Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События мая

№113 май 2024

540 лет назад

«У великого государя на сенях»

В Московском Кремле началось строительство Благовещенского собора

Первый Благовещенский собор был построен в Московском Кремле в конце XIV века, во времена великого князя Василия I. Он примыкал к великокняжеским палатам и был домовой церковью московских государей, которые молились под его сводами в узком кругу приближенных. В начале 1484 года Иван III принял решение разобрать обветшавший храм и поставить новый. В отличие от других соборов, возведенных в Кремле в ту пору, Благовещенский проектировали русские зодчие – псковские мастера. Летописи донесли до нас их фамилии – Кривцов и Мышкин. К строительству приступили 6 мая.

Основной корпус белокаменного храма опоясали крытыми галереями – папертями, что придавало ему праздничный вид. Девять глав собора символизировали образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников небесных. Подклет сохранился от более древних построек, в нем держали казну. Пол выложили из яшмы, агата и мрамора. На сооружение храма хватило пяти лет – и в 1489 году его освятили. В народе его называли «соборной церковью, что у великого государя на сенях».

Настоятелями Благовещенского собора традиционно становились духовники московских государей, которые старались украсить свой домовый храм. В начале XVI века по указу великого князя Василия III собор расписали лучшие иконописцы того времени – сын Дионисия Феодосий и Федор Едикеев. На стенах появились не только евангельские сцены, но и изображения мыслителей языческой Античности: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа. Их считали предтечами христианства. А в иконостасе сохранились образы, которые древнее каменного собора, – предположительно творения Феофана Грека и Андрея Рублева. При Иване Грозном купола храма позолотили.

В 1918-м собор, как и другие кремлевские храмы, закрыли для богослужений. В 1955 году он был преобразован в музей. С 1993-го там проводятся праздничные службы на Благовещение, 7 апреля. В этот день патриарх Московский и всея Руси со ступеней собора выпускает в небо белых голубей.

1e5eb3daf3ed7e7b159be39df4f366e8_x1.png

Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. Худ. К.П. Бодри. 1860 год

 

 

320 лет назад 

Корона Невы

Основан город Кронштадт

С XIV века остров Котлин в Финском заливе служил границей между Новгородской землей, а затем Россией и Шведским королевством. Но в 1617 году по Столбовскому договору он отошел к Швеции и стал одной из летних баз королевского флота. В ходе Северной войны Петру I удалось отбить территории в устье Невы, где он заложил будущую столицу – Санкт-Петербург, который, однако, был уязвим для атак со стороны шведов. Когда осенью 1703 года шведский флот покинул Котлин, чтобы перезимовать в незамерзающих портах, Петр немедленно занял его и приступил к сооружению крепости по собственному проекту. Уже к началу 1704-го на отмели появилась деревянная трехъярусная башня, оснащенная 14 орудиями, а на самом острове – батарея с 60 пушками. Весной шведы обнаружили в заливе, который почти 100 лет считали своим, цитадель, закрывавшую им доступ в Невскую губу. 7 (18) мая 1704 года первый котлинский форт освятили и назвали Кроншлот («Коронный замок»). Этот день стал датой основания города-порта. В летние кампании 1704 и 1705 годов он блестяще отразил попытки шведского прорыва к Санкт-Петербургу. Вскоре были возведены новые бастионы, оборудованы гавани и порт, а в 1723-м император заложил крепость, которая должна была вместить в себя весь город с портовыми сооружениями. Это укрепление получило название Кронштадт («Коронный город»). Город-порт стал главной базой Балтийского флота. В 1854 году, во время Крымской войны, Кронштадт успешно отразил атаку англо-французской эскадры. В Великую Отечественную прикрывал Ленинград от нападений гитлеровского флота.

В 1990-м исторический центр «Коронного города» вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Panoramic_view_of_Cronstadt_and_St._Petersburg_LCCN2003666714.png

Панорама Кронштадта и Санкт-Петербурга. Неизв. худ. 1854 год

 

 

100 лет назад

Журнал нашего детства

Вышел первый номер «Мурзилки»

В начале 1920-х в редакции популярной в те годы «Рабочей газеты» родилась идея ежемесячного приложения для ребят четырех-семи лет. Его подготовку поручили журналисту Николаю Смирнову, который пригласил к сотрудничеству детских писателей, педагогов, художников, – и 16 мая 1924 года 20-тысячным тиражом вышел первый номер издания, адресованного дошкольникам. Название «Мурзилка» взято из опубликованного в нем рассказа Александра Федорова-Давыдова. Мурзилка – рыжий беспородный щенок, неразлучный со своим хозяином, мальчиком Петей. Приключения друзей в картинках можно было встретить на страницах каждого выпуска. Вскоре концепция журнала поменялась – его авторы ориентировались уже на младшеклассников, октябрят. В 1931 году общий тираж составил 310 тыс. экземпляров.

В 1937-м издание возглавил писатель Лев Кассиль. При нем образ щенка Мурзилки изменился и появился новый – пушистое существо желтого цвета в красном берете и шарфе. Теперь он стал корреспондентом, который ездил по стране и рассказывал детям о своих путешествиях и приключениях. Постоянными авторами журнала в разные годы были Корней Чуковский, Самуил Маршак, Агния Барто, Сергей Михалков, Николай Носов, Елена Благинина, Борис Заходер, Анатолий Митяев, Виктор Драгунский, Юрий Коваль.

С 1960-х и до конца 1980-х тираж издания, которое стало печатным органом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации, превышал 5 млн. «Мурзилка» пережил лихолетье 1990-х, он выходит и в наше время, объединяя самых талантливых российских детских писателей разных поколений. Ни одному детскому журналу в мире еще не удалось отпраздновать столетие – а «Мурзилка» не постарел, даже став долгожителем.

Image00001-scaled.png

Обложка первого номера журнала «Мурзилка». Май 1924 года

 

 

90 лет назад

«Историческое» постановление

Принято решение о преподавании гражданской истории в советских школах

Необходимо отказаться от изучения «отвлеченных социологических схем» в курсе истории – такое указание содержалось в принятом 15 мая 1934 года совместном постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР». Выходу этого документа предшествовало заседание Политбюро ЦК 20 марта 1934-го, на которое пригласили нескольких историков. «Нас вызвали. Мы вошли в зал гуськом. Это большая комната, светлая, устланная коврами, шагов не слышно. Всего в комнате было человек 100», –вспоминал историк революции Сергей Пионтковский. Собравшиеся заслушали доклад наркома просвещения РСФСР Андрея Бубнова о новых учебниках. Доклад не понравился Иосифу Сталину, который заявил: «Учебники эти никуда не годятся». В своем выступлении Сталин настаивал на возрождении старого, дореволюционного преподавания истории, восстановлении прежнего идейного содержания науки. Он считал, что необходимо вернуться к традиционному делению истории на древнюю, среднюю, новую, воссоздать исторические факультеты в университетах, ликвидированные вскоре после прихода большевиков к власти.

Оценки и установки Сталина нашли отражение в майском постановлении: «Вместо преподавания гражданской истории в живой, занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей – учащимся преподносят абстрактные определения общественно-экономических формаций, подменяя, таким образом, связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами». Чтобы исправить сложившееся положение, перед историками поставили задачу к июню 1935 года разработать новые школьные пособия, в которых предмет излагался бы интересно, в хронологической последовательности и без господства «отвлеченных социологических схем». Для подготовки квалифицированных учителей предписывалось с 1 сентября 1934 года восстановить исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах.

История.png

Учебник истории СССР под редакцией профессора Андрея Шестакова с пометками Иосифа Сталина

 

 

80 лет назад

Освобождение Крыма

Красная армия за 35 дней очистила полуостров от оккупантов

К июлю 1942 года Крым был полностью оккупирован немецкими и румынскими войсками. Весной 1944-го пришло время освобождения полуострова. Крымская стратегическая наступательная операция началась 8 апреля. В ней приняли участие войска 4-го Украинского фронта генерала армии Федора Толбухина, Отдельной Приморской армии генерала армии Андрея Еременко, Черноморский флот (командующий – адмирал Филипп Октябрьский), Азовская военная флотилия (командующий – контр-адмирал Сергей Горшков) и крымские партизаны. Замысел состоял в том, чтобы силами 4-го Украинского фронта с севера, от Перекопа и Сиваша, и Отдельной Приморской армии, с плацдарма в районе Керчи, одновременно нанести мощные удары в направлении Симферополя и Севастополя. Была поставлена задача расчленить и ликвидировать вражескую группировку, не позволив ей эвакуироваться из Крыма.

Наступление было стремительным и успешным. Уже 11 апреля советские воины освободили Керчь, а также концентрационный лагерь в совхозе Красный под Симферополем. Там нацисты и их пособники за два года уничтожили более 15 тыс. человек. Даже удирая, гитлеровцы продолжали совершать чудовищные злодеяния. 10 апреля они казнили актеров симферопольского Крымского драматического театра, которые помогали партизанам; в ночь на 13 апреля при отходе из Старого Крыма зверски убили 584 мирных жителя.

Преодолев вражеское сопротивление, 13 апреля войска 4-го Украинского фронта вошли в Симферополь, Евпаторию и Феодосию. 9 мая 1944 года они освободили город русских моряков – Севастополь. Победную точку в операции поставили через три дня, когда Крымский полуостров был окончательно очищен от немецких и румынских оккупантов. Красная армия получила важнейший плацдарм для полного освобождения советского Причерноморья и наступления на Балканы.

TASS_18746367.png

Советские солдаты салютуют в честь освобождения Севастополя. 9 мая 1944 года

 

 

70 лет назад

«С легким паром!»

Запущен реактор первой в мире атомной электростанции

Еще в разгар работы над созданием советской ядерной бомбы академики Игорь Курчатов и Петр Капица подавали в Совнарком СССР записки о возможном применении внутриатомной энергии в мирных целях – прежде всего в энергетике. В 1950 году правительство одобрило проект первой в мире атомной электростанции, которую было решено открыть в городе Обнинске Калужской области, где находился Физико-энергетический институт (ФЭИ) Академии наук.

Строительство АЭС (в документах ее называли «объектом "В"») проходило в обстановке строжайшей секретности. Толстые стены из железобетонного монолита обеспечивали защиту от ядерного излучения. Для производства электроэнергии в ФЭИ под руководством Курчатова собрали не имевший аналогов уран-графитовый реактор с тепловыделяющими элементами, которому присвоили кодовое название АМ – «атом мирный».

На возведение станции и ее техническое оснащение ушло три года. 9 мая 1954-го уникальный реактор запустили на нулевую мощность. В 19 часов 40 минут началась самовоспроизводящаяся цепная реакция. Ученые увидели первую струю пара, полученного на ядерной энергии. Мечта о том, что атом будет служить не только оборонным целям, воплотилась у них на глазах. Академик Курчатов поздравил коллег известным «банным» восклицанием: «С легким паром!» Через полтора месяца станция, как писали в газетах, «встала под промышленную нагрузку», а осенью вышла на проектную мощность, подтвердив приоритет отечественной науки в области атомных разработок.

Первая в мире АЭС стала важнейшей экспериментальной базой для дальнейших научных исследований, необходимых для проектирования более мощных советских атомных электростанций. В 2002 году Обнинскую АЭС, которая прослужила без аварий на 18 лет дольше запланированного срока, преобразовали в Музей атомной энергетики.

22_full.png

Обнинская АЭС. Начало 1960-х годов

Варвара Рудакова