Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События февраля

№98 февраль 2023

785 лет назад

Трагедия Суздальской земли 

Бату-хан штурмом взял стольный Владимир

Монгольское нашествие на Русь началось осенью 1237 года. Послы Бату-хана, явившись к рязанскому князю Юрию с требованием дани, услышали в ответ: «Когда из нас никого в живых не останется, тогда всё возьмете». По-видимому, в тот момент Юрий рассчитывал получить помощь великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. Но она не пришла. В декабре рязанцы в течение пяти дней героически держали оборону, которую монголы все же прорвали, применив стенобитные орудия. После устроенного ими побоища, как говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем», «не осталось там ни стонущего, ни плачущего: ни отца и матери по детям, ни ребенка по отцу и матери». На прежнем месте этому городу уже не суждено было возродиться. 

Между тем монголы по руслам замерзших рек двинулись во Владимиро-Суздальское княжество. По дороге войско Бату-хана разграбило Москву и в начале февраля 1238 года оказалось у стен Владимира. Столица Северо-Восточной Руси располагала мощной крепостью с деревянными и каменными стенами, которую прикрывали реки Клязьма и Лыбедь. Однако соотношение сил было явно не в пользу ее защитников. Сам великий князь Юрий Всеволодович накануне покинул Владимир: по одним данным, он отправился на север княжества, надеясь собрать войска, по другим – просто бежал, стараясь увлечь за собой захватчиков и тем самым отвести их от города. Владимир защищала небольшая дружина во главе с сыновьями великого князя Всеволодом и Мстиславом. Отчаянно сражались и горожане. 7 февраля монголы пробили стены крепости, началась жестокая битва на улицах. «Кровь лилась как вода», – свидетельствовали летописцы. Князь Всеволод, пытавшийся начать переговоры с Батыем, чтобы остановить резню, был убит. Стольный град подвергся страшному разорению. Епископ Митрофан и почти вся великокняжеская семья погибли в огне и дыму в подожженном Успенском соборе, та же участь постигла и большую часть жителей Владимира.

Е.И. Дешалыт Штурм Владимира войском хана Батыя 7 февраля 1238 года__.jpg

Решающий штурм города Владимира войском хана Батыя 7 февраля 1238 года. Диорама. Худ. Е.И. Дешалыт

ria-497329-preview__.jpg

Взятие Владимира Батыем. Лицевой летописный свод. XVI век

 

370 лет назад

Шаг к расколу

В России началась церковная реформа

К середине XVII века едва ли не самой острой проблемой русской церкви стало исправление богослужебных книг, в которых при переписывании возникало немало разночтений. Спорам не было конца. Что взять за образец при корректировании текстов, а следовательно, и обрядов? Одни богословы выступали за то, чтобы опираться на древнерусские церковные книги, другие считали, что ориентироваться следует только на греческие уставы. Ко второй точке зрения склонялись молодой царь Алексей Михайлович и недавно ставший патриархом Никон. 11 (21) февраля 1653 года Никон указал опустить в издании Следованной Псалтири – одной из важнейших литургических книг – главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. С этого решения началась церковная реформа, приведшая к расколу. По московским храмам рассылались предписания об изменении богослужебных канонов. Наиболее болезненными для ревнителей старого благочестия стали такие нововведения, как замена большей части земных поклонов поясными, написание «Иисус» вместо «Исус», крещение не двумя, а тремя перстами и изменение порядка крестного хода, во время которого отныне следовало двигаться против солнца, а не «посолонь». Реформа встретила жесткое сопротивление со стороны многих представителей духовенства и верующих. Но государство поддерживало новации Никона. На Московском соборе 1656 года тех, кто оставался верен двуперстному крестному знамению, предали анафеме. Однако противники реформы не смирились. Наиболее известным оппонентом Никона стал протопоп Аввакум. С точки зрения протопопа и его приверженцев нововведения были еретическим отступничеством от православия. Несмотря на репрессии со стороны светских и церковных властей, противники преобразований сохранили верность своим принципам, создав старообрядческие общины. 

Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола. Алексей Кившенко, 1880.jpg

Церковный собор 1654 года. Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты. Худ. А.Д. Кившенко. 1880 год

 

240 лет назад 

Русская просветительница

Екатерина Дашкова назначена директором Петербургской академии наук

Две выдающиеся женщины – Екатерина Дашкова и Екатерина II – познакомились, когда первая еще была не замужем и носила фамилию Воронцова, а вторая еще не стала самодержицей, являясь супругой наследника престола. Дашкова сыграла немалую роль в подготовке переворота, который привел к власти Екатерину Алексеевну. Но вскоре их дружба разладилась, и княгиня 18 лет провела вдали от Петербурга – в своих имениях и в путешествиях по Европе. После возвращения на берега Невы Дашковой удалось вернуть расположение государыни. 24 января (4 февраля) 1783 года Екатерина II назначила ее директором Санкт-Петербургской императорской академии наук. Дашкова стала первой женщиной в мире, занявшей подобный пост. Она видела свою задачу в том, что науки в России, «присвоены будучи всему отечеству и вкоренившись, процветать будут». При академии регулярно устраивались публичные лекции на русском языке для всех желающих, была расширена работа Академической гимназии и типографии. При Дашковой в несколько раз снизились цены на книги, карты и альманахи, издаваемые академией, которые из-за дороговизны никто не покупал. Кроме того, она создала переводческий департамент, чтобы расширить в России возможность читать на родном языке лучшие иностранные научные трактаты и литературные произведения. Дашкова оказалась умелым управленцем: под ее руководством академия практически не допускала растрат. Но к 1795 году отношения двух Екатерин вновь испортились, и императрица фактически отстранила бывшую подругу от дел, отправив ее в отпуск «для поправления здоровья». Вскоре взошедший на престол Павел I лишил княгиню должности и запретил ей появляться в Петербурге, вспомнив о ее роли в заговоре против отца. В 1801 году Александр I пригласил ее вновь возглавить академию, но она отказалась, ссылаясь на возраст и здоровье. 

043880.png

Портрет княгини Екатерины Воронцовой-Дашковой. Неизв. худ. 1780 год

 

100 лет назад

Ликвидация Фартового

Чекисты обезвредили известного налетчика Леньку Пантелеева 

Уроженец Тихвина Леонид Пантёлкин в ранней юности работал печатником в типографии, но очень скоро, в 17 лет, вступил в Красную армию. Участвовал в боях с войсками генерала Николая Юденича, командовал пулеметным взводом. В мирное время стал следователем в военно-контрольной части дорожно-транспортной Чрезвычайной комиссии объединенных Северо-Западных железных дорог. Однако в органах правопорядка прослужил недолго. Уже тогда он был связан с уголовным миром, где его знали как Леонида Пантелеева. Имелась у него и другая кличка – Фартовый. В начале 1922 года он собрал банду, в которую вошли матерые уголовники. За полгода они совершили несколько десятков налетов, наводя ужас на жителей Петрограда и его окрестностей. Вопреки слухам, оружие осторожные пантелеевцы применяли нечасто, напрасных убийств старались избегать. В сентябре сотрудникам милиции удалось арестовать их главаря. Пантелеева ждал смертный приговор. Однако он сумел бежать, подкупив одного из надзирателей известной петроградской тюрьмы «Кресты». После этого его банда стала действовать более жестоко и нагло. В ночь на 13 февраля 1923 года чекисты выследили Фартового, но взять его живым не удалось. Чтобы горожане убедились в том, что преступник, которого считали неуловимым, мертв, власти приняли решение выставить его труп на всеобщее обозрение в морге Обуховской больницы.

Пантелеев стал символом криминального разгула 1920-х годов. Через полвека после гибели дерзкого налетчика его образ появился на экранах – в многосерийном телефильме «Рожденная революцией». Правда, сценаристы превратили Леньку в аполитичного профессионального уголовника, который не служил ни в Красной армии, ни в ЧК.

LPanteleev.jpg

Леонид Пантёлкин. 1922 год

original.jpg

 

90 лет назад 

Подарок Гитлеру

Поджог Рейхстага стал поводом для ужесточения политического режима в Германии

В начале 1933 года лидер Национал-социалистической немецкой рабочей партии Адольф Гитлер возглавил правительство Германии. Но абсолютной властью над страной он еще не обладал. В рейхстаге у нацистов не было большинства голосов, необходимого для продавливания законов, да и в правительство в то время входили только три члена гитлеровской партии. Ситуация стала резко меняться в пользу Гитлера после событий 27 февраля. Вечером этого дня в зале для пленарных заседаний рейхстага начался пожар, вскоре охвативший все здание. В поджоге признался 24-летний психически неуравновешенный Маринус ван дер Люббе, ранее состоявший в Коммунистической партии Голландии. Свой поступок он объяснил желанием подать сигнал к сопротивлению нацистам. Вывод о поджигателе-одиночке много лет спустя, в 2008 году, в книге «Пожар в Рейхстаге. Карьера одного преступления» подтвердил редактор газеты «Вельт» Свен Феликс Келлерхофф, обратившийся к расследованию тех событий. По его мнению, поступок Люббе стал неожиданным подарком Гитлеру, давшим повод для развертывания репрессий против коммунистов. Согласно другой версии, которой придерживались в СССР и ГДР, теракт устроили сами гитлеровские сторонники. Как бы то ни было, но уже на следующий день, 28 февраля 1933 года, подконтрольная нацистам пресса обвинила в поджоге Рейхстага «красных», а президент Германии Пауль фон Гинденбург подписал указ «О защите народа и государства», фактически вводивший в стране чрезвычайное положение. В документе шла речь об отмене личных прав и свобод граждан, а именно свободы собраний, союзов, слова, печати, а также об ограничении тайны переписки и неприкосновенности частной собственности. Начались аресты коммунистов, социал-демократов и лидеров либеральных движений. С сентября по декабрь 1933 года в Лейпциге проходил судебный процесс над Люббе и его мнимыми «соучастниками» – председателем фракции Коммунистической партии Германии в рейхстаге Эрнстом Торглером и тремя болгарскими коммунистами Георгием Димитровым, Василом Таневым и Благоем Поповым. Всю вину Люббе взял на себя и по приговору суда был обезглавлен на гильотине. Репрессивная политика нацистов в отношении оппозиционеров стала набирать обороты сразу после выхода чрезвычайного указа президента. 

 

50 лет назад

«О, сколько нам открытий чудных…»

В эфир вышла телепередача «Очевидное – невероятное»

В начале 1970-х годов возникла идея создания научно-популярного тележурнала – для регулярной демонстрации просветительских документальных фильмов. На роль ведущего в проект пригласили профессора Сергея Капицу – потомственного ученого-физика, сына лауреата Нобелевской премии академика Петра Капицы. Название «Очевидное – невероятное» придумала редактор Ирина Железова. Дебютная программа вышла в эфир 24 февраля 1973 года. Она получила тысячи откликов. Стало ясно, что разговор о науке вызывает интерес у широкой телевизионной аудитории. Каждый выпуск начинался пушкинскими строками, звучавшими весомо и загадочно:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг...

Профессор Капица был не только бессменным ведущим, но и автором сценария выпусков программы. Он сам приглашал гостей, выбирал для телеэфира документальные фильмы, а иногда и заказывал режиссерам новые ленты на актуальные научные темы. В разные годы в передаче принимали участие академики Никита Моисеев, Игорь Петрянов-Соколов, Аркадий Мигдал, Наталья Бехтерева. В 1980 году авторы «Очевидного – невероятного» были удостоены Государственной премии СССР. О невероятном успехе проекта говорят многочисленные пародии на него – вплоть до популярной песни Владимира Высоцкого «Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное – невероятное" из сумасшедшего дома – с Канатчиковой дачи». В 1990-е годы предпринимались попытки закрыть легендарную программу. Сергей Капица вспоминал: «Требовали, чтобы я, во-первых, громил советскую науку и, во-вторых, не возражал против всякой лженауки. Я отказался категорически. Тогда меня выгнали». «Просвещенья дух» на закате ХХ века кому-то показался невостребованным. Тем не менее передачу несколько раз возрождали на разных каналах вплоть до смерти ее ведущего в 2012 году. Сегодня «Очевидное – невероятное» по праву считается классикой просветительского телевидения. 

image017.jpg

Горящий Рейхстаг. 1933 год

TASS_212350.jpg

Сергей Капица. 1998 год

Журнал «Историк»