, – признает старшина Лукачев. – У него было еще одно образование – уличное. Улица много дала ему. Он общался со всеми как обычный парень. О том, что он директор школы, никто даже не догадывался и он никому не говорил. Но, видимо, были у него какие-то свои подходы и приемы в этом плане». Кому-то хватало аргументированного убеждения, кто-то принимался спорить, на кого-то требовалось порой поднять голос. А с кем-то приходилось объясняться на языке московской улицы, давая понять, что авторитет командира вырос не на пустом месте и попытки оспорить его пресекаются быстро и жестко.

В беседе о своем командире «Лука» привел запомнившийся ему эпизод, связанный с Александром Чуфистовым. Случился он полгода спустя после того, как они в составе одной роты «прибыли на ноль», как говорят участники СВО.

«Саша на передке оказался раньше меня, чтобы обстановкой овладеть. А мы заезжали туда 3 мая 2023 года. Ехали на "Урале", два десятка человек личного состава и боекомплект, – вспоминает Валерий. – Как-то так получилось, что наши ребята нас проглядели и мы уехали чуть дальше, чем должны были. И вот мы едем, а я вдруг слышу сквозь ураловский движок – а он громкий – вроде как Сашин голос. Оборачиваюсь – точно, он. А Саша на нас самыми простыми такими, командными словами: бегом, так-растак, долой все с машины! Короче, мы разгрузили "Урал" буквально за три минуты. Только мы это все скинули, как по нам и полетело. Мы – кто вправо, кто влево, все попадали. Лежим, а вокруг все бахает, бухает… Я, честно, пока лежал, думал, скольких же из нас уже нету! А поднялись – все живы-здоровы, ни одного раненого даже! И все благодаря тому, что Саша, не знаю уж откуда, выскочил, сумел скомандовать именно то, что нужно было».

 

IMG_20230206_115829_1.jpg
Александр Чуфистов (на переднем плане) с боевыми товарищами в зоне специальной военной операции

 

 

Он и в армии учитель

Есть такая старая присказка у тех, кому довелось носить армейскую форму: «Солдаты – те же дети, только рост больше и автомат настоящий». Не стоит удивляться, что Александр Чуфистов пользовался в своей военной ипостаси теми же приемами, что и в школьно-директорской. И даже на передовой – без отрыва от выполнения боевых задач! – продолжал выполнять обязанности директора.

Александр и не видел никакой разницы между школой и ротой. «Он был в отпуске, мы с ним гуляли, разговаривали, и я предложил, мол, давай мы тебя сейчас будем вытаскивать оттуда. Саша посмотрел на меня и сказал: "Представь, что ты вытащишь сейчас меня из моей школы. Я что буду делать? Как я их брошу?"», – вспоминает Станислав Ганбатын.

Трудно представить, но это факт: до последнего дня Чуфистов не покидал директорского поста! Это подтвердил и его непосредственный руководитель Александр Молотков. Конечно, вникнуть во все мелочи и тонкости школьного быта за две тысячи километров от столицы было непросто, но заместитель директора, оставшийся «на хозяйстве», знал, что в любой момент может попросить Чуфистова о помощи и получит ее.

Школа, дети всегда были центром мира Александра. «Школа занимала 90% его жизни точно. Он любил свою работу, отдавался полностью, был весь там, все контролировал, – признается Мария. – Даже если мы уезжали отдыхать, то ехали обязательно с ноутбуком. У нас есть фотография, где мы сидим в кафе и у Саши на столе стоит заказ, а сам он сидит за компьютером и работает».

Однажды директору школы на фронт пришло письмо. В нем был листок из «Альбома героев», заполненный учеником по имени Кайс. «Мои одноклассники сказали мне, что в сентябре директор нашей школы Александр Сергеевич Чуфистов отправился в зону проведения специальной военной операции, – писал мальчик. – Я стал учеником школы лишь в ноябре. Когда наш директор вернется, я обязательно познакомлюсь с ним лично, поблагодарю за поступок и пожму его мужественную руку».

Ни один настоящий мужчина не мог бы проигнорировать такой порыв. Не смог и Александр Чуфистов. «Сашка, когда пришел в отпуск, устроил специальное мероприятие "100 вопросов к директору", – рассказывает Мария Чуфистова. – Он общался с детьми, они ему задавали какие-то вопросы, он на них отвечал… И в процессе своего выступления рассказал, как важно держать данное слово. "Мне, – говорит, – письмо пришло о том, что есть в нашей школе мальчик, который хотел бы пожать мне руку". А потом вызывает Кайса – и жмет ему руку!»

Точно так же держал «Патрон» и слово, данное коллегам. Станислав Ганбатын и Александр Молотков вспоминают один и тот же эпизод, связанный с записью в 2023 году специального ролика для августовского общегородского педсовета в Департаменте образования и науки Москвы от единственного воюющего директора. «Основная тема педсовета была связана с воспитанием, – говорит Молотков. – Понятно, сейчас сложный период, и ребятам нужно объяснять, что происходит там, на СВО. И возникла задумка – записать ролик для директоров с Сашиным участием. Александр с огромной охотой откликнулся и, находясь на передовой, говорил с московскими директорами о воспитании, о вопросах, которые мы обсуждали здесь».

Запись видеообращения от Чуфистова превратилась в настоящую спецоперацию. «Мне звонят, говорят, надо срочно наладить связь с Сашкой, пусть запишет ролик для педсовета! – вспоминает Ганбатын. – Он записал, а потом мы 10 часов пытались его переслать. Там же, понятно, интернет не такой, как в Москве. А Сашка все твердит: "Не вздумай кому-то проболтаться, не вздумай проболтаться!" Знал ведь, что я поболтать люблю… И вот сидим мы на московском педсовете, ждем ролик. А он начинается с того, что Сашка… достал кота! "Это наш кот, – говорит, – мы его зовем Сапер, потому что он с выстрелом для подствольника играл". Весь педсовет сидит и рыдает, а Сашка улыбается, подмигивает, шутки шутит…»

 

Память о директоре

Одним из последних, кто общался с Александром Чуфистовым незадолго до его гибели, был старшина роты Валерий Лукачев. Они пересеклись буквально на несколько дней: «Патрон» только-только вернулся из отпуска, а «Лука», которому исполнилось 55 лет, уходил на гражданку. «Саша пришел из отпуска в январе, я как раз начал сдавать дела и должность как достигший предельного возраста, – вспоминает «Лука». – 29 января я уехал, 16 февраля мы в последний раз были на связи, а через три дня Саши не стало».

Смерть на войне, как на миру, красна только в кино. В реальности же все происходит буднично и гораздо прозаичнее. От этого еще горше. Один из вражеских дронов, пролетавших над нашим расположением, сбросил гранату, которая, к несчастью, попала в цель. Так прервалась жизнь замечательного парня…

В Москву слухи о трагической гибели «Патрона» долетели быстро. Но еще до этого что-то черное будто бы разлилось в воздухе. В чуфистовской школе ученики, сами не понимая почему, целую неделю вели себя тише обычного, да и учителя маялись от какого-то мрачного предчувствия. А потом пришла бумага. Посмертно он был награжден орденом Мужества…

Каким был Александр Чуфистов для всех, кому выпало счастье встретить его на жизненном пути? Сформулировать ответ на этот вопрос тем труднее, чем большую роль играл «Патрон» в судьбе этих людей.

«Заботливый. Внимательный. Жизнерадостный» – так отвечает Мария Чуфистова, аккуратно подбирая слова. Они познакомились на фестивале «Нашествие»: тогда первое, на что она обратила внимание, была задорная улыбка Александра. Как говорит Мария, «в тридцать два зуба».

«Два слова: первое – "надежность". Второе – "брат". Когда он уходил, он сказал: "Брат, присмотри за моими девочками!" Я ему: "Есть, капитан!" Так, выходит, и побратались», – признается Станислав Ганбатын.

Теперь в честь школьного директора, отправившегося воевать за свою страну, названа школа. В память о человеке, который своим примером показал ученикам, что быть патриотом России – это значит встать на ее защиту в самое трудное время.

IMG_2403.jpg

Старший лейтенант Александр Чуфистов был посмертно награжден орденом Мужества

 

 

Антон ТРОФИМОВ