Могла ли Русь устоять?
№101 май 2023
В 30-е годы XIII века имел место целый комплекс причин, в силу которых русские земли не смогли отразить нашествие, считает замдиректора Института российской истории РАН, доктор исторических наук Антон Горский
Беседовала Раиса Костомарова
Антон Горский
Дело не только в том, что завоевателей было существенно больше и в момент нашествия Батыя Русь раздирали междоусобные войны. Хотя и это, конечно, имело значение…
К «последнему морю»
– Какие цели преследовал Батый?
– Исходя из источников, можно сказать, что предполагалось покорение сразу нескольких стран и территорий, таких как Волжская Булгария, Алания, земли половцев, русские земли, ряд восточноевропейских государств. Например, мы знаем, что планировалось завоевание Венгрии. О том, насколько дальше Руси и стран Восточной Европы простирались замыслы монголов, говорить сложнее. Намеревались ли они идти в Западную Европу – это не столь ясно.
– Представление о том, что Чингисхан якобы завещал дойти до «последнего моря», на ваш взгляд, соответствует действительности или это скорее миф?
– Возможно, такого рода стремления возникали по ходу боевых действий, которые долгое время были достаточно успешными. Возникали, но все-таки первоначально подобных планов, вероятнее всего, не было.
– Что знали русские современники нашествия об этих завоевателях?
– Здесь надо разделять время столкновения на реке Калке и время похода Батыя. При первом столкновении в 1223 году монголы представлялись русским совершенно неведомой силой. Но в последующие годы представление о том, кто они такие, было, так что, безусловно, на момент нашествия на Руси уже очень хорошо знали, что это сила совсем иного порядка, гораздо более организованная и мощная, чем враги предшествующего периода – половцы.
– Как вы относитесь к мнению Александра Сергеевича Пушкина, что истекающая кровью Русь спасла Западную Европу от нашествия?
– Если бы русские князья сразу признали власть завоевателей и на Руси не было бы военных действий, тогда монголы не имели бы тех потерь, которые они здесь понесли. А такого рода предложения делались и рязанским князьям, и великому князю владимирскому Юрию Всеволодовичу, и Михаилу Всеволодовичу, когда тот сидел в Киеве, но никто из них не согласился на это. В противном случае, разумеется, и для захвата Центральной Европы, и для дальнейших действий у монголов осталось бы больше сил. В целом же можно сказать, что тут свою роль сыграло сопротивление не только русских земель, но и Волжской Булгарии, половцев, аланов, это их тоже отвлекало. В итоге совокупность причин привела к тому, что, несмотря на весьма успешные действия монгольских войск в Центральной Европе, их ресурс все-таки был не бесконечен и им пришлось остановиться в своем движении на запад.
Фактор раздробленности
– Насколько русские князья были разобщены в этот период?
– Опять-таки, одно дело – 1223 год, другое – 1237-й и последующие. В 1223-м южнорусские князья сумели создать коалицию для похода в Половецкую степь. Объединились крупные силы. Это и киевский князь, и черниговский со своими родственниками, и князья волынские, князья смоленской ветви были задействованы. А вот в ходе самой битвы на Калке сказалась определенная разобщенность, стремление каждого из главных князей действовать самостоятельно во многом способствовало поражению.
К 1237 году ситуация изменилась. Если в 1223-м собственно междоусобных войн на Руси еще не было, то в 1230-е годы крупная междоусобица развернулась в Южной Руси. Там шла борьба за Киев и Галич, и, конечно, никакой речи об объединении сил теперь быть не могло. Более стабильной оказалась ситуация в Северо-Восточной Руси, потому что князья Суздальской земли в этой междоусобице почти не участвовали. За исключением Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, – он на некоторое время, с 1236 по 1238 год, занял Киев. Возможно, поэтому наиболее упорное сопротивление войска Батыя и встретили в Северо-Восточной Руси. А в Южной Руси даже этого не было. Ее сильнейшие князья – Михаил Всеволодович Черниговский и Даниил Романович Галицкий – бежали к западным соседям, не дожидаясь удара со стороны монголов. Так что ситуация была такой, что объединить свои силы в 1237–1241 годах князья не могли.
– То есть в момент нашествия правители русских земель были заняты исключительно междоусобной борьбой и опасность должным образом не оценили?
– Они, несомненно, об этой опасности знали, но междоусобная борьба мешала обратить на нее должное внимание. Тем более что борьба шла в Галицкой и Волынской землях не только в 1236–1237 годах. Показательно, что она продолжалась и после разорения Батыем Северо-Восточной Руси, и даже тогда, когда монголы захватили Переяславль Южный и Чернигов. И в 1238-м, и в 1239 году эта междоусобица не утихала. Князей-противников, похоже, больше заботила борьба между собой, чем приближающееся нападение внешнего врага. В одиночку же пытаться противостоять монгольским войскам было невозможно. Вообще «неизвестная война» 1230-х годов представляет собой одну из самых длительных и ожесточенных усобиц в истории Руси. Перманентная междоусобица на юге Руси исключила возможность объединения сил для отпора монгольскому удару…
– Как вы оцениваете масштаб монгольского войска, пришедшего на Русь?
– Тут очень трудно сказать. Оценки средневековых армий – невероятно сложное занятие, прямых достоверных данных здесь нет. Есть данные расчетные, и разброс среди них весьма велик. Впрочем, это не сотни тысяч, конечно, как иногда представляют, такое едва ли возможно. Скорее всего, речь должна идти о десятках тысяч воинов. Но сколько было таких десятков тысяч, сказать трудно.
– Можно ли посчитать силы русских?
– Это тоже вряд ли реально. Но мы можем сопоставить принципы формирования того и другого войска. У монголов это мобилизационный принцип: все мужчины являлись воинами, а подчиненные народы обязаны были выставлять воина от каждого десятка. На Руси была совершенно иная система. Костяк войска составляли княжеские дружины – они состояли из профессиональных воинов. И были городские полки – они могли выставляться в случае, если дружины было недостаточно. Сельское население в военных действиях, как правило, не участвовало. Соответственно, мобилизационные возможности у русских были существенно меньше, чем у монголов. При обороне городов их жители, безусловно, сражались мужественно, но полевые военные действия вели все-таки профессиональные воины. Поэтому войско, если бы его собрали со всей Руси, может быть, оказалось бы сопоставимо по численности с армией Батыя, только сформировать такое войско в тех условиях было нереально. Раздробленность зашла слишком далеко.
Тактика великого князя
– Мы знаем из источников, что рязанские князья, первыми подвергшиеся нападению войска Батыя, просили помощи у великого владимирского князя, но он не захотел им помочь…
– Да, судя по всему, он собирался сам организовать оборону, и только позже, когда Рязань уже пала, русским удалось дать сражение под Коломной. Это было наиболее крупное полевое сражение того времени: в нем участвовали и остатки рязанских сил, и дружина, присланная из Суздальской земли, от великого князя владимирского Юрия Всеволодовича.
– Источники сообщают, что он сам хотел биться с татарами, в одиночку. Получается, он недооценил их силы или рассчитывал на то, что удастся с ними договориться? Как вы себе это представляете?
– Это вопрос о той тактике, которую предполагали использовать русские князья при отражении этого нашествия. Есть известная поговорка: полководцы всегда готовятся к прошедшей войне. А прошедшая война в данном случае – как раз битва на Калке. Что было тогда, в 1223 году? Выступили в степь, русским навязали полевое сражение, и, несмотря на то что силы в общем-то были собраны серьезные, все завершилось полным разгромом. А вот в том же году, когда монгольские войска Джебе и Субедея пошли на Волжскую Булгарию, волжские булгары, опираясь на свои крепости, их удар отразили. Да, мы сегодня можем говорить, что монголы были уставшими после длительного рейда, после победы на Калке. Но что было ясно современникам событий? Что полевое сражение русские проиграли, а вот, опираясь на крепости, можно, оказывается, отбиться. Поэтому, конечно, планировалось использовать именно оборонительную тактику: укрыться за стенами городов, не ввязываясь в полевые сражения.
Дальнейшие действия Юрия Всеволодовича в этом русле и развивались. Сам он не садился в осаду, поскольку традиционно считалось, что лучше главному правителю в осаде не сидеть, а иметь некую свободу, возможность маневра. Оставив во Владимире сыновей, всю свою семью, князь рассчитывал, что и столица, и другие города устоят. Но ситуация-то теперь была совершенно другой. В 1223 году войска Джебе и Субедея не везли с собой осадных орудий. Это был рейд, который не предусматривал осады городов. А у Батыя войско было прекрасно оснащено заимствованными из Китая осадными приспособлениями, и поэтому тактика русских князей не сработала.
В результате нам известно лишь о трех, причем достаточно локальных, полевых сражениях того времени – под Коломной, на реке Сити и под Черниговом, когда примчавшийся на помощь осажденному городу князь Мстислав Глебович попытался со стороны напасть на монгольские войска. Все три сражения были проиграны.
– Что представляли собой русские крепости? Насколько ставка на то, что они смогут выдержать натиск, была оправданна?
– В то время городские стены были исключительно деревянными. Несмотря на это, они обеспечивали оборону от противников, с которыми приходилось сталкиваться ранее, – скажем, от тех же половцев, практически никогда не бравших русские города. Случались осады, но взятие крупных городов им было не под силу. Причина проста – отсутствие осадной техники. В данном случае такая техника была в изобилии у монголов, о чем, возможно, не знали на Руси. В итоге города не смогли противостоять натиску.
– Что вы думаете по поводу действий Юрия Всеволодовича и о битве на Сити? Кто-то считает ее самым крупным сражением эпохи нашествия, кто-то – всего лишь неудачной попыткой бегства великого князя от монголов…
– В целом Юрий, как я уже сказал, хотел опереться на города, на мощь крепостных стен, а себе оставить свободу действий, уйдя к окраинам своей земли. Но тактика эта не оправдалась: все города, которые осаждались монголами, были взяты. Отсюда сама битва на Сити, если судить по источникам, представляется результатом неожиданного нападения на отряд великого князя – непродолжительным сражением с предсказуемым исходом.
– Согласны ли вы, что все-таки масштаб этого сражения переоценен?
– Да, конечно, вряд ли стоит считать его крупной битвой. Это явно не генеральное сражение, не тот случай, когда сходятся два войска и собираются биться друг с другом. Скорее это тот вариант, когда один отряд настигает другой, навязывает ему бой и в итоге разбивает противника.
Походы монголов на Русь и ее соседей (первая половина XIII века)
Начало ига
– После нашествия первым пошел на взаимодействие с монголами брат погибшего Юрия – князь Ярослав Всеволодович. Почему именно он, на каких условиях и что его подвигло на это?
– Инициатива исходила не от него. Еще во время похода монголами были сделаны предложения главным тогдашним русским князьям – Юрию Всеволодовичу, Михаилу Всеволодовичу, возможно, Даниилу Романовичу – признать зависимость. Как мы уже говорили, они этого не сделали.
После возвращения Батыя из похода возобновились такого рода требования, и одновременно они были посланы трем оставшимся в живых сильнейшим князьям: Ярославу Всеволодовичу, Михаилу Всеволодовичу и Даниилу Романовичу. Это конец 1242 года. Михаил и Даниил тогда не поехали к хану, опасаясь исхода такой поездки, ведь они оба ранее оказывали то или иное сопротивление завоевателям, а Ярослав поехал. Может быть, потому, что он непосредственно не сталкивался с монголами: князь был в Киеве во время нашествия на Северо-Восточную Русь и затем в разоренном Владимире, когда удар пришелся по Южной Руси. Он решился, и поэтому именно ему были переданы «старейшинство» над всеми русскими князьями и Киев как выражение этого «старейшинства».
Вот если бы и Ярослав не поехал, возможно, получило бы продолжение то, что уже понемногу было начато к этому времени, – установление прямого контроля над русскими землями. Ведь в Переяславле Южном уже сидел монгольский наместник и, вероятно, в Киеве поначалу тоже. Но Ярослав явился к Батыю, и, видимо, тогда завоеватели определились, что будут управлять русскими землями с опорой на местных князей, а не напрямую. Даниил Романович Галицкий и Михаил Всеволодович Черниговский все равно поехали к Батыю, но позже. Даниил в конце 1245 года, и его поездка была в общем-то успешной, а Михаил в 1246-м, и эта поездка завершилась его гибелью.
– На каких условиях были основаны отношения монголов с Ярославом, а потом и с остальными князьями?
– Тут три основных компонента. Во-первых, выдача монгольскими правителями ярлыков на княжение; во-вторых, обязанность по выплате дани и несению других повинностей; в-третьих, русские князья обязаны были участвовать в военных предприятиях ханов. Впрочем, в разных землях тем не менее варьировались конкретные проявления этой зависимости.
– Потом все это будет названо одним словом – «иго»…
– На Руси использовались разные определения установившейся зависимости, и все они носят отрицательный характер. Это «робота» в значении «рабство», «насилие татарское», «томление бесерменское» – эмоционально окрашенные понятия, отражающие степень тяжести зависимости. Сам термин «иго» действительно поздний, изначально он возник в польских сочинениях и только в конце XVII века стал употребляться в России. Правда, это, разумеется, не значит, что он не отражает тяжести зависимости. Вот иногда говорят о вассальной зависимости русских земель от Орды, применяя известный западноевропейский термин. Но «насилие татарское» было гораздо тяжелее, чем вассальная зависимость, поскольку последняя подразумевает обязательства двух сторон, вассала и сюзерена, а здесь1 зависимость была односторонней. И просуществовала она с 40-х годов XIII века до второй половины XV столетия.
Лента времени
Около 1207 года
Рождение Батыя, сына Джучи, внука Чингисхана.
1236 год
Начало Западного похода монголов.
Осень 1236 года
Разгром Волжской Булгарии.
1236–1237 годы
Завоевание Половецкой степи.
21 декабря 1237 года
Взятие Рязани.
Декабрь 1237 – январь 1238 года
Сражение под Коломной.
7 февраля 1238 года
Взятие Владимира на Клязьме.
4 марта 1238 года
Битва на реке Сити.
Март-май 1238 года
Осада Козельска.
3 марта 1239 года
Взятие Переяславля Южного.
18 октября 1239 года
Взятие Чернигова.
19 ноября или 6 декабря 1240 года
Взятие Киева.
Зима 1240/41 года
Завоевание Галицко-Волынской земли.
1241 год
Вторжение в Польшу, Венгрию и другие страны Центральной и Юго-Восточной Европы.
9 апреля 1241 года
Битва при Легнице. Завоевание Польши.
11 апреля 1241 года
Битва на реке Шайо. Завоевание Венгрии.
31 декабря 1241 года
Смерть великого хана Угедея.
Весна 1242 года
Завершение Западного похода. Батый остался на Волге и основал государство, получившее впоследствии название Золотая Орда.
1243 год
Батый передал Ярославу Всеволодовичу «старейшинство» над всеми русскими князьями.
Зима 1256 года
Смерть Батыя.
Что почитать?
Горский А.А. Русь. От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004
Хрусталев Д.Г. Русь и монгольское нашествие (20–50-е гг. XIII в.). СПб., 2020
Раиса Костомарова