Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Ничей современник

№105 сентябрь 2023

Ничей современник

Памятник Федору Достоевскому открыли у стен Оптиной пустыни

Монумент установлен рядом с обителью, посещение которой стало определяющим для духовных и творческих поисков великого русского писателя. Автор композиции народный художник РФ Салават Щербаков изобразил Достоевского с тем самым Евангелием в руках, которое сопровождало прозаика все годы каторги. В основание памятника вмурованы кирпичи от несохранившегося храма в Омске – городе, где Достоевский провел в ссылке несколько лет за участие в кружке петрашевцев. Церемония торжественного открытия прошла в рамках просветительского проекта «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» в Козельске Калужской области и была приурочена к 145-летию первого посещения классиком одной из самых значимых русских обителей. Достоевский отправился в Оптину пустынь в июле 1878 года вместе с философом Владимиром Соловьевым – на сороковой день после внезапной смерти маленького сына Алеши. Писатель тяжело переживал эту трагедию. В пустыни он трижды встречался с преподобным старцем Амвросием. По воспоминаниям жены Достоевского, из Оптиной он вернулся умиротворенным. И вскоре приступил к созданию своего последнего романа «Братья Карамазовы», работу над которым завершил к концу 1880 года – за несколько месяцев до кончины. Персонажа романа старца Зосиму мастер наделил чертами старца Амвросия, с которым беседовал во время посещения Оптиной пустыни.

24wc7dxik2w35owsximnn8obrsfo6ngq.jpg

 

Голова Фарнака

Под Керчью археологи обнаружили часть беломраморной статуи боспорского царя

Исследователи античного городища Артезиан, расположенного рядом с поселком Чистополье в 20 км от Керчи, во время раскопок извлекли мраморную голову – предположительно фрагмент статуи боспорского царя Фарнака, правившего с 63 по 47 год до н. э., сына царя Митридата VI Евпатора. Артефакт относят к I веку до н. э. Фарнак представлен в образе могущественного Зевса – длинноволосым бородатым мужчиной со спокойным и властным выражением лица. Археологи не знают, был запечатлен царь сидя или стоя, они надеются отыскать другие части статуи и выяснить это. Судя по размеру головы, изваяние было примерно в полтора раза выше человеческого роста. Его создал высококлассный мастер в поздней эллинистической традиции из цельного массива белого мрамора с небольшими светло-серыми прожилками. Голову обнаружили в хозяйственной яме между фундаментом храма Зевса Генарха и основанием под мраморный монументальный алтарь. Археологи предполагают, что ее не сбросили туда, а специально положили, вероятно, во время какого-то обряда. Исследователи отмечают, что именно хозяйственные ямы дарят самые интересные и древние находки в Артезиане в последнее время. Городище Артезиан – это древнегреческая колония, вошедшая затем в Боспорское царство, поселение существовало в VI веке до н. э. – IV веке н. э. Раскопками античного городища на востоке Крыма с 1987 года занимается экспедиция Московского государственного педагогического университета.

7SkVM5vTJ54.jpg

 

Печать владыки Спиридона

В Великом Новгороде обнаружен уникальный артефакт эпохи Александра Невского

В ходе археологических раскопок в новгородском Юрьеве монастыре найдена свинцовая вислая печать одного из современников князя Александра Невского – новгородского архиепископа Спиридона (1229–1249). Она стала всего лишь пятой печатью, найденной в Юрьеве монастыре за десять лет археологических исследований. На лицевой стороне редкой для монастырских слоев находки размещена надпись в пять строк с именем Спиридона, на оборотной – изображение Богородицы «Знамение». Композиция отличается свободой построения, изяществом пропорций фигуры Богоматери с воздетыми руками, четкой и уверенной деталировкой одежд, свободой обращения с формой, что заметно по небольшому диску на груди женской фигуры с запечатленным на нем Иисусом Христом Эммануилом с крещатым нимбом. Очевидно, что изображение на щипцах, которыми оттискивалась печать, для оборотной стороны вырезал незаурядный художник, выделяющийся свободным обращением с устойчивым иконографическим типом и любовным отношением к деталям. Раритет обнаружили выше культурного слоя XIII века; археологи объясняют это тем, что на месте находки несколько столетий подряд располагалась одна постройка. Это уже пятая известная печать владыки Спиридона, однако другие печати этого архиепископа по качеству сильно ей проигрывают. Возможно, это обусловлено временем создания матриц: обнаруженный экземпляр мог быть изготовлен еще в последние домонгольские годы, остальные же – в период начала сильного художественного и ремесленного упадка, связанного с военными вторжениями на Русь, полагают сотрудники Новгородского архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН, ведущего раскопки в Юрьеве монастыре.

dreamstime_xl_194392763.jpg

2а copy.png

Варвара Рудакова