Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что почитать и что увидеть в июне?

№114 июнь 2024

Ливен Д.

В тени богов. Императоры в мировой истории

М.: Издательство АСТ: Corpus, 2024

IMG_9758.png

«Эта книга – коллективная биография императоров и анатомия наследственной императорской монархии как формы правления». Так начинается новая работа выдающегося историка, члена Британской и иностранного члена Российской академии наук Доминика Ливена. На обширном историческом материале автор анализирует, какими «темными искусствами Макиавелли» должны были владеть основатели династий, какова сакральная роль монарха, как ими покорялись народы и управлялись обширные территории.

Впрочем, Ливена интересуют не только персоналии и не только политика. Могли ли императоры иметь друзей и каков был статус женщин в мире властителей-мужчин – на эти вопросы он также ищет ответы в своей книге. Еще одна важнейшая тема исследования – проблема престолонаследия: как она решалась в разных империях в разные эпохи, какие требования предъявлялись к наследникам и почему наследственная власть не выдержала испытания современностью? 

«Империя – одно из самых неоднозначных понятий в истории и политике», – пишет Ливен. По его словам, объединяющей темой этой книги стала проблема лидерства. «У императоров лидерство обычно проявлялось во множестве ипостасей. В разной степени и в разной комбинации императоры могли быть священными символами, военачальниками, политическими лидерами, главными операторами машины управления, главами семьи и администраторами, которые руководили многими компонентами "мягкой силы", имеющими ключевую важность для выживания любого режима», – отмечает он.

В начале 2020 года, когда Доминик Ливен еще работал над этой книгой, в интервью главному редактору журнала «Историк» Владимиру Рудакову он подробно остановился на том, что, с его точки зрения, представляет собой политическое лидерство и каковы критерии успешности этого лидерства. По его мнению, в такие моменты истории, которые разворачиваются на наших глазах, «всегда существует большой спрос на сильных лидеров, потому что впереди человечество ждут очень серьезные испытания». «Работая над книгой, я всякий раз убеждаюсь, что в известной степени прав был Наполеон Бонапарт, когда говорил о том, что нужно для того, чтобы войти в историю со знаком плюс. Знаете что? "Нужно быть счастливым", – говорил он». Однако, подчеркнул Ливен, «трудно выделить что-то одно: среди прочего есть еще, безусловно, категория контекста. Важно быть лидером в ситуации, когда есть благоприятный международный контекст, когда ты лидер державы, которая находится на вершине своего развития, когда ты оседлал актуальные тренды развития».

Доминик Ливен уверен: тема, за которую он взялся, более чем актуальна. «Это книга о прошлом, – пишет он в послесловии, – однако это не значит, что история императорской монархии не имеет никакого отношения к современному миру. <…> Геополитика, империя, полновластие и лидерство – ключевые темы этой книги: разумеется, они сохраняют важность, несмотря на исчезновение императорской монархии».

 

Уваров П.Ю., Цатурова С.К.

Когда Париж еще не был столицей

СПб.: Евразия, 2023

uk1120728.png

Париж – сердце Франции. Однако как минимум 12 веков своей истории город существовал, не имея устойчивого положения столицы государства. Можно ли было уже тогда предвидеть его столичное будущее? Обычно его блестящая судьба рассматривается как нечто предрешенное, но историк не должен подгонять задачку под известный ответ. Доктора исторических наук Павел Уваров и Сусанна Цатурова взялись писать о «нестоличной» истории Парижа. Источников об этом периоде сохранилось мало: легенды, рассказы о чудесах святых, отрывочные известия хронистов, редкие находки археологов – вот и все. По этим скудным данным восстанавливается малоизвестный, хотя и длительный период «предыстории» великого города. 

 

Эйнхард

Жизнь Карла Великого. Перенесение и чудеса святых Марцеллина и Петра. Письма

СПб.: Наука, 2024

6984162881.png

В книгу вошли сочинения и письма Эйнхарда, известного каролингского эрудита и царедворца конца VIII – первой половины IX века. Он жил и трудился при дворах франкских императоров Карла Великого и Людовика Благочестивого, был свидетелем и непосредственным участником ключевых событий своего времени. Его перу принадлежат два выдающихся памятника каролингской словесности – «Жизнь Карла Великого» и «Перенесение и чудеса святых Марцеллина и Петра», положивших начало новым для Средневековья литературным жанрам. Произведения впервые представлены в полных переводах на русский язык и детально прокомментированы.

 

Ранчин А.М.

Прикосновение к святости. Как читать древнерусскую литературу

М.: Common Place, 2024

0_1.png

Почему создатель «Слова о полку Игореве» прославляет своего героя, хотя тот попал в плен, что было позором для воина? Почему «Повесть о Петре и  Февронии», сюжетно напоминающая сказку, все-таки не развлекательное произведение, а житие святых? И как осмелился написать собственное житие, уподобив себя святому, ярый традиционалист протопоп Аввакум? На эти и другие вопросы пытается ответить увлекательный рассказ о 20 древнерусских литературных памятниках, написанный доктором филологических наук, профессором МГУ Андреем Ранчиным. 

 

Манохин А.А. 

Сводная Кормчая митрополита Даниила и ее место в каноническом праве. 1520–1550-е гг. 

М.: Квадрига, 2023

NA80602.png

В книге представлены результаты исследования Сводной Кормчей митрополита Московского и всея Руси Даниила (ок. 1492 – 1547) – ученика знаменитого игумена Иосифа Волоцкого. В издании дана характеристика списков и видов этого уникального канонического памятника, отразившего все многообразие тем, актуальных для Русской церкви первой половины XVI века. Рассмотрены вероятные источники Кормчей, методы работы с ними митрополита Даниила, тематические и текстуальные связи митрополичьего канонического труда с другими памятниками эпохи – Кормчими Вассиана Патрикеева, Нифонта Кормилицына, «Соборником слов» самого Даниила и Стоглавом.

 

Опарина Т.А.

Русский человек XVII века: выбор веры

М.: Квадрига, 2024

4yyuddigsevp5bfhrherxvgpwjsf0xct.png

Книга специалиста по русской истории XVI–XVIII веков, кандидата исторических наук Татьяны Опариной представляет собой очерки, написанные в течение ряда лет. В их центре – человек XVII столетия, оказавшийся в небывалой ранее ситуации религиозного выбора, путь к которому открыла Смута. Исследователь видит за сухим документом, часто впервые вводимым в научный оборот, судьбу человека, ограниченного в своих поступках рамками поведения, свойственного для его сословия и общественного положения. В итоге за скупыми строками царских указов и текстами старопечатных книг явственно проступают силуэты конкретных людей и всего русского общества Бунташного века.

 

Тесля А.А.

Восемь лекций о славянофильстве: интеллектуальная история

М.: СФИ, 2024

1_1.png

Спор западников и славянофилов – одно из тех исторических событий, которое известно каждому, кто хоть сколько-нибудь знаком с русской культурой. Нередко этот спор трактуется как если и не извечный, то уж точно много веков идущий «главный русский спор». В книге кандидата философских наук Андрея Тесли речь идет о славянофильстве как о конкретно-историческом явлении, анализируются идеи и устремления, которые были присущи тем, кого в начале 1840-х назвали славянофилами. Автор акцентирует внимание на значимых моментах, обычно оказывающихся в тени при «обобщенном» повествовании об этой эпохе.

 

Коробейников В.Н.

Г.В. Плеханов: его предки, родственники и семья в контексте истории России XVIII–XX веков

СПб.: Алетейя, 2024

3039328-2.png

Книга посвящена истории дворянского рода Плехановых, к которому принадлежал основатель российской социал-демократии Георгий Плеханов (1856–1918). Предок будущего революционера был произведен в дворянское сословие в XVIII веке за безупречную военную службу, ставшую наследственным занятием для большинства Плехановых. В этом смысле решивший в юности отказаться от карьеры военного Георгий был явным исключением из общего семейного правила. В работе показаны процесс зарождения у него революционного сознания, история сближения с народниками, формирование философских взглядов и политических предпочтений. Кроме того, на основе архивных документов рассказывается о революционной биографии Николая Семашко – первого советского наркома здравоохранения, сводного племянника Плеханова.

 

Сергеев Е.Ю.

Обманчивый рассвет. Советский Союз и Великобритания в 1925–1932 гг.

М.: Товарищество научных изданий КМК, 2024

3040207-1.png

Доктор исторических наук Евгений Сергеев в своей новой книге раскрывает процессы, которые характеризовали советско-британские отношения в период так называемой «малой разрядки» 1925–1932 годов, получившей у специалистов наименование «эра пацифизма». Речь идет и о европейском направлении советско-британского взаимодействия, и о его азиатском векторе. Значительное место в монографии занимает анализ внутриполитических событий в жизни обоих государств. Исследование проливает свет на ряд дискуссионных вопросов относительно деятельности советских спецслужб в Британской империи, полицейского налета на АРКОС, инцидента с концессией «Лена Голдфилдс», организации общественных кампаний в Соединенном Королевстве против религиозных преследований, а также попыток урегулировать проблему российских долгов Великобритании. 

 

31 мая – 11 сентября

Во что играли наши предки

Музеи Московского Кремля 

Москва, Кремлевская набережная, 1, стр. 3

shakhmaty.png

Выставка рассказывает о настольных играх, с далеких времен являющихся одним из самых распространенных способов проведения досуга. Автор «Книги игр» 1283 года испанский король Альфонс Мудрый определяет их как «игры, в которые играют сидя»: в первую очередь это шахматы, шашки, тавлеи, нарды, триктрак. К ним же можно отнести карты и всевозможные головоломки. Посетители знакомятся с историей настольных игр, путями их проникновения на территорию нашей страны, модой, определявшей популярность одних и спад интереса к другим в разные периоды. Многие игры сохранились до наших дней, другие полностью исчезли, правила некоторых из них за долгое время существования могли значительно поменяться. На выставке можно увидеть как произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, так и археологические находки и нумизматику. 

 

20 марта – 21 июля

Николай Ульянов. Искусство без манифеста

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Москва, Лаврушинский переулок, 12

d83jog8r986qasx7mu8qayzwjy2nmp2w.png

В Третьяковской галерее продолжается выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Николая Ульянова (1875–1949) – живописца, графика, художника театра, автора мемуаров и эссе. Он был одним из лучших учеников блестящего портретиста Валентина Серова и талантливым педагогом. Творчество Ульянова впитало в себя влияние стиля модерн, ар-деко, кубизма и неоклассицизма. За прошедшие десятилетия произведения художника лишь изредка покидали запасники, его имя оказалось незаслуженно забыто. Задача проекта – представить творческий путь мастера, показать масштаб дарования и его роль в русском искусстве.

 

27 апреля – 29 сентября

Археологический феномен. Между прошлым и будущим. К 160-летию П.К. Козлова

Государственный Эрмитаж

Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 38

13baeace6a5439d0e0193962914247e5.png

Выставка приурочена к 100-летию начала работы Монголо-Тибетской экспедиции и к 100-летию раскопок погребений хунну в горах Ноин-Ула (Монголия). Сенсационное открытие и мировая известность Ноин-Улинского археологического комплекса (конец I века до н. э. – начало I века н. э.) связаны с работами Монголо-Тибетской экспедиции 1924–1925 годов и ее руководителем Петром Козловым (1863–1935). Исследования русского путешественника, этнографа и археолога, ученика Николая Пржевальского открыли для человечества первую в мире кочевую империю хунну, информация о которой до этого момента содержалась только в китайских источниках.

 

16 мая – 16 августа

«Время, вперед!» Индустриальная культура Донбасса. Конец XIX века – начало 1950-х годов

Выставочный зал РГАЛИ

Москва, Выборгская улица, 3, корп. 1

15536839152_ee14b83733_b.png

Основная цель выставочного проекта – показать, как бурное развитие промышленности и индустриализация отражались на росте динамики культурного пространства региона. Освоение Донбасса шло по нарастающей на протяжении последней четверти XIX столетия и особое значение приобрело в предвоенный и военный период ХX века. Востребованность инженерного труда здесь сочеталась с растущим интересом к трудам писателей и художников, архитекторов и композиторов, артистов и режиссеров. Отсюда возникала потребность в организации музеев, библиотек, домов народного творчества, театров и филармоний. Основу выставки составляют более 150 документов РГАЛИ. Тексты и фотографии, афиши и вырезки из местных газет, переписка – все это вливается в широкий поток времени, времени созидания и движения вперед.

 

7 июня – 9 декабря

«Он победил и время и пространство…» К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина

Русский музей

Санкт-Петербург, Невский проспект, 17

Без названия (1) — копия 2.pngСнимок экрана 2024-05-16 в 9.10.40.png

В экспозиции, приуроченной к юбилею поэта, представлено свыше 300 произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства из собрания Русского музея, фонды которого позволяют многогранно охарактеризовать творчество Александра Сергеевича Пушкина, реконструировать культурно-исторический фон, на котором пережил становление и расцвет его уникальный талант. Экспонаты относятся к XVIII–XX векам. Прежде всего это живопись – виды пушкинского Петербурга, портреты поэта и его современников, изображения его героев. На выставке показаны прижизненные скульптурные портреты самого Пушкина и многих его друзей. Интерес к личности поэта не затихал никогда: превосходные образцы скульптурного портрета Пушкина были сделаны для конкурса, проводившегося в 1937 году, общеизвестен и вдохновенный Пушкин Михаила Аникушина, с 1957-го встречающий гостей у входа в Русский музей, – на выставке можно увидеть модели этих произведений. Народное искусство отражает тему сказочных сюжетов поэта в резьбе по дереву, дымковской игрушке, палехской лаковой живописи. Особый раздел посвящен живописным, рисованным или гравированным иллюстрациям к пушкинским шедеврам – «Пиковой даме», «Медному всаднику», «Евгению Онегину» и другим.

Варвара Рудакова