Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Первозванный апостол

№100 апрель 2023

По евангельским сведениям, Андрей и его брат Петр родились в Галилее в семье рыбака по имени Иона. Повзрослев, они поселились в городе Капернауме на берегу Геннисаретского озера, где продолжили дело отца.

 

Святой путешественник

Когда Андрею было около 25 лет, он встретил Иисуса, о чем Евангелие от Матфея повествует так: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним».

Вот так просто: в один миг поверили и последовали. Но другие тексты усложняют картину. По данным апокрифического жития Андрея, он с юности вел благочестивую жизнь, а когда в окрестностях появился пророк Иоанн Креститель, откликнулся на его проповедь о скором пришествии Спасителя. Об этом сказано в Евангелии от Иоанна: «Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: "Христос"». Из этого следует, что Андрей в самом деле был Первозванным, первым учеником Христа, хотя другие евангелисты отводят эту роль Петру.

Отправившись проповедовать слово Христово, Андрей явился в малоазиатскую область Вифинию, где низверг «гнусную статую Артемиды», водрузив на ее месте крест. Так же действовал он и в других краях, что, естественно, вызывало раздражение язычников. В Синопе его схватили и подвергли жестоким пыткам, но волею Господа Андрей вскоре «оказался здоровым и целым от ран». Житие апостола говорит о многих его чудесах: например, в Никомидии он воскресил мальчика, разорванного собаками, а в Патрах – целых сорок человек, утонувших в море вместе с кораблем. Из-за последнего случая Андрей Первозванный считался покровителем моряков, хотя есть и другое объяснение этому – его рыбацкое прошлое.

ALBalb2070893.jpg

Мученичество святого Андрея. Худ. Б. Э. Мурильо. 1675–1682 годы

 

Крест на горе

Продолжая свой путь, апостол где-то в середине I века достиг Кавказа и прошел через земли аланов, абазгов и зихов (предков абхазов и черкесов). Везде его сначала хотели убить, но потом, благодаря чудесам и добрым делам, провожали с почетом. Так он добрался до столицы Боспорского царства, нынешней Керчи, где вплоть до революции почитался камень, якобы сохранивший отпечаток стопы святого. В «Повесть временных лет» включена история о том, что Андрей, будучи в Корсуни (Херсонесе), услышал о славянских землях и захотел просветить их. «…И проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев», – поведал летописец.

Далее Андрей будто бы направился еще выше по Днепру, дошел до Новгорода, побывал в «стране варягов», а оттуда неведомым образом попал в Рим, где, согласно «Повести временных лет», рассказал о странных обычаях русичей: «Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат».

Возможно, книжник в самом деле слышал такое от непривычных к русской бане иноземцев, но к жившему за тысячу лет до того апостолу это вряд ли имело какое-либо отношение. Тем более что другие источники вообще ничего не сообщают о его пребывании в Риме (как и на Руси), а утверждают, что с Боспора Андрей отправился в Малую Скифию, позже историческую область Добруджа в Румынии и Болгарии, а оттуда в Византий – будущий Константинополь. Там он рукоположил первого местного епископа Стахия и назначил несколько священников, «чтобы они учили народ и совершали таинства».

 

Верный до конца

Как и многие ученики Христа, Андрей принял мученическую смерть. Случилось это около 67 года н. э. в городе Патры на Пелопоннесе, когда император Нерон начал гонения на христиан. Местным властям по всей Римской империи приказали арестовывать и казнить адептов новой веры. Правитель Патр, названный в житии Егеатом, заключил апостола под стражу, но к окнам Андреевой темницы ежедневно стекались толпы поклонников, которым он проповедовал. Из-за этого правитель поспешил приговорить Андрея к казни на кресте. Примерно в то же время такая же участь постигла в Риме и его брата Петра.

Андрей настоял, чтобы крест для него сделали не похожим на тот, на каком страдал Спаситель, не желая кощунственно уподобляться Ему. В результате святого распяли на косом кресте, неразрывно связанном с тех пор с его именем. В Патрах сегодня воздвигнут крупнейший в Греции собор, освященный во имя Андрея Первозванного, а недалеко от него, на предполагаемом месте казни, бьет родник. Мощи апостола, бережно сохраненные его учениками, в 357 году были перенесены в Константинополь и помещены в храм Святых Апостолов. После взятия византийской столицы крестоносцами в 1204 году мощи оказались в итальянском Амальфи, где и сейчас находятся в еще одном соборе, названном именем святого.

Часть мощей Андрея Первозванного еще в раннем Средневековье попала в далекую Шотландию, где хранилась в городе Килримонт, нынешнем Сент-Эндрюсе, пока не была утрачена в годы Реформации. Крест святого Андрея еще в IX веке стал символом этой страны. Так случилось, когда король пиктов Энгус II перед битвой увидел в небе облако в форме косого креста, оказавшееся знамением его победы. В 1606 году шотландский флаг – белый косой крест на синем фоне – появился на флаге Великобритании, где позже занял свое место еще один андреевский флаг – красный крест на белом фоне, принадлежащий Ирландии. А в начале XVIII века Петр I лично составил описание нового военно-морского флага: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В этом флаге соединились предание о посещении апостолом Руси, его роль покровителя моряков и упрямая мечта Петра Великого о море, на котором предстояло утвердиться его державе.

RIA_6295937.HR.jpg

В Андреевском флаге соединились предание о посещении апостолом Руси, его роль покровителя моряков и упрямая мечта Петра Великого о море, на котором предстояло утвердиться его державе

Проекты морских флагов, нарисованные лично Петром I.jpg

Проекты флагов, нарисованные Петром I. 1699 год

Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук