Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События июня

№114 июнь 2024

270 лет назад 

Главная резиденция

Императрица Елизавета Петровна утвердила проект Зимнего дворца

Первый Зимний дворец в Санкт-Петербурге появился практически сразу после основания города – это был деревянный теплый дом первого русского императора между Невой и Миллионной улицей, перестроенный и расширенный для свадьбы Петра I и Екатерины I. Второй Зимний дворец был возведен также для Петра, у Зимней канавки. Там в 1725 году государь и скончался. В 1730-м Анна Иоанновна сочла, что петровский дворец для нее мал, и перенесла резиденцию в бывший дом графа Федора Апраксина, превратив его в новый Зимний дворец, – на том самом месте, где он стоит и сейчас. Государыня поручила зодчему Бартоломео Растрелли полностью его перестроить, и к 1735 году он был закончен. Однако спустя два десятка лет дворец оказался мал уже для новой императрицы Елизаветы Петровны. Растрелли предлагал различные варианты модернизации, в результате было решено разобрать старый дворец и там же воздвигнуть другой, более величественный, с небольшим использованием прежних конструкций. Именно этот проект 16 (27) июня 1754 года утвердила Елизавета Петровна. Здание должно было затмить все предыдущие сооружения в столице. Однако въехать в новую резиденцию императрица не успела: работы завершились уже после ее смерти. Петр III приказал ускорить отделку, полностью же новый Зимний дворец был закончен при Екатерине II. К этому времени мода сильно изменилась, и многие залы, оформленные в стиле елизаветинского барокко, пришлось переделывать по вкусу новой императрицы. Во времена Николая I, в 1837-м, пожар уничтожил все первоначальные интерьеры Растрелли, но позже дворец восстановили в прежнем его великолепии. Он оставался главной резиденцией русских монархов до 1904 года, когда Николай II переехал в Царское Село, а Зимний стал местом для торжественных приемов. В 1922-м часть здания была передана Эрмитажу, а в 1946-м музеем стал весь дворец.

004125.png

 

 

225 лет назад

Крах генерала Макдональда

Войска Александра Суворова разбили французскую армию на берегах Треббии 

После поражения при Адде, когда фельдмаршал Александр Суворов, командовавший русско-австрийской армией, взял Милан и к лету 1799 года овладел почти всей Северной Италией, французская Директория направила на Апеннины войска генерала Жака Макдональда.

Получив известие о том, что французы продвинулись в Тоскану, Суворов принял решение поспешить навстречу армии Макдональда, который атаковал позиции австрийской дивизии Карла Отта. Русский полководец поставил задачу втянуть в эту операцию все неприятельские силы и разбить их в генеральном сражении. 

Во главе с Суворовым русские и австрийцы совершили беспримерный марш-маневр, в жаркую погоду преодолев 80 км за 40 часов, после чего, без отдыха, бросились в атаку, поддерживая дивизию Отта. У Суворова было меньше войск, чем у Макдональда: 30 тыс. против 36. Но внезапный удар русской и австрийской кавалерии 6 (17) июня на берегу реки Треббии заставил французов отступить. Решающими стали бои 8 (19) июня 1799 года, когда Суворову удалось нанести противнику мощный удар с правого фланга. Появление фельдмаршала в строю воодушевило войска, которые, преодолев усталость трехдневного сражения, обратили французов в бегство. В результате нескольких дней битвы в окрестностях Треббии в плену у союзников оказалось около 8 тыс. человек, более 10 тыс. французы потеряли убитыми и ранеными. Армия Макдональда прекратила существование. 

А. Коцебу. «Битва при Треббии».png

Битва при Треббии 8 июня 1799 года. Худ. А.Е. Коцебу. 1856 год

 

145 лет назад

Рождение «Народной воли»

Радикальное крыло революционных народников встало на путь террора

Расколу народнической организации «Земля и воля» предшествовало «хождение в народ». В 1874–1875 годах около 4 тыс. молодых людей пошли в деревню пропагандировать социалистические идеи. Поскольку переодетую «под мужика» городскую молодежь там встречали с недоверием, подобное начинание не угрожало подрыву государственных устоев. Однако ретивые полицейские начальники сочли за благо арестовать свыше 1,5 тыс. человек. Следствие шло три года, многие заключенные провели их в одиночных камерах. По данным историка Леонида Ляшенко, за это время 43 узника умерли в тюрьме, 12 совершили самоубийство, а 38 сошли с ума. Большинство остальных обвиняемых, представших перед судом, были оправданы за неимением против них достаточных улик.

Столь плачевный исход «хождения в народ» имел серьезные последствия. В обществе росли симпатии к пострадавшей молодежи, а настроения и взгляды части народников, в том числе отсидевших за пропаганду социалистических идей, стали гораздо радикальнее. К лету 1879-го в организации «Земля и воля» наметился раскол на сторонников прежних методов борьбы и так называемых «политиков», которые в июне собрались в Липецке на съезд. Там 17 (29) июня 1879 года было создано ядро организации «Народная воля». В ее программных документах были выдвинуты идея освобождения народа «от гнета современного государства», задача осуществления «политического переворота с целью передачи власти народу» и провозглашены права народа на землю, общинное и местное самоуправление, свободу совести и слова. Одним из методов борьбы народовольцы признали террор. Вскоре они начали охоту на императора Александра II, которого сочли главным виновником всех бед народа.

Arrest_of_a_Propagandist.png

Арест пропагандиста. Худ. И.Е. Репин. 1880–1889 годы

 

115 лет назад

Могучий всадник

В Петербурге открыт монумент императору Александру III

Вскоре после смерти Александра III был объявлен конкурс на монумент «державному основателю Великого Сибирского пути». Член комитета по организации конкурса князь Петр Трубецкой посоветовал привлечь к участию своего двоюродного брата Паоло Трубецкого, скульптора, воспитанного в Италии и сделавшего себе имя в Европе и США. Его проект конной фигуры императора в итоге был признан лучшим. 

Для создания памятника на Старо-Невском проспекте оборудовали специальный павильон. Трубецкой изготовил несколько уменьшенных копий будущего творения. В монаршей семье далеко не все были довольны его необычной концепцией. Но решающим оказалось мнение вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая была поражена внешним сходством скульптуры с супругом – и благосклонно оценила работу Трубецкого. Спорить с ней никто не решился. 23 мая (5 июня) 1909 года памятник Александру III торжественно открыли на Знаменской площади Санкт-Петербурга в присутствии Николая II и царской фамилии. 

Трубецкой говорил: «Для меня главное – проникнуть в характер человека». И многое в этом смысле ему удалось. Масштабное изваяние действительно получилось необычным – без парадной помпезности. Грузный царь в мешковатой одежде восседал на не менее грузном коне. Монумент стал поводом для споров, для различных трактовок. Противники монархии видели в бронзовом образе Александра III беспощадную давящую силу, «бегемота на комоде», а сторонники – могучий характер богатыря-патриота, который напоминает былинного Илью Муромца. 

После революции, в 1919 году, на постаменте памятника поместили антимонархическое стихотворение Демьяна Бедного «Пугало». Но в 1937-м присутствие монумента на одной из центральных площадей Ленинграда сочли неуместным, и его перенесли во внутренний двор Русского музея. В 1994-м он был установлен возле Мраморного дворца, который стал филиалом Русского музея. Замечательная по выразительности статуя по-прежнему привлекает внимание туристов, поклонников истории и знатоков искусства. 

0.png

 

90 лет назад

Из Харькова в Киев

Столица Украинской ССР перенесена в древний город на Днепре

Киев, являвшийся важным центром Древнерусского государства, и возникший в ХVII веке Харьков революцию 1917 года встретили в статусе губернских городов. Во время Гражданской войны Киев несколько раз переходил из рук в руки. И только 12 июня 1920-го, после изгнания петлюровцев и польских интервентов, там утвердилась советская власть. К тому моменту уже был освобожден от белогвардейцев Харьков – это произошло еще в декабре 1919-го. Он и стал столицей Украинской ССР. При обсуждении этого решения учитывалось, что Харьков был более пролетарским и русским по составу населения. Имело значение и географическое положение. По сравнению с Киевом Харьков находился гораздо дальше от советско-польской границы, установленной по Рижскому мирному договору 1921 года. В 1929-м столичный статус Харькова был закреплен в Конституции УССР.

Однако уже в начале 1930-х в украинском руководстве возникла идея перенести столицу республики в Киев. Примечательно, что одним из первых публично этот вопрос поднял второй секретарь ЦК КП(б) Украины и первый секретарь Харьковского обкома партии Павел Постышев. В начале 1934 года XII съезд КП(б)У принял постановление о необходимости переноса столицы Украины в Киев, подчеркнув, что он является естественным географическим центром Украины. В документе говорилось о необходимости укрепления основных украинских промышленных районов и приближения советского аппарата к сельскохозяйственным районам на Правобережье республики. С этой идеей согласилась и Москва. 24 июня 1934 года план удалось реализовать: центральные органы власти УССР переехали из Харькова в Киев, в честь знаменательного события там в этот же день состоялся парад.

Во время Великой Отечественной войны Киев более двух лет находился под немецкой оккупацией. «Мать городов русских» была освобождена 6 ноября 1943 года.

12 июля 1934 года. Военный парад, посвящённый 15-летию ЛКСМУ.png

Военный парад в Киеве, посвященный 15-летию комсомола Украины. 12 июля 1934 года

 

70 лет назад

Монумент основателю

В Москве открыт памятник князю Юрию Долгорукому

Вскоре после Победы в Москве провели конкурс на лучший проект памятника основателю города Юрию Долгорукому. В условиях жесткой конкуренции неожиданно выиграла работа скульптора Сергея Орлова, который считался мастером малой формы: он создавал замечательные фарфоровые статуэтки. Но именно у Орлова получился величественный всадник, как будто прискакавший прямиком из далекой эпохи. Впечатляло и то, как скрупулезно и тонко 36-летний ваятель проработал детали лица и костюма Долгорукого. 

В 1947 году в Москве с размахом отметили 800-летие города. Кульминацией праздника стала закладка будущего памятника князю Юрию Долгорукому – на Советской (сейчас Тверская) площади, напротив монументального здания Моссовета (ныне мэрия). В 1912–1918 годах на этом месте стоял памятник Михаилу Скобелеву, а с 1919-го по 1941-й – обелиск Свободы, посвященный советской Конституции. Он обветшал и не подлежал реставрации – и площадь пустовала в ожидании нового монумента. 

Возводили памятник долго – почти семь лет. После войны не хватало то гранита, то бронзы, а автор проекта Орлов придирчиво наблюдал за работой по украшению постамента древнерусским орнаментом, воспроизводившим узоры Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Скульптурное сооружение весом более 4 тонн изготовил на Мытищинском заводе литейщик Гавриил Савинский. Торжественное открытие монумента состоялось 6 июня 1954 года. Когда со статуи сняли брезентовую попону, кто-то из московских острословов громко воскликнул: «Похож!» Молва приписывала эту шутку актеру МХАТа Борису Ливанову и писателю Зиновию Паперному. Но никто не мог проигнорировать тот факт, что монумент основателю города стал первым в Москве конным памятником. И первым памятником, установленным в советское время человеку, не имевшему ни прямого, ни косвенного отношения к революционной традиции. Бронзовый всадник, властным жестом указывающий на место будущего града, стал одним из символов Москвы. 

RIA_1158607.HR.png

Торжественное открытие памятника Юрию Долгорукому в Москве. 6 июня 1954 года

Варвара Рудакова