Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Донжуан из НКВД

№108 декабрь 2023

На суде над Берией в его адрес прозвучали обвинения в насилии над женщинами и сексуальных извращениях, не смолкающие до сих пор. Можно ли им доверять?

 

Конечно, суд был закрытым, а в кратком сообщении для прессы говорилось только о «глубоком моральном разложении» экс-министра. Но по стране пошли гулять слухи. Утверждалось, что Берия во время поездок на персональном автомобиле по Москве высматривал симпатичных женщин и девушек. По его приказу охрана их выслеживала, заманивала в машину или силой увозила к нему домой. После непременного насилия несчастных убивали и замуровывали в подвале особняка на Малой Никитской. В 1990-е годы сенсация как будто подтвердилась: там нашли человеческие кости. Но археологи быстро внесли ясность: дом, как оказалось, был возведен на погосте снесенной церкви.

00.jpg
Лаврентий Берия на авиационном параде в Тушино. Август 1946 года

 

«Атрибуты женского туалета»

Приговор по делу Берии, вынесенный (если верить официальной версии) 23 декабря 1953 года, гласил: «Будучи морально разложившимся человеком, Берия сожительствовал с многочисленными женщинами, в том числе связанными с сотрудниками иностранных разведок». На июльском Пленуме ЦК КПСС, проходившем вскоре после ареста Берии, об этом подробнее рассказал секретарь ЦК Николай Шаталин. По его словам, в кабинете экс-министра «обнаружили в больших количествах всевозможные… атрибуты, что ли, женского туалета», а также «многочисленные письма от женщин интимно-пошлого содержания». Далее последовала загадочная фраза: «Нами также обнаружено большое количество предметов мужчины-развратника».

Для большей убедительности Шаталин зачитал показания бывшего начальника личной охраны Берии Рафаэля Саркисова, где речь шла о «специальном списке женщин», с которыми сожительствовал экс-министр, а также о том, что Берия был болен сифилисом. «Вот, товарищи, истинное лицо этого, так сказать, претендента в вожди советского народа», – заявил Шаталин.

С тех пор «донжуанский список» Берии, так и не найденный в материалах следствия, кочует из одного желтого СМИ в другое, все увеличиваясь в размерах. Если Саркисов говорил о более чем 25 упомянутых там женщинах («в нем значится 39 фамилий женщин», как уточнил Шаталин), то перестроечный обличитель Берии Антон Антонов-Овсеенко утверждал: «Судебному присутствию были представлены списки более чем 200 женщин, ставших жертвами сановного развратника». Но и этого оказалось мало: позже число жертв насильника выросло до 700 с лишним.

 

Доводы защиты

Впоследствии родственники пытались защищать Берию, указывая, что он все время проводил или на работе, среди людей, или дома с семьей и вообще был слишком занят, чтобы крутить романы. Позже его вдова Нина и сын Серго выдвинули еще один «неотразимый» аргумент. В 1990 году Нина Теймуразовна говорила в интервью: «Во время войны и после Лаврентий руководил разведкой и контрразведкой. Так вот все эти женщины были работниками разведки, ее агентами и информаторами. И связь с ними поддерживал только Лаврентий. У него была феноменальная память. Все свои служебные связи, в том числе и с этими женщинами, он хранил в своей голове. Но когда этих сотрудниц начали спрашивать о связях с шефом, они, естественно, заявили, что были его любовницами. А что же вы хотели, чтобы они назвали себя стукачками и агентами спецслужбы?»

Эти доводы воспеватели Берии повторяют до сих пор, но им противоречит письмо самой Нины из тюрьмы Никите Хрущеву. В нем говорилось: «…с 1942 года, когда я узнала от него же о его супружеской неверности, я отказалась быть ему женой и жила с 1943 года за городом вначале одна, а затем с семьей своего сына. Я за это время не раз ему предлагала… развестись со мной с тем, чтобы жениться на женщине, которая, может быть, его полюбит и согласится быть его женой». О том же заявлял в показаниях следователю Серго Берия: «В семье отец был замкнут, скуп на слова. По‑видимому, Берия Л.П. догадывался о том, что я осведомлен о его развратном образе жизни, и это несомненно отдаляло его от меня».

О любовных похождениях Берии, начавшихся еще в Грузии, говорил на допросах его давний соратник Сергей Гоглидзе: «В быту в этот период Берия был также распущен, имел многочисленные интимные связи с женщинами. В частности, он поддерживал интимные отношения со своим личным секретарем Вардо Максимелашвили». Вероятно, именно медсестру Вардо, ставшую разведчицей, имела в виду вдова Берии, говоря о его конспиративных встречах. Но она умолчала, что в результате у агентессы родилась дочь, отданная в детдом. По утверждению обвинения, Берия вынуждал своих любовниц делать аборт, что по советским законам было преступлением. И избежать такой участи удавалось немногим.

Валентина Дроздова.jpgзоя федорова.jpgНина Алексеева.jpgТатьяна Окуневская.jpg
Любовницы Берии Валентина Дроздова, Зоя Федорова, Нина Алексеева, Татьяна Окуневская

 

Далеко от нормы

Самую известную из жертв Берии Лялю (Валентину) Дроздову он, по ее словам, заманил в свой особняк при помощи Саркисова и изнасиловал, когда ей было всего 16 лет. В утешение плачущей девочке «старик в пенсне», как она его называла, пробурчал: «Подумаешь, ничего не случилось, а то досталась бы какому-нибудь сопляку, который не оценил бы». Позже Ляля встречалась со «стариком» четыре года, родила от него дочь Этери и только после его ареста написала жалобу в прокуратуру. Связь с несовершеннолетней стала на суде доказательством морального разложения Берии. Как и связь со «шпионкой» – так называли актрису Зою Федорову, осужденную за роман с американским атташе. Другая известная актриса Татьяна Окуневская, также побывавшая в постели Берии, вспоминала об этом с ужасом: «Жаба, гнусная, безобразная, жирная, раздувающаяся. Не отрывает от меня глаз, ползает по кровати, задыхается от счастья завоевателя, зверь, поймавший жертву». А вот одна из последних его любовниц, певица Нина Алексеева, осталась довольна их романом: «Он вел себя со мной очень интеллигентно. Я не услышала от него ни одного грубого слова». Можно поверить и такой версии, что многие женщины сами предлагали себя в любовницы Берии, чтобы решить разные проблемы.

Сам он дал следующие показания: «Я легко сходился с женщинами, имел многочисленные связи, непродолжительные. <…> Были такие случаи, когда, заметив из машины ту или иную женщину, которая мне приглянулась, я посылал Саркисова или Надарая проследить и установить ее адрес, познакомиться с ней и при желании ее доставить ко мне на дом. Таких случаев было немало». Правда, он всячески отрицал, что насиловал кого-то, угрожал (хотя одна из жертв запомнила его фразу: «Хочешь валить лес?») или принуждал к аборту. Но если это и правда, личная жизнь Берии выглядит далекой от нормы даже сегодня, не говоря уже о временах показного пуританства.

Иван Измайлов