Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События июля и августа

№115 июль 2024

405 лет назад

Великий государь

Филарет избран патриархом Московским

К финалу царствования Федора Иоанновича боярин Федор Никитич Романов считался видным дипломатом и полководцем. Но в 1601 году волей царя Бориса Годунова родовитого боярина насильно постригли в монахи, он принял иноческое имя Филарет. Той же участи подверглась и его супруга Ксения Ивановна, постриженная с именем Марфа. Филарета разлучили с женой и сыном – будущим царем Михаилом Федоровичем Романовым. Его путь лежал под Архангельск, в Антониево-Сийский монастырь. В Смутное время, когда православная церковь оказалась единственной силой, сплачивавшей русский народ и твердо державшей курс на сохранение суверенного государства, он стал одним из влиятельных иерархов, а в 1605 году получил сан митрополита Ростовского. Эту кафедру бывший боярин занимал и при Лжедмитрии I, и при Василии Шуйском. В 1610-м Филарет как митрополит Московский возглавил посольство в Польшу, которое обернулось пленом на девять лет. В 1613-м царем всея Руси избрали его сына – юного Михаила Федоровича. Вернуть отца на родину ему удалось лишь в 1619 году. 24 июня (4 июля) в Успенском соборе Кремля патриарх Иерусалимский Феофан III посвятил его в московские патриархи. С этого времени Филарет – не только предстоятель православной церкви, но и фактический соправитель сына. В указах имя патриарха значилось рядом с именем царя, а его титул звучал как «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Он добился проведения поземельной переписи, что облегчило пополнение казны, начал реформирование армии, возобновил книгопечатание, создал Греко-латинское училище при Чудовом монастыре, учредил Тобольскую епархию, сыгравшую ключевую роль в крещении народов Сибири. Вплоть до смерти в октябре 1633 года патриарх оставался значимой фигурой, обеспечившей выход России из кризиса, порожденного Смутой. 

 

Филарет титулярник.png
Патриарх Московский и всея Руси Филарет. «Царский титулярник». 1672 год

 

 

 

260 лет назад 

Гибель узника

В Шлиссельбургской крепости убит бывший император Иван VI

Императрица Анна Иоанновна была бездетна и немало думала о том, кого назначить наследником престола. Она решила этот вопрос с помощью своей племянницы и внучки Иоанна V – Елизаветы Екатерины Кристины, получившей в православии имя Анна Леопольдовна. Анна Иоанновна взяла девушку под покровительство, занялась ее воспитанием и подбором подходящей партии. В 1733 году в Россию прибыл племянник нескольких европейских монархов Антон Ульрих Брауншвейгский, спустя шесть лет он женился на племяннице императрицы. В августе 1740-го у них родился первенец, названный в честь прадеда. В октябре того же года, незадолго до смерти, Анна Иоанновна объявила младенца своим преемником, а регентом при нем – фаворита Эрнста Бирона. Но вскоре в результате переворота место регента заняла Анна Леопольдовна. Правление Иоанна VI длилось лишь 404 дня. В конце 1741-го его свергла дочь первого российского императора Елизавета Петровна. 

Иоанна Антоновича и его родителей новоиспеченная императрица изначально хотела отпустить за границу, однако потом передумала: их задержали под Ригой, а позднее сослали на Соловки. Правда, переправить семейство на архипелаг не удалось из-за штормов, и оно осело в Холмогорах. Свергнутый император содержался под стражей отдельно от отца с матерью. Елизавета Петровна запретила рассказывать мальчику о том, кто он, и обучать грамоте. Но запрет был нарушен. Когда в 1756 году юноша стал совершеннолетним, его перевели в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. Лишь несколько человек знали о личности заключенного. Тюремщикам было дано указание немедленно с ним расправиться в случае попытки его освобождения. 5 (16) июля 1764 года, уже во времена Екатерины II, когда вызволить Иоанна решился несший службу в гарнизоне крепости подпоручик Василий Мирович, охранники в точности выполнили приказ и закололи свергнутого 23-летнего императора. Мирович был казнен.

 

Мирович перед телом Ивана VI. Картина Ивана Творожникова (1884)ALM557939510.png
Мирович перед телом Ивана VI. Худ. И.И. Творожников. 1884 год

 

 

 

250 лет назад

Мир на наших условиях

Россия и Турция подписали Кючук-Кайнарджийский договор

Русско-турецкая война 1768–1774 годов показала силу армии и флота екатерининской России. Решающие сражения окончились победой русской армии уже к исходу 1770-го. Предложения о начале переговорного процесса звучали с 1771 года, но, несмотря на явное превосходство противника, турецкий султан упорно их отвергал. Россия отказалась от посредничества европейских держав. Убедительными аргументами, заставившими османов быть уступчивее, стали триумф русских войск в сражении близ городка Козлуджа и потеря турками крепости Шумла. 

На последней стадии переговоры в военном лагере при болгарском поселении Кючук-Кайнарджи вел генерал-фельдмаршал Петр Румянцев, русский главнокомандующий, нанесший туркам немало поражений. Он отверг предложенное ему перемирие, и османы вынуждены были подписать полноценный мирный договор, учитывавший все перемены, которые внесла в карту Причерноморья и Придунавья победная для России война. По существу – договор на условиях Петербурга. 

В соответствии с соглашениями наша страна приобрела форпосты на Азовском и Черном морях: Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн с прилегающей территорией; земли между Днепром и Южным Бугом, кроме Очакова, а также Большую и Малую Кабарду. Россия впервые получила право держать на Черном море военный флот, а ее торговым кораблям предоставлялась привилегия свободного прохода через Босфор и Дарданеллы. На территории Османской империи должны были открыться российские представительства, которые защищали бы права православных подданных султана. Договор, подписанный 10 (21) июля 1774 года, предусматривал независимость Крымского ханства и народов Кубани, что стало важным шагом к их добровольному присоединению к России. Османы безропотно согласились и на солидную контрибуцию. Акт утвердили Петр Румянцев и великий визирь Мухсин-заде Мехмед-паша. В честь заключения соглашения для нижних чинов была учреждена наградная медаль с изображением императрицы Екатерины II и надписью: «Победителю». 

 

Rumjanzew-sadunaiski-1.png
Портрет генерал-фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского. Неизв. худ. Конец XVIII века

 

 

 

75 лет назад

Премьера под Семипалатинском

Успешные испытания советской атомной бомбы лишили США монополии на ядерное оружие

Распоряжение № 2352сс «Об организации работ по урану» Государственный комитет обороны (ГКО) СССР издал 28 сентября 1942 года – в разгар Сталинградской битвы. К тому времени немцы, американцы и англичане уже работали над созданием атомного оружия, и промедление могло обернуться для нашей страны фатальными последствиями. 16 июля 1945 года на полигоне Аламогордо в штате Нью-Мексико США осуществили взрыв атомной бомбы. На Потсдамскую конференцию «Большой тройки» президент Гарри Трумэн прибыл в приподнятом настроении и был озадачен спокойной реакцией Иосифа Сталина на сообщение об успешном испытании атомной бомбы. Трумэн не знал, что разведка регулярно докладывала Сталину о ходе Манхэттенского проекта.

В августе того же года американская авиация подвергла атомной бомбардировке японские города Хиросиму и Нагасаки, а в Советском Союзе был образован Специальный комитет при ГКО, предназначенный для координирования работы «по использованию внутриатомной энергии урана». Комитет возглавил заместитель председателя СНК СССР Лаврентий Берия, научное руководство атомным проектом возложили на академика Игоря Курчатова. Ученым, инженерам, техническому персоналу и всем советским людям, причастным к реализации грандиозного замысла, предстояло совершить чудо – совместными усилиями в стране, разрушенной войной, в кратчайшие сроки создать оружие, требовавшее освоения сотен современных технологий. Через четыре года эта сложнейшая задача была решена! Об успешном испытании атомной бомбы 29 августа 1949 года Москва официально заявила только 8 марта 1950-го. Но весь мир знал: Советский Союз защитил себя от атомной угрозы, навсегда лишив США монополии на обладание ядерным оружием. 

 

RIA_440214.HR.png
Памятник академику Игорю Курчатову на фоне Центрального штаба Семипалатинского полигона

 

 

 

60 лет назад

Бомбы над Вьетнамом

Провокация США в Тонкинском заливе стала предлогом для военной агрессии

В июле 1954 года на международном совещании в Женеве была подведена черта под французским колониальным господством во Вьетнаме, который разделили на две части. На севере у власти осталось коммунистическое правительство Хо Ши Мина, а на юге страны была провозглашена Республика Вьетнам во главе с Нго Динь Зьемом. Вашингтон оказывал ему поддержку, направлял военных советников. После того как 2 ноября 1963-го президент Нго Динь Зьем был убит захватившими власть военными, США встали на путь прямого вмешательства во внутренние дела Вьетнама, направив в Тонкинский залив корабли 7-го флота ВМС. По версии американцев, 2 августа 1964 года эсминец «Мэддокс», патрулировавший залив и проводивший радиоэлектронную разведку, в международных водах атаковали северовьетнамские торпедные катера. По северовьетнамской версии, «Мэддокс» вторгся в территориальные воды ДРВ, а когда катера направились к нему с целью оттеснить в международные воды, эсминец первым открыл огонь.

Через два дня Соединенные Штаты заявили о том, что якобы вечером 4 августа во время тропического шторма радары зафиксировали приближение к эсминцам более десятка неизвестных объектов. И хотя американские самолеты чужих кораблей не обнаружили, 5 августа президент США Линдон Джонсон отдал приказ нанести авиаудар по территории Северного Вьетнама. В Вашингтоне открыто заговорили о необходимости уничтожения «коммунистического Вьетнама». 7 августа конгресс США принял Тонкинскую резолюцию, разрешившую главе государства использование вооруженных сил в Юго-Восточной Азии. После того как в ноябре 1964 года Джонсона переизбрали президентом, началась эскалация конфликта. В 1965-м во Вьетнам направили сухопутные части армии США. Тогда мало кто предполагал, что война обернется для Вашингтона катастрофой, растянувшейся на долгих 11 лет.

 

Мэддокс в 1964 году.png
Эсминец ВМС США «Мэддокс». 1964 год 

 

 

 

40 лет назад

Ее свободный полет

Космонавт Светлана Савицкая первой из женщин вышла в открытый космос

Десятилетиями ни исследователи космического пространства, ни медики не верили, что женский организм способен перенести длительное пребывание на орбите и тем более рискованную работу в открытом космосе. Так продолжалось, пока в отряд космонавтов не поступила летчик-испытатель Светлана Савицкая, установившая 18 мировых рекордов на реактивных самолетах и три рекорда по прыжкам с парашютом из стратосферы, дочь дважды Героя Советского Союза, маршала авиации Евгения Савицкого.

Она отправилась в космос в 1982-м, а спустя два года бортинженер Савицкая стала первой женщиной, совершившей второй космический полет – на корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7». Но впереди ее ожидал еще более впечатляющий рекорд. 25 июля 1984-го она осуществила выход в открытый космос, пробыв вне корабля и орбитальной станции 3 часа 35 минут.

Вместе с космонавтом Владимиром Джанибековым они провели испытания уникального универсального ручного инструмента (УРИ), позволявшего сваривать, резать и паять металл. Производить манипуляции с ним можно было только за пределами космического корабля, в свободном полете. Савицкая и Джанибеков стали первыми в мире «космическими сварщиками», выполняя операции электронно-лучевой пушкой. Рискованный эксперимент прошел без нештатных ситуаций, хотя в космических условиях, несмотря на скафандры, любая крошка обшивки корабля может нанести тяжелый ущерб здоровью человека. Телерепортаж о работе первой женщины в открытом космосе смотрели во всех уголках планеты. Савицкая вспоминала: «Страха мы не испытывали. Да, в открытом космосе больше опасностей. Надо быть более грамотным, более осторожным, более пунктуальным, контролировать себя четко. Но это не страх».

За этот полет она получила вторую «Золотую Звезду» и стала единственной в истории женщиной – дважды Героем Советского Союза. Не случайно специалисты называют Савицкую в числе самых подготовленных, профессиональных и надежных космонавтов «всех времен и народов». Такие люди как будто рождены для работы на орбите. 

Первой американкой, вышедшей в открытый космос, стала Кэтрин Салливан, выполнившая свою миссию через три месяца. Правда, задачи, которые она реализовывала за пределами космического корабля, были проще, а время пребывания в свободном полете на несколько минут меньше, чем у Савицкой. 

 

5f310884d7f1e_ETN0ew3XQAE_3X1.png
Космонавт Светлана Савицкая. 1984 год

Варвара Рудакова