События мая
№101 май 2023
375 лет назад
Двойной удар по шляхте
Богдан Хмельницкий поднял восстание против польских угнетателей
В первой половине ХVII столетия население Малороссии, входившей в состав Речи Посполитой, испытывало тройной – социальный, национальный и религиозный – гнет. И хотя православный народ, который католическая шляхта считала «хлопами», регулярно поднимал восстания, поляки подавляли их с бесчеловечной жестокостью. В 1638 году в этом краю наступило непривычное десятилетнее затишье, которое власти Речи Посполитой назвали «золотым покоем». Им было невдомек, что тишина, опустившаяся на малороссийские хутора и села, окажется предгрозовой.
Гром грянул весной 1648 года, когда в авангарде антипольской борьбы выступило запорожское войско под предводительством недавно избранного гетмана Богдана Хмельницкого. Перед тем как двинуться на поляков, он побывал в Крыму, где нашел общий язык с ханом Ислам-Гиреем, у которого с поляками имелись свои счеты. Вскоре хан прислал на помощь гетману отряд мурзы Тугай-бея.
Первый бой с авангардом польских войск состоялся 5–6 (15–16) мая 1648 года под Желтыми Водами и завершился победой запорожцев и крымских татар. Десять дней спустя в двухдневном сражении они разбили главные силы противника. Когда известия о поражениях дошли до польского киевского воеводы Криштофа Тышкевича, он написал в Варшаву: «Теперь каждый крестьянин – наш враг, каждое селение, каждый город мы должны считать вражеским отрядом».
В своем выводе Тышкевич не ошибся. Исстрадавшийся народ, сплотившись вокруг гетмана, взялся за оружие, что привело к массовому бегству шляхты. Со временем восстание запорожцев переросло в национально-освободительную борьбу православных жителей Малороссии против польских угнетателей, завершившуюся воссоединением с Россией.
Въезд Богдана Хмельницкого в Киев в 1649 году. Худ. Н.И. Ивасюк. 1913 год
320 лет назад
«Здесь будет город заложен»
Основан Санкт-Петербург
В начале 1703 года Петр I отвоевал у шведов Ингерманландию. Царю понравился этот болотистый край, а в особенности – Заячий остров, расположенный неподалеку от устья Невы, с которого в военное время можно было держать под прицелом вражеские корабли. В этом месте он и приказал построить «дерево-земляную» крепость, получившую название Санкт-Питер-Бурх – в честь апостола Петра, небесного покровителя русского государя. Случилось это 16 (27) мая 1703 года, в день Святой Троицы. Неподалеку от цитадели срубили небольшой домик для царя, выкрашенный под кирпич – на голландский манер (скромная изба сохранилась до нашего времени, правда, ее облачили в каменный футляр). Вскоре крепость получила новое наименование – Петропавловская, а город, возникший вокруг нее, стали называть Санкт-Петербургом.
Петр считал, что России необходим мощный форпост на северо-западе, настоящий европейский город с правильно прочерченными проспектами и площадями, торговый и политический центр. Разработку градостроительного плана поручили французскому зодчему Жан-Батисту Леблону, назначенному генерал-архитектором Санкт-Петербурга. Но фактически будущую столицу возводили по чертежам Петра. Вскоре началось масштабное каменное строительство. Напротив Петропавловской крепости сооружали Адмиралтейство, на соседнем Березовом острове (ныне Петроградская сторона) поднимались усадьбы аристократов, переселившихся поближе к своему самодержцу. В 1713 году на берега Невы переехал Правительствующий сенат, и город Петра на 205 лет превратился в официальную столицу Российской империи. Прошли десятилетия после основания Петербурга, и, отстроенный в камне, он стал одним из красивейших в Европе, заслужив поэтическое прозвание – Северная Пальмира. Таковым остается и в наше время.
Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга. Худ. А.Г. Венецианов. 1838 год
220 лет назад
Обитель помощи
В Москве учрежден Странноприимный дом – будущий НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского
Граф Николай Шереметев задумал открыть в Москве богадельню для своих бывших крепостных и других нуждающихся еще в екатерининские времена. Началось строительство по образцу городской усадьбы. Но после смерти любимой жены, бывшей крепостной актрисы Полины Ковалевой-Жемчуговой, Шереметев решил превратить почти законченный дом в достойный памятник супруге. Он пригласил друга семьи, известного итальянского архитектора Джакомо Кваренги, который практически полностью изменил облик и масштаб здания.
Шереметев обратился к императору Александру I с просьбой оказать государственную поддержку своему благотворительному начинанию. Самодержец одобрил учреждение Странноприимного дома и 21 апреля (3 мая) 1803 года издал именной указ, в котором распорядился освободить заведение от повинностей, обеспечить его караулом, а также обязал московское Дворянское собрание оказывать ему содействие.
Шереметев четко регламентировал работу организации. Проект финансировался из доходов от продажи трех домов графа и от принадлежавшего ему села Молодой Туд. Сферы благотворительности дома распространялись далеко за пределы его стен: в обязанности учреждения входило и обеспечение приданым невест-сирот, и выкуп разорившихся москвичей из долговых тюрем. За сто лет помощь от наследников Шереметева получили свыше 2 млн человек. После революции Странноприимный дом стал городской больницей, на базе которой в 1923 году открылся Институт неотложной помощи имени Николая Склифосовского.
Вид Сухаревой башни и Странноприимного дома графа Шереметева. Худ. А. Афанасьев. 1825 год
150 лет назад
Свет инженера Лодыгина
В Санкт-Петербурге зажглись первые электрические фонари
Поворотное событие в жизни столицы Российской империи произошло вечером 8 (20) мая 1873 года. В этот исторический день при большом стечении народа на тихой окраинной Одесской улице зажглись восемь фонарей с лампами новой конструкции, заменившими керосиновые горелки. Некоторые из присутствовавших тут же развернули специально принесенные газеты, чтобы выяснить, на каком расстоянии от источника света их можно читать. Результат не разочаровал, и раздались аплодисменты. Так начиналась эпоха уличных электрических фонарей.
Свое яркое изобретение публике продемонстрировал уроженец Тамбовской губернии, потомственный дворянин и отставной офицер Александр Лодыгин. Его лампа представляла собой стеклянную колбу с двумя электродами и элементом накаливания, закрепленным между ними. Русский изобретатель первым в мире догадался выкачать из колбы воздух и поместить туда угольный стержень, который накалялся под действием тока. В 1874 году пионер уличного электрического освещения получил на свое изобретение российскую «привилегию» за номером 1619. Тогда же Петербургская академия наук присудила Лодыгину Ломоносовскую премию. К этому времени великий электротехник получил патенты в Великобритании, Австро-Венгрии, Италии, Бельгии, Франции, Испании, Португалии, Швеции и еще нескольких государствах. Свою заявку изобретатель отправил и в Соединенные Штаты, но не заплатил пошлину и патента не удостоился. Примечательно, что вскоре за океаном у Лодыгина появился конкурент – Томас Эдисон…
В 1884 году Лодыгин принял участие в Венской электротехнической выставке, где его лампы произвели фурор. Вскоре после этого выдающийся ученый-экспериментатор был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени.
Подлинный экземпляр электрической лампы накаливания Александра Лодыгина из коллекции Политехнического музея
75 лет назад
Матч века
Михаил Ботвинник стал первым советским чемпионом мира
После смерти русского эмигранта Александра Алехина – чемпиона мира, который ушел из жизни непобежденным, – трон короля шахмат два года оставался вакантным. В начале 1948-го Международная шахматная федерация приняла, пожалуй, самое мудрое решение – провести матч-турнир, в котором впервые в истории пять сильнейших гроссмейстеров того времени выявили бы лучшего из лучших. Каждому предстояло сыграть с каждым по пять раз. Первые два круга проводились в Нидерландах, в Гааге, еще три – в Москве. В когорту лучших пробились советские шахматисты – Михаил Ботвинник, Василий Смыслов и Пауль Керес, представитель Нидерландов Макс Эйве и американец Самуэль Решевский, которого особенно «побаивались» многочисленные любители древней игры в СССР.
Но Ботвинник – фаворит состязаний – мощно провел зарубежную часть турнира, буквально сметая с пути маститых соперников. Он набрал шесть очков из восьми возможных. Решевский отставал на полтора очка. В середине апреля матч переехал в Москву. На родине блистательную форму продемонстрировал молодой советский шахматист Смыслов, вышедший на почетное второе место. Однако победа Ботвинника сомнений не вызывала. 9 мая 1948 года он стал недостижим для конкурентов, а 18 мая турнир завершился, и Ботвинника провозгласили чемпионом мира.
В условиях холодной войны в Советском Союзе эту победу воспринимали как веское доказательство преимуществ социалистического строя. Сам чемпион в первом интервью после победы вполне в духе той эпохи заявил: «Это торжество советского шахматного искусства, это победа советских патриотов, воспитанных и взлелеянных нашей великой партией Ленина – Сталина». Но главное, Ботвинник действительно был в то время сильнейшим. Великий шахматный маэстро, он полтора десятилетия сохранял звание чемпиона мира и стал образцом для миллионов поклонников самой интеллектуальной игры.
Награждение гроссмейстера Михаила Ботвинника лавровым венком чемпиона мира по шахматам. 1961 год
5 лет назад
Трасса будущего
Открылось движение по Крымскому мосту
Проекты мостов через Керченский пролив разрабатывались со времен Николая II. Однако возвести фундаментальную конструкцию, которая соединила бы Крым с Черноморским побережьем Кавказа, не удавалось. В Великую Отечественную, в 1943–1945 годах, действовали временные мосты от Керченского до Таманского полуострова. Но с 1945 года и до недавних пор Крым с Большой землей связывал только узкий Перекопский перешеек.
Ситуация изменилась после возвращения Крыма в родную гавань. За Перекопом – территория, которую контролировала киевская власть, пытавшаяся лишить полуостров снабжения и коммуникаций. Сообщение с Россией осуществлялось при помощи паромной переправы, авиации и флота, но этого не хватало. 19 марта 2014 года президент Владимир Путин поставил задачу построить «и автомобильный и железнодорожный мост» через Керченский пролив. Проект подготовил коллектив петербургских инженеров во главе с Леонидом Беляевым. Работать пришлось в сложнейших погодных, геологических и сейсмических условиях, но возвести автодорожную часть моста удалось за рекордные 35 месяцев – на полгода раньше установленного срока.
Уникальный мост строила вся страна во главе с генеральным подрядчиком – компанией «Стройгазмонтаж». В Воронеже выпускали судоходные арки, а в Санкт-Петербурге моделировали процесс их установки. В Севастополе создавали плавучие опоры моста, а в Москве – систему мониторинга конструкций. На объекте трудились сварщики и монтажники с опытом работы на строительстве олимпийских комплексов Сочи.
Мост состоит из двух параллельных линий – автомобильной и железнодорожной. Его общая протяженность – 19 км. Ничего подобного ни в нашей стране, ни в Европе никогда не строили. Гарантийный срок конструкции при должном обслуживании – более 100 лет.
15 мая 2018 года президент России за рулем КамАЗа во главе колонны грузовиков открыл регулярное автомобильное движение по Крымскому мосту. В тот же день в Крым последовали стройматериалы, продовольствие, горючее. Мост стал для Крыма дорогой в будущее, о нем мечтали несколько поколений жителей полуострова. А для всей России – символом возрождения страны, для которой не существует нерешаемых задач.
Крымский мост. 2019 год
Журнал «Историк»