Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Остаются только примитивные штампы»

№97 январь 2023

_dsc0340.png

Юрий Кублановский, поэт, лауреат премии Правительства России в области культуры

Запретный и даже полузапретный плод сладок. В молодости меня интересовали те образцы западной – и в том числе американской – культуры, с которыми в Советском Союзе познакомиться было непросто. Мы по крупицам собирали впечатления о таких писателях и музыкантах, как Уильям Фолкнер, Юджин О’Нил или Джордж Гершвин. Это действительно замечательные писатели и музыканты, они и сегодня восхищают. И все-таки к началу 1980-х годов я уже не был западником. Постижение наследия Федора Достоевского, Семена Франка и других классиков русской мысли, знакомство с русской церковной традицией, с трудами Александра Солженицына – все это направило меня в сторону почвеннической идеологии.

В 1980-е я жил на Западе. Конечно, там было больше свободы и комфорта, чем в СССР. И надо отдать должное Европе и Америке за то, что они приютили тех, кого мы причисляем к русскому зарубежью. Но постепенно я стал понимать: Америка борется не столько с Советским Союзом, сколько с русской традицией и государственностью. Ей прежде всего не нужна Россия – самостоятельная, мыслящая, сильная.

В последние годы американцы, несмотря на внешнюю приверженность христианству, растеряли те во многом здравые ценности, что были заложены когда-то в фундамент общественного устройства Соединенных Штатов. Растеряли чувство истории. Это приводит их, например, к разрушению памятников тем основателям США, которые ныне считаются неугодными в соответствии с конъюнктурой (или диктатурой?) толерантности. Им все равно, что среди этих монументов были замечательные произведения искусства. Главное – продемонстрировать свою силу, сломать, перечеркнуть. Корневая, почвенная Америка приговорена к уничтожению самими американцами.

Образ современных США определяет массовая культура, перечеркивающая всю «цветущую сложность» бытия. Она откровенно антирелигиозна и античеловечна. А Фолкнер, Эдгар По, Марк Твен взяты под подозрение. Они не толерантны! Даже «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл – американская «Илиада», которая еще недавно была очень важна для самосознания нации, – теперь считаются «неправильным», «неполиткорректным» романом. Все самобытное и выдающееся, что было в Америке, летит в выгребную яму. Остаются только примитивные штампы.

Эта тенденция появилась давно, она победила не в одночасье, но в последние годы подмяла под себя все и приняла особенно уродливые формы. От воинствующего материализма либеральные «властители дум» перешли к идеологии «трансгендерности» и пытаются ее навязать всему миру. Действуют агрессивно, стремясь изменить человечество на свой лад. Американские идеологи стоят за каждой цветной революцией, за каждым «майданом». Что это? На мой взгляд, катастрофа, деградация. И самое опасное – воинствующее антихристианство, его нетрудно разглядеть под легким гримом слов о «правах человека». Почему в Штатах победила именно эта идеология? Склоняюсь к самому простому ответу: идти под горку легче, чем подниматься в гору. Американцы – в большинстве своем – даже не видят, что это самоубийство.

Многое в современной России несовершенно, не все радует – да иначе и не может быть. Но есть и надежды – в первую очередь потому, что мы остаемся, пожалуй, единственной страной в Европе, которая не отвергает, а все-таки старается беречь христианские идеалы. В то время как надежд на возрождение Америки почти не осталось. Поэтому сегодня в России дышится свободнее, чем на Западе. В наши дни идет противостояние раненной коммунизмом, но все-таки живой России и деградирующего Запада во главе с США. Верю, что «трансгендерная» цивилизация нас не покорит, верю в возрождение нашей страны – на основе культурной традиции, которая проходит через века и не должна прерваться. У нас найдутся для этого силы, как бывало и прежде.

Юрий Кублановский