Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Андреевский собор

№100 апрель 2023

История Андреевского собора, как и самого города на Неве, восходит к правлению Петра I. Учредив орден Андрея Первозванного и Андреевский флаг, он закономерно решил возвести величественный храм во имя любимого святого в тогдашнем центре Петербурга – на Васильевском острове. Помимо богослужений там должны были проходить собрания кавалеров ордена и посвящение в него новых членов. Заказав проект шведскому зодчему Никодемусу Тессину, Петр поставил условие: храм должен был напоминать собор Святого Павла в Лондоне. Не приезжая в Россию, швед подготовил чертежи будущей церкви и отослал их заказчику, но к тому времени первый российский император скончался.

 

«Увещание» Екатерины

Вдова и преемница Петра Екатерина I приказала начать строительство, однако денег на это в казне недоставало. Пришлось издать «увещание» (обращение) с призывом к кавалерам ордена Андрея Первозванного сделать пожертвования на храм. Кроме всего прочего, число жителей Васильевского острова росло, и они подавали одно за другим прошения в Синод о постройке приходской церкви. Только в 1729 году, уже после смерти Екатерины, был подготовлен участок, где началось возведение деревянного храма на каменном фундаменте. Строил его племянник знаменитого Доменико Трезини Джузеппе, завершивший дело в 1731-м. Годом позже церковь была освящена во имя апостола Андрея Первозванного: как указывалось в церковных документах, «понеже ордена того святого в Российской империи имеется кавалерия, которую сама ее императорское величество государыня Анна Иоанновна, полагая на себе, носить изволит». Императрица и пожертвовала для Андреевского храма средства на облачения и утварь. А в 1744-м прихожане, среди которых был сам Михайло Ломоносов, добились присвоения ему статуса собора. Между тем он был холодным и не слишком удобным и вместительным, поэтому еще ранее рядом решили возвести каменную церковь Трех Святителей. Занимался этим все тот же Джузеппе Трезини, но из-за хронической нехватки средств строительство завершилось лишь в 1760-м. А через год старый деревянный собор сгорел дотла от удара молнии.

Новый, каменный и ныне существующий Андреевский собор начал строить в 1764-м архитектор Александр Вист, но работы снова затянулись. Уже завершенный купол вдруг обрушился, зодчего отдали под суд, хотя вскоре оправдали. Впрочем, ясности в том, о каком именно зодчем идет речь, нет. По некоторым сведениям, автором проекта был Алексей Иванов. А возможно, он продолжил строительство после неудачи Виста. Собор, освященный в 1780 году, приобрел в процессе строительства необычный стиль – переходный от барокко к классицизму. Если его внешний облик с пилястрами и высокими окнами говорит скорее о классицизме, то внутреннее убранство ближе к барокко – особенно резной позолоченный иконостас с живописными иконами. В 1797 году указом Павла I, чрезвычайно ценившего рыцарскую обрядность, собор получил наконец статус кавалерского. Над его главным входом были размещены знаки ордена Андрея Первозванного, поддерживаемые двумя резными фигурами ангелов. Огромный и торжественный собор отныне стал одной из достопримечательностей столицы.

В середине XIX века места в нем опять стало не хватать, и архитектор Николай Гребёнка пристроил два боковых придела. Собору была подчинена и соседняя, та самая каменная церковь Трех Святителей, где расположились ризница и богатая библиотека, которой по традиции кавалеры ордена жертвовали книги благочестивого содержания. В главном алтаре собора в 1861 году появилось напрестольное облачение, изготовленное из чистого серебра известным ювелиром Федором Верховцевым, – его вес достигал 115 кг, а стоило оно 26 тыс. рублей. В алтаре также находилась написанная в XVII веке икона Воздвижения Креста Господня, где были изображены царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и патриарх Никон.

ALMPEJCAX.jpg

Ангелы Андреевского собора, держащие знаки ордена Святого апостола Андрея Первозванного

 

Соборные были и легенды 

У собора появились и собственные легенды. По одной из них, на маленьком кладбище рядом с ним была похоронена злополучная Екатерина Долгорукова – невеста юного Петра II, после его смерти отправленная вместе с родными в ссылку. Другая легенда гласила, что именно в Андреевском соборе в середине XVIII века управлял хором некто Андрей Петров. После его внезапной смерти без покаяния вдова раздала все имущество бедным и взяла на себя подвиг юродства, став всенародно любимой святой Ксенией Петербургской. Впрочем, этот храм славился не только своим прошлым: в 1870-х годах он стал первым в Петербурге, где появились отопительные трубы и вентиляция. При соборе было создано Общество вспоможения бедным, одна из крупнейших благотворительных организаций города. Под его попечением находились больница, детский приют и приют для неизлечимо больных, открывались дешевые квартиры для бедняков. Большие суммы обществу жертвовал Иоанн Кронштадтский, а председателем его долгое время был знаменитый географ и путешественник Петр Семенов-Тян-Шанский.

После 1917 года для Андреевского собора, как и для всех русских храмов, наступили трудные времена. Из него были изъяты все ценности, хотя прихожане активно сопротивлялись этому и даже избили членов комиссии по конфискации. Вскоре, в 1923 году, собор перешел под управление обновленческой церкви, заявившей о своем союзе с советской властью. Служивший в нем протоиерей Николай Платонов стал обновленческим митрополитом Ленинградским. Несмотря на это, собор лишился колоколов, отданных в переплавку, а в 1938-м и вовсе был закрыт. С его куполов сняли кресты, низ иконостаса заколотили фанерой, и разместили в нем мастерские по изготовлению наглядной агитации. Во время войны храм пострадал от немецких бомб, но устоял, а вот послевоенные годы с частой сменой владельцев привели его в плачевное состояние.

В 1988 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, который вскоре станет патриархом, а впоследствии – кавалером возрожденного в новой России ордена Андрея Первозванного, выступил с инициативой возвращения столь значимого для города собора верующим. Правда, произошло это уже в постсоветское время, в 1992-м. Началась реставрация, в ходе которой первозданный вид обрели многие росписи и знаменитый барочный иконостас. Вернулись в собор иконы Александра Невского и Николая Чудотворца, еще в XVIII веке переданные ему из церкви Меншиковского дворца. Среди его реликвий прославились два образа святого апостола Андрея, орден которого восстановили в 1998 году. Перед храмом воздвигнут обелиск в честь 300-летия учреждения ордена работы скульпторов Александра Казанкова и Юрия Ситникова. Пережив века, Андреевский собор по-прежнему украшает город, посреди которого он вырос по воле первого императора России.

Spb_Vasilievsky_Island_StAndrew_Church_asv2019-09_img2.jpg

Вид на иконостас собора Святого апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове в Санкт-Петербурге

Иван Измайлов