«Мой идеал теперь – хозяйка»
№114 июнь 2024
Отношения Пушкина с родственниками – отдельная, не всегда веселая тема.
Поэт гордился своей родословной. Кажется, далекие предки были для него важнее отца и матери. Давно считается, что в детские годы он недополучил родительской теплоты. И Сергей Львович, и Надежда Осиповна (внучка знаменитого арапа Петра Великого) были людьми светскими и, не замыкаясь в семейном кругу, относились к детям без особого внимания, поручив их няням и дядькам-воспитателям. Зато, наблюдая за отцом, Александр понял, что значит быть острословом, повесой, комильфо… Сергей Львович любил театр, писал стихи на французском – и до конца своих дней не сомневался, что по части поэтического таланта не уступает сыну. Правда, и к служебным делам, и к увлечениям он относился легкомысленно, не помышляя о высоком поприще.
Вокруг родительского дома
У Пушкина было семеро братьев и сестер. Софья, Павел, Михаил и Платон умерли в младенчестве. Николай ушел из жизни в шесть лет – и восьмилетний Александр оплакивал его. Очень дружна была с будущим поэтом его старшая сестра Ольга (в браке Павлищева). Всеобщим любимцем в семье слыл младший Лев, родившийся в 1805 году. Родители посвящали ему гораздо больше времени, чем старшим, и не жалели нежности. Даже Надежда Осиповна, державшаяся с Ольгой и Александром строго, баловала белокурого Льва.
Лев писал стихи и знал наизусть все, что выходило из-под пера старшего брата. В молодости, в годы южной ссылки, Александр фактически сделал Льва своим литературным секретарем. Увы, Левушка унаследовал от отца безалаберное отношение к деньгам и каким бы то ни было обязательствам. Братья по-прежнему были близки, но сотрудничество быстро оборвалось. Льву везло. Даже участие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года не имело для него последствий: декабрист и лицейский друг поэта Вильгельм Кюхельбекер в своих показаниях подчеркнул, что тот «пришел на площадь из одного ребяческого любопытства». После роковой дуэли поэта Лев Сергеевич собирался стреляться с Дантесом – хоть в России, хоть во Франции. Друзья с трудом отговорили его от этого предприятия. Снова он выжил. Хотя после гибели брата впал в отчаяние. «Несправедлива тут судьба, его жизнь необходима была семейству, полезна отечеству, а моя лишняя, одинокая и о которой, кроме тебя и бедного отца моего, никто бы и не вздохнул», – писал майор Лев Пушкин своему другу и боевому товарищу Михаилу Юзефовичу из Пятигорска. В составе Гребенского казачьего полка он воевал на Кавказе и там сдружился с Михаилом Лермонтовым. По воспоминаниям одного из современников, «оба резко острили и много пили». Лев прожил 47 лет, успев побыть счастливым супругом и стать отцом четырех детей. Некоторые произведения Александра Пушкина (в частности, «Царь Никита и сорок его дочерей») дошли до нас только благодаря ему, ведь он помнил многое из того, что не сохранилось в авторских рукописях.
Как мы знаем, отношения поэта с отцом складывались непросто. В молодости его угнетала скупость родителя, которую, впрочем, можно объяснить тем, что Сергею Львовичу самому вечно не хватало денег. Огромным испытанием для них обоих стала вторая ссылка Александра Пушкина – в псковское имение Михайловское. Сын не мог смириться, что отец согласился шпионить за ним, а отец опасался, что опальный поэт их всех доведет до Сибири. Дело доходило до взаимных обвинений на высоких тонах. После очередной размолвки они до конца так никогда и не примирились. Но гибель сына Сергей Львович переживал тяжело – и обвинял в недостойном поведении его супругу Наталью Николаевну.
Из всей родни больше всех гордился поэтом его «парнасский дядюшка», брат отца Василий Львович – сам известный, хотя и не слишком плодовитый стихотворец, страстный поклонник и приверженец нового литературного направления, лидером которого являлся Николай Карамзин. Василий Пушкин слыл настоящим светским львом и щеголем: по словам князя Петра Вяземского, «Парижем от него так и веяло». Сперва он был наставником племянника в поэзии, а потом по мере сил подражал Александру Сергеевичу, о чем говорит оставшаяся неоконченной романтическая поэма «Капитан Храбров». Хотя сам дядюшка в таком влиянии на себя автора «Евгения Онегина» вряд ли признался бы. Они много общались в августе 1830 года, когда Василий Львович уже тяжело болел. Умер он на руках племянника, который взял на себя все хлопоты о его похоронах.
Сергей Львович (1770–1848) и Надежда Осиповна (1775–1836) Пушкины, отец и мать поэта
Ольга Павлищева (1797–1868), сестра поэта
Лев Пушкин (1805–1852), брат поэта
Василий Львович Пушкин (1766–1830), дядя поэта
«Мое семейство умножается»
В «Евгении Онегине» Пушкин провозгласил: «Мой идеал теперь – хозяйка, / Мои желания – покой, / Да щей горшок, да сам большой». Он попытался воплотить эту программу в собственной семье. Наталья Николаевна родила ему четверых детей: в 1832 году Марию, в 1833-м – Александра, в 1835-м – Григория, в 1836-м – Наталью.
Любимицей поэта была Мария. Она единственная из его детей успела хорошенько запомнить отца, который называл ее в письмах друзьям «маленькой литографией с моей особы». «Цалую Машу и заочно смеюсь ее затеям», – писал Пушкин, когда был в отъезде. Он радовался рождению детей, что было не слишком принято в тогдашних богемных кругах. «Мое семейство умножается, растет, шумит около меня», – сообщал поэт другу Павлу Нащокину в январе 1836 года. А художнику Карлу Брюллову он с таким чувством демонстрировал свое потомство, по очереди вынося сыновей и дочерей из детской, что живописец счел эту сцену фальшивой. Видимо, он полагал, что семейная жизнь несовместима с творчеством и гений только пытается себя убедить, что нашел счастье в детях…
Они же всю жизнь гордились своим отцом. Мария Александровна, в замужестве Гартунг, как и все дети поэта, присутствовала на открытии московского памятника Пушкину в 1880 году. После революции многие обращали внимание на одинокую сухонькую старушку, часами сидевшую у памятника на скамейке. Мария Гартунг прожила 86 лет. Нарком Анатолий Луначарский успел назначить дочери великого поэта пенсион. Она умерла в марте 1919 года. Детей у нее не было.
Первый сын поэта – Александр – выбрал военную стезю. Служил в лейб-гвардии Конном полку, участвовал в Крымской войне. В 1880-м получил чин генерал-майора с назначением в свиту императора. Генерал, в большой семье которого до взрослых лет дожили 11 детей, покровительствовал московским учебным заведениям, в том числе Александровскому женскому институту. О нем говорили: «Совсем как отец». Считалось, что, если бы поэту суждено было встретить старость, он выглядел бы именно так. Старший сын Пушкина умер в первый день Первой мировой войны. Интересно сложилась судьба его внука – Григория Григорьевича. В детстве ему удалось обнаружить рукопись прадедовской «Истории Петра I». Еще в 1934 году Григория призвали на военную службу. Он участвовал в Советско-финляндской, а потом в Великой Отечественной войне, был разведчиком партизанского отряда. За захват двух языков и уничтожение нескольких десятков врагов во время выполнения боевого задания его наградили орденом Отечественной войны 2-й степени. Григорий Григорьевич стал следователем МУРа, потом из-за ранений покинул службу, посвятив себя типографской работе. Он ушел из жизни в 83 года, оставив лишь две стихотворные строчки: «Я только правнук – не поэт. Писать стихи таланта нет».
Младшую дочь Пушкина в семье прозвали «бесенком Ташей» и говорили, что решительным, упрямым характером и озорством она напоминает отца. В ее жизни нашлось место авантюрам. В 17 лет Наташа, несмотря на предостережения матери, вышла замуж за подполковника Михаила Дубельта, известного своей страстью к игре. Он проиграл в карты все приданое, к тому же поднимал на супругу руку. Они разъехались, долгое время шел бракоразводный процесс. А в 1868 году Наталья Александровна, бежавшая от мужа за границу, стала женой принца Николая Нассауского и графиней Меренберг. Под старость Таша написала захватывающий автобиографический роман.
Младший сын поэта Григорий был очень предан памяти отца. Он быстро оставил военную службу, стал мировым судьей и много времени проводил в Михайловском. Там обустроил мемориальный кабинет отца, сохранил домик няни Арины Родионовны. Накануне столетия поэта в Михайловском решено было основать дом для престарелых литераторов, а в Святых Горах (ныне Пушкинские Горы) – библиотеку-читальню. Последние годы Григорий Александрович провел в виленском имении, и в его бывшей усадьбе до сих пор работает Литературный музей имени А.С. Пушкина.
Дети поэта не встали вровень с отцом. Но в каждом из них была пушкинская искра – в характере, в принципах, в порывах.
Дети поэта (слева направо): Мария Гартунг (1832–1919), Александр Пушкин (1833–1914), Григорий Пушкин (1835–1905), Наталья Пушкина-Дубельт, графиня Меренберг (1836–1913)
Памятник на Арбате. Скульпторы А.Н. и И.А. Бургановы. 1999 год
Евгений Тростин