События Января
№97 январь 2023
545 лет назад
Конец смуты
Великий князь Иван III торжественно въехал в Новгород
В середине XV века Новгород оставался независимым. Присоединение Новгородской земли к Русскому государству стало одной из первоочередных задач великого князя московского Ивана III. Богатый торговый город часто поддерживал противников Москвы, что не могло не вызывать у нее опасений. К тому же новгородские земли могли стать важным ресурсом для князя, который опирался на поместную систему, раздавая служилым людям наделы. Когда до Ивана III дошли слухи, что новгородцы ведут переговоры с польским королем и великим князем литовским Казимиром IV о присоединении Новгорода к Литве, он перешел к решительным действиям. Московский князь выступал как защитник не только интересов своего государства, но и православия, ведь Литва была католической. В 1471 году Иван III двинул на город войска. У реки Шелони новгородское ополчение – многочисленное, но в большинстве своем не желавшее воевать с Москвой – было разбито армией великого князя. Стороны заключили мир, по которому Новгород отказывался от самостоятельной внешней политики, сохраняя республиканскую форму правления.
Но смута в Новгороде не закончилась. Фактически он раскололся надвое: одна часть боярства поддерживала дальнейшее сближение с Москвой, другая выступала за сохранение суверенитета Господина Великого Новгорода и его владений. В итоге под предлогом того, что сторонники новгородской «старины» продолжали вести переговоры о союзе с Литвой, московский князь предпринял новый поход. На сей раз он не церемонился, воплощая в жизнь свою программу: «Вечу колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держати». Приверженцы новгородской вольницы не смогли оказать серьезного сопротивления его войскам. После длительных переговоров 15 января 1478 года Иван III торжественно въехал в город, народ признал его своим государем. К Московскому государству присоединились обширные земли. Оппозиционеров сослали, вече упразднили, а вечевой колокол увезли в Белокаменную. Вместо посадников Новгородом отныне управляли наместники великого князя.
465 лет назад
Бросок на Запад
Началась Ливонская война
Ливонский орден – западный сосед Русского царства – не раз нарушал политические и финансовые договоренности, заключенные с Москвой. Это подталкивало царя Ивана IV к началу войны. Среди стоявших перед ним задач историки называют распространение русского влияния в Прибалтике, призванного облегчить путь к европейским рынкам. Иван Грозный заложил порт на берегу реки Нарвы, но ливонцы не пропускали туда европейских купцов. Другим поводом к боевым действиям стала невыплата ливонцами сравнительно небольшой так называемой юрьевской дани – исторического налога дерптского (юрьевского) епископа в пользу великих князей московских. Противоречия накапливались, и 22 января 1558 года русские войска вошли в Ливонию. Война началась в окрестностях приграничной крепости Нарва, принадлежавшей Ливонскому ордену. Нарвским гарнизоном командовал рыцарь Фохт Шнелленберг. Весной русское воинство возглавили брат царского советника воевода Даниил Адашев, будущий предводитель опричников Алексей Басманов и боярин Иван Бутурлин. Напротив Нарвы, по другую сторону одноименной реки, находился основанный еще Иваном III русский форпост – Ивангород. Оттуда артиллерия вела обстрел вражеской твердыни. Кроме того, русские прибегнули к приему, уже испытанному при взятии Казани: срубили деревянную крепость, затем разобрали ее и речным путем доставили к стенам Нарвы. Там удалось развернуть новый укрепленный городок, блокировавший ее с моря. Усилия русских воинов увенчались успехом – в мае Нарва капитулировала. Трофеями победителей, согласно летописи, стали 230 больших и малых пушек и множество пищалей. Жители целовали крест на верность московскому царю. Нарва стала первой крупной цитаделью, которую русские войска заняли во время Ливонской войны. Москва получила удобную морскую гавань, там заработала верфь. Город оставался в составе Русского царства до 1581 года, когда его захватили шведы. В наше время Нарва – третий по численности населенный пункт Эстонии.
Иван Грозный. Реконструкция М.М. Герасимова. 1964 год
160 лет назад
Мятеж дезертиров
Вспыхнуло новое восстание в Польше
Польские территории, вошедшие в состав Российской империи в результате Наполеоновских войн, стали для Петербурга источником нестабильности. Даже после подавления мятежа 1830–1831 годов там действовали подпольные организации, готовившие новое вооруженное восстание. Идея борьбы за независимость объединяла разнородные польские тайные кружки – от социалистических до монархических. Все они возлагали надежды на поддержку Запада, прежде всего Франции. Поводом к мятежу послужил рекрутский набор, от которого польская молодежь стала массово уклоняться. Первые повстанческие отряды сформировались из молодых дезертиров. Восстание началось 10 (22) января 1863 года с нападения на русские гарнизоны в Плоцке, Кельцах, Лукове и других небольших городах. Диктатором мятежа избрали генерала Людвика Мерославского, прибывшего из Парижа. Правда, уже в феврале его отряд дважды потерпел поражение, и он счел за благо ретироваться обратно во Францию. Войска повстанцев действовали разрозненно, но им удалось охватить значительную территорию, в том числе в Минской и Виленской губерниях. Они развязали террор против украинских, белорусских и даже польских крестьян, выступавших против мятежа. Бессудным казням подверглись около 2 тыс. человек. В мае 1863 года император Александр II назначил Михаила Муравьева виленским, гродненским, ковенским и минским генерал-губернатором. Муравьев действовал жестко: например, реквизировал в пользу государства имения помещиков, замеченных в поддержке повстанцев. Его опорой стали православное большинство края и армия. Ему удалось принудить к капитуляции все действовавшие против властей партизанские отряды. Либеральная публика заклеймила его как «вешателя», но за два года по приказу генерал-губернатора было казнено только 128 человек, что не шло ни в какое сравнение с жертвами террора мятежников. После усмирения восстания поляки потеряли остатки самостоятельности, на Царство Польское стали распространяться общероссийские законы, а вместо наместника краем стал управлять варшавский генерал-губернатор. Эти меры на несколько десятилетий успокоили бунтарский регион.
Польские повстанцы времен восстания 1863 года. Худ. С. Хлебовский. Вторая половина XIX века
145 лет назад
«И в цветах ряды солдат»
Русские войска освободили Софию
Крупнейший болгарский город служил основной базой снабжения османской армии во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. После падения Плевны турки бросили лучшие силы, чтобы не пропустить противника к Софии. Бои за нее развернулись у села Горни-Богров. Рядом с русскими сражались болгарские добровольцы. Несколько дней янычары оказывали яростный отпор. Но войска генерал-лейтенанта Иосифа Гурко, совершившие героический переход через Балканский хребет, отрезали неприятелю пути к отступлению на Пловдив. Мушир Осман Нури-паша панически боялся оказаться в окружении и поспешил отойти на запад, оставив на милость победителей 6 тыс. турецких раненых… Он же отдал приказ сжечь Софию. Только вмешательство итальянских дипломатов спасло город от уничтожения. Жители встречали русских воинов хлебом-солью и с музыкой. В зимний день даже нашлись цветы для освободителей. 23 декабря 1877 года (4 января 1878-го) кубанские казаки, шедшие в авангарде, сбросили со здания городской управы турецкий флаг. А на следующий день в Софию с развевающимися знаменами вошли основные силы во главе с Гурко, которого болгары увенчали лаврами триумфатора. В обращении к войскам он отметил: «Взятием Софии завершился блестящий период нынешней войны – переход через Балканы, в котором не знаешь чему больше удивляться: храбрости ли, геройству ли вашему в сражениях с неприятелем или выдержке и терпению, с которыми вы переносили тяжкие невзгоды…» Болгарский поэт Иван Вазов писал: «К храбрым девушки спешат, / И в цветах ряды солдат, / Ружья, сабли, кони, пушки… / Словно братьев дорогих, / Все встречают их: / "Здравствуйте, братушки!"» В Болгарии этот день отмечают ежегодно как важную веху в освобождении от османского владычества.
Торжественный въезд русских войск в Софию. Литография П.Н. Шарапова. 1878 год
80 лет назад
Герои «Молодой гвардии»
Гитлеровцы казнили подпольщиков в Краснодоне
Формирование «Молодой гвардии» началось вскоре после захвата Краснодона германскими войсками в июле 1942 года. В подпольную организацию вошли несколько красноармейцев и около сотни юношей и девушек. Важную роль в ее создании сыграл 18-летний Виктор Третьякевич, успевший недолго повоевать в партизанском отряде. Из комсомольцев, стремившихся внести свой вклад в борьбу с врагом, он формировал ячейки «Молодой гвардии». В ночь на 7 ноября 1942 года в честь 25-й годовщины Октябрьской революции ребята вывесили красные флаги на школах, жандармерии и на других учреждениях. Позже им удалось освободить более 80 пленных красноармейцев, уничтожить нескольких немецких мотоциклистов, сжечь здание биржи труда со списками тех, кого собирались угнать в Германию. Молодогвардейцы писали и распространяли листовки, а накануне католического Рождества совершили нападение на машину, которая доставляла почту и подарки для оккупантов. Но вскоре после этого гестаповцы вышли на след подпольщиков. В начале 1943 года начались аресты. На допросах юношей и девушек зверски били, им ломали пальцы и ребра, выкалывали глаза, прижигали раны раскаленными прутьями. Не добившись никаких сведений, в ночь на 15 января 1943 года немцы сбросили 50 молодогвардейцев в шурф шахты № 5-бис. Самым первым в шахту столкнули еще живого Третьякевича. Нацистам и их пособникам удалось оклеветать героя, выставив его предателем. Правда восторжествовала только 22 сентября 2022 года, когда президент России Владимир Путин за активное участие в создании и деятельности подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, присвоил Виктору Третьякевичу звание Героя Российской Федерации. Посмертно.
Непокоренные. Худ. Ф.Т. Костенко, М.Л. Вольштейн, А.А. Фильберт. 1952 год
35 лет назад
Бессмертный подвиг 9-й роты
Советские десантники отстояли высоту 3234 от атак моджахедов
Осенью 1987 года подразделения советской 40-й армии и части вооруженных сил Афганистана начали войсковую операцию «Магистраль». Ее целью было деблокирование окруженного моджахедами Хоста и установление контроля над дорогой, связывавшей город со столицей провинции Пактия – Гардезом. К концу года поставленные задачи удалось выполнить. Тогда же части Советской армии овладели стратегически важными высотами в труднодоступном массиве Сулеймановы горы, откуда могли держать оборону дороги на Гардез. Один из блокпостов находился на высоте 3234. Ее защищали военнослужащие 9-й роты 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка под командованием гвардии старшего лейтенанта Сергея Ткачева. 7 января 1988 года после часового артиллерийского обстрела душманы бросились на штурм высоты. 39 десантникам противостояли от 200 до 400 моджахедов. Атаки продолжались 12 часов. Последняя началась 8 января, в три часа ночи. В критический момент неравного боя, когда у защитников высоты заканчивались боеприпасы, а враг приблизился на расстояние 15 метров, пришла подмога. Взять высоту 3234 моджахедам не удалось. Защищая ее, погибли шестеро бойцов 9-й роты: гвардии младший сержант Вячеслав Александров, гвардии ефрейтор Андрей Федотов, гвардии рядовые Николай Огнев, Евгений Яцук, Андрей Мельников и Анатолий Кузнецов. Ранения получили 28 офицеров и солдат. Позже от ран умерли гвардии младшие сержанты Владимир Криштопенко и Андрей Цветков. 28 июня 1988 года 20-летнему Вячеславу Александрову и 19-летнему Андрею Мельникову посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Подвиг не забыт: ему посвящен фильм режиссера Федора Бондарчука «9 рота», ставший лидером российского кинопроката 2005 года.
Мемориальная доска на перевале близ высоты 3234. Афганистан, провинция Пактия
Журнал «Историк»