Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что почитать и что увидеть в мае?

№113 май 2024

Одерборн П.

Жизнь Ивана Васильевича, великого князя Московии

М.: Наука, 2024 (серия «Литературные памятники»)

1___.png

Впервые на русском языке публикуется первая европейская биография Ивана Грозного. Ее создателем был немецкий пастор Пауль Одерборн (ок. 1550 – 1604) – участник Ливонской войны, никогда не бывавший в России и не знавший русского языка. В современной российской историографии он считается автором «крайне тенденциозным, наиболее враждебным по отношению к Ивану IV из всех писавших о нем иностранцев», а его сочинение – одним из основополагающих трудов, давших почву для изображения Ивана Васильевича исключительно как безумного тирана и кровавого палача.

Одерборн родился в Западной Померании, в 1574 году получил степень магистра философии и отправился в Вильно, столицу Великого княжества Литовского, в качестве протестантского миссионера, затем служил пастором лютеранской церкви. В 1579-м как полковой священник вступил в польскую армию короля Стефана Батория и участвовал в его походе на Полоцк. После возвращения из похода Одерборн стал панегиристом подвигов Батория, всячески прославляя победы польского оружия над «московитами». В 1582 году он опубликовал работу, посвященную описанию религии русинов и татар, а в 1585-м – главное свое произведение Ioannis Basilidis magni Moscoviae ducis vita – жизнеописание умершего за год до этого русского царя. Интересно, что следующим правителем России, который будет удостоен внимания западных авторов на уровне специально созданных биографических книг, станет только Петр Великий…

«Жизнь Ивана Васильевича, великого князя Московии» вышла на латыни, вскоре была переведена на немецкий язык и в дальнейшем неоднократно переиздавалась в Европе в подборках о России в пропагандистских целях, однако в самой России полностью никогда не публиковалась. Первым из русских историков, кто привлек это сочинение в качестве одного из источников своих сведений об Иване IV, был Николай Карамзин: именно он заложил основу крайне критического описания правления первого русского царя. При этом Карамзин отмечал, что жизнеописание, вышедшее из-под пера Одерборна, «достойно замечания как современное, но во многом баснословно». А историк Иван Полосин в середине ХХ века и вовсе писал, что Одерборн много потрудился «над сознательным искажением истории России времен Ивана Грозного» и что «памфлет Одерборна представляет собою сырой конгломерат дипломатически-обывательских и обывательски-дипломатических сплетен» и интересен лишь «как отражение антирусского общественного мнения в Западной Европе XVI века». Именно в таком качестве – как один из первых образчиков антироссийской пропаганды, распространяемых в то время в германских землях и Речи Посполитой, – это произведение и интересно сегодня. Помимо перевода сочинения о царе Иване издание содержит научные комментарии к тексту, подробную биографию Одерборна, источниковедческие статьи и указатели. Их авторами стали историк Денис Хрусталев, переводчик Владимир Рыбаков, а также постоянный автор журнала «Историк», доктор исторических наук, профессор СПбГУ Александр Филюшкин. 

 

Зубачевский В.А.

Российская империя и польский вопрос накануне и в годы Первой мировой войны

М.: Политическая энциклопедия, 2024

2.png

В преддверии 110-й годовщины начала Первой мировой войны доктор исторических наук Виктор Зубачевский обратился к анализу геополитической ситуации на западных рубежах Российской империи в ту эпоху. Отдельное внимание он уделил польскому вопросу. Как полагает автор, тема книги актуальна не только в историческом, но и в современном контексте, в частности в связи с территориальными изменениями в Центральной и Восточной Европе в конце прошлого столетия. По его мнению, многие нынешние проблемы региона восходят к геополитическим трансформациям, произошедшим в ходе Первой мировой войны и после ее окончания. Источниковой базой книги стали документы из Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ).

 

Писаренко К.А.

Сергей Киров. Несбывшаяся надежда вождя

М.: Политическая энциклопедия, 2023

afk_kirov_nenash-280x420.png

Сергей Киров (1886–1934) – один из самых популярных советских вождей. Его посмертный культ уступал по масштабам разве что ленинскому и сталинскому. Народная молва, а за ней и оттепельная антисталинская пропаганда сделали его первой жертвой коварного плана «вождя народов» по уничтожению старой ленинской гвардии. Подобная мифология препятствовала беспристрастному изучению этой сложной фигуры. Константин Писаренко полагает, что после первых революционных опытов Сергей Костриков (такова настоящая фамилия Кирова) утратил тягу к радикальным средствам исправления общества. Весь его дальнейший путь – это искусная партийная дипломатия. Именно поэтому Киров, как считает автор, и понадобился Иосифу Сталину, который планировал произвести политическую реформу без кровавых эксцессов. Выстрел не только разрушил правящий дуумвират Сталина и Кирова, но и ликвидировал возможность мирного преобразования властной вертикали. Впрочем, об обстоятельствах самого убийства 1 декабря 1934 года, а также о версиях относительно того, какими мотивами руководствовался убийца, создатель книги предпочитает рассказывать весьма лаконично, оставляя читателю возможность самостоятельно решить, какая из существующих версий ему ближе.

 

Гусейнов Р.Д.

Триумф неволи. Пленные в мировой истории

М.: Вече, 2023

6769890267.png

На протяжении нескольких десятилетий историк, писатель, секретарь Союза журналистов России Рафаэль Гусейнов исследовал тему человека, оказавшегося в неволе. Как пишет автор, войны несут не только смерть и разрушения, но и изоляцию людей от близких, взаимоуничтожение пленных. «Россия в войне» – эти слова очень подходят к истории нашей страны. Не мы начинали эти войны, это к нам приходили с мечом. Но мы всегда побеждали, потому что защищали Родину. Самым страшным испытанием для народов Советского Союза стала Великая Отечественная война. Чудовищная машина уничтожения, запущенная Гитлером, ее зарождение, борьба с нацизмом и его гибель – один из наиболее поучительных уроков мировой истории. Это является предметом тщательного изучения автора. Вторая мировая показала нам примеры содержания и истребления пленных, перед которыми меркнут пытки Средневековья и дикие обычаи прошлого. Однако Гусейнов описывает в книге и героические проявления человеческого духа, поскольку сильные духом люди выдерживают и не сдаются в любых обстоятельствах.

 

Айхведе В., Кур-Королев К., Шмигельт-Ритиг У., Зубкова Е.Ю.

Грабеж и спасение. Российские музеи в годы Второй мировой войны

М.: Новое литературное обозрение, 2024

Грабеж.png

Принеся с собой миллионы человеческих жертв, Вторая мировая война стала еще и культурной катастрофой: многие музеи были разграблены, церкви разрушены, а произведения искусства и библиотеки погибли в огне или были вывезены в качестве трофеев. Книга, подготовленная российско-германским коллективом авторов и опубликованная на немецком языке в 2019 году, рассказывает о судьбе культурных ценностей России, утраченных в страшное лихолетье. В центре исследования «военная история» нескольких музейных комплексов: пригородных дворцов под Санкт-Петербургом – Петергофа, Царского Села, Павловска, Гатчины и древних русских городов Новгорода и Пскова. Какие меры предпринимались для защиты и спасения музейных собраний? Как и кем они были разграблены? Какими путями похищенные произведения искусства шли на Запад? Кто пытался их сохранить под бомбежками, в оккупации и эвакуации? Ответы на эти и другие вопросы авторы ищут там, где истории музеев переплетаются с историями людей.

 

Булгаков М.А.

Происхождение нашего народа. Заметки об истории

М.: Родина, 2024

67.png

В 1936 году автор «Бега» и «Мастера и Маргариты» решил написать учебник истории СССР для начальной школы, по которому учились бы миллионы. Однако работа осталась незавершенной. Основная часть учебника дошла до нас в черновых набросках и выписках. Но и по ним можно судить и о взглядах Булгакова на историю, и о том, как во второй половине 1930-х в Советском Союзе переосмысливалось отношение к прошлому. Впервые этот неоконченный труд писателя опубликован отдельным изданием, с предисловием и под редакцией заместителя главного редактора «Историка» Арсения Замостьянова.

 

Арзаканян М.Ц.

Сподвижники де Голля

М.: Молодая гвардия, 2024

1706564440768_m.png

В книге доктора исторических наук, профессора Марины Арзаканян собраны биографии французских политиков из ближайшего окружения генерала Шарля де Голля (1890–1970) –Жака Сустеля, Мишеля Дебре, Андре Мальро, Жоржа Помпиду, Жака Шабан-Дельмаса, Жака Ширака, Эдуара Балладюра. Без их поддержки «самый знаменитый из французов», как называли президента де Голля еще при жизни, не смог бы дважды стать во главе Французской Республики и заложить свои политические идеи в основу государства. Уверовав в политические идеи генерала, они творили вместе с ним историю Франции ХХ века.

 

М.С. Горбачев: pro et contra, антология

2-е изд., испр. Сост., вступ. статья, коммент. А.С. Пученкова

СПб.: РХГА, 2023

3.png

На страницах антологии представлены свидетельства современников, а также оценки историков, касающиеся фигуры первого и единственного президента СССР Михаила Горбачева (1931–2022). Ученые и публицисты до сих пор ищут ответы на ключевые вопросы: своевременными ли были реформы, начатые Горбачевым, правильно ли были определены направления этих преобразований, были ли оправданны уступки, сделанные Советским Союзом Западу, и, наконец, можно ли было избежать распада СССР? Антология не дает ответов на эти вопросы, она лишь предоставляет информацию к размышлению.

 

24 апреля – 9 июня

Владимир Маяковский: «Пятнами красок и звоном лозунгов». К 105-летию выхода первого «Окна сатиры РОСТА»

Выставочный зал федеральных архивов

Москва, Большая Пироговская улица, 17

M2.png

«Окна сатиры РОСТА» («Окна РОСТА») – агитационные плакаты, которые в 1919–1921 годах создавали художники и поэты, сотрудничавшие с Российским телеграфным агентством (РОСТА), в 1925-м переименованным в Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС). Плакаты представляют собой пример использования авангардного искусства в целях политической агитации. Основные темы «окон» – Гражданская война, борьба с иностранной интервенцией, разрухой и голодом, восстановление хозяйства страны. Коллекция ГА РФ насчитывает около 250 комплектов «Окон РОСТА». Автором почти 100 комплектов стал поэт Владимир Маяковский (1893–1930). Для экспозиции из них было отобрано 36 наиболее ярких образцов, в каждом из которых от четырех до тринадцати рисунков. Всего на выставке представлено более 200 экспонатов из федеральных архивов и музеев. Это уникальные документы, фотографии, кинохроника, изобразительные материалы, скульптура, мемориальные вещи и предметы агитискусства (фарфор, текстиль), посвященные деятельности советской власти в 1919–1921 годах и дополняющие уникальное собрание плакатов. Воссозданная в экспозиции обстановка мастерской РОСТА на Сухаревке позволяет погрузиться в атмосферу, в которой работали Маяковский и другие авторы «окон». 

 

 

21 марта – 8 июля

Рисунки и акварели передвижников

Русский музей, Михайловский замок

Санкт-Петербург, Садовая улица, 2

tke2wp2ohhlf5nl0s0svj0kz6nvhf8ja.png

На выставке демонстрируются графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок (1870–1923), так и художниками младшего поколения. Графические работы дополняют представление о творчестве живописцев, чьи полотна становились событиями в жизни общества. Товарищество передвижников объединило мастеров, убежденных в том, что искусство способно влиять на духовный мир людей. Показ выставок во многих городах позволял приобщить к искусству гораздо больше публики. В портретных рисунках 1870-х годов запечатлены черты представителей разночинной интеллигенции и крестьян. Их образы отмечены глубоким психологизмом и стремлением выявить общее, типическое, свойственное поколению. 

 

3 апреля – 2 июня

Ахеменидский след в Северном Причерноморье

Музей Востока

Москва, Никитский бульвар, 12А

70KbR1NCxgA.png

Основой для выставки стали золотые и серебряные экспонаты из Эрмитажа и Особой кладовой Государственного музея Востока. Недавно при раскопках древней Фанагории, столицы Азиатского Боспора, был найден обломок мраморной стелы, на котором упомянуто имя персидского царя Дария Великого. Эта находка свидетельствует об участии древнегреческих городов Причерноморья в эпохальном событии V века до н. э. – Греко-персидских войнах. В экспозиции представлены предметы, выполненные непосредственно в мастерских великой империи персов, а также изготовленные местными мастерами под влиянием ахеменидской художественной традиции. Все они были обнаружены либо в Северном Причерноморье, либо в Западном Предкавказье.

 

5 апреля – 30 июня

Дело врачей

Музей истории ГУЛАГа

Москва, 1-й Самотечный переулок, 9, стр. 1

RDmAXcYmpmQ.png

Выставка подробно рассказывает о событиях 1950–1953 годов, когда при личном участии Иосифа Сталина было сфабриковано и развернуто уголовное дело против группы врачей, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. «Дело врачей» стало последним карательно-пропагандистским процессом сталинской эпохи и воплотило в себе все самые абсурдные формы обвинения. В экспозиции можно увидеть фотографии и архивные документы, профессиональные инструменты, личные вещи и стенограммы допросов фигурантов «дела врачей», а также публикации в СМИ и письма советских граждан, иллюстрирующие реакцию и настроения, охватившие общественность сперва после обвинения, а затем после полной реабилитации медиков.

 

5 апреля – 30 июня

Крым – 80-летие подвига

Музей Победы

Москва, площадь Победы, 3

9.png

Выставка приурочена к юбилею начала освобождения Крыма и Севастополя от гитлеровской оккупации в ходе Великой Отечественной войны. Экспозиция посвящена подвигу солдат и офицеров Красной армии, моряков-черноморцев, участников партизанского движения, которые весной 1944 года в ходе упорных боев очистили полуостров от нацистов. В нее вошло около 100 уникальных экспонатов. Это форма и личные вещи советских военачальников, Героев Советского Союза, участвовавших в Крымской наступательной операции, награды, оружие, архивные фотографии и документы, листовки, художественные работы, а также боевые знамена дивизий. Экспозицию дополняют оцифрованные материалы: на планшетах собрано около 200 уникальных фотографий, плакатов, листовок, фронтовых рисунков, которые освещают ход Крымской операции.

Варвара Рудакова