Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Холодное лето пятьдесят третьего

№108 декабрь 2023

Вновь возглавив МВД СССР, Берия инициировал проведение беспрецедентной по масштабам амнистии, вошедшей в историю как «бериевская».

 

Повод для амнистии был более чем весомым: смерть любимого вождя. В связи с этим государство и решило проявить акт милосердия по отношению к обитателям ГУЛАГа. Подобный опыт у Лаврентия Берии уже имелся: после того как в ноябре 1938-го он сменил Николая Ежова на посту наркома внутренних дел СССР, многие арестованные получили свободу. Он решил повторить тот опыт.

 

«У народа такое горе…»

Правда, поначалу амнистию 1953 года нарекли «ворошиловской», поскольку под указом о ней стояла подпись тогдашнего председателя Президиума Верховного Совета СССР Климента Ворошилова. Но инициатором «разгрузки ГУЛАГа» выступил именно министр внутренних дел Берия. В этом он получил полную поддержку Президиума ЦК КПСС. После того как 28 марта «Правда» опубликовала указ, Берия стал проводить его в жизнь.

Именно поэтому в народе амнистию прозвали «бериевской». Когда всесильного главу МВД арестовали, а затем расстреляли, ее решено было всячески скомпрометировать. Так появилась версия, что по решению Берии под амнистию подпадали почти исключительно бандиты и воры-рецидивисты, к тому же выпустил он их на свободу якобы сознательно – чтобы, запугав советский народ ростом преступности, потом с помощью силовых органов подавить оказавшийся на воле криминалитет. И тем самым завоевать дешевый авторитет в массах, а заодно и высшую власть в стране.

В 1988 году, в разгар перестройки, на широкий экран вышел фильм режиссера Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…». Двое политических ссыльных (их играют Валерий Приемыхов и Анатолий Папанов, для которого это была последняя роль в кино) спасают затерянную в глухих лесах деревню от выпущенных на волю уголовников. «Весной, после смерти товарища Сталина, амнистия была: Берия дал, – говорит в кадре милиционер Манков. – Я тогда ничего понять не мог: у народа такое горе, а всех урок на свободу. Органы с ног сбились, кровью захлебываемся…» Фильм имел огромный успех и лишь упрочил сформировавшиеся к тому времени мифы о «бериевской» амнистии.

 

Записка министра

Между тем решение о ее проведении было принято в силу давно назревших причин. После войны вклад ГУЛАГа в экономику страны сокращался, а ситуация в местах не столь отдаленных накалялась как из-за увеличения числа отбывавших наказание (с почти 1,5 млн человек в 1945-м до более чем 2,5 млн в начале весны 1953 года), так и из-за притока в лагеря и колонии заключенных, имевших боевой опыт. В докладах лагерных начальников руководству МВД сообщалось о «массовых неповиновениях».

26 марта 1953 года Берия обратился в Президиум ЦК с предложением о проведении амнистии. В подготовленной им записке, имевшей гриф «совершенно секретно», говорилось: «В настоящее время в исправительно-трудовых лагерях, тюрьмах и колониях содержится 2 526 402 человека. <…> Из общего числа заключенных количество особо опасных государственных преступников (шпионы, диверсанты, террористы, троцкисты, эсеры, националисты и др.), содержащихся в особых лагерях МВД СССР, составляет всего 221 435 человек».

Кто же составлял основной контингент заключенных? Приведенные министром цифры рисуют достаточно ясную картину. Среди находившихся в местах заключения советских граждан было огромное число осужденных за мелкие преступления, кражи и хищения социалистической собственности. Часто речь шла о самовольном уходе с работы, должностных и хозяйственных преступлениях, мелкой спекуляции и т. д. «Среди заключенных отбывают наказание 438 788 женщин, из них 6286 беременных и 35 505 женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 2 лет. Многие женщины имеют детей в возрасте до 10 лет, оставшихся на воспитании у родственников или в детских домах», – констатировал Берия. Далее приводились данные о несовершеннолетних (в возрасте до 18 лет) заключенных – 31 181 человек, подавляющее большинство которых отбывало наказание за мелкие кражи и хулиганство. Около 198 000 содержащихся в лагерях, отмечал министр, «страдают тяжелым неизлечимым недугом и являются совершенно нетрудоспособными».

Подчеркивая, что «ежегодно осуждается свыше 1,5 млн человек, в том числе до 650 тыс. на различные сроки лишения свободы, из которых большая часть осуждается за преступления, не представляющие особой опасности для государства», Берия поднимал вопрос о необходимости смягчения уголовного законодательства. «Если этого не сделать, через один-два года общее количество заключенных опять достигнет 2,5–3 млн человек», – прогнозировал он.

 

Последствия и результаты

В итоге под амнистию в соответствии с предложениями Берии подпадали прежде всего осужденные, страдавшие неизлечимым недугом, беременные и женщины, имевшие детей в возрасте до 10 лет, а также несовершеннолетние. Кроме того, в указе перечислялись следующие категории заключенных: осужденные на срок до 5 лет включительно; осужденные, независимо от срока наказания, за должностные, хозяйственные, некоторые воинские преступления; мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет. Отбывавших наказание по политическим статьям амнистия почти не затронула. Не распространялась она на совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления. В ст. 7 Указа Президиума Верховного Совета СССР это оговаривалось отдельно: «Не применять амнистии к лицам, осужденным на срок более 5 лет за контрреволюционные преступления, крупные хищения социалистической собственности, бандитизм и умышленное убийство». Впрочем, следует учитывать, что многие уголовники были осуждены не по самым тяжелым статьям из-за недостатка доказательств. Выйдя на волю, они взялись за старое.

Главные проблемы амнистии 1953 года были связаны с ее беспрецедентными масштабами, непродуманностью и поспешностью в проведении. Последствия почти единовременного перемещения по стране сотен тысяч бывших заключенных заранее не просчитали. А это сразу привело к обострению криминогенной обстановки, и особенно тяжелой была ситуация в поездах и на железнодорожных станциях. Другая проблема состояла в отсутствии программы трудоустройства амнистированных. Руководители многих предприятий и учреждений не спешили брать их на работу.

Несмотря на то что решение о проведении амнистии члены Президиума ЦК принимали коллегиально и споров между ними тогда не возникло, ответственность за ошибки в итоге свалили на Берию. Эта тенденция обозначилась уже на июльском Пленуме ЦК 1953 года, проходившем вскоре после его ареста. Выступая в прениях по докладу «О преступных антипартийных и антигосударственных действиях Берии», член Президиума ЦК Лазарь Каганович заявил: «Мы все стояли за то, чтобы выпустить мелких воришек и тем более сидевших за прогулы и другие мелкие преступления, но он, Берия, несмотря на то что в первом проекте не было воров-рецидивистов, бандитов, он настаивал и добился включения всех – и воров-рецидивистов, и других злостных преступников. Теперь ясно, что он это делал для того, чтобы, выпустив их, получить с них расписку в верности и использовать их потом для своих подлых дел. Эти оголтелые выпущенные бандиты – это ядро фашистской банды Берии». Слухи о том, что Берия провел амнистию уголовников в своих целях, циркулировали и в народе.

Рост преступности был зафиксирован в закрытом постановлении Совета министров СССР «О мерах по усилению охраны общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью» от 27 августа 1953 года. Общее число вышедших по амнистии из лагерей и колоний составило 1 201 601 человек. Среди них осужденных на срок до 5 лет – 551 551 человек; осужденных, независимо от срока наказания, за должностные, хозяйственные и некоторые воинские преступления – 49 745; женщин, имевших детей в возрасте до 10 лет, – 57 132; беременных женщин – 6013; несовершеннолетних – 5684; мужчин старше 55 лет – 44 210; женщин старше 50 лет – 18 044; страдавших тяжелыми неизлечимыми недугами – 43 411. Кроме того, на воле оказалось 425 811 осужденных на срок свыше 5 лет, которым согласно ст. 4 Указа «Об амнистии» срок наказания был сокращен наполовину. Общая численность заключенных в СССР уменьшилась примерно вдвое, но Берия об этом уже не узнал.

7 26 марта.png
За несколько месяцев 1953 года из 2 526 402 заключенных на свободу по амнистии вышла почти половина – 1 201 601 человек 

Олег Назаров, доктор исторических наук