Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что почитать и что увидеть в декабре?

№108 декабрь 2023

Зубок В.М.

Коллапс. Гибель Советского Союза

М.: АСТ, 2023

6694523972 1.jpg

Профессор Лондонской школы экономики и политических наук Владислав Зубок в своей выходящей на русском языке книге «Коллапс. Гибель Советского Союза» рассматривает причины и последствия распада СССР, оценивает влияние произошедшего на ход мировой истории и опровергает устоявшиеся мифы, главным из которых является неизбежность краха Союза. «Гибель СССР, как и всякое громадное историческое событие, не была чередой заранее предрешенных событий, она изобиловала случайностями и, разумеется, одними из главных факторов человеческого поведения – ошибками, глупостью, страхами и жаждой власти», – утверждает он.

«Коллапс» – это подробнейший разбор событий 1983–1991 годов, ставший итогом многолетних исследований автора. Он опирается на документы из российских и американских архивов и библиотек, а также на личные наблюдения, беседы с ведущими советскими и американскими политиками, дипломатами, военными, представителями спецслужб. В книге показаны как политические и экономические проблемы позднего СССР, так и интеллектуальная беспомощность и неготовность правящей в Союзе элиты действовать адекватно ситуации. Все это наглядно аргументирует мысль автора, что распад страны был прямым результатом контрпродуктивных реформ, инициированных Михаилом Горбачевым. 

«Роль идеологии на финальном этапе советской истории теперь кажется мне более значимой, чем когда я был свидетелем и участником событий. В молодости я считал неоленинские заявления Горбачева демагогией, а теперь понял, что он был абсолютно искренним и от чистого сердца желал "больше социализма", – отмечает Зубок. – Тогда мне казалось, что на смену коммунизму должен обязательно прийти либерализм по американскому образцу, особенно в экономике. Теперь то, что тогда представлялось "торжеством здравого смысла", кажется пришествием еще одной идеологии, с противоположным знаком. Проекты и идеи реформ, которыми тридцать лет назад упивалась демократическая интеллигенция в Москве и за ее пределами, сегодня кажутся удивительно наивными и прямолинейными. То, что когда-то звучало как "иного не дано", теперь выглядит спорным, наивным, а нередко чреватым катастрофой». Так в глазах Зубока рассыпалась и идея о предопределенности гибели СССР, которая казалась ему верной в 1990-е годы и до сих пор рассматривается в качестве основной в западной историографии и политологии. Первая часть «Надежды и амбиции. 1983–1990 гг.» начинается с кратковременного периода правления Юрия Андропова, пришедшего к власти в конце 1982 года и якобы втайне начавшего подготавливать перемены. В этом разделе рассказывается, как и почему Горбачев и его окружение превратили намечаемые бывшим шефом КГБ консервативные преобразования сверху в авантюру коренной перестройки всего и вся, в конечном счете уничтожив критически важные опоры, на которых держались советская система власти и самое государство. Вторая часть «Упадок и крушение. 1991 г.» посвящена непосредственно драматическим событиям последнего года существования СССР. Впервые книга была опубликована на английском языке осенью 2021 года издательством Йельского университета.

 

Лер П.

История пиратства. От викингов до наших дней

М.: Альпина нон-фикшн, 2023

700 1.jpg

Питер Лер – один из ведущих мировых специалистов по безопасности на море и борьбе с терроризмом. Автор анализирует мотивы выбора этой рискованной «профессии» и экономические причины явления, освещает роль государства в поощрении пиратства – от каперов, санкционированных королевой Елизаветой I, до современных разбойников, промышляющих у берегов Африки. Лер дает подробную картину возникновения и развития мирового пиратства: рассказывает об их портах и логовах, о набегах на города и «красивой жизни» флибустьеров, о роботизированных кораблях и передовых стратегиях защиты судов от нападения.

 

Прокофьева О.

Тайны и истории кухни: Стол, посуда, этикет

М.: Кучково поле, 2023

nekch-scaled 1.jpg

Новая книга коллекционера и исследователя Ольги Прокофьевой продолжает ее серию изданий о старинных предметах и посвящено посуде, столовым приборам, правилам сервировки и столовому этикету. Еда – неотъемлемая часть истории и культуры человечества, и изменения в рационе и этикете зачастую лишь отголосок более глубоких процессов в политической, культурной, экономической и даже идеологической сфере. Автор предлагает посмотреть не только на историю предметов, но и на историю через предметы. 

 

Письма и бумаги прибыльщика Алексея Курбатова (1700–1720-е годы)

Сост. и науч. ред. Д. Серов, И. Федюкин, А. Видничук, А. Жуковская

М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2023

69557914 1.jpg

В книге впервые собраны вместе документы Алексея Курбатова (1663–1721) – самого яркого из прибыльщиков петровского времени, бывшего боярского слуги, который управлял Архангельской губернией и закончил жизнь под следствием. Издание включает письма Курбатова, его проекты реформ, материалы следственного дела и другие бумаги, многие из которых публикуются впервые. 

 

Дмитриева Е.Е. 

Второй том «Мертвых душ»: Замыслы и домыслы

М.: Новое литературное обозрение, 2023

Ad11IdCDEgU.jpg

Сожженный второй и так и не написанный третий тома поэмы Николая Гоголя (1809–1852) «Мертвые души» – одна из самых загадочных страниц в истории русской литературы. На основе мемуарных и архивных данных доктор филологических наук Екатерина Дмитриева реконструирует это «несостоявшееся» произведение – от возникновения замысла до сожжения поэмы и почти детективного обнаружения ранней редакции пяти глав второго тома спустя полгода после смерти писателя. Автор приводит сведения о предполагаемых источниках продолжения «Мертвых душ», а также о восстановлении утраченных глав, ставшем возможным благодаря воспоминаниям современников, слушавших чтение Гоголем второй части. Рассказывается также о мистификациях и стилизациях, появлению которых способствовало исчезновение гоголевской рукописи. 

 

Дударев В.С.

Бисмарк и Россия во время объединения Германии. 1863–1871 гг.

СПб.: Алетейя, 2023

69899551.jpg

В монографии доктора исторических наук Василия Дударева вниманию читателя предлагается анализ российского направления внешней политики Отто фон Бисмарка (1815–1898) накануне и в годы объединения Германии – одного из ключевых этапов немецкой истории XIX века. Работа охватывает 20-летний период европейской истории – с 1851 года, когда Бисмарк был назначен на свой первый дипломатический пост во Франкфурте, по 1871 год, когда была провозглашена Германская империя. Исследование проведено на основе анализа широкого круга хранящихся в архивах Германии и России документов, периодических печатных изданий того времени, источников личного происхождения.

 

Сенченко И.П.

Российская империя и Абиссиния (Эфиопия). Архивы истории

СПб.: Алетейя, 2023

69897868.jpg

В книге читатель найдет яркую подборку не публиковавшихся ранее документов из «абиссинского досье» Архива внешней политики Российской империи, повествующих о политико-дипломатических и торгово-коммерческих связях России с Абиссинией и об отношениях Русской православной и абиссинской христианской церкви. В издании собраны воспоминания и походные дневники русских исследователей-первооткрывателей Абиссинии, с содержащимися в них сказаниями и преданиями абиссинцев, описанием их обычаев, традиций и нравов. Обширный исторический и этнографический материал помогает по-новому взглянуть на эту древнюю страну.

 

Балканская распря: распад Балканского союза и Межсоюзническая война 1913 г. в зеркале русской прессы

СПб.: Нестор-История, 2023

1____.jpg

Осенью 1912 года началась Первая балканская война: Болгария, Сербия, Греция и Черногория совместно выступили против Османской империи и нанесли ей поражение. Однако вмешательство внешних игроков, прежде всего Австро-Венгрии, и нерешенные вопросы территориального размежевания на Балканах довольно быстро спровоцировали конфликт среди союзников, вылившийся во Вторую, Межсоюзническую, балканскую войну летом 1913-го. Книга представляет собой републикацию статей из российских газет разных политических направлений за 1912–1913 годы, посвященных распаду Балканского союза и войне между его участниками за раздел отвоеванных у турок македонских земель. Магистральными темами являются поиск правых и неправых в споре о Македонии, ужас от братоубийственной войны и разочарование в славянской идее.

 

Кларк К.

Сомнамбулы: Как Европа пришла к войне в 1914 году

М.: Издательство Института Гайдара, 2023

somnambuly.jpg

Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает новый взгляд на Первую мировую войну, сосредоточивая внимание не на событиях, разворачивавшихся на полях сражений, а на тех отношениях между странами, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает путь к войне, подробно рассматривая, как принимались ключевые решения в Вене, Берлине, Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и Белграде, и обращается к предшествующей истории, приведшей к событиям 1914 года, взаимному непониманию и непреднамеренным сигналам, всего за несколько недель вызвавшим полномасштабный мировой кризис.

 

Барышников В.Н. 

Финская война

М.: Кучково поле, 2023

2987622-1.jpg

В монографии доктора исторических наук Владимира Барышникова на основе российских и зарубежных источников рассматриваются ключевые события, касающиеся причин и хода Советско-финляндской войны 1939–1940 годов. Наряду с боевыми действиями в работе особое место занимает исследование проблем политического противостояния по «финляндскому вопросу» СССР и стран Запада перед войной, а также значение военной, экономической и политической поддержки, которую Финляндия получала в 1939–1940 годы со стороны Великобритании, Франции, Швеции, США и Германии.

 

3 ноября – 28 февраля 2024 года

Луганский рабочий, последний житель Кремля. Памяти маршала К.Е. Ворошилова

Музеи Московского Кремля, Оружейная палата

Москва, Кремлевская набережная, 1, с. 3

znachok 1.jpg

Выставка посвящена известному политическому и военному деятелю Советского Союза – Клименту Ворошилову (1881–1969). Пройдя путь от луганского рабочего до председателя Президиума Верховного Совета СССР, он еще при жизни стал символом эпохи. Ему посвящали песни и литературные произведения, устанавливали памятники, в честь него называли города и военную технику. Экспозиция в Московском Кремле, на территории которого вплоть до 1962 года проживал Ворошилов, включает принадлежавшие ему ордена и награды, личные вещи из его кабинетов, редкие фотографии, маршальский мундир 1940-х годов. Выставка раскрывает образ Ворошилова в советском официальном искусстве и освещает отношения Климента Ефремовича с творческой интеллигенцией того периода. 

 

31 октября – 28 января 2024 года

Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту – Харминуя – Армина

ГМИИ имени А.С. Пушкина

Москва, улица Волхонка, 12

20680_5 1.jpg

Выставка посвящена богатой культурной истории древней Армении и демонстрирует особый взгляд на истоки ее искусства – наследие государства Урарту (IX–VII века до н. э.). Посетители увидят артефакты с самых первых раскопок, проведенных еще во времена императорской России, фрагменты монументальной росписи дворцов и храмов древнего царства Урарту, а также уникальные экспонаты из коллекции музея Эребуни, большая часть которых не участвовала в выставках за пределами Армении. Экспозиция состоит из четырех разделов, три из которых посвящены разным этапам развития истории и культуры этого региона, а заключительный – изучению культуры Урарту в Пушкинском музее.

 

14 ноября – 4 февраля 2024 года

Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков

ГМИИ имени А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Москва, улица Волхонка, 14

spain82 1.jpg

Выставка, созданная при поддержке ПАО «Транснефть», посвящена проявлению «испанской темы» в русской культуре – от изобразительного искусства, театра и литературы до кинематографа. Экспозиция дает возможность проследить, как складывался русский «миф об Испании». Начало ему положили воображаемые поэтические путешествия Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а благодаря путевым заметкам, жанровым картинам русских художников-пенсионеров и графическим травелогам Василия Поленова, Максимилиана Волошина и других этот миф обрел плоть и кровь. В семи разделах выставки представлены живопись, станковая оригинальная и тиражная графика, фотография, фрагменты кинофильмов и архивных видеоматериалов, мультимедиапроизведения, вдохновленные Испанией и ее историко-художественным наследием. 

 

21 ноября – 12 мая 2024 года

Дети Великой Отечественной

Новая Третьяковка

Москва, улица Крымский Вал, 10

a9eexrsbziswnginp7b7vvm0xtdnx6ca.png

Выставочный проект приурочен ко Всемирному дню ребенка, который отмечается 20 ноября. В 1954 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла решение выделить этот день календаря в знак особого значения, которое придается обеспечению благополучия детей во всем мире. В состав выставки вошли живописные, скульптурные и графические произведения мастеров отечественного искусства, где в фокусе внимания – дети войны. Не знавшие счастливого детства, рано повзрослевшие, но невероятно стойкие, пережившие голод, смерть близких, взвалившие на себя непосильный труд в тылу. В экспозиции демонстрируются такие знаменитые живописные произведения, как «Фашист пролетел» Аркадия Пластова и «Мать» Бориса Неменского, скульптуры Евгения Вучетича и работы многих других авторов XX века. 

 

18 ноября – 18 февраля 2024 года

Формулы Андреа Мантеньи. Североитальянская графика и возрождение Античности

Государственный Эрмитаж, Двенадцатиколонный зал

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2

i_1f 1.jpg

В экспозиции представлено более 250 памятников гравюры и рисунка, скульптуры и декоративно-прикладного искусства (резных камней, керамики, фрагментов доспехов). В центре внимания – семь собственноручных гравюр Андреа Мантеньи (ок. 1431–1506), одного из самых важных мастеров Раннего Возрождения. Это листы «Положение во гроб», «Христос между святыми Андреем и Лонгином», две половины «Битвы морских божеств», «Богоматерь с младенцем» и парные гравюры «Вакханалия с Силеном» и «Вакханалия с винной бочкой». Основная задача выставки – проследить ход мысли мастера, показать античные и средневековые прототипы его образов, а также продемонстрировать, как распространялись и видоизменялись в произведениях учеников и подражателей пластические формулы человеческих эмоций, найденные Мантеньей.

 

27 октября – 28 января 2024 года

Сергей Рахманинов: «Я – русский композитор»

Новая Третьяковка

Москва, улица Крымский Вал, 10

lorpwyo0jn0zls85w8qvf5ciiqm3det0 1.jpg

Выставочный проект приурочен к 150-летию со дня рождения выдающегося русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова (1873–1943). Он призван создать эмоциональную атмосферу и предоставить возможность посетителям погрузиться в тот мир, который вдохновлял творца. Но больше всего о композиторе говорит его музыка, она в залах экспозиции слышна повсюду. Среди наиболее ярких экспонатов – рукописи знаменитого Второго фортепианного концерта, Вокализа и других произведений, а также живописные полотна Ильи Репина, Аполлинария Васнецова, Константина Коровина, Арнольда Бёклина, Василия Кандинского, Алексея Саврасова, Архипа Куинджи и уникальные фрески из Новгородского музея-заповедника. 

Варвара Рудакова