Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Замок Христовых невест

№113 май 2024

Пятьсот лет назад основан московский Новодевичий монастырь. За это время он успел побывать не только монашеской обителью, но и крепостью, тюрьмой, музеем, а также дать имя главному некрополю страны.

 

 

В тот год в летописях появилось известие: «Лета 7032-го [то есть 1524 года. – «Историк»] майя в 8 день поставиша Нов монастырь Девичь у града Москвы за посадом». Новым монастырь был назван, поскольку в столице уже были женские обители – Зачатьевский (Стародевичий) и Вознесенский. Поводом для его основания стало возвращение Руси Смоленска в 1514 году. Осаждая город, великий князь Василий III дал обет: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь, а в нем храм во имя Пречистыя». Смоленск был взят, и 10 лет спустя Василий начал на берегу Москвы-реки строительство обители, выделив на это 3000 рублей. В июле 1525-го монастырь был открыт, в знак чего из Благовещенского собора Кремля туда торжественно перенесли список чудотворной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 

 

Дом для святых и вдов

Хитроумный великий князь возвел Новодевичий не только из благочестия – монастырь, обнесенный мощными стенами, вписался в цепь крепостей, ограждавших Москву от набегов крымских татар. Та же неприступность способствовала превращению обители в тюрьму для особо важных узниц. Первой из них могла стать разведенная жена самого Василия Соломония Сабурова, но ее заточили в суздальский Покровский монастырь. Оттуда же в Новодевичий привезли первых монахинь и игуменью Елену (Девочкину), позже объявленную святой. При Иване Грозном сюда отправляли вдов казненных им Рюриковичей, а после смерти царя Федора Ивановича в начале 1598 года в Новодевичий удалилась его вдова Ирина Годунова вместе с братом Борисом. Под стены монастыря трижды являлись бояре, просившие Бориса занять трон. Пушкинский «Борис Годунов» начинается как раз с этой истории:

Но месяц уж протек,

Как, затворясь в монастыре с сестрою,

Он, кажется, покинул все мирское.

Ни патриарх, ни думные бояре

Склонить его доселе не могли;

Не внемлет он ни слезным увещаньям,

Ни их мольбам, ни воплю всей Москвы,

Ни голосу Великого Собора.

Его сестру напрасно умоляли

Благословить Бориса на державу;

Печальная монахиня-царица

Как он тверда, как он неумолима.

В итоге Годунов «нехотя» идет навстречу многочисленным просьбам. В сцене, которая так и называется «Девичье поле. Новодевичий монастырь», Пушкин описывает ликование толпы по поводу решения Годунова принять власть: 

Венец за ним! он царь! он согласился!

Борис наш царь! да здравствует Борис!

Но прошло чуть больше десятка лет, и в смутном 1610 году в монастыре попыталась укрыться уже дочь царя Бориса Ксения. Впрочем, скоро мятежные казаки «ограбили донага» ее и остальных монахинь, а обитель сожгли. Только к середине XVII века Новодевичий был отстроен и заново укреплен, и посетивший его архидиакон Антиохийской православной церкви Павел Алеппский, приезжавший в Россию с Ближнего Востока, вспоминал: «Насельницы по большей части знатного рода, дочери вельмож; лица их блещут, как солнце; одежды – красивого покроя». Между тем в годы Смуты Смоленск, в честь присоединения которого к Москве и был основан Новодевичий, оказался в руках поляков. Только в 1654 году войска, возглавляемые царем Алексеем Михайловичем, смогли вернуть город: в честь его повторного взятия в монастырь перенесли еще одну чудотворную икону – Иверскую. 

 

Место стрелецкой казни

В 1689-м в обители поселилась очередная знатная особа – дочь царя Алексея, отстраненная от власти царевна Софья. Отношение к ней ее сводного брата Петра вначале было мягким: Софье разрешили переписку и общение с ее сторонниками, оставили доход от имений, на который она вела масштабную перестройку монастыря. Были возведены трапезная с Успенской церковью, парадные ворота с двумя церквями и самая высокая в Москве после Ивана Великого колокольня, в которой размещались еще два храма. Монахини почитали Софью превыше настоятельницы, но ей хотелось куда большей власти. 

Весной 1698 года, когда Петр был за границей, среди стрельцов стали распространяться послания царевны с призывом к восстанию, которое в конце концов и разразилось. В июне идущие на столицу стрельцы были разбиты полками «нового строя», а вскоре спешно вернувшийся в Москву царь приступил к расправе. Больше тысячи мятежников казнили на Красной площади, а троих повесили в Новодевичьем под окнами Софьи, причем Петр приказал не снимать их тела целых пять месяцев. Всех служанок бывшей правительницы пытали и отправили в ссылку, а ее саму постригли в монахини под именем Сусанны и заперли в келье, где она и скончалась шесть лет спустя. 

В 1727 году в монастырь привезли последнюю знатную узницу – бывшую жену Петра Евдокию Лопухину. Под конец жизни ей предоставили большое содержание и штат служанок, но она, в отличие от Софьи, интересовалась только спасением души и тихо угасла в 1731-м. К тому времени в Певческих палатах обители разместили приют для девочек-подкидышей, которых по заветам Петра учили плести голландские кружева – все подданные царя должны были приносить пользу. В 1812 году французы перед бегством из Москвы хотели взорвать монастырь, но одна из сестер успела погасить фитили, подведенные захватчиками к пороховым бочкам. 

 

В бурях ХХ века

После революции из Новодевичьего выгнали монахинь, а в 1922-м его закрыли. Ненадолго там разместился Музей раскрепощения женщины, затем обосновался филиал Государственного исторического музея. Здания обители избежали разрушения во многом благодаря усилиям выдающегося реставратора Петра Барановского, сумевшего доказать их историческую важность, – кстати, он сам много лет жил в стенах монастыря. Там же поселились и другие деятели культуры, например писатель Борис Садовской и художник-футурист Владимир Татлин, устроивший в опустевшей колокольне свою мастерскую. Старинное кладбище ликвидировали, только 16 могил – в частности, Антона Чехова – были перенесены на территорию монастырских угодий к западу от обители. Туда же в 1930-е годы, в период уничтожения целого ряда московских погостов, переместили останки многих знаменитостей, в том числе Николая Гоголя, Исаака Левитана, Валентина Серова; была восстановлена и часть исторических могил. 

В 1949 году кладбище расширили, сделав новые участки местом захоронения советской элиты. Сталинские наркомы, прославленные полководцы Великой Отечественной, выдающиеся ученые, писатели, конструкторы, артисты, сразу три бывших лидера страны (Никита Хрущев, Михаил Горбачев и Борис Ельцин) нашли последнее пристанище на Новодевичьем кладбище. По его некрополю водят экскурсии, а одно время вход туда был платным для всех, кроме родственников покойных. После нового расширения в 1979-м территория достигла размера 7,5 гектара, а число захороненных превысило 26 тыс. человек. Из-за нехватки места с 2013 года военных, как правило, стали хоронить на Федеральном мемориальном кладбище в Мытищах, государственных чинов, политиков, деятелей культуры – на Кунцевском кладбище, являющемся филиалом Новодевичьего, а также на Троекуровском… 

В самом монастыре после смягчения отношения советской власти к церкви открылись в 1943 году богословские курсы – после войны они были преобразованы в духовную академию и переведены в Троице-Сергиеву лавру. В обители заработали два храма и церковные мастерские «Софрино», в 1964-м в ней разместилась резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1994-м вернулись монахини, а в 2010-м монастырь возвратили церкви, в знак чего два года спустя президент Владимир Путин торжественно передал ему древнейший список Иверской иконы Божией Матери.

Иван Измайлов