Городок провинциальный
№115 июль 2024
Суздаль достаточно рано превратился в заштатный провинциальный город, где время как будто остановилось. Во многом именно это его и спасло.
Бурная история ХХ века, не пощадившая многие памятники старины, к Суздалю была более или менее благосклонна: пришедшие к власти большевики не сильно изуродовали город. Тут не было ударных строек и массового сноса «зданий для отправления религиозного культа». Все это и позволило городу стать настоящим музеем под открытым небом, где одна улица словно переносит нас на двести лет назад, а другая – сразу на пятьсот.
От неумолимого бега времени Суздаль спасло то, на что всегда сетовали его патриоты, – утрата статуса, политической важности. Этот процесс начался еще в XII столетии, когда город, дав название всей Суздальской земле, уступил роль столицы Владимиру. В XIV веке Суздаль перестал быть политическим центром и удельного княжества, проиграв Нижнему Новгороду. В итоге история здесь как будто замерла: на пике расцвета, 900 лет назад, население Суздаля, по оценкам историков, составляло примерно 10 тыс. человек – и столько же живет в городе сегодня.
Смуты и войны
Свою независимость Суздаль утратил в 1394 году, когда там (по всей видимости, в заточении) умер последний правитель Нижегородско-Суздальского княжества Борис Константинович. Двумя годами ранее его отправил туда великий князь московский и владимирский Василий I, получивший в Орде ярлык на Нижний Новгород. Правда, какое-то время в XV веке Суздалем еще правили потомки прежней династии, но уже как московские «служилые» князья.
Надежды вернуть княжеству независимость неожиданно ожили, когда в 1445 году казанский хан Улуг-Мухаммед организовал поход против Москвы. Навстречу ему выступил великий князь Василий II, но в окрестностях Суздаля москвичи были разбиты, а сам Василий попал в плен. Конечно, татары разграбили и сожгли город. Но при этом хан вывел нижегородско-суздальские земли из состава Московского княжества, передав ярлык на них представителям суздальской династии Василию и Федору Юрьевичам. Эти князья даже успели составить договор для подписания его с Дмитрием Шемякой, двоюродным братом Василия, временно захватившим власть в Москве. Тот отдал им Суздаль, но только для того, чтобы вскоре забрать обратно. Когда же Василий вернулся на престол и закрепил свою власть, причин для реставрации княжества уже не было. Суздальским князьям и их потомкам пришлось покориться, и они перешли в разряд московских бояр, дробясь с годами на множество родов – Шуйские, Скопины-Шуйские, Горбатые, Глазатые, Барбашины и т. д.
Под защитой усилившейся Москвы край начал богатеть. Суздальские поля, хоть и нечерноземные, были плодородны: издавна они кормили не только сам этот край, но и Новгород. Развивались рыболовство, солеварение, старинное искусство чернения по серебру и другие ремесла. Под покровительством великого князя и бояр росли суздальские монастыри – Спасо-Евфимиев, Ризоположенский, Александровский и др. В XVI веке Суздаль стали использовать как место ссылки: из Новгорода сюда отправляли опальных горожан, а в Покровский женский монастырь заключали аристократок, надоевших своим мужьям. При Иване Грозном Суздальский уезд вошел в состав опричнины, и тогда, напротив, отсюда изгнали князей Пожарских, Ромодановских и иных неугодных царю, конфисковав у них земли.
В Смутное время Суздаль, как и многие города, не раз переходил с одной враждующей стороны на другую. В 1608 году местный воевода Федор Плещеев присягнул Лжедмитрию II, которому позже жаловался на бесчинства союзников: «Пахолики литовские и казаки, стоячи в Суздале, воруют, дворянам, и детям боярским, и монастырям, и посадским людям из Суздальского уезда разорение и насильство великое, женок и девок емлют». В 1610-м польско-литовские отряды покинули город, но после свержения царя Василия Шуйского они явились сюда снова. В июле 1611 года захватчики осадили Суздаль и опять разорили его. Вскоре суздальцы сыграли важную роль в формировании Второго ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым, которое освободило Русь от интервентов. Но бедствия горожан не кончились Смутой: вспыхнувшая в 1654 году эпидемия чумы – «моровое поветрие» – унесла жизни почти половины населения Суздаля.
В старом Суздале. Худ. Б.М. Кустодиев. 1914 год
На задворках империи
Город восстанавливался медленно: в 1708 году, когда он вошел в состав Московской губернии, в нем было всего 540 дворов и чуть более 6 тыс. жителей. В 1714-м здесь учредили цифирную школу, а в 1723-м – духовную семинарию.
При Екатерине II Суздаль стал уездным городом Владимирской губернии и приобрел свой герб. «В щите верхняя часть поля голубая, а нижняя красная, с белым соколом в княжеской короне» – таково его описание. По новому генеральному плану город был разделен на кварталы и расчерчен прямыми улицами. На главной из них разрешалось строить двухэтажные дома – каменные, а если у владельца не хватало средств, то с деревянным вторым этажом. Торговлю сосредоточили в деревянном Гостином дворе, где размещалось 138 лавок. Появились и первые промышленные предприятия – 17 кожевенных, 3 кирпичных и шелковая фабрика. В городе в то время было 34 церкви, 4 монастыря и 12 кабаков.
В XIX веке Суздаль приобрел репутацию глухой провинции, где ничего не происходит. Отчасти причиной послужило то, что его обошла стороной железная дорога и тогда деловая активность, и без того небольшая, перекочевала во Владимир и бурно растущий Нижний Новгород. В 1890 году здесь было всего четыре предприятия, где работали в общей сложности 36 человек, – полотняная фабрика, две кожевенных и колокольно-литейная мастерская. Из учебных заведений имелось лишь несколько приходских школ, а медицину представляли амбулатория и две аптеки. Зато процветало огородничество: почти каждый горожанин имел свой садик и огород, где выращивались (в том числе на продажу) лук, картошка и знаменитые суздальские огурцы. Местный врач Дмитрий Моренко еще в 1820-х годах прославился изобретением кофе из цикория (или по крайней мере довольно широким распространением этого напитка в России): о нем знали даже в столицах и его охотно пили небогатые горожане, которым настоящий кофе был не по карману. Суздальцы благодарили своего доктора и за производство оподельдока – мази от ревматизма, сделанной из мыльного порошка.
Многие в Суздале занимались ремеслом – тканьем, чеканкой, тем же чернением по серебру. Местные и привозные изделия продавались на Евфросиниевской ярмарке, которая каждый год в сентябре (приуроченная ко дню памяти святой Евфросинии Суздальской) на неделю оживляла сонный городок. Торговали всем – от лошадей до икон и лубочных картинок, устраивали карусели и прочие забавы, выступал цирк шапито. На праздники в многочисленные церкви и монастыри стекались паломники.
Советские годы
В начале ХХ века в Суздале появился первый большевик – Алексей Гастев, ставший после революции теоретиком научной организации труда, а потом и жертвой репрессий. В 1906 году здесь возникла партийная ячейка, создавшая даже подпольную типографию, но горожан политика интересовала мало. Гораздо больше внимания привлек визит монарха – это был Николай II, посетивший Суздаль в 1913 году в ходе поездки по важнейшим городам России в честь 300-летия дома Романовых.
Вскоре страну потрясла революция, и в ноябре 1917-го местные революционеры провозгласили советскую власть. Уже через год в Спасо-Евфимиевом монастыре, откуда выгнали монахов, разместилась суздальская ЧК. Борьба с «опиумом для народа» в патриархальном городе была делом непростым, но большевики взялись за нее с присущим им рвением. Вскрывали мощи святых, а в 1922 году массово конфисковали церковные ценности. Из Суздальского уезда тогда вывезли 91 пуд серебра, 12 фунтов жемчуга, 10 фунтов парчовой ткани, а также золото и драгоценности. Год спустя были закрыты все монастыри и большинство храмов, а позже разрушены некоторые уникальные памятники архитектуры.
Тюрьма Спасо-Евфимиева монастыря, учрежденная еще при Екатерине II в основном для преступников духовного звания, оказалась востребованной новой властью: тут создали Суздальский политизолятор ОГПУ (с 1934 года – тюрьма особого назначения НКВД). Среди здешних узников были выдающийся экономист Николай Кондратьев, партийный «диссидент» Мартемьян Рютин, митрополит Крутицкий Петр (Полянский). С началом войны в бывшем монастыре разместился проверочно-фильтрационный лагерь для красноармейцев, побывавших в плену или окружении, а с 1943-го – лагерь для военнопленных офицеров вермахта, в котором содержался и немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс. После войны тут устроили колонию для несовершеннолетних преступников, просуществовавшую до 1967 года. Другие монастыри и храмы Суздаля были отданы под хозяйственные нужды, а в Покровском монастыре довольно долго располагалось секретное бюро особого назначения, где разрабатывали бактериологическое оружие.
Конечно, советские годы не сводились исключительно к репрессиям и осквернению святынь – тогда в городе появились современные здания, парки, асфальтированные улицы и другие приметы цивилизации. Были открыты сельскохозяйственный техникум, профтехучилище, районная больница, а в конце 1970-х появилось и художественно-реставрационное училище. В 1922 году в здании Архиерейских палат был основан музей, первым директором которого стал педагог Василий Романовский. Он в одиночку спасал от гибели памятники старины, пока в 1929-м ему не пришел на помощь молодой энтузиаст Алексей Варганов. Возглавив музей, этот «рыцарь Суздаля», как назвал его писатель Владимир Солоухин, много лет занимался сохранением и популяризацией культурного и исторического наследия города.
Герб Суздаля
Большая Владимирская улица перед приездом императора Николая II в Суздаль. 16 мая 1913 года
Город-музей
Перемена в отношении властей к суздальским памятникам произошла после войны. В 1950-е годы началась реставрация Богородице-Рождественского собора, а потом и других старинных зданий. В 1958-м был создан Владимиро-Суздальский музей-заповедник, который на первых порах также возглавил Варганов. Для приезжающих в город туристов открыли автобусный маршрут из Владимира и устроили гостиницу, но инфраструктура поначалу была не на высоте. «Комсомольская правда» в 1966 году возмущалась: «Гостиница рассчитана на 60 человек, всего 48 мест в ресторане и 75 – в чайной. Ни одного киоска с сувенирами, даже нет приличных открыток с видами Суздаля. И если нет у тебя с собой фотоаппарата, только свою память и считай сувениром».
Понемногу ситуация менялась. В 1965 году заехавший в город московский журналист Юрий Бычков изобрел идею увлекательного туристического маршрута – Золотого кольца России, в котором Суздаль стал одной из главных жемчужин. В 1967-м город был объявлен музеем под открытым небом, и тогда же Совет министров СССР принял постановление «О создании туристского центра в г. Суздале». Вскоре в бывшей слободе Коровники недалеко от города приступили к строительству Главного туристического комплекса (ГТК) с гостиницей, ресторанами и бассейном. Поскольку сюда планировали возить иностранцев, для украшения фасада и интерьеров зданий использовали мрамор, дубовые панели и прочие «излишества». Чтобы устаревший облик города не смущал гостей, Суздаль срочно благоустроили, построив поликлинику, котельную и протянув из Владимира газопровод.
Число туристов и правда резко выросло: в конце 1970-х их было больше миллиона в год. О Суздале писали центральные газеты, его показывали в новостях. На выделенные правительством немалые деньги – 80 млн рублей за 15 лет – было отреставрировано 20 старинных зданий, где разместились музейные экспозиции. С концом советской эпохи поступление средств почти прекратилось: музейщикам, как и всем суздальцам, пришлось выживать самостоятельно. Не только ГТК «Суздаль», но и многие памятники архитектуры были под шумок приватизированы непонятными коммерсантами, вдобавок церковь потребовала возвращения ей зданий, где размещались музеи. Только после 1998 года, когда музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, его положение стабилизировалось.
Сегодня в Суздале и его окрестностях открыты десятки экспозиций и музеев, объединяющих больше сотни памятников – храмов, старинных домов, скульптурных композиций – и просто мест, где происходили исторические события. Без сомнения, их число еще будет расти. И новые любители и исследователи истории города смогут повторить то, что когда-то сказал о нем Варганов: «Слово Суздаль – радость. Принадлежность к Суздалю – честь. Сколько раз его разоряли, сжигали, но он, как птица феникс, вновь вырастал из пепла и до сих пор стоит и здравствует!»
Что почитать?
Ермакова С.О. Владимир и Суздаль. М., 2008
Ионина Н.А. Суздаль. История. Легенды. Предания. М., 2012
Лента времени
1024 год
Первое упоминание Суздаля в «Повести временных лет».
~ 1125 год
Князь Юрий Долгорукий сделал Суздаль столицей своих владений на северо-востоке Руси.
~ 1158 год
Князь Андрей Боголюбский перенес столицу во Владимир.
1238 год
Разорение Суздаля одним из отрядов Батыя. Вскоре после монгольского нашествия город стал центром удельного княжества.
1341 год
Образование Нижегородско-Суздальского княжества со столицей в Нижнем Новгороде.
1392–1394 годы
Суздаль утратил свою независимость, умер последний нижегородско-суздальский князь Борис Константинович.
1445 год
Татары разбили под Суздалем войско великого князя московского Василия II и разорили город.
1612 год
Участие суздальцев в ополчении, освободившем Москву от польско-литовских захватчиков.
1654 год
Эпидемия чумы, истребившая почти половину горожан.
1708 год
Включение Суздаля в состав Московской губернии.
1714 год
В городе учреждена первая школа.
1796 год
Суздаль стал центром уезда Владимирской губернии.
1913 год
Город посетил император Николай II.
1922 год
Основан первый городской музей.
1958 год
Создание Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
1967 год
Объявление Суздаля городом-музеем.
1977 год
Открытие Главного туристического комплекса «Суздаль».
1992 год
Памятники Суздаля включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1998 год
Музей-заповедник включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук