Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Титулованные узницы

№115 июль 2024

Покровский женский монастырь в Суздале несколько веков служил пристанищем для отвергнутых великокняжеских, царских и боярских жен.

 

 

Монастырь заложили в 1364 году на правом, низком берегу реки Каменки. Согласно легенде, в том году ладья правителя Нижегородско-Суздальского княжества Андрея Константиновича попала в бурю на Волге. Но когда князь пообещал в случае спасения основать в Суздале женский монастырь, непогода утихла. 

 


Колодец инокини Софии

Обитель оставалась малоприметной, пока ее не выбрал в качестве места заточения для своей бесплодной жены Соломонии Юрьевны Сабуровой великий князь московский Василий III. Когда-то она, боярская дочь, приглянулась ему на смотре невест среди многих красавиц. Супруги часто посещали святые обители, чтобы вымолить ребенка, но безрезультатно. Спустя 20 лет брака, в 1525 году, Василий принял страшное решение: сослать Соломонию в монастырь и жениться второй раз. Впервые в русской истории правитель разрывал супружеский союз. Его отговаривали от небогоугодной затеи – тщетно. Выступавшие против расторжения брака знаменитые иноки Вассиан (Патрикеев) и Максим Грек были осуждены в ереси и также отправлены в ссылку. Решение великого князя одобрила Боярская дума, сговорчив оказался и новый митрополит Московский и всея Руси Даниил. Возможно, его предшественник Варлаам лишился сана именно из-за отказа содействовать этому разводу.

Великая княгиня не желала отрешаться от мирского. Ходили слухи, что перед постригом она кричала и даже растоптала монашеское одеяние. Против Соломонии пришлось применить силу… Вскоре в Суздале родилась легенда, что отвергнутая супруга в то время носила под сердцем сына, который появился на свет в монастыре. Якобы его нарекли Георгием и тайно воспитали, а позже он стал прославленным разбойником Кудеяром – лесным соперником своего единокровного брата Ивана Грозного. Но все это, конечно, из области романтических сказаний. В ХХ веке в усыпальнице Покровского собора нашли пустую безымянную гробницу с фрагментами детской рубашки. Вряд ли это свидетельство того, что Соломония все-таки родила сына и, стремясь скрыть его, устроила обманные похороны ребенка. Быть может, она хранила шелковую рубашонку как реликвию, переживая о своей бездетности.

Инокиня София (под этим именем великая княгиня приняла постриг) постепенно смирилась со своей участью, даже вырыла своими руками колодец, вода в котором считалась целебной. Бывшего мужа она пережила почти на 10 лет. Скоро у гробницы Софии Суздальской в подклете монастырского собора стали происходить чудеса. Люди исцелялись, совершив там молитвы. В 1650 году патриарх всея Руси Иосиф разрешил суздальскому архиепископу почитать Софию в лике преподобных. С тех пор ее изображают на иконах.

 


Из царских фамилий

Жила в келье Покровского монастыря и совсем молодая отвергнутая жена царя Ивана Грозного – пятая по счету. Анна Григорьевна Васильчикова, вероятно, была дочерью видного боярина и дипломата. История сохранила совсем мало сведений о ней. Далеко не все церковники признавали этот брак царя: слишком часто он разводился. Так или иначе, не прошло и года, как строптивый государь охладел к новой супруге и решил прогнать ее с глаз своих. Способ проверенный – насильно постричь в монахини. Прожила Анна в монастыре всего лишь несколько месяцев. Видимо, не выдержала удара судьбы и была совсем не готова к монашеской жизни. Умерла бывшая царица не позже января 1577 года. В эти дни Иван Грозный сделал крупные вклады в обители на помин ее души.

Окончила свои дни в Покровском монастыре и Евдокия Богдановна – невестка Ивана Грозного, первая жена царевича Ивана. Она тоже была представительницей рода Сабуровых. При дворе Евдокия оставалась недолго: в чем-то провинилась перед свекром – и была сослана. Приняла постриг под именем Александра. Она легче других свыклась с жизнью в обители, пребывала там на особых условиях – со штатом служителей, получая доход с вотчин. Через несколько лет к ней присоединилась вторая жена царевича Феодосия Михайловна Соловая, в постриге Параскева, которую заточили в монастырь за бездетность.

В июле 1610 года царя Василия Шуйского, так и не сумевшего остановить Смуту, свергли с престола и насильно постригли в монахи. Та же участь постигла и его жену Марию Петровну Буйносову-Ростовскую: несмотря на шумные протесты, она стала инокиней Еленой. Первоначально бывшая царица жила в кремлевском Вознесенском монастыре, но потом ее тоже отправили в Суздаль. Есть сведения, что патриарх Гермоген разрешил ей не носить монашеские одежды. Возможно, она приехала в монастырь вместе с дочерью Анастасией, однако девочка вскоре умерла и была здесь похоронена (иногда именно с ней связывают обнаруженную пустую гробницу в подклете). Жена Шуйского пребывала в этой обители около пяти лет, после чего мать нового царя Михаила Романова, сама когда-то насильно постриженная в монахини, оказала ей честь, пригласив в Москву. Бывшая царица доживала свой век в Новодевичьем монастыре – в просторных палатах, в окружении слуг.

scale_1200-1.png
Преподобная София Суздальская (в миру великая княгиня Соломония Юрьевна Сабурова). Икона. XVII век

из Гим.png
Портрет царицы Евдокии Федоровны Лопухиной (в монашеском облачении). Неизв. худ. Первая четверть XVIII века

 


«Истинная цена величия»

Последней царственной пленницей Покровского монастыря стала Евдокия Федоровна Лопухина, первая жена царя Петра Алексеевича. Они венчались в 1689-м, а три года спустя молодой государь уже охладел к супруге. В 1697-м, находясь в Европе в составе Великого посольства, он поручил боярам, а также духовнику царицы уговорить ее уйти в монастырь. Евдокия не согласилась. В итоге в сентябре 1698 года ее отправили давно проторенной дорогой в Суздаль и там постригли под именем Елена. Местное духовенство едва ли хотело благословлять этот обряд, но было вынуждено подчиниться светской власти. Духовник отец Федор пожалел бывшую царицу, и жила она в монастыре как мирянка. Для нее выстроили отдельный дом, и Евдокия даже завела сердечного друга – майора Степана Глебова. Это до поры до времени удавалось скрывать от царя. Но в 1718 году начался розыск по делу царевича Алексея – сына Петра и Евдокии. Мать обвинили в участии в заговоре. Капитан-поручик Григорий Скорняков-Писарев изучил ее письма. В результате Глебова после жестоких пыток казнили (говорили, на глазах любовницы).

Наказали и монахинь, которые, игнорируя пострижение Евдокии, в молитвах поминали ее как царицу, желая ей и царевичу Алексею «во всем благое поспешение ныне и впредь». Игуменья Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других были казнены за содействие Лопухиной. После следствия ее в Суздаль не вернули, держали как государственную преступницу в других обителях. Только с воцарением ее внука Петра II в 1727 году она получила большое содержание и штат двора и обосновалась в московском Новодевичьем. «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного» – таковы, по преданию, были последние слова бывшей царицы. 

Евгений Тростин