Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что почитать и что увидеть в феврале?

№98 февраль 2023

Куриев М.М. 

Нельсон

М.: У Никитских ворот, 2023

Научно-популярная биография одного из главных героев Великобритании, «спасителя нации» адмирала Горацио Нельсона (1758–1805) стала третьей по счету книгой об эпохе Наполеоновских войн, выпущенной историком Муратом Куриевым. Две предыдущие посвящены императору Наполеону Бонапарту и его победителю под Ватерлоо – «железному герцогу» Веллингтону.

Произведений о знаменитом адмирале в мировой историографии существует много. Отечественному читателю известны прежде всего работы академика Владимира Трухановского, изданные в 1980-е годы, – «Адмирал Нельсон» и «Судьба адмирала: триумф и трагедия. Жизнеописание Горацио Нельсона, британского флотоводца, его плаваний и битв, его любви и гибели». Однако труд Мурата Куриева, созданный на обширной базе источников и литературы, при этом написанный изящно, тонко и просто, так, как это умеет делать автор, несомненно, найдет своего читателя.

«Если бы жажда славы была грехом, то я был бы величайшим грешником в мире» – эта фраза прославленного адмирала стала эпиграфом к книге. Кто-то, возможно, подумает, что перед нами очередная «батальная история», еще одно сочинение о войне, в данном случае о войне на море. Однако это не совсем так. В первую очередь речь здесь идет о долге. Жан Тюлар, старейшина французского наполеоноведения, как-то написал, что историк не может любить своего героя. Но есть и иной подход: история не может не быть субъективной, как и сам историк. Мурат Куриев прямо указывает на это в книге: он сопереживает своему герою, «прославившемуся благодаря многим победам и одной истории любви». Подобная сопричастность и позволяет ему создавать образы живых людей – исторических персонажей переломной эпохи. Таким получился и Нельсон – не только триумфатор Трафальгара и национальный герой, но и человек долга, человек страсти. «Отчаянно храбрый и невероятно тщеславный, истово верующий и вульгарный…  Как это все помещалось в маленьком Нельсоне?» – задается вопросом автор. Знаменитый роман с Эммой Гамильтон – пример того, как почти на три года страсть взяла верх над великим флотоводцем. Но когда пришел час вновь ступить на капитанский мостик, Нельсон исполнил долг, обессмертив свое имя. Виктория в Трафальгарском сражении, стоившая ему жизни, лишила Наполеона боеспособного флота, превратив Британию в безраздельную владычицу морей и в конечном счете обеспечив ей победу в составе антинаполеоновской коалиции.

Конечно, у каждого биографа будет свой Нельсон. У Куриева он получился таким: «Ростом – меньше Наполеона. Рано поседел. Одна рука, глаз, покрытый голубоватой пленкой… Так выглядит самый популярный национальный герой Англии, адмирал Горацио Нельсон. "Спаситель нации". <…> Тщедушный человек в адмиральском мундире… Но какая сила в нем жила! Какие страсти бушевали! За это его и обожают англичане. И еще за то, что он создал целую идеологию всего из одного слова. Долг». 

 

 

Морозова Л.Е.

Москва. От княжеской крепости до столицы всея Руси

М.: Кучково поле, 2022

2.jpg

История российской столицы уходит корнями вглубь веков. Восстановить ее прежний облик, казалось бы, могут только археологи. Однако знакомство с некоторыми письменными памятниками – летописями, повестями и сказаниями русских авторов, а главное, с различными записками и сочинениями иностранных путешественников, купцов и дипломатов, зафиксировавших свои впечатления, – показывает, что в них содержится много данных о древнем облике Москвы. Изучение этих произведений позволило реконструировать этапы строительства города и понять, как небольшое поселение на Боровицком холме превратилось в стольный град, вызывавший восхищение многих иноземных визитеров.

 

Пенской В.В.

Иван Грозный. Начало пути. Очерки русской истории 30–40-х гг. XVI века

М.: Центрполиграф, 2023

2963444_detail.jpg

Новая книга доктора исторических наук Виталия Пенского посвящена сложному и противоречивому времени в истории Российского государства и человеку, ставшему символом этого времени. Долгое правление Ивана Грозного, по существу, подвело итоги пребывания Рюриковичей на вершине политического олимпа. Первый русский царь завершил дело, начатое его прадедом Василием II и дедом Иваном III, – собирание земель и достроил здание «служилого государства». Автор рассказывает о годах боярского правления после кончины отца Ивана IV и периоде междуцарствия, когда формировались личность и характер будущего царя, а также о том, как начинался его путь к власти. 

 

Богданов А.П.

Царь Федор Алексеевич, старший брат Петра Великого

М.: Ломоносовъ, 2023

4 1.jpg

Работа доктора исторических наук Андрея Богданова – это попытка вернуть русской истории забытого ею царя-преобразователя. Федор Алексеевич, единокровный брат Петра Великого, занимал трон чуть более шести лет. Бытует мнение о его неспособности к самостоятельному правлению, поскольку он страдал наследственным недугом. Но Федор Алексеевич не был слабым царем. Он отменил местничество, реформировал армию, реорганизовал государственный аппарат, провел перепись населения, учредил единое налогообложение, основал первые дома призрения, выдавал беспроцентные кредиты на каменное строительство, утвердил принципы организации в Москве университета и т. д. – словом, создал по меньшей мере почву для реформ, которые позже будут названы именем его младшего брата.

 

Демкин А.В.

Сенат и управление территориями Российской империи в царствование Елизаветы Петровны

М.; СПб.: Ин-т рос. истории РАН; Центр гуманитарных инициатив, 2022

Demkin_mini-1.jpg

Пришедшая к власти в 1741 году Елизавета Петровна не воспользовалась опытом своих предшественников. Она не оформила себе законодательно соправителя в лице Верховного тайного совета или Кабинета министров. Новая императрица подчеркивала, что будет править по заветам своего «незабвенного родителя», Петра I. Поэтому при ней Правительствующий сенат целиком отвечал за вопросы внутренней политики. Книга доктора исторических наук Андрея Демкина посвящена изучению проблемы управления территориями Российской империи Сенатом при Елизавете. В ней представлены общие управленческие решения в сферах финансов, экономики, общественной жизни, городского хозяйства, защиты населения от эпидемий, исполнения законов. 

 

Правилова Е.А.

Империя в поисках общего блага. Собственность в дореволюционной России

М.: Новое литературное обозрение, 2022

68018942-ekaterina-pravilova-imperiya-v-poiskah-obschego-blaga-sobstvennost-v-dorev.jpg

Принято считать, что в дореволюционной России частная собственность не была достаточно защищена и что российский либерализм не смог обосновать идеалы индивидуализма. Однако книга профессора Принстонского университета (США) Екатерины Правиловой показывает, что самодержавное государство стояло на страже интересов владельцев, а либеральные мыслители, политики и эксперты ратовали за ограничение гипертрофированных частных прав. Как отмечает автор, российский дореволюционный либерализм не был индивидуалистическим – он развивал идеи гражданского общества, построенные на принципах публичного владения национальным богатством.

 

Фочкин О.В.

Петровский путевой дворец и его окрестности

М.: Лингва-Ф, 2023

cov-1.jpg

Третья книга серии «Жизнь в окружении истории» посвящена нескольким районам Москвы, расположенным вокруг Петровского путевого дворца на Ленинградском проспекте. Стадион «Динамо», промышленная зона на Вятской улице, Городок художников на Верхней Масловке, Московский ипподром, кондитерская фабрика «Большевик», Ажурный дом, комбинат издательства «Правда» – это объекты, о которых идет речь в путеводителе. На страницах, полных удивительных подробностей, красивых легенд и точных фактов, автор знакомит читателя со старыми московскими дачами и ресторанами, усадьбами и памятниками, с тем, как они создавались, какие люди там жили и чем были знамениты. В издании представлены многочисленные архивные материалы, часть которых публикуется впервые. 

 

Будницкий О.В.

Красные и белые

М.: Новое литературное обозрение, 2023

5icmzebhoyxf7poywpkrnxbu7o5e2atw.jpg

Страсти по Гражданской войне не утихают и вряд ли утихнут в обозримом будущем. Осмысливая постигшую страну катастрофу, каждый из враждующих лагерей породил собственный исторический нарратив и собственную плеяду героев. Сегодня почти все они – и белые, и красные – утратили романтический ореол: обе стороны продемонстрировали в этом конфликте редкостную жестокость. Книга доктора исторических наук Олега Будницкого состоит из биографических очерков о лидерах красных и белых, коллективных портретов наиболее известных воинских соединений тех и других. Демонизации или романтизации этих персонажей автор противопоставляет анализ мотивов действий ключевых фигур той эпохи, стремясь увидеть в них живых людей, вынужденных делать нелегкий выбор, а затем – пожинать плоды своих поступков и преступлений.

 

Уинтер Дж.

Места памяти, места скорби. Первая мировая война в культурной истории Европы

СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2023

221118-044301new-1371x2048.jpg

Книга, вышедшая в 1995 году и впервые переведенная на русский язык, посвящена различным аспектам памяти о Первой мировой войне в культурной истории Европы. Джей Уинтер, почетный профессор Йельского университета (США), один из наиболее известных современных историков Первой мировой, пишет об осмыслении опыта участия в кровавой бойне и ее непредсказуемых последствиях, о многочисленных захоронениях, памятниках, о спиритизме и кинематографе, о народной религии и произведениях искусства, отразивших восприятие войны и повлиявших на воспоминания о ней и о ее жертвах.

 

Смит Н.

Одурманивание Маньчжурии. Алкоголь, опиум и культура в Северо-Восточном Китае

СПб.: Academic Studies Press / Библиороссика, 2022

111.jpg

В своем исследовании профессор университета Гвельфа (Канада) Нортон Смит показывает, как китайцы относились к алкоголю и опиуму в разные исторические периоды вплоть до середины XX века, отслеживает рекламные тренды – от продвижения потребления спиртного как признака современности тех, кто его употребляет, до призывов к жесткому контролю или даже запрету на алкоголь, а также анализирует китайскую художественную литературу 1930-х и 1940-х годов, посвященную употреблению алкоголя и других одурманивающих веществ.

 

ВЫСТАВКИ

 

23 декабря 2022 года – 27 марта 2023 года

Рисунки и акварели. XVIII век

Русский музей, Михайловский замок

Санкт-Петербург, улица Садовая, 2

1.jpg

Выставка предоставляет возможность познакомиться с наиболее интересными образцами графики XVIII века из музейного собрания, которые по причине своей хрупкости экспонируются крайне редко. Произведения русских художников соседствуют с работами европейских мастеров, чье творчество оказалось связанным с Россией. Натурные штудии, наброски и этюды к полотнам отражают сложившуюся структуру рисунка того времени, а искусное использование различных техник демонстрирует высокую степень профессионализма наших соотечественников. Рисунки и акварели иностранных мастеров – от эскизов плафонов и театральных декораций до беглых шаржированных портретов и силуэтов – знакомят с европейской художественной традицией, открывавшей для русских живописцев и публики новые темы и типы рисунка.

 

21 декабря 2022 года – 27 марта 2023 года

Драгоценный убор русской иконы XV – начала XX века

Государственный исторический музей

Москва, Красная площадь, 1

ok-11150-2.png

Собрание Исторического музея позволяет раскрыть традиционные особенности и завораживающую красоту убранства икон на материале, принадлежащем огромному хронологическому периоду. Убор русской иконы – явление сложное и мало знакомое посетителям музеев. На выставке показаны образа с разнообразными украшениями. Драгоценные оклады и шитые ризы, венцы и цаты, пелены и убрусы, различные привесы помогут воссоздать картину бытования икон в храмах и частных домах. Представленные артефакты демонстрируют высочайший художественный уровень русского прикладного искусства. 

 

16 декабря 2022 года – 19 марта 2023 года

Всеобщий язык

ГМИИ им. Пушкина

Москва, улица Волхонка, 12

19233-foto-5-03.png

Как в разные эпохи люди общались друг с другом? Как разрешали свои повседневные проблемы и пресекали распри, заключали официальные соглашения и обменивались приветствиями, поздравлениями и пожеланиями? В семи разделах выставки представлены различные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, книжные памятники и разного рода письменные источники, свидетельствующие о попытках отдельных людей и целых народов договориться между собой, – от египетских папирусов, клинописных табличек и новгородских берестяных грамот до долговых расписок, материалов частной переписки и дипломатических документов Нового времени.

 

20 декабря 2022 года – 6 марта 2023 года

Борис Неменский. К 100-летию художника

Новая Третьяковка

Москва, улица Крымский Вал, 10

1z90t44saxv3q4s2qngnxeydue50rbmn.jpg

В расширенной экспозиции народного художника РСФСР Бориса Неменского (род. 1922), представленной к 100-летию выдающегося мастера, можно увидеть самые известные его произведения, посвященные событиям военного времени. Среди них «Мать» – одна из первых картин, написанных им в 1945 году, после долгожданной победы. По словам Бориса Неменского, это полотно есть выражение «великой благодарности к простым русским женщинам». Свое творческое кредо он сформулировал в статье «Сила правды и сила света»: «Вера в свой народ, в свою страну, в силу правды и силу света в человеческих отношениях, а значит, и в искусство жива во мне до сегодняшнего дня. Жива».

 

6 декабря 2022 года – 23 марта 2023 года

Константин Коровин и его круг. Москва – Париж

Дом русского зарубежья им. А. Солженицына

Москва, улица Нижняя Радищевская, 2

k_korovin_parizh_1900-scaled.jpg

На выставке представлена живопись и графика Константина Коровина (1861–1939), включая редкие, не экспонировавшиеся ранее работы, архивные документы и письма, документальные фильмы о художнике. Особое внимание устроители выставки уделили тем, кто словно втягивался в его орбиту. В этот круг входили друзья Михаил Нестеров, Валентин Серов, Антон Чехов, Федор Шаляпин, Константин Станиславский, Сергей Виноградов, а также ученики Александр Герасимов, Борис Иогансон, Роберт Фальк, Наталья Гончарова. Коровин оказался педагогом, который умел придать своим ученикам стимул и направление. Одни становились его прямыми последователями, другие оказались совершенно не похожими на преподавателя, но навсегда сохранили в себе «коровинский импульс».

 

24 декабря 2022 года – 2 апреля 2023 года

Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков

Государственный Эрмитаж

Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 32

i-4f.png

Выставка представляет более 140 удивительных по красоте и элегантности экспонатов, составляющих вместе Образцовую музейную коллекцию предметов эпохи модерна, исполненных российскими и западноевропейскими мастерами. Впервые демонстрируются изделия Датской королевской фарфоровой мануфактуры, Берлинского королевского завода, керамической фирмы Теодора Дека, произведения Эмиля Галле, Эрнеста Левелье и братьев Дом. 

Наталья Таньшина и Варвара Рудакова