Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Откуда пошла Суздальская земля?

№115 июль 2024

Суздаль был столицей Северо-Восточной Руси всего четверть века, но вплоть до начала XIV столетия эта огромная территория именовалась Суздальской землей.

 

Тайна названия города, впервые упомянутого в «Повести временных лет» под 1024 годом в форме «Суждаль» («Въсташа волъсви [волхвы] в Суждали»), до сих пор не раскрыта до конца. В XIX веке происхождение топонима связывали с финским словом susi («волк»). Современные ученые считают, что название происходит от древнерусского глагола «съзьдати» («созидать») и означает город, возведенный в прежде дикой местности. Оно встречается в скандинавских сагах XII–XIII столетий в вариантах Syrgisdölum, Súðridala, Súrdalar и др. – их многообразие показывает, что скандинавы это слово заимствовали (скорее всего, из славянского языка).

Между тем сам город, несомненно, возник еще до его первого летописного упоминания. По мнению академика Андрея Зализняка, Суздаль упомянут в открытом археологами в 2000 году Новгородском кодексе XI века – древнейшей известной русской книге. Там говорится, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в церкви Святого Александра Армянина «в Соужъдали».

 


От города к земле

Вероятно, Суздаль был основан во второй половине Х века, незадолго до того как Владимир Святой посадил князем в Ростове своего сына Ярослава. В начале XII столетия Юрий Долгорукий, в свою очередь посланный отцом Владимиром Мономахом княжить в Ростов, сделал столицей своих владений Суздаль. Так эта земля стала Суздальской. Первое упоминание этого словосочетания относится к 1148 году, когда сын Юрия Ростислав «роскоторавъся» (рассорился) с отцом, который не дал ему волости в «Суждалискои земли».

После смерти отца Андрей Боголюбский, другой сын и наследник Юрия Долгорукого, перенес столицу во Владимир. Однако названия «Владимирская земля» после этого не появилось: она продолжала именоваться Суздальской – по прежнему стольному городу. В русских летописях второй половины XII – XIII века часто говорится о поездках «в Суждаль» к местным правителям, хотя в действительности они сидели во Владимире. То есть Суздалем в те времена называли не только город, но и всю Северо-Восточную Русь.

Названия «Суздальская земля» и «Суздаль» как обозначение земли присутствуют и в иностранных источниках. Венгерский монах-доминиканец Юлиан, посетивший Северо-Восточную Русь и Среднее Поволжье в 1230-х годах, упоминает о проезде монгольских послов к венгерскому королю, а также других братьев-доминиканцев через «землю Суздаль» (terram Sudal). Рассказывая о готовящемся вторжении войск Батыя, он пишет: «…одна часть у реки Этиль [Волги] на границах Руси с восточного края подступила к Суздалю. Другая же часть в южном направлении уже нападала на границы Рязани, другого русского княжества». Францисканец Иоанн де Плано Карпини, посланный к монголам папой римским Иннокентием IV, оставил сочинение-отчет о своей поездке в 1245–1247 годах. Среди своих спутников он называет русского «из земли Суздальской», который был для них «толмачом у Бату», а великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича именует «князем из Суздаля на Руси» (dux Ierozlaus de Susdal Ruscie). Очевидно, что определение «земля Суздальская» и название «Суздаль» как сокращенное обозначение этой земли были восприняты обоими монахами – Юлианом и Плано Карпини – от лиц, представлявших светскую власть Северо-Восточной Руси, и отображают русскую терминологию того времени.

Все это нашло своеобразное преломление и в немецких, а именно в ливонских источниках. Так, Генрих Латвийский в «Хронике Ливонии» упоминает попавшего в плен в 1223 году к рыцарям-меченосцам вассала «великого князя суздальского». В «Старшей Рифмованной хронике» рассказ о походе Александра Невского в Ливонию 1242 года, который закончился разгромом рыцарей на Чудском озере, начинается словами: «Есть город большой и просторный также на Руси. Суздалем [Susdal] он называется. Александром звали того, кто в это время был там королем». Авторы этих сочинений явно не общались лично с жителями Суздальской земли и не знали, что на самом деле их «король» (которым, кроме прочего, хронист ошибочно объявил князя Александра, лишь приведшего оттуда силы на помощь Новгороду) сидит во Владимире.

Впрочем, и в русских источниках той эпохи князья, правившие в Северо-Восточной Руси, именовались суздальскими – независимо от того, какой стол они занимали. Например, в Галицко-Волынской летописи под 1235 годом говорится: «Приде Ярославъ Соуждальскыи и взя Киевъ», хотя стольным городом Ярослава Всеволодовича на северо-востоке был Переяславль-Залесский, а на княжение в Киев он пришел из Новгорода. Его знаменитый сын Александр Невский в послании Иннокентия IV от 23 января 1248 года также назван «князем суздальским» (duci Susdaliensi), хотя княжил он в тот момент в Новгороде. Получается, что определение «суздальский» означало принадлежность к суздальской династии.

Это определение входило и в титул главного князя земли. Как известно, по крайней мере со времен Всеволода Большое Гнездо (1176–1212) верховные правители Суздальской земли назывались «великими князьями». Правда, титул употреблялся обычно без территориального определения, ведь летописцам Северо-Восточной Руси не было нужды его приводить – речь шла о великом князе их земли. А вот в той же Галицко-Волынской летописи о внезапной смерти Ярослава Всеволодовича в 1246 году в столице монголов Каракоруме сказано, что там «великого князя суждальского и зелием умориша [отравили]». При этом отдельного княжеского стола в Суздале до 1238 года не было: город принадлежал владимирскому князю. Исключением стал совсем краткий период после вокняжения во Владимире в 1216-м Константина, старшего сына Всеволода Большое Гнездо. Побежденному им в междоусобной борьбе брату Юрию он, предчувствуя свою близкую смерть, передал Суздаль с условием, что тот после него наследует владимирский стол и будет отцом для своих малолетних племянников. Так и случилось: после кончины брата в 1218 году Юрий Всеволодович вернулся во Владимир, а Суздаль опять остался без собственного князя.

суздальская земля карта_cmyk__.png

Alexander_nevskiy_archangelskiy_sobor.png
Святой князь Александр Невский. Фреска Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 годы

 


От земли к княжеству

В начале 1238 года в Суздальскую землю вторглось войско Батыя. Пока оно осаждало Владимир, один из его отрядов совершил рейд на Суздаль и разорил город. Когда монголы ушли из Северо-Восточной Руси, туда приехал из Киева Ярослав Всеволодович, брат погибшего от рук завоевателей на реке Сити великого князя владимирского Юрия. Сев во Владимире, он передал Суздаль своему младшему брату Святославу. Так повторилась схема, заложенная Константином: Суздаль получал следующий по старшинству брат, который должен был наследовать владимирский великокняжеский стол.

После уже упомянутой смерти Ярослава Всеволодовича в Каракоруме Святослав занял его место, но сыновья Ярослава воспротивились этому. Второй из них по старшинству, Андрей Ярославич, отправился к Батыю, а затем и к великому хану монголов за ярлыком на великое княжение; следом за ним поехал старший – Александр. В ставке великого хана в 1249-м Александр Невский получил Киев, которым владел его отец, «и всю Русьскую землю», то есть формальное старшинство над всеми русскими князьями, а его брат Андрей – Владимир. После изгнания последнего за неповиновение Батыю великим князем владимирским стал Александр. В 1257 году Андрей Ярославич, вернувшийся на Русь из Швеции, начал княжить (с разрешения монголов) в Суздале, что, возможно, означало объявление его наследником владимирского великокняжеского стола. С тех пор до середины XIV века Суздаль был постоянным центром отдельного княжества, где правили потомки Андрея Ярославича, умершего в 1264-м.

В первые десятилетия после установления верховной власти монголов над Русью ее северо-восточная часть по традиции определялась как Суздальская земля. Но именно тогда произошли серьезные перемены, в конечном счете приведшие к исчезновению понятия «суздальский» из политического лексикона в прежнем значении. Складывалась новая система управления, включавшая более десятка княжеств и предполагавшая великое княжение – «центральное» политическое образование Северо-Восточной Руси. Стольным городом великого князя был Владимир, при этом Суздаль и его окрестности превратились в особое княжество, имевшее собственных правителей. Таким образом, если в домонгольский период Суздаль, потеряв статус фактической столицы, оставался вторым по значению городом, находящимся к тому же поблизости от новой столицы (что сделало его своего рода символом земли), то теперь он оказался «отделен», им уже не владел владимирский князь.

В этих условиях термин «Суздальская земля» постепенно выходил из употребления. Последние случаи его упоминания в источниках Северо-Восточной Руси относятся к началу XIV века – летописное под 1309 годом и в Житии митрополита Петра. Впрочем, это словосочетание до конца XV столетия по-прежнему фигурировало в договорах с Новгородом, где повторялись формулы договоров 1260-х годов. 

Исчезло и определение «суздальский» в титуле главного князя Северо-Восточной Руси. С 1240-х эти правители получали от монгольских ханов Киев, что давало им номинальное старшинство над всеми русскими князьями и, соответственно, право именоваться «князьями всея Руси» (как в домонгольский период могли определяться киевские князья). Ближе к концу XIII века владимирские князья утратили Киев, но сохранили статус главных русских правителей. В результате титул «великий князь суздальский» объединился с определением «князь всея Руси» в формулу «великий князь всея Руси». Так именовались владимирские князья начиная с Михаила Ярославича (1305–1317), хотя официальным титул стал только при Иване III, в конце XV столетия. Определение «суздальский» в «объединенный» великокняжеский титул не вошло.

Падение статуса Суздаля было связано и с незначительной ролью его князей в общерусском политическом раскладе. Правда, в 1328 году одному из них, Александру Васильевичу, удалось получить от ордынского хана Узбека ярлык на великое княжение (напополам с московским князем Иваном Калитой), причем именно ему достался Владимир, столица Северо-Восточной Руси, а также Поволжье (Калите – Новгород и Кострома). Но было так совсем недолго: после смерти Александра Васильевича в 1331-м великое княжение целиком перешло московскому князю. Само Суздальское княжество в то время занимало очень небольшую территорию в течении левых притоков Клязьмы, причем Суздаль был в нем единственным городом.

 


От княжества к владению

В 1341 году владения суздальского князя вновь расширились. После кончины Ивана Калиты в 1340-м тот же хан Узбек передал великое княжение его старшему сыну Семену, однако вскоре вывел из-под его власти Нижний Новгород и Городец-Радилов – то самое Поволжье, которым по праву великого князя владимирского в 1328–1331 годах владел Александр Васильевич. Эти земли достались брату Александра – суздальскому князю Константину, который сделал своей столицей бурно развивающийся Нижний Новгород. После смерти Семена Константин Васильевич претендовал на великое княжение владимирское, но хан Джанибек предпочел ему нового московского князя Ивана Ивановича, другого сына Калиты.

В 1355 году князь Константин умер, и его владения были поделены между четырьмя сыновьями. Один из них, суздальский князь Дмитрий Константинович, в 1360-м, вскоре после кончины Ивана Ивановича, сумел получить в Орде ярлык на Владимир. Таким образом, второй раз за XIV столетие суздальскому князю досталась власть на Руси. Но снова совсем ненадолго: уже в 1362 году они с 12-летним московским князем Дмитрием Ивановичем, будущим Донским, – а точнее, конечно, с его боярами – «сперлися о великом княжении». Ярлык опять ушел в Москву, и ни одна из попыток Дмитрия Константиновича противиться этому силовым путем не привела к успеху из-за решающего военного превосходства его московского тезки. Вскоре они помирились: Дмитрий Суздальский получил в утешение титул великого князя нижегородского, а его дочь Евдокия, будущая святая, прославленная делами благочестия, стала женой Дмитрия Московского.

После этого Дмитрий Константинович стал верным соратником Москвы, из-за чего его владения в ходе конфликта Дмитрия Ивановича с Мамаем подверглись опустошению. Когда хан Тохтамыш в 1382 году подошел к Москве, он заставил двух взятых в заложники сыновей суздальско-нижегородского князя пообещать горожанам милость. Хорошо известно, что ордынцы обманули москвичей, разорили и сожгли город. В следующем году, после смерти Дмитрия Константиновича, Нижний Новгород получил его младший брат и давний соперник Борис Городецкий, сразу вступивший в конфликт с сыном покойного князя Семеном, которому в итоге достался Суздаль.

Через несколько лет умер и Дмитрий Донской, а его наследник Василий I, приходившийся внуком по материнской линии Дмитрию Константиновичу, в 1392 году получил от того же Тохтамыша ярлык на владение Нижним Новгородом. Наследники изгнанного в Суздаль и скончавшегося там два года спустя Бориса Константиновича оказались в положении «служилых» князей, то есть держащих часть территорий прежде суверенного княжества уже в качестве пожалования от великого князя на условиях службы ему. В 1445 году Суздаль в последний раз попытался вернуть себе независимость: после пленения московского великого князя Василия II хан Улуг-Мухаммед восстановил Нижегородско-Суздальское княжество и передал его Василию и Федору Юрьевичам, потомкам Дмитрия Константиновича по мужской линии. Но вскоре соперник Василия II Дмитрий Шемяка, ненадолго получивший Москву, отнял у них все владения, а в 1449-м их родственник подписал уже с самим Василием II договор, пообещав «на Суждаль, и на Новгород на Нижнеи, и на Городець… ярлыки все отдати тобе, великому князю, и твоим детем безъхитростно». Этот документ окончательно завершил историю независимой Суздальской земли.

 

Что почитать?

Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984

Горский А.А. Москва и Орда. М., 2016

Антон Горский, доктор исторических наук