Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что почитать и что увидеть в мае?

№101 май 2023

Прокофьева О.

Мир забытых вещей.

Тайны и истории забытых вещей

М.: Кучково поле, 2022

nxu05pftf1dmfgsxbln5x80x815heekp-1.png61h62bvn4bd6f7h38w7nvdzsg3h713ws.png

 

Две книги коллекционера Ольги Прокофьевой рассказывают о забытых человечеством вещах – обыденных в прошлом, но уже незнакомых нам, ныне живущим. Сегодня, например, мало кто знает о таких предметах, как копоушка, косник, карне-де-баль, тремблез, пандора, братина, а когда-то они были неотъемлемой частью повседневной жизни. Некоторые еще можно обнаружить в антикварных лавках и на блошиных рынках, увидеть в собраниях музеев и у дотошных коллекционеров. Но есть и те, что остались лишь на картинах прежних времен.

Читатель познакомится не только с предметами быта, но и с духовным миром прошлого. Вещи, подобно некой второй реальности, сопровождают человека от рождения до смерти: все мы окружаем себя ими – любимыми и дорогими, нужными и не очень. Старинные образцы интересны не только потому, что наделены необычными для нас деталями, функционалом или представляют художественную ценность. Они выступают беспристрастными свидетелями ушедших эпох. Любая мелочь в быту человека способна отразить не только его собственное материальное и социальное положение, но и политическую и экономическую ситуацию в государстве и за его пределами. Повседневные предметы и привычки, с ними связанные, возникают в обществе не случайно: как пишет автор, «даже национальная любовь к кофе или к чаю является исторической памятью о событиях минувших лет». Безусловно, сильнее всего отражаются на бытовой жизни масштабные потрясения – войны, революции, государственные перевороты: в хаосе человек быстро забывает привычное, отказывается от технических и научных достижений, игнорирует моду, в попытке приспособиться к новой реальности забывает даже собственные вкусовые пристрастия. Но и менее трагичные и всепоглощающие события могут влиять на то, что окружает человека. В мире, где историю постоянно пытаются переписать, вещи способны передать нам правдивую информацию о тех временах, когда они создавались и являлись неотъемлемой частью жизни целых слоев общества. 

Автор предприняла попытку систематизировать достоверную информацию о забытых предметах. Основой для этого стали архивные документы, старинные каталоги, картины, фотографии и множество других источников. Читатели узнают, как выглядели и как использовались вещи, упоминаемые на страницах любимых книг. Откроют для себя предметы, изображения которых много раз видели на картинах, однако даже не подозревали об их назначении. Познакомятся с приспособлениями, чьи названия и внешний вид ничего не говорят современному человеку, но без которых не могли обойтись наши предки. А кроме того, проследят предысторию привычных нам вещей, которые и теперь есть почти у каждого в доме.

 

Щеглов А.П. 

Представления о природе зла в Древней Руси

СПб.: Алетейя, 2023

2969717.jpg

 

Доктор философских наук Андрей Щеглов рассматривает одну из самых сложных богословских и философских проблем – существование зла и несовершенства в мире. Человеческие грезы о справедливости и обретении смысла жизни во все исторические эпохи выражались в стремлении понять и правильно оценить неизбежное присутствие зла в окружающей действительности. Что есть зло, какова его природа, каково его философское или теологическое определение? Ответив на эти вопросы, можно отчетливее понять, где родовые истоки зла, а где зло – просто случайное бедствие. При исследовании природы зла автор обращается к богатейшему культурному наследию Древней Руси. 

 

Золотарев В.А., Миренков А.И. 

Русские имена на планете Земля

М.: Кучково поле, 2022

4ttie4y7sa0cs02ug5nut1vse1ugn6rl.jpg

 

История появления русских имен на карте Мирового океана давно привлекает внимание исследователей. Так уж вышло, что на долю российских землепроходцев и мореплавателей выпала задача в первую очередь открывать и изучать огромные евразийские пространства и акватории прилегающих к ним северных морей, азиатского и американского тихоокеанских побережий. Обуреваемые страстью к познанию неизведанного, люди большой, часто драматической и даже трагической судьбы с упорством в достижении цели и презрением к опасностям шли дальше и дальше на север, Дальний Восток, в океан, степь и пустыню, отображая на картах и лоциях все более или менее значимое и заметное как на территории России, так и на сопредельных и относящихся к зонам ее национальных интересов пространствах земли и Мирового океана.

 

Кириллина Л.В.

Бетховен и русские меценаты

М.: Бослен, 2022

cover.jpg

 

В монографии доктора искусствоведения Ларисы Кириллиной рассматриваются взаимоотношения Людвига ван Бетховена (1770–1827) с его почитателями и меценатами из России. Среди них – многочисленные иностранцы на русской службе, а также выдающийся дипломат граф Алексей Разумовский, князь и одаренный виолончелист Николай Голицын и августейшая чета – император Александр I и императрица Елизавета Алексеевна. Книга основана на архивных документах, многие из которых публикуются впервые. Прежде всего она о конкретных людях, через личности и судьбы которых высвечиваются исторические события и художественные явления. 

 

Керженцев Б.Ю.

Крепостное право в России: как это было. История, факты, свидетельства современников

СПб.: Нестор-История, 2022

24136.jpg

 

Работа кандидата исторических наук Бориса Керженцева посвящена одному из ключевых вопросов отечественной истории. Впервые собраны редкие материалы, прежде всего воспоминания современников (как помещиков, так и бывших крепостных), а также фрагменты документальных исследований и полицейских донесений. Вместе они формируют полное и объективное представление об эпохе, оказавшей решающее влияние на все сферы жизни страны и народа. Основные положения монографии опровергают устоявшиеся стереотипы и позволяют по-новому взглянуть на проблему возникновения и развития крепостничества в России.

 

Кочукова О.В., Кочуков С.А.

Смех как оружие. Русско-турецкая война 1877–1878 годов в российской и европейской сатирической печати

М.: Политическая энциклопедия, 2022

smehkakoruzhie-280x420.jpg

 

В книге исследуется журнальная сатирическая печать периода Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В центре внимания – информационное противостояние великих держав из-за балканского вектора внешней политики России, развернувшееся на страницах российской и европейской прессы. Авторы показывают, каким образом «оружие смеха» использовалось в пропаганде внешнеполитических целей государств, имевших собственные, часто противоположные интересы в «восточном вопросе», а также объясняют причины, по которым российской сатирической печати удавалось добиваться успеха в «журнальных войнах» за общественное мнение.

 

Аксенов В.

Война патриотизмов. Пропаганда и массовые настроения в России периода крушения империи

М.: Новое литературное обозрение, 2023

68994616.jpg

 

Что такое патриотизм – эмоция или идеология? Если это чувство, то что составляет его основу – любовь или ненависть, гордость или стыд? Если идеология, то какова она – консервативная или революционная; на поддержку кого или чего она ориентирована – власти, нации, класса, государства или общества? Доктор исторических наук Владислав Аксенов на обширном материале XIX – начала XX века анализирует идейные дискуссии и эмоциональные регистры разных социальных групп, развязавших «войну патриотизмов» в попытках присвоить себе Отечество. Автор показывает цикличность патриотических дебатов и кризисы, к которым они приводят.

 

Воспоминания с Ближнего Востока 1917–1918 годов

Сост. В. Баумгарт, В.С. Мирзеханов, Л.В. Ланник

М.: Новое литературное обозрение, 2023

7pfMHhkUANU.jpg

 

История Первой мировой войны бесконечно сложна и запутанна, поэтому до сих пор многие ее факты и обстоятельства неизвестны. Мемуары офицера германского Генерального штаба Эрнста Параквина (Паракена), прежде не публиковавшиеся ни в оригинале, ни в переводе, – ценное свидетельство о событиях на Ближнем Востоке и в Закавказье, а также о последних месяцах существования Османской империи и трагическом национально-государственном размежевании после распада державы Романовых. Воспоминания охватывают 1917–1918 годы – время участия Параквина в военных кампаниях в Месопотамии и на Кавказе. Автор осмысливает драматические политические процессы, которые разворачивались на периферийных площадках театра Первой мировой войны.

 

Скоробогачева Е.А.

Виктор Васнецов: Свеча жизни

М.: Молодая гвардия, 2023

i777969.jpg

 

Виктор Васнецов (1848–1926) – историко-религиозный живописец, иконописец, график, архитектор, театральный художник, коллекционер. Творческая многогранность, обращение к национальным корням прославили его во всем мире как многоликого певца Древней Руси. Круг его общения составляли император Николай II и великий князь Сергей Александрович, Павел Третьяков и Савва Мамонтов, Павел Чистяков и Илья Репин, Федор Шаляпин и Михаил Нестеров. Яркость таланта сочеталась в нем с исключительной скромностью. Живя в Петербурге и Москве, он оставался все тем же вятичем, сыном сельского священника, всегда предпочитавшим официальным церемониям и многоречивым собраниям семейный круг и тишину мастерской. 

 

Хавкин Б.Л. 

Нацизм. Третий рейх. Сопротивление

М.: Товарищество научных изданий КМК, 2023

0000000923_00.jpg

 

В своей новой работе доктор исторических наук, профессор Историко-архивного института РГГУ Борис Хавкин продолжает рассказ об истории Третьего рейха и антигитлеровского Сопротивления, начатый им в предыдущих книгах. Многие сюжеты, вошедшие в монографию, увидели свет на страницах журналов и других изданий, некоторые главы публикуются впервые. Книга написана профессионалом, который знает и любит историю, – это и научное исследование, и увлекательный рассказ. Читателей ждут драматические и детективные сюжеты, которые никого не оставят равнодушными. 

 

ВЫСТАВКИ

 

26 апреля – 31 мая

Евгений Халдей. Эпоха в кадрах

Государственный исторический музей

Москва, площадь Революции, 2/3

IF_XX_nv_102_7_1.jpg

 

Выставка посвящена творчеству легендарного советского фотографа Евгения Халдея (1917–1997). Это самая масштабная и полная ретроспектива мастера. Мультимедийная экспозиция включает порядка 400 работ Халдея разных лет, из которых около 70 – кадры из исторического фонда фотографий ТАСС. Наряду с хорошо известными и даже знаменитыми изображениями зрители впервые увидят ранее не публиковавшиеся снимки, а также отпечатки с негативов из семейного архива Халдея, которые раскрывают личность фотографа. В мультимедийной части выставочного проекта особое внимание уделено творческому методу и авторскому стилю Евгения Халдея. В пространстве Государственного исторического музея элементы дополненной реальности совмещены с оригинальными фотографиями, напечатанными самим Халдеем. На выставке представлены подлинные предметы, принадлежавшие мастеру: его фототехника, личный дневник, семейные реликвии, служебные документы, бывшие под грифом «секретно». Многие экспонаты сопровождаются подлинными историческими аудиозаписями, такими как стенограмма Нюрнбергского процесса.

I_XII_5622_1.jpg

 

12 мая – 31 июля

Казачья гвардия – гордость Российской империи

Государственный исторический музей

Москва, Красная площадь, 1

3.png

 

Выставка, предваряющая открытие Центрального музея российского казачества, рассказывает о 130-летней истории службы казаков в составе императорской гвардии, об участии казачьих гвардейских полков в войнах России XIX и начала XX века, о службе в составе казачьих частей гвардии представителей династии Романовых. Среди уникальных предметов посетители увидят принадлежавшие российским императорам и наследникам престола комплекты униформы и мундиры. На основе документального материала и знаков российских и иностранных орденов можно будет проследить боевой путь казачьих гвардейских частей от Отечественной войны 1812 года до Первой мировой войны. 

 

3 марта – 18 июня

Бухарские евреи: на перекрестке цивилизации

Еврейский музей и центр толерантности

Москва, улица Образцова, 11

KP_1592.jpg

 

Как особый субэтнос бухарские евреи сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств – Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. На выставке представлено около 200 экспонатов – это образцы народного искусства и предметы быта, ритуальные принадлежности, уникальные исторические документы и фотографии. 

 

18 апреля – 20 августа

После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством

ГМИИ имени А.С. Пушкина, Галерея искусств стран Европы и Америки

Москва, улица Волхонка, 14

OTSAKkorSCM.jpg

 

Выставка раскрывает механизмы взаимодействия русского искусства и художественных течений Западной Европы в период становления авангарда. Она показывает, как российские художники перешли от подражания отдельным аспектам и техническим приемам искусства Франции к свободному творческому мышлению, позволившему им изобрести такие художественные течения, как неопримитивизм, абстракционизм и др. Уделено внимание роли пуантилизма в живописи начала XX века: через него открывали для себя импрессионизм, в частности, Наталия Гончарова и Роберт Фальк. Замыкают экспозицию «русские ответы» на вызовы импрессионистической художественной революции – произведения Казимира Малевича, Василия Кандинского, Павла Филонова, Владимира Татлина, которые знаменовали радикальный выход за пределы традиции.

 

31 марта – 4 июня

Эллинские мудрецы

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Москва, Андроньевская площадь, 10

yfspekvzl5v8h6ceasgkt79x2o66ord3.jpg

 

В средневековом искусстве Византии и Западной Европы прослеживается особая тема – изображение античных мудрецов, предвозвещающих о Христе наряду с библейскими пророками. Мудрость, данная язычникам до пришествия Христа, также рассматривалась как часть божественного откровения. В XVI веке этот сюжет получил широкое распространение на Руси в убранстве соборов Московского Кремля. В Петровскую эпоху образы мудрецов стали включать в иконостасы под иконами местного ряда. На выставке представлены три редких образа эллинских мудрецов начала XVIII столетия: римского поэта Вергилия, античного бога-олимпийца Зевса, названного по-славянски Дием, и афинского правителя Солона.

Варвара Рудакова