Кто есть кто?
№101 май 2023
Нашествие. (Детство Андрея Рублева.) Худ. И.С. Глазунов. 2006 год
Можно точно утверждать, что татарами пришедшие на Русь в первой половине XIII века завоеватели не были. Настоящие татары кочевали к юго-востоку от Байкала вдоль северной границы Китая, охраняя подходы к Великой Китайской стене от набегов других кочевников, в том числе монголов. Китайские императоры за эту службу выдавали татарским предводителям ежегодное установленное содержание серебром и различными товарами, однако жители Поднебесной ровней себе их не считали.
«Варвары» по-восточному
Слово «татары» в средневековой китайской историографии соответствовало европейскому понятию «варвары». И варвары в глазах гордых греков и римлян, и татары в глазах просвещенных китайцев выглядели абсолютными дикарями. К тому же они говорили на непонятном наречии, звучавшем для образованного уха полной абракадаброй – «бар-бар» (лат. barbarus в русский язык вошло как «варвары») или «тар-тар».
Не сильно утруждая себя этнографическими изысканиями, китайцы распространили этноним «татары» и на другие племена, обитавшие к северу от собственно татар, в том числе и на монголов (кстати, по тому же пути в свое время пошли римляне, обозвав варварами многочисленные народы, жившие за пределами Римской империи).
Впрочем, в дальнейшем китайцы все же начали различать отдельные этнические группы среди «татар». Одних – тех, кто жил ближе к Китайской стене, – стали именовать «белыми татарами», то есть жители Поднебесной считали их более культурными, причастными к плодам и достижениям своей цивилизации; других – тех, кто кочевал в северных степях, лесах и горах, – «черными татарами», что носило явно уничижительный оттенок, подчеркивало их дикость.
Собственно татары никогда не были союзниками монголов и никогда не участвовали в их завоевательных походах, а, наоборот, постоянно враждовали с ними. Во второй половине XII века отец Чингисхана Есугей нанес татарам крупное поражение, за что через несколько лет они его отравили. Чингисхан, придя к власти в Монголии, жестоко отомстил им за смерть отца, устроив кровавую резню.
В результате в самом начале XIII века татары практически перестали существовать не только как военная сила, но и как этнос. Однако их имя в китайских исторических сочинениях того времени продолжало применяться по отношению к монголам. Оно-то и было принесено в Европу купеческими караванами задолго до прихода туда войск хана Бату, как называли Батыя соотечественники. Получается, что именно благодаря китайцам мы до сих пор употребляем этноним «татары». Сами же подданные Чингисхана называли себя монголами, а свое государство – Монгольским.
Кто такие монголы?
Родиной монголов, судя по всему, было среднее течение реки Аргуни (в верховьях она известна как Хайлар, течет в Китае и на границе России и Китая, а сливаясь с Шилкой, образует реку Амур). Название «монгол» впервые в китайских источниках встречается в «Цзю Тан шу» («Старая история династии Тан», составлена в 945 году) в форме «мэн-у ши-вэй» (монголы-шивэйцы). В сочинении Хун Хао «Сунмо цзивэнь» (XII век) сообщается, что «мангуцзы – это тот народ, который кидани [южное монгольское племя. – В. Р.] в своих записях событий именовали Мэнгу-го [государством Монгол. – В. Р.]».
К началу XIII века монгольские племена удалось объединить сыну одного из их предводителей Тэмуджину. Вскоре он получил титул Чингисхана и стал основателем могущественной Монгольской империи. В общем, как заметил русский историк Георгий Вернадский, «что касается имени "монгол", то оно избежало забвения благодаря причуде истории – случайной принадлежности будущего императора Чингисхана к одному из монгольских племен». «С его приходом к власти все племена Монголии объединились под его предводительством, и была создана новая "нация", известная как монголы», – утверждал Вернадский.
«Устрашающий гибрид»
Сращивание двух этнонимов в понятие «монголо-татары» или «татаро-монголы» наблюдалось еще в средневековой китайской историографии и официальных текстах – начиная с эпохи династии Сун (960–1279), когда постепенно установилась традиция именовать монголов («мэнъу») и все прочие монголоязычные племена татарами («да-да») либо монголо-татарами («мэн-да»).
На Руси, как и в Западной Европе, достаточно рано стало известно о том, что народ, который называют татарами, на самом деле к татарам, истребленным Чингисханом, никакого отношения не имеет и правильнее в данном случае говорить о монголах. Посетивший в середине XIII века ставку великого монгольского хана Гильом де Рубрук в отчете французскому королю Людовику IX о своем путешествии отмечал, что известные в европейских столицах под именем татар народы сами себя всегда называют монголами. Побывавший там несколькими годами раньше француза другой европейский путешественник, папский посланец Джованни дель Плано Карпини, и вовсе назвал свои записки «Историей монголов, именуемых нами татарами». Между тем в европейских хрониках и русских летописях грозных завоевателей упорно продолжали называть татарами…
В трудах Василия Татищева и Николая Карамзина монголы и татары определены как два разных народа (причем оба историка ошибочно считали, что название «татары» применялось к завоевателям потому, что большая часть монгольского войска состояла из татар).
«Точка зрения Татищева и Карамзина на этот вопрос прочно утвердилась в науке в XIX веке, – писал историк Вадим Егоров. – Основываясь именно на ней, в 1823 году учитель географии Первой Санкт-Петербургской гимназии Петр Наумов впервые ввел в употребление словосочетание "монголо-татары". В результате исторически ошибочного и ничем не подтвержденного объяснения и возник неуклюжий, но устрашающий гибрид "монголо-татары", по мысли его создателя обозначавший союз двух народов, объединившихся для завоевания мира».
Передвижная татарская юрта. «Книга Марко Поло, венецианца, о королевствах и чудесах Востока». 1903 год
Владимир Рудаков, главный редактор журнала «Историк»