Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Прирастать Сибирью»

№101 май 2023

К тридцатилетию ПАО «Транснефть» – давнего и верного партнера журнала «Историк» – мы продолжаем публикацию цикла материалов по истории российского трубопроводного транспорта нефти

logo_TN_g_color_RUS.png

 

Прокладывая топливные пути в Сибири, строители вынуждены были преодолевать своенравную стихию – великие реки, непроходимую тайгу, вечную мерзлоту. Многое приходилось делать вручную, на пределе человеческих возможностей, без электроники, мощных машин и надежных средств связи. Но трубопроводчики неуклонно шли к своей цели, подчас осваивая территории, где прежде не ступала нога человека. 

 

Башкирия – Сибирь

В начале 1960-х прокладку сибирских магистральных нефтепроводов включили в перечень особо важных строек страны, который был разработан в Госплане и утвержден в Совете министров СССР. Это означало поддержку на правительственном уровне. Но далеко не все получалось на ура. Подчас сама природа ставила перед строителями задачи, которые считались неразрешимыми. И каждый день – звонки из областных центров с напоминанием о сроках. А областных начальников, в свою очередь, поторапливали московские «патроны». 

Важнейшим объектом тех лет стала трасса Туймазы – Ангарск с шестью перекачивающими станциями. Трубопроводчики прокладывали для башкирской нефти путь в Восточную Сибирь. Чтобы осуществить этот план, потребовалось пересечь Белую, затем Иртыш, Обь, Томь, Енисей, Кан, Бирюсу, Ию и снова Белую, только уже сибирскую, впадающую в Ангару, – всего 20 крупных и десятки мелких рек. Особенно неприступным показал себя своенравный и бурный Китой со множеством горных притоков. Изучив его неровное дно, проектировщики пришли к выводу, что протянуть по нему трубопровод почти невозможно. Предлагалось пустить нитку поверху, с нарушением технологических инструкций. Однако водолазный отряд Сергея Манько продемонстрировал чудеса, выправляя донный рельеф с помощью взрывчатки, – и трубы удалось аккуратно и надежно уложить в траншею. От Туймазов до Ангарска специалисты сварили около 300 тыс. стыков, а самыми сложными, как это часто бывает, оказались последние дни перед пуском. Впервые в практике возведения магистралей трасса пролегала через городские кварталы, преодолевая трамвайные линии, автодороги, парки, насыпи, различные коммуникации. Бригада Якова Адамшина, используя машины горизонтального бурения, ювелирно прокладывала траншеи и монтировала трубы на людных улицах. 16 переходов под автотрассами стали заключительным аккордом в строительстве трубопровода, с которого ведется отсчет истории нефтяного Транссиба – уникальной системы топливных артерий.

2 октября 1964 года в 15 часов по местному времени монтажник-передовик Валентин Кулагин открыл вентиль на колонке, соединив нефтяные месторождения на западе Башкирии и Ангарский нефтеперерабатывающий завод. Новая магистраль несколько лет оставалась крупнейшей в мире – 3662 км. Ее пропускная способность составила 12 млн тонн сырья в год. Стоимость транспортировки горючего в Ангарск по трубопроводу даже с учетом затрат на его строительство оказалась на 400% ниже, чем железнодорожная доставка. Со временем, когда заработали все насосные станции, рентабельность сооружения только увеличивалась. 

 

Сургутская кладовая

Известно, что к феномену «сибирской нефти» долгое время многие относились скептически – и в московских начальственных кабинетах, и за рубежом. Одни считали ее некой геологической легендой, фантомом – вроде Земли Санникова. Другие полагали, что советская экономика не потянет освоение месторождений в столь сложном климате, вдали от транспортных центров.

В начале 1960-х лишь некоторые геологи верили, что в Западной Сибири есть большая нефть. 21 марта 1961 года в селе Мегион под Сургутом нефтеразведочная экспедиция Фармана Салманова открыла первое месторождение. Из столицы им отвечали, что это природная аномалия и что очень скоро поток иссякнет. Но неподалеку забил еще один фонтан горючего, и начальник экспедиции отправил дерзкую телеграмму самому председателю Совета министров СССР Никите Хрущеву: «Я нашел нефть. Вот так. Салманов». В итоге вокруг Сургута, в Ханты-Мансийском автономном округе, обнаружили целое созвездие богатых залежей углеводородов. В то время все чаще стали припоминать изречение Михаила Ломоносова, оказавшееся пророческим: «Российское могущество прирастать будет Сибирью». Но чтобы черное золото действительно помогало набирать темп экономике, понадобились артерии, которые бы надежно связали сургутское богатство с предприятиями страны. 

Первый в этом краю нефтепровод соединил отдаленное Шаимское месторождение с Тюменью – областным городом, который стал крупнейшим центром транспортировки топлива. До открытия магистрали отправка горючего полностью зависела от судоходства по Конде и Иртышу, то есть осенью, с завершением навигации, жизнь замирала. 410 км труб прокладывали ударными темпами. В газетах этот объект называли трассой мужества. Никогда подобные сооружения не возводились в столь экстремальных условиях – сплошь непроходимые болота, тайга, бездорожье. Людей, продовольствие и технику доставляли на моторных лодках и вертолетах – впервые в таком строительстве принимали участие авиаторы. Почти одновременно начались завоз труб и сварка их в плети. Весной траншеи стало размывать, и от специалистов потребовались новые нестандартные идеи. Так, при переходе через Тарманские болота, вспоминал ветеран отрасли инженер Владимир Рейдер, пришлось сначала сваривать трубную плеть, монтировать изоляцию и только потом рыть траншею и укладывать в нее готовую конструкцию. Шаг за шагом, на пределе сил и возможностей, по пояс в болотной жиже строители двигались к намеченной цели. Почти через 500 дней, в ноябре 1965 года, две бригады, шагавшие навстречу друг другу, встретились близ местечка Усть-Лаут. А еще через месяц первая шаимская нефть потекла в Тюмень и оттуда – по железной дороге – в Омск, в котором с 1955-го работал крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод. Из Омска по трубным магистралям нефтепродукты доставлялись уже в Новосибирск, Иркутск и Татарск.

Фарман Салманов.jpg
Фарман Салманов. Конец 1960-х годов

шаим тюмень_ может в открытие.jpg
Строительство первого в Западной Сибири магистрального нефтепровода Шаим – Тюмень. 1964 год

PP0961_master.jpg

 

Стройка века

В 1970-е настал черед более сложных технологических задач. В те годы Сибирь вышла на первое место в стране по нефтедобыче, оставив позади каспийские и поволжские промысловые районы. Десятилетие началось со строительства нефтепровода Александровское – Анжеро-Судженск. Это был уникальный для тех лет проект, позволявший применить экспериментальные конструктивные решения. Впервые в мире для прокладки сверхмощной транспортной нефтепроводной магистрали использовали трубы диаметром 1220 мм. Новинкой стали и насосы производительностью 10 000 кубометров в час, установленные на трассе, практически на всем протяжении идущей по крупнейшим в Евразии Васюганским болотам. Объект заранее называли стройкой века. При этом нормативный срок возведения 900-километрового трубопровода был сокращен в два раза – слишком остро нуждалась экономика в сверхплановой нефти. За короткую навигацию завезли часть грузов, остальное доставляли вертолетами. Не хватало техники и стройматериалов, а главное – должного порядка. Прошло почти полгода от начала работ, прежде чем сварщик Михаил Артеменко соединил первые секции. Это случилось на северном плече трассы 20 июля 1970-го, когда до сдачи объекта оставалось всего полтора года. Бригады не выполняли план. В высоких кабинетах зазвучало грозное: «Стройка на грани провала». Проблемным оказался монтаж трубной плети по дну реки Ильяк: зимой конструкция неожиданно всплыла, пришлось укладывать этот участок заново, на ходу исправляя технологические сбои.

Наконец дефицитные трубы пришли в достаточном количестве – металлурги не подвели. Однако снабженцы все еще не могли наладить своевременные поставки продовольствия и предметов первой необходимости, и людям приходилось работать в далеких от элементарного комфорта условиях. Посуда, обычные алюминиевые ложки и вилки в столовых были на вес золота, да и с горячим питанием дела обстояли неидеально. В «Правде» даже вышел фельетон «Когда в товарищах согласья нет» – о несогласованной работе подрядчиков на строительстве магистрали. Публикация в главной партийной газете по тем временам – это директива. Собрания, разносы с выговорами по партийной линии, отказ от недобросовестных смежников последовали немедленно.

Но штаб стройки возглавил министр газовой промышленности СССР, а в скором будущем – первый министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР Алексей Кортунов. Фронтовик, Герой Советского Союза, после Победы и демобилизации он начал работать в Башкирии, возглавив одно из строительных управлений Главнефтегазстроя, и стал, по определению современников, «железным управленцем», досконально понимавшим проблемы отрасли. Под руководством Кортунова, который буквально перенес на трассу свой министерский кабинет, дело пошло энергичнее – появилась современная техника (например, несколько вертолетов Ми-6), приехали опытные специалисты с действующих нефтепроводов.

Когда до сдачи объекта оставалось три-четыре месяца, условия труда также заметно улучшились. Обнаружились и средства для щедрых по тем временам премий, которые мотивировали на качественную работу в сжатые сроки. Правда, пришлось напрочь забыть о нормах трудового законодательства. На финише магистраль монтировали в авральном режиме. Газета «Нефтяной меридиан» превратилась в боевой листок и ежедневно публиковала сводки с трассы, портреты ударников и отчеты об отдельных недостатках. Счет шел не на недели, а на дни. Почти все бригады трудились в две смены. Пресса писала о передовике, который не покидал рабочего места 28 часов! Даже в красный день календаря 8 Марта по специальному распоряжению Кортунова вкалывали, как в будни. В нарушение давно установленных правил трубопровод испытывали не водой, а сразу нефтью – экономили «человеко-часы». В результате строители, вопреки всему, решили задачу в соответствии с самым жестким планом – не превысив двухлетний срок. 30 марта 1972 года на 395-м километре трассы, в районе только что возведенной Парабельской нефтеперекачивающей станции (НПС), бригада монтажников Артура Гринвальда сварила последний, «красный» стык. Защелкали фотоаппараты газетных репортеров. Для всей Томской области это был настоящий праздник. 

Героев чествовали в Парабели. В каких-то неведомых оранжереях раздобыли живые цветы, настоящие гвоздики. По сибирским меркам того времени для конца марта – немыслимая роскошь. Их несколько дней берегли в тепле и вручили строителям прямо на трассе. После сдачи такого объекта положен пир на весь мир – и тут уж снабженцы расстарались. Доставили к столу даже свежие хрусткие огурцы, и об этом по всей Сибири годами ходили легенды. Инженеров и рабочих, прокладывавших магистраль, в специальном обращении поздравил генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев – такое в истории возведения трубопроводов тоже случалось нечасто. Но строители трассы Александровское – Анжеро-Судженск доказали: в суровых сибирских условиях можно работать качественно и в срок. Именно тогда Советский Союз превратился в энергетическую сверхдержаву.

RIA_806072.HR.jpg
Подготовка труб к сварке на строительстве нефтепровода Сургут – Полоцк. 1980 год

 

Становой хребет

Грандиозная сеть сибирских нефтепроводов дала импульс развитию нескольких важнейших отраслей. Вместе с трубными магистралями прокладывались автомобильные дороги, линии электропередачи, росли новые поселки и кварталы. Дополнительные доходы позволили сделать технологический рывок. Уже в 1970-е на сибирских НПС стали внедрять автоматизированные комплексы системного управления, открывались аналитические лаборатории, не имевшие аналогов в мире.

С 1980-х сибирскую систему нефтепроводов сравнивают с железнодорожным Транссибом – и вполне резонно. Оба великих проекта приумножили возможности России, преобразили страну. В наше время «Транснефть – Западная Сибирь» входит в состав нефтепроводной компании «Транснефть» и не просто остается надежным звеном российской экономики, но и с каждым годом наращивает технологический потенциал. Нефтяной Транссиб – симбиоз инженерных решений разных десятилетий. Предприятие эксплуатирует более 3660 км магистральных нефтепроводов. В его систему входят десятки ниток подводных переходов через крупнейшие реки России и Евразии – Иртыш, Обь, Енисей. В ХХI веке трубные трассы связывают все крупные города Сибири с нефтяными месторождениями. Там проходят ежедневную проверку инновации, высокие технологии. Состояние магистралей отслеживают автоматизированные информационно-аналитические комплексы, российская система спутникового мониторинга помогает выстраивать оптимальные маршруты транспорта, доставку всего необходимого. Сегодня почти всеми процессами можно управлять дистанционно, с минимальным непосредственным участием человека. На мониторах в диспетчерских пунктах виден каждый фрагмент трассы, ее особенности, действия персонала, десятки различных показателей, связанных с состоянием труб, с количеством и качеством горючего. В суровых сибирских условиях автоматизация особенно важна: «будни великих строек» (а трассы постоянно модернизируются и расширяются) больше не напоминают сражение со стихией. 

Сибирские магистрали действуют на пересечении великих нефтяных потоков. Для России все важнее сотрудничество с азиатскими соседями, и трубный Транссиб, ставший крепким становым хребтом отрасли, одной из главных топливных артерий страны, достойно обеспечивает экономический прорыв на Восток.

 

Что почитать?

Алексеев В.В., Ламин В.А. Прометеи сибирской нефти. Свердловск, 1989

Андриянов В.И. Кортунов. М., 2007 (серия «ЖЗЛ»)

Евгений Тростин