Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Эта грязная моська осмелилась соперничать с великаном»

№108 декабрь 2023

Волей партии секретарь ЦК Николай Шаталин оказался главным экспертом по вопросу о моральном разложении Лаврентия Берии.

 

шаталин.jpg
Николай Шаталин

Это выступление стало настоящей сенсацией. На второй день Пленума ЦК КПСС, проходившего со 2 по 7 июля 1953 года и созванного специально для обсуждения вопроса «о преступных действиях Берии», Шаталин поделился со своими соратниками по партии информацией весьма деликатного свойства. Выдвиженец председателя Совета министров СССР Георгия Маленкова (впоследствии тот собирался продвинуть Шаталина на пост главы МГБ), похоже, опирался не только на показания бывших подчиненных Берии, активно спасавших собственную шкуру, но и на слухи, гулявшие в то время по Москве. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы пленума.

 

***   ***    ***

Шаталин. Товарищи, сущность вопроса в докладе товарища Маленкова [«О преступных антипартийных и антигосударственных действиях Берии». – «Историк»] и в выступлениях членов Президиума [ЦК] изложена с предельной ясностью и обстоятельно доказана. Я должен сказать, что операция по пресечению вражеской деятельности Берии и его арест вызвали чувство радостного удовлетворения. И это не случайно. <…> Почему мы так по-большевистски среагировали? Дело заключается в том, что непартийность Берии, стремление противопоставить себя Центральному комитету можно было наблюдать даже издалека (я имею в виду товарищей, которые близко не соприкасались с ним по работе). В чем это выражалось, в чем проявились эти симптомы? Мало кто из секретарей областных комитетов, ЦК компартий союзных республик не испытывал на себе надменности, самонадеянности, наглости и нахальства этого подлеца.

Голоса. Все правильно.

Шаталин. Мы в аппарате Центрального комитета также чувствовали явную ненормальность в отношениях с Министерством внутренних дел, в особенности по работе с кадрами. Берия в последнее время настолько обнаглел, что стал явно обходить по крайней мере аппарат Центрального комитета. Он во многих случаях назначал и смещал людей без решения Центрального комитета. Я – прошу понять меня правильно – пытался роптать, выражая недовольство…

Хрущев. Было это.

Шаталин. Но Никита Сергеевич мне говорил, что в данных условиях проявление недовольства в такой форме – это ни больше ни меньше как махание руками с оставлением их в воздухе. (Смех.) Он говорил о таком замахе, чтобы можно было по-настоящему ударить кулаком по столу. Я, признаться, в то время не совсем понимал эту всю историю. (Смех.) И вот этот мощный удар нанесен по очень ловкому и опасному авантюристу. Выдержка, а когда понадобилось, решительность членов Президиума нашего ЦК сделали свое благородное дело. Он думал взять хитростью, ловкостью, а нашлись люди и хитрее, и умнее. Теперь совершенно ясно, что Берия в преступно карьеристских целях шел на все. <…>

Возьмите поведение Берии в последнее время. Он явно пытался искать известную опору среди секретарей областных комитетов партии. Не на таких нарвался! Воспитанники великого Сталина и ленинско-сталинского Центрального комитета любому проходимцу дадут по рукам, да так, чтобы впредь неповадно было. Здесь Вячеслав Михайлович [Молотов] говорил о том, что после всего происшедшего мы с удовлетворением омыли руки от грязи, от нечисти, которая за это время прилипла к нашему ядру. Но он, видимо, имел в виду политическую сторону вопроса.

Молотов. И ту и другую.

Шаталин. Я считаю необходимым ознакомить членов пленума с фактами, которые характеризуют моральный облик Берии. Президиум Центрального комитета поручал мне в служебном кабинете Берии (в Совете министров) разыскать документы, относящиеся к деятельности бывшего Первого главного управления [занимавшегося атомным проектом. – «Историк»]. Выполняя это задание, просматривая содержимое сейфов и других мест, где могут храниться документы, мы натолкнулись на необычные для служебных кабинетов вещи и предметы. Наряду с документами мы обнаружили в больших количествах всевозможные, как уж их назвать, атрибуты, что ли, женского туалета. Вот выдержки из описи, которые я хочу огласить. Напоминаю, что это обнаружено в служебном кабинете. В описи значатся: дамские спортивные костюмы, дамские кофточки, чулки дамские иностранных фирм – 11 пар, женские комбинации шелковые – 11 пар, дамские шелковые трико – 7 пар, отрезы на дамские платья – 5 отрезов, шелковые дамские косынки, носовые платки иностранных фирм и т. д. – целый список в 29 порядковых номеров. Нами обнаружены многочисленные письма от женщин интимно-пошлого содержания. Нами также обнаружено большое количество предметов мужчины-развратника. Эти вещи ратуют сами за себя, и, как говорится, комментарии излишни.

Тем не менее для большей убедительности этой стороны дела я зачитаю показания некоего Саркисова, на протяжении 18 лет работавшего в охране Берии. Последнее время он был начальником его охраны. Вот что показал этот самый Саркисов: «Мне известны многочисленные связи Берии со всевозможными случайными женщинами. Мне известно, что через некую гражданку С. (разрешите мне фамилии не упоминать) Берия был знаком с подругой С., фамилию которой я не помню. Работала она в Доме моделей. Впоследствии от Абакумова [Виктор Абакумов – министр госбезопасности СССР в 1946–1951 годах. – «Историк»] я слышал, что эта подруга С. была женой военного атташе. Позже, находясь в кабинете Берии, я слышал, как Берия по телефону звонил Абакумову и спрашивал: "Почему до сих пор не посадили эту женщину?" Кроме того, мне известно, что Берия сожительствовал со студенткой Института иностранных языков Майей. Впоследствии она забеременела от Берии и сделала аборт. Сожительствовал Берия также с 18–20-летней девушкой Лялей. От Берии у нее родился ребенок, с которым она сейчас живет на бывшей даче Обручникова. Находясь в Тбилиси, Берия познакомился и сожительствовал с гражданкой М. После сожительства с Берией у М. родился ребенок, которого по указанию Берии я вместе с порученцем Витоновым отвез и сдал в детский дом в г. Москве. Мне также известно, что Берия сожительствовал с некоей Софьей. По предложению Берии через начальника санчасти МВД СССР Волошина ей был сделан аборт. Повторяю, что подобных связей у Берии было очень много. По указанию Берии я вел специальный список женщин, с которыми он сожительствовал. (Смех в зале.) Впоследствии по его предложению я этот список уничтожил. Однако один список я сохранил. В этом списке указаны фамилии, имена, адреса и номера телефонов более 25 таких женщин. Этот список находится на моей квартире в кармане кителя. (Список, о котором говорит Саркисов, обнаружен, в нем значится 39 фамилий женщин. – Ш.) Год или полтора тому назад я совершенно точно узнал, что в результате связей Берии с проститутками он болел сифилисом. Лечил его врач поликлиники МВД Ю.Б., фамилию его я не помню. Саркисов».

Вот, товарищи, истинное лицо этого, так сказать, претендента в вожди советского народа. И эта грязная моська осмелилась соперничать с великаном, с нашей партией, с нашим ЦК. Прошу не понять меня в том смысле, что я недооцениваю возможности этого очень ловкого, вероломного авантюриста и размеров неприятностей, которые он мог принести. Он уже навредил немало. Я хочу сказать, что партия, ЦК справлялись с шавками покрупнее. В момент, когда весь советский народ, вся наша партия как никогда сплочены вокруг Центрального комитета, его Президиума, никому не удастся внести раздор в наши ряды, никому не удастся помешать осуществлению задач, завещанных нам В.И. Лениным и И.В. Сталиным. Очистившись от скверны, выгнав из своих рядов провокатора и авантюриста, не имея теперь помех, которые ему удавалось создавать, под руководством нашего ленинско-сталинского Президиума ЦК мы еще более успешно будем осуществлять строительство коммунистического общества. (Аплодисменты.)

Председательствующий тов. Хрущев. Товарищи, есть предложение объявить перерыв. Не будет возражений? Нет. Объявляется перерыв на 15 минут.

524029.jpg

Раиса Костомарова