Петра творенье
№100 апрель 2023
Учреждением ордена Святого апостола Андрея Первозванного, как и многим в нашей истории, мы обязаны Петру Великому.
Идея создания высшей государственной награды по европейскому образцу, скорее всего, пришла Петру после победного второго Азовского похода. В записях приходно-расходных книг Великого посольства, относящихся к концу 1697 года, упомянуто об изготовлении «кавалерского золотого креста» для второго полномочного посла Федора Головина. Но каким именно был этот крест, источники не сообщают. Говоря о дате учреждения первого российского ордена, большинство историков предпочитают исходить из данных, содержащихся в его статуте. Этот документ был составлен столетие спустя, в 1797 году, Павлом I: «Прадед наш, бессмертной памяти император Петр Великий, полагая основание просвещению России и устройству различных частей ее управления, в 1698 году установил чин кавалерский во имя святого апостола Андрея Первозванного…»
«Для ободрения к геройским добродетелям»
В конце XVII века в России не существовало орденской традиции. Аналогом европейских наград были золотые монеты, которые даровали преимущественно за ратные подвиги. Отличившиеся на царской службе гордо носили их на цепях, нашивали на шапки или рукава верхней одежды. Кроме того, заслуги отмечались пожалованиями оружия, шуб, драгоценных кубков и ковшей. Можно предположить, что Петру I эта традиция казалась архаичной, в духе восточных монархий. Прежде всего он приказал упорядочить чеканку наградных монет. Но царь не боялся никаких новаций, а главное – серьезно относился к государственной символике, понимал ее сплачивающее значение для страны и ее политической элиты. Поэтому он задумал учредить орден, который бы стал символом державы и мог повысить престиж службы государю, придав ей дополнительный блеск.
Во время путешествия по Европе молодой Петр, помимо прочего, подробно знакомился с европейской геральдикой. В начале 1698 года, посещая Великобританию, он узнал о том, что там некогда существовал, а в 1687-м был возрожден шотландский рыцарский орден Святого Андрея, он же орден Чертополоха. На его знаке изображен апостол, держащий крест. Орденскую цепь увивает колючий чертополох, а девиз ордена гласит: «Никто не коснется меня безнаказанно». Считается, что история этого ордена произвела на Петра сильное впечатление и вдохновила его на создание собственной награды, тем более что апостола Андрея Первозванного с незапамятных времен почитали как небесного покровителя Русской земли, «крещением первоначально пределы наши просветившего». Его служение связывалось с Константинополем, и, задумывая посвятить главную награду державы апостолу Андрею, царь отмечал древность государственных традиций России как Третьего Рима, подчеркивал ее преемственность Византии…
Когда Петр был в Лондоне, король Англии Вильгельм III просил его «оказать великую честь ордену Подвязки» – стать его рыцарем. Но русский царь дипломатично отказался, рассудив, что вступление в орден превратит его в подданного английской короны. Любопытно, что впоследствии этой регалии удостоились пять российских императоров – начиная с Александра I и заканчивая Николаем II. Петр в этом смысле оказался гораздо меньшим «западником», чем его потомки.
Он так и не утвердил статут первого российского ордена, хотя несколько раз брался за эту задачу и концепцию продумал основательно. Орденский знак представлял собой косой крест – на таком, по преданию, язычники распяли Андрея Первозванного. Крест – «золотой, с алмазами, наведенный финифтью, украшенный алмазною короною» – носили около бедра на широкой шелковой голубой ленте, переброшенной через правое плечо. Она напоминала о главной любви Петра – о море. Со временем по четырем концам креста стали размещать латинские литеры S. A. P. R., расшифровывающиеся как Sanctus Andreas Patronus Russiae, то есть «Святой Андрей покровитель России». Между тем первый российский император считал Андрея Первозванного и своим личным небесным патроном – наряду с апостолом Петром. В 1720 году он прописывал в проекте статута, что на знаке ордена следует ставить буквы «А» и «П», что означает «Андрей» и «Петр». Дважды в год предполагалось отмечать и орденский праздник: 30 ноября, в День святого Андрея, и 29 июня, в День Петра и Павла, когда самодержец праздновал именины.
Впоследствии орден перестали ассоциировать с Петром, и орденский праздник вплоть до 1917 года отмечали только 30 ноября. Он начинался торжественными богослужениями, а завершался пушечными залпами и фейерверком с изображением Андреевского креста. В этот день, как и в иных особых случаях, знак ордена носили на груди, на золотой фигурной цепи. Цепь, принадлежавшая самому Петру, состояла из тридцати звеньев: семь изображений двуглавого орла, пятнадцать овальных розеток с буквами, вместе составлявшими орденский девиз «За веру и верность», и восемь круглых розеток с вензелем императора («ПП»). Это произведение ювелирного искусства можно увидеть на гравюре Пьера Субейрана, выполненной в Париже по портрету Петра I кисти Луи Каравака 1723 года.
Знаком ордена была также восьмилучевая звезда. В ее центральном медальоне можно прочитать все тот же орденский девиз – «За веру и верность». Речь шла и о православной вере, и о вере в могущество России – державы, которая, по выражению Петра, «соперниц не имеет». Ну а верность самодержцу и Отечеству, безусловно, ключевая доблесть кавалеров высшего ордена империи. Первоначально орденскую звезду («в средине оной золотое поле, в котором серебряный крест») следовало «пришивать на кафтане и епанче» – так замышлял Петр. В дальнейшем шитые звезды сменили так называемые кованые, из серебра. Носили их у сердца, на левой стороне груди, выше всех остальных наград.
Награждать высшим орденом России полагалось лишь раз в жизни. Но в длинной его истории было несколько исключений из этого правила, когда опальных сановников (например, Эрнста Иоганна Бирона, фаворита императрицы Анны Иоанновны) сначала лишали награды, а потом, когда они восстанавливали свои позиции при дворе, присуждали им «кавалерию» вторично.
Суть ордена Петр Великий видел в «воздаянии и награждении одним за верность, храбрость и разные нам и Отечеству оказанные услуги, а другим – для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям». Сам он являлся гроссмейстером и подчеркивал, что «начальство ордена пребудет навсегда присоединено к царской короне».
Столь высокая регалия, связанная с древней христианской традицией, по замыслу Петра, укрепляла престиж Российского государства, ставила его наравне с самыми блестящими европейскими державами. Это отмечал датский посланник в России Юст Юль, писавший, что царь учредил орден, «чтоб сравняться в этом отношении с другими европейскими государями».
Взятие шведских кораблей в устье Невы. Худ. Л.Д. Блинов. 1890 год
Орден Чертополоха (Великобритания, Шотландия)
«Достоинство сего великого ордена»
В то время понятие «орден» трактовали шире, чем это принято в наши дни. В эпоху Крестовых походов учреждались первые ордена – духовно-рыцарские организации, объединенные традициями боевого братства и имеющие свои знаки отличия. Петр I воспринимал сообщество андреевских кавалеров как элиту страны, во главе которой стоял сам монарх. Награда приобщала отличившихся к ближнему кругу императора. Они должны были регулярно являться на специальные собрания – капитул присутствующих кавалеров, где гроссмейстер обсуждал с ними не только вопросы, связанные с будущими награждениями, но и государственные планы. Эти собрания следовало посещать в орденском костюме, подразумевавшем епанчу, а позднее, согласно статуту любившего орденские обряды Павла I, также черную бархатную шляпу «с красным пером и крестом святого Андрея, из узкой голубой ленты нашитым».
Первый андреевский кавалер – Федор Головин – стал главой капитула. Следующие награжденные принимали орденские знаки из его рук. Интересно, что сам царь не торопился становиться кавалером учрежденного им ордена. Капитан бомбардирской роты, он же самодержец всероссийский, получил эту награду лишь седьмым по счету, в мае 1703 года, за командование абордажным захватом двух шведских боевых судов в устье Невы – вместе со своим любимцем Александром Меншиковым, бомбардирским поручиком. После той виктории, которую считают первым сражением отечественного флота, Россия обрела выход в Финский залив – и вскоре Петр заложил в устье Невы на Заячьем острове крепость, давшую начало городу Санкт-Петербургу. Полное собрание законов Российской империи содержит указ: «Капитану бомбардирскому за взятие неприятельских двух кораблей дан воинский орден Святого апостола Андрея в походной церкви после отдания благодарения Богу за тот над неприятелем одержанный авантаж. Тот орден положил на него, капитана, великий адмирал и канцлер граф Головин, яко первый того ордена кавалер. За ту ж службу таковым же образом и генерал-губернатор Александр Данилович Меншиков учинен кавалером речённого ордена». Сейчас Андреевский крест первого императора хранится в Алмазном фонде России.
Щедрым на награды стал день 29 июня 1709 года, именины царя, когда после благодарственного молебна он чествовал героев победной Полтавской битвы, решившей исход Северной войны. Под стенами Полтавы русским воинам удалось нанести шведской армии короля Карла XII удар, после которого враг уже не сумел возродиться к прежней мощи. Петр ликовал. Андреевскими кавалерами стали сразу четверо. Во-первых, два давних царских соратника, истинные «птенцы гнезда Петрова» – князь Аникита Репнин, командовавший во время сражения центральными частями русской армии, и генерал-фельдцейхмейстер Яков Брюс, управлявший артиллерией. А во-вторых, два генерала-иностранца на русской службе – Самуил фон Ренцель, взявший в плен шведского генерала Карла Рооса, и Людвиг фон Алларт, который, возглавляя левое крыло пехоты, наголову разбил гвардию Карла XII.
После Полтавы Петр подумывал и об учреждении солдатского Андреевского креста, который стал бы достойной наградой для нижних чинов. Но реализовать этот замысел в военных условиях не удалось. Для урядников и солдат – участников битвы отчеканили серебряные медали «За Полтавскую баталию».
Шитая звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного. XVIII век
Портрет Эрнста Иоганна Бирона. Неизв. худ. XVIII век
Андреевская когорта
Несмотря на порывистый нрав, Петр проявлял разборчивость в награждении орденом. В проекте статута предписывалось, что число «природных» кавалеров, то есть российских подданных, не должно превышать двенадцати, а вместе с иностранцами их должно быть двадцать четыре, «дабы достоинство сего великого ордена имело тем более уважения, а от великого множества кавалеров не пришел бы сей орден в презрение». Царь надеялся, что таким образом объединит лучших из лучших – по воинской доблести и государственному уму, по заслугам перед Россией и ее самодержцем.
И все же он совершил трагическую осечку в награждении орденом. В 1700 году его получил гетман Украины Иван Мазепа – «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». Петр доверял ему. По сравнению с предыдущими гетманами Мазепа представлялся зрелым и просвещенным политиком, деятельным сторонником и соратником московского царя. В начале 1690-х он легко подавил смуту, разгоравшуюся на Днепре, в казачьем краю, а потом твердо выполнял приказы Петра во время Азовских походов.
В 1707 году царю донесли о тайных переговорах гетмана со шведами и их союзниками, но он сперва не поверил в предательство Мазепы. Тем сильнее был гнев самодержца, когда измена стала очевидной. В ноябре 1708-го в Глухове, запорожской столице, в присутствии Петра устроили заочную казнь предателя. На чучело Мазепы надели голубую ленту. На эшафот поднялись андреевские кавалеры Александр Меншиков и будущий канцлер Гавриил Головкин и разорвали патент на орден Андрея Первозванного, выданный изменнику. С чучела сорвали ленту, а затем вздернули его на виселице. Бывшего гетмана предали анафеме – церковному проклятию – «за крестопреступление и за измену к великому государю». Для Мазепы по приказу Петра вместо «Андреевской кавалерии» в единственном экземпляре отчеканили орден Иуды с надписью: «Треклят сын погибельный Иуда, ежели за сребролюбие давится». На ордене в пять килограмм весом был изображен Иуда, повесившийся на осине. Царь хотел заставить предателя постоянно носить эту «награду». Но месть не удалась: Мазепа успел бежать к своему союзнику Карлу XII.
В числе последних петровских кавалеров стоит упомянуть о Павле Ягужинском, одном из ярчайших сподвижников царя-реформатора. Выходец из Литвы, он поступил на службу в Преображенский полк и вскоре заменил Меншикова в качестве денщика Петра. Тот высоко ценил его дипломатические способности, веселый нрав, умение плясать до упаду на «ассамблеях» и честность. В 1722 году Ягужинский возглавил новый государственный институт – прокуратуру, которая, по планам императора, должна была «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». «Вот мое око, коим я буду все видеть», – сказал Петр, представляя первого генерал-прокурора Сенату. Символично, что именно Ягужинский, которому основатель высшего ордена империи в последние годы жизни доверял как никому другому, замыкал строй петровских орденоносцев.
Сменялись эпохи, царствования, но орден Андрея Первозванного напоминал о героических и уже ставших легендарными петровских временах. Конечно, ничто не стоит на месте. Павел I утвердил «Установление о российском кавалерском ордене», унифицировавшее наградные знаки. Орден Святого Андрея стал символом императорской власти и правящей династии, поэтому возникла практика «автоматических» награждений, которые не любил Петр. Великих князей стали удостаивать высшего ордена империи еще в младенчестве при крещении, а князей императорской крови – по достижении ими совершеннолетия.
Но главный замысел первого российского императора сбылся: андреевские кавалеры стали настоящими рыцарями России, доказавшими свою верность многолетней и безупречной службой на государственном или военном поприще. Ведь за отдельные, даже самые яркие подвиги знаков высшего ордена не присваивали. Ими награждали лишь проверенных огнем, водой и медными трубами маститых сановников и полководцев, талант и преданность которых не вызывали сомнений. На них держалась Россия.
Традиция прервалась в 1917 году, чтобы возродиться в 1998-м. Сегодня восстанавливаются не только преемственные связи с историческим наследием, но и принципы служения и верности державе, которая, как и в петровские времена, готова к высокому взлету.
Орден Иуды, изготовленный в единственном экземпляре для Ивана Мазепы. 1709 год
Что почитать?
Вилинбахов Г.В. Награды России. Ордена. СПб., 2006
Гаврилова Л.М. За веру в Бога и верность государю. Петр I и наградная система России. М., 2022
Арсений Замостьянов, кандидат филологических наук