Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Иностранные орденоносцы

№100 апрель 2023

Начало традиции положил Петр Великий: за четверть века он успел наградить высшим российским орденом почти 20 подданных европейских монархий. Правда, первый опыт оказался крайне неудачным. Четверо из пяти иностранцев, награжденных до 1709 года, то есть до Полтавской виктории, были впоследствии лишены права ношения ордена.

 

Петровские маневры

Одним из первых кавалеров ордена Святого Андрея Первозванного был чрезвычайный посланник барон Марквард Людвиг фон Принцен, который привез царю радостную весть о коронации в Кёнигсберге бранденбургского курфюрста Фридриха III, ставшего королем Пруссии Фридрихом І. Петр наградил Принцена первым русским орденом во время личной аудиенции в июне 1701 года. Однако тот проигнорировал орден и никогда его не носил, поэтому впоследствии решено было лишить его высокой награды. Столь же неуспешными оказались награждения в 1703 году канцлера Саксонии графа Вольфа Дитриха фон Бейхлингена, саксонского первого министра и тайного советника графа Августа Фердинанда фон Пфлуга и генерал-инженера француза Жозефа Гаспара Ламбера де Герена: вскоре они также были лишены права ношения российского ордена.

Этот опыт заставил впредь быть осмотрительнее и даже выдвигать будущим кавалерам определенные условия. Именно так проходило в 1718 году награждение Фридриха Вильгельма фон Грумбкова – тайного советника нового прусского короля. Из донесений русских дипломатов стало известно, что Грумбков, который «поныне весьма противной стороны держался (понеже великие подарки ему дают) и великую помеху нам делал», хочет получить орден Андрея Первозванного. Чтобы склонить его на российскую сторону, Петр решил вручить ему награду. Однако в секретной инструкции оговаривалось: если Грумбков «обещание свое даст, что он тот орден всегда будет носить… и что он того ордена не оставит, как господин Принцен учинил».

«Награждения Принцена и Грумбкова наглядно демонстрируют историю становления первого российского ордена, – считает хранитель коллекции орденов и медалей конца XVII – ХХ веков Оружейной палаты Людмила Гаврилова. – Сразу после учреждения его авторитет был еще невысок, награжденные пренебрегали им, сам факт награждения не менял статуса кавалера. Зато после Полтавской битвы и победы России в Северной войне его престиж значительно вырос». Заметно повысили статус российского ордена взаимные награждения царя Петра, польского короля Августа II Сильного и датского короля Фредерика IV высшими орденами своих государств. 

В 1717 году Петр побывал во Франции. Париж надолго запомнил его встречу с семилетним королем Людовиком XV, которого царь в письме жене назвал «дитем зело изрядным образом и станом». В нарушение этикета Петр I поднял хозяина Тюильри на руки. Луи стал третьим королем – кавалером русского ордена. К концу жизни первого российского императора, как показывает история советника Грумбкова, иностранцы уже добивались ордена Андрея Первозванного, а само награждение им превратилось в весомый аргумент средств тайной дипломатии.

Трагически сложилась судьба еще одного иностранца из первых кавалеров ордена Святого Андрея – валашского господаря Константина Брынковяну, который вел секретную переписку с Петром и был готов стать его союзником. Награждение господаря не разглашалось, ведь он считался вассалом Османской империи и его симпатии к России могли вызвать ярость сюзерена. Оказалось, что опасались этого не зря. В марте 1714 года султан Ахмед III сместил Константина с престола и вызвал в Стамбул. Там Брынковяну умер, не выдержав пыток, а четверо его сыновей были обезглавлены. Румынская православная церковь в 1992 году причислила господаря-мученика к лику святых. Его почитают и в России. В 2018-м решением Священного синода святого Константина включили в месяцеслов Русской православной церкви.

стр 28 RIAN_561436.HR_.ru_.jpg

Знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Начало XIX века 

 

Русский крест для Бонапарта

Случалось, что андреевские кавалеры становились противниками России. Подобный поворот предвидел Петр Великий, писавший в проекте орденского статута: «Иностранный кавалер Святого Андрея в таком случае, когда его государь войдет с Россиею в войну, должен извиниться и не служить противу нас своему государю; но есть ли бы, однако ж, государь его принудил противу нас служить, то сие при нашем ордене не должно быть предосудительно его чести, хотя бы он и пожелал удержать и носить орден».

Во времена Наполеона политическая ситуация в Европе стремительно менялась. С осени 1806 года Россия и Пруссия вели изнурительную войну против французской армии. В начале лета 1807-го Бонапарт одержал победу над русскими войсками под командованием генерала Леонтия Беннигсена во Фридландском сражении. После этого Александр I принял решение вступить в переговоры о мире. Два императора – Наполеон и Александр – встретились в Тильзите в плавучем павильоне посередине реки Неман. Подписав мирные соглашения, Россия признала почти все завоевания французов. Две державы обязались оказывать друг другу поддержку в случае войны.

Сближение недавних врагов проходило с размахом. Александр I наградил Наполеона орденом Андрея Первозванного. Вместе со своим императором высшую награду России получили его братья Жером и Луи, прославленные маршалы Иоахим Мюрат и Александр Бертье, а также министр иностранных дел Шарль Морис Талейран. Позднее к этому списку добавились еще маршал Жан Ланн, французский посланник в Петербурге Арман де Коленкур и сменивший Талейрана Жан-Батист Номпер де Шампаньи. Наполеон ответил не менее щедро. Большой крест ордена Почетного легиона – высшую награду Франции – пожаловали Александру I, его брату Константину Павловичу, генералам Петру Толстому и Дмитрию Лобанову-Ростовскому и министру иностранных дел Андрею Будбергу.

На параде войск двух держав Наполеон попросил назвать ему самого храброго из русских солдат. Ему указали на рослого гренадера лейб-гвардии Преображенского полка Алексея Лазарева. Император снял с себя орден Почетного легиона и сам прикрепил его к мундиру Лазарева со словами: «Помни, что это день, когда мы, твой государь и я, стали друзьями». Русский монарх не мог ответить тем же: солдатам орден Святого Андрея Первозванного не жаловали – это не соответствовало духу награды. Александр в тот же день передал Наполеону знак отличия военного ордена – солдатский Георгиевский крест, которым наградили «храбрейшего из французских воинов».

Этот дипломатический праздник понравился далеко не всем – как в России, так и за ее пределами. Шведский король Густав IV Адольф, давний союзник Петербурга, которому орден достался еще в младенчестве, не смирился с награждением «узурпатора Европы» и отказался от высшей российской награды. Он демонстративно отослал Александру I орденский крест и звезду. После этого судьба не жаловала короля. Под давлением военных поражений и своих оппонентов в 1809 году он был вынужден отречься от престола и доживал свой век в Германии и Швейцарии под именем полковника Густавсона.

Любопытно, что в 1812-м, когда Россия отражала нашествие «двунадесяти языков», состоялось всего лишь два награждения иностранцев орденом Андрея Первозванного – и оба кавалера представляли Швецию. Первый – недавний наполеоновский маршал Жан-Батист Бернадот, в то время бывший регентом и фактическим правителем этого скандинавского королевства. Вскоре он станет королем Карлом XIV Юханом, а главное – союзником России в войне против своих прежних соотечественников. Второй кавалер – его сын Оскар, тоже будущий король Швеции. В Петербурге понимали, как важно поддерживать выдвиженцев Наполеона, которые выступили против его завоевательной политики.

В 1813 году, когда русская армия, прогнав врага со своей земли, продолжила сражаться с войсками Бонапарта, образовалась 6-я антифранцузская коалиция. Александр I охотно награждал союзников высшим орденом России, и первыми в этом ряду стали министр иностранных дел Австрийской империи Клеменс фон Меттерних и король Великобритании Георг IV. В 1815 году к «иностранному легиону» андреевских кавалеров присоединился британский герцог Артур Веллингтон – полководец, разгромивший Наполеона в битве при Ватерлоо.

Serangeli_Прощание Наполеона и Александра после Тильзитского мира, 9 июля 1807 г.jpg

Прощание Наполеона с Александром I в Тильзите. Худ. Д. Серанжели. 1810 год

В 1807 году кавалером ордена Андрея Первозванного стал Наполеон: во время встречи в Тильзите его наградил Александр I, получивший в ответ Большой крест ордена Почетного легиона

Людовик XV посещает Петра Великого в отеле Lesdiguières в Париже.jpg

Людовик XV посещает Петра Великого в отеле Lesdiguières в Париже 10 мая 1717 года. Худ. Л. Эрсан-Модюи. 1838–1840 годы

008400.jpg

Портрет герцога Веллингтона. Худ. Д. Доу. 1829 год

 

«Мы удивим мир своей неблагодарностью»

В декабре 1845-го высшим российским орденом был награжден 15-летний сын австрийского эрцгерцога Франца Карла Франц Иосиф. Через три года он стал императором Австрии. А еще через несколько месяцев обратился к русскому самодержцу Николаю I с просьбой о помощи. Вена не могла усмирить восстание в Венгрии. Мадьяры боролись за суверенитет – и Австрийская империя оказалась на грани распада. Весной 1849 года царь послал на подмогу молодому союзнику экспедиционный корпус под командованием фельдмаршала Ивана Паскевича, который разгромил венгерских мятежников. Франц Иосиф I шефствовал над русским Кексгольмским полком, расквартированным в Варшаве, нередко надевал его форму. Николай Павлович называл австрийского императора сыном. Казалось бы, между двумя империями установились идиллические отношения. Но пророческими стали слова, которые приписывают Феликсу Шварценбергу, главе австрийского правительства: «Мы еще удивим мир своей неблагодарностью». Вероломство восторжествовало в 1854 году, когда разгорелась Крымская война. Великобритания и Франция выступили на стороне Турции, а Вена не только отказалась подписать с Петербургом договор о нейтралитете, но и выдвинула войска на границу с Россией.

Франц Иосиф откровенно писал своей матери Софии: «Мы загоним мощь и влияние России в те пределы, за которые она вышла только по причине слабости и разброда в нашем лагере. Медленно, желательно незаметно для царя Николая, но верно мы доведем русскую политику до краха. Конечно, нехорошо выступать против старых друзей, но в политике нельзя иначе, а наш естественный противник на востоке – Россия». В кабинете российского императора висел портрет Франца Иосифа. По воспоминаниям фрейлины Анны Тютчевой, дочери поэта, Николай в дни Крымской войны «перевернул к стене портрет коварного австрийца и написал над ним слова: Du undankbare [нем. – «ты неблагодарный»]».

Надо сказать, что Франц Иосиф, испортив отношения с Россией, не приобрел надежных союзников. После неудачных для Вены военных конфликтов с Италией и Пруссией Австрию уже называли «нисходящей державой». В 1914-м в Сараеве от рук сербских террористов погиб племянник императора, наследник престола Франц Фердинанд – кстати, тоже андреевский кавалер. Вена объявила Сербии ультиматум, в котором, помимо прочего, требовала, чтобы расследование убийства проходило с участием австрийского правительства. Сербия не могла пойти на такие условия. Балканскую страну поддержала Россия, и это стало толчком к началу Первой мировой войны.

В стане главного противника Российской империи в той войне – Германии – было несколько андреевских кавалеров. И прежде всего кайзер Вильгельм II, питавший настоящую страсть к военным мундирам и наградам разных держав. Он с гордостью красовался в парадной форме российского 13-го гусарского Нарвского полка, шефство над которым вверил ему император Николай II. А также часто носил орден Святого Андрея Первозванного, пожалованный ему еще в детстве как сыну наследного принца Германии. На многих фотографиях можно увидеть кайзера с голубой лентой и звездой старейшего русского ордена. Но летом 1914-го, когда началась Первая мировая война, он стал для всей России олицетворением агрессивной тевтонской силы. Война завершилась для Вильгельма крахом: Германская империя превратилась в республику, а сам кайзер 9 ноября 1918 года отрекся от престола. Версальский договор, подписанный в 1919-м, объявил его военным преступником и главным виновником Первой мировой. Он доживал свои дни в Нидерландах. Работал над мемуарами, а в начале 1930-х приветствовал усиление национал-социалистов в Германии. Правда, уже в 1938 году он критиковал бесчеловечную политику нацистов. Умер Вильгельм в своей голландской усадьбе, незадолго до вторжения гитлеровцев в СССР.

вильгельм.jpg

Кайзер Вильгельм II в зимней парадной форме 13-го гусарского Нарвского полка. Около 1913 года

 

Последний кавалер

Орден Андрея Первозванного являлся символом российской короны и награждать им представителей республиканских политических систем было не принято. Первое исключение сделал император Александр III для президента Французской Республики Сади Карно в 1891 году. Слишком важным и для России, и для Франции был военно-политический союз, заключенный двумя державами. С тех пор высшим российским орденом награждали всех французских президентов – вплоть до Раймона Пуанкаре, получившего Андреевский крест накануне Первой мировой войны…

В сентябре 1916 года кавалером ордена Андрея Первозванного стал 15-летний принц Хирохито. Николай II не питал добрых чувств к Стране восходящего солнца, но в Первую мировую эта восточная держава была союзником России. Любопытно, что Хирохито достался орден, ранее принадлежавший Константину Победоносцеву. После его смерти семья обер-прокурора Святейшего синода продала регалии Кабинету Его Императорского Величества. Ювелир Карл Бланк переделал андреевские знаки согласно правилам, предназначенным для нехристиан, – без образа апостола, распятого на кресте, и с лавровым венком вместо девиза «За веру и верность». Орден выслали в Японию. Вскоре распалась Российская империя, а в конце 1926 года Хирохито занял императорский трон.

Он проводил агрессивную националистическую политику, вошедшую в историю как «японский милитаризм». Главным его проектом стала попытка покорить Китай, унесшая миллионы жизней. Не избежал император и военных столкновений с СССР. На 1938 год пришелся советско-японский конфликт в районе озера Хасан и реки Туманной. Хирохито лично одобрил план атаки на этом приграничном рубеже. После двух недель напряженных боев японцы отступили и запросили перемирия. С мая по сентябрь 1939-го продлилось новое, еще более масштабное столкновение СССР с Японией – в Монголии, на берегу реки Халхин-Гол. Победа Красной армии положила конец претензиям японцев на территорию Монголии и советского Дальнего Востока. 13 апреля 1941 года нарком иностранных дел Вячеслав Молотов и его японский коллега Ёсукэ Мацуока подписали советско-японский пакт о нейтралитете.

В финале Второй мировой войны, 15 августа 1945 года, когда Красная армия разгромила японскую Квантунскую, а американцы совершили атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, Хирохито по радио обратился к подданным империи, объявив о капитуляции. Многие считали, что его – союзника гитлеровской Германии – будут судить как военного преступника, но монарху удалось избежать трибунала.

Хирохито оставался императором Японии (правда, с определенного момента с урезанными полномочиями) 62 с небольшим года и умер в возрасте 87 лет, в 1989-м. Много лет он был последним андреевским кавалером на свете. Хирохито не дожил всего лишь девять лет до возрождения ордена Андрея Первозванного в современной России. 

Хирохито1.jpg

Император Японии Хирохито. 1920-е годы

Многие годы император Хирохито был последним андреевским кавалером на свете. Он не дожил всего лишь девять лет до возрождения ордена Андрея Первозванного в современной России

стр 31.jpg

Звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного («детская»). Мастерская И.-В. Кейбеля. 1856 год

Евгений Тростин